Мнение

Наталия Уралова
Отзыв на пьесу Н.Островского "Гроза"
из "Школьной тетрадки"

Александр Николаевич Островский считается отцом русского драматического театра. Он написал немало пьес о жизни русского купечества: «Банкрут», «Волки и овцы», «Не в свои сани не садись», «Доходное место» – все перечислить невозможно.
Принято считать, что особое место в творчестве драматурга занимает пьеса «Гроза».
Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин.
Да, изобретатель Кулиги много говорит о «жестоких нравах города Калинова»: богатый купец Савелий Прокопьевич Дикой - деспот и самодур, вдовая купчиха Кабаниха – ханжа и диктаторша, но мир всегда был и будет поделен на две половины: добрую и злую.
И не такие уж страшные они злодеи, какими представляют их критики Добролюбов и Писарев. Обычные люди, отягощенные своими проблемами и заботами. Кабаниха – сильная и умная женщина, она в условиях пренебрежительного отношения к способностям женского пола, которое господствовало в 19 век, продолжает вести дела умершего мужа. Видимо, ей приходится нелегко, вот она и ожесточилась. Но дочь и сына она по-своему любит и желает им только добра.
Ну, а «луч света в темном царстве» Катерина, на мой взгляд, не столько жертва этого царства, сколько заложница своего непокорного характера.
Не одну Катерину в те времена выдавали замуж без любви по родительской воле- и если бы все эти женщины бросались в Волгу, то нас бы с вами сейчас, возможно, не было.
Надо отдать должное великим критикам, которые в бытовой драме увидели социальную трагедию
Катерине не повезло: и муж ей попался бесхарактерный и не умный. Ей – сильной, яркой женщине – трудно находиться рядом с таким мужчиной, хотя она старается и прилагает немало усилий, чтобы полюбить его.
Она не ладит с требовательной и придирчивой свекровью и не хочет оставаться с Кабанихой один на один, когда муж уезжает по торговым делам. Видимо, чувствует что-то.
С другой стороны, если бы ни Варвара, которая устроила встречу Катерины с Борисом, может, ничего бы и не было.
Катерина поддалась на искушение, согласилась встретиться с мужчиной, которого совсем не знала, только издалека видела.
Это характеризует ее с определенной стороны.
Но что бы там ни было, измена произошла, и факт этот представляет Катерину не с лучшей стороны. Да, она терзается, , мучается, потом раскаивается и сознается в измене перед угрозой страшного суда., но , как говорится, лучше сделать и жалеть, чем не сделать и сожалеть)
С точки зрения моральных устоев того времени, Катерина преступница: поддалась на искушение, нарушила обет супружеской верности, да под финал еще утопилась. Самоубийц в те времена не жаловали, их даже за оградкой кладбища хоронили.
Так с какой стати – она «луч света в темном царстве»?
Мне кажется, она жертва своего характера, своих желаний. Она, скорее бунтарка, чем приспособленка, как ее золовка Варвара. И образ этот в литературе Того времени интересен тем, что в 19 веке шла борьба за права женщин, за эмансипацию.
Пьеса написана в 1859 году, в 1863 было отменено крепостное право, а затем при университетах были организованы женские курсы стенографии и машинописи, медсестер…Женщин начинали считать людьми, имеющими права..