Год памяти тюменского Локомотива

Сергей Лелеко
  Так можно назвать год  текущий   с точки зрения освещения истории  знаменитой футбольной и  хоккейной команды послевоенного периода,   в   которой играли воспитанники довоенного тюменского футбола «от станка и паровоза», фронтовики и настоящие кумиры тогдашней Тюмени.

             Эта работа, как оказалось, сродни трудам поисковиков на полях сражений: следов материальных подвигов тех замечательных спортсменов-тружеников почти нет. Свидетелей, людей знавших и видевших их – ничтожно мало, а родственники давно рассеяны по городу  и России. Очень скудные сведения о команде, игроках и спортобществах в Тюменских архивах и газетах тех лет,  а те,  что находятся,  поражают своей мизерностью и малой информативностью. Совсем нет статистики – если имеются кое-какие результаты игр, то авторов голов история умалчивает.  Не находится архив ДСО «Локомотив» - его нет ни в Тюмени ни в Екатеринбурге.  Поэтому, к великому сожалению, должен сказать, что по некоторым «фигурам» тогдашнего железнодорожного клуба можно сказать лишь пару слов…   Поздно, поздно этим заниматься!  Время ушло безвозвратно и даже приоткрыть нашу футбольно-хоккейную историю 30-х  и,  тем более 20-х годов, теперь совершенно не реально.

                Правда, могу с удовлетворением отметить, что благодаря большой помощи немногочисленных ветеранов -  Геннадия  Хомутова,  Бориса  Мишатина,  Юрия Токаревских,  к сожалению ушедшего   из жизни 1 декабря,  Олега  Захарова,  Виктора Попырина, а так же руководителей  общественного музея спорта  Ираиды Поповой и архива Тюменского отделения Свердловской железной дороги Натальи Некрасовой,   удалось после длительных бесед с ними и найденными по их информации родными и близкими ушедших спортсменов, изучения целых связок старых документов и домашних архивов, найти достаточно интересных материалов по большинству основных игроков команды. Так что за год увидели свет статьи о замечательных людях и спортсменах Борисе Ширко, Евгении Логинове, Георгии Грюнвальде, Николае Клевцове, Дмитрии Турлакове, Николае Кубасове, Иване Шмелёве. Это те «плюсы», о которых хочется сказать.

                Но есть и «минусы» - т.е. те люди, материалов о которых мало или почти нет. Тем не менее, я думаю, что будет справедливо сообщить читателю и футбольному болельщику хотя бы то, что имеется о пропущенных спортсменах того «Локомотива»,  обзорную статью о котором «Тюменский курьер» опубликовал  8 мая сего года.

            Начну с  защитника Виктора Игнатьева 1922 года рождения – довоенного воспитанника железнодорожного футбола,  успевшего поиграть и за  «Спартак»  до начала Великой Отечественной войны. В музее тюменского спорта можно найти его довоенную фотографию, где он снят на футбольном поле стадиона «Локомотив».  Известно, что этот спортсмен воевал и был ранен, однако найти сведений о его боевом пути мне не удалось, так же как и родственников.  Нет его так же в списках тюменцев – участников Великой отечественной войны, попавших в Книги Памяти.  К слову, аналогичная ситуация и по другим футболистам нашего города – участникам войны. Исключение только одно – Дмитрий Турлаков.  По некоторым сведениям именно  ранение  этого цепкого и жёсткого защитника было причиной того, что он ходил с тростью,  но при этом… активно играл и в футбол и в русский хоккей!  Вершина карьеры – выступления за «Локомотив» в Первенстве Урала в 1946 году – пропущен  всего один матч.  Виктор Игнатьев долгое время работал учителем физкультуры в 50-й железнодорожной школе, затем был тренером по лёгкой атлетике и кратковременно – директором ДЮСШ. Этот незаурядный человек, спортсмен и хороший организатор,  в  50-е годы был так же некоторое время председателем Тюменского ДСО «Спартак». Ещё кое-где в разговорах с пожилыми тюменцами можно услышать про «американца» - это опять про него.   Любил и умел одеваться так, чтобы выглядеть не как все.  Брюки – чуть ли не «дудочка», пиджак, шляпа  или кепи(!)  и… трость.  Всегда выглажен,  вычищен  и  опрятен – информация, как говорится, из первых рук –  от Зинаиды Ильиничны Ширко,  хорошо знавшего этого щёголя в молодости.   При этом обязательный атрибут этого оригинала была курительная трубка. Тогдашнему Тюменскому болельщику этого было достаточно, чтобы к нему кличка «американец» приклеилась намертво!   И до сих пор этот факт подтвердит любой человек, знакомый с тогдашними футбольными и хоккейными баталиями, рождения начала тридцатых…

          О человеке с «колокольной» фамилией  Конколович  1915 года рождения известно ещё меньше: Леонид Евгеньевич, родившийся на Дальнем Востоке  на станции Ерофей Павлович в семье  кочегара паровоза, а затем учившийся в дорожной школе ФЗУ на станции Шилка, пошёл по стопам отца. Работал в Тюменском паровозном депо кочегаром, помощником машиниста и машинистом паровоза. Службу  проходил ещё в довоенное время на Тихоокеанском флоте в 1936 – 1938 годах,  а во время Великой Отечественной его фронтом стал трудовой – водил поезда. Эти скупые сведения почерпнуты из его анкеты, сохранившейся в архиве Тюменского отделения Свердловской железной дороги, датированной 1952 годом.

Примечательна  сделанная типографским способом надпись сверху: « За исправленные сведения анкеты вы подлежите суду!» - как-то сразу становится не по себе…  Есть в этом документе собственноручно написанные строчки, от которых тоже становится неуютно:  «Все члены семьи пользуются правами, кроме брата Бориса Евгеньевича, который… разстрелян…» (Орфографию сохраняю).  Далее поясняется, что «…  яко бы за вредительство» -  т.е., сам автор явно не верит в вину брата, поясняя, что  «он был мастером механического  цеха и членом профсоюза»…  Похоже, что жизнь Леонида Конколовича была сплошной драмой, которая едва угадывается в его анкете. А про его увлечение футболом там совсем ничего нет,  но то,  что он играл с молодых лет,  сомнению не подлежит.   Иначе  на знаменитом фото 1946 года нападающего Конколовича попросту не было бы. Как свидетельствует Геннадий Иванович Хомутов, видевший в игре этого пробивного форварда «таранного типа» многократно, ему далеко не всегда удавалось попадать на игры: машинист-инструктор паровоза в послевоенное время был в постоянных поездках.  К сожалению, больше никаких сведений об этом человеке или его родственниках найти не удалось…

          Остальных футболистов той знаменитой команды ещё раз перечислю, поскольку сведений по ним тоже нет: нападающий Николай Полетаев 1914 (!) года рождения, полузащитник Николай Первухин 1918 года рождения (при том, что где-то в городе живёт его сын, которого найти не удалось), нападающий Владимир Мазанкин 1924 года рождения, бежавший «быстрее мяча» - из «молодых», нападающий Дмитрий Нолин 1920 года рождения, полузащитник Виктор Черноскутов 1925 года рождения, вратарь  Иван Варлагин, игравший так же за «Судостроитель», нападающий Григорий Колмогоров 1921 года рождения, продолживший  позже свою карьеру в «Динамо», родных и близких которого тоже нет…

            Всё это, конечно, печально. Но такова жизнь, и остаётся надеяться на то, что ещё найдутся люди,   у   которых есть какие-то сведения об этих ушедших от нас спортсменах-любителях   с большой буквы.  Главное – чтобы они не ушли из истории Тюменского футбола. Будем же помнить о них.