Рецензия на ТРОН Наследие

Андрей Ходосов
Интересно, как много людей в зале видело оригинальный фильм?

Этим вопросом я задавался уже выйдя из зала, после двухчасового сеанса, пожалуй, самого яркого зрелища уходящего года. Это не страшно, нет, в конце концов, на вторых «Трансах» в зале сидело как минимум два человека, не видевшие «Трансформеров» ранее ни в каком виде. Вопрос стоит, как и стоял там, в зрелищности. Людям сегодняшнего дня, избалованным компьютерными эффектами и пресытившимися псевдообъемным изображением, трудно показать что-то необычное, что поразит их, или хотя бы заставит просто сказать «ух ты». Остается жонглировать уже имеющимся, смешивать в разных пропорциях, и смотреть, что получится.

Но зачем все это делать, когда все, что можно было, уже придумано?
За столько лет человеческая цивилизация создала все, что только могла, придумала все, что могла вообразить. Все новое – это плотно забытое старое.

А иногда еще и отформатированное.

«ТРОН: Наследие»

Оригинальный фильм 1982го года сейчас мало кто помнит, хотя после начала рекламной кампании сиквела наверняка многие посмотрели первый фильм, и были поражены до глубины души. Поражены тому, что когда-то это вышло в свет. Забывая при этом, что тогда, в 82м, мало кто понимал не то что «как работает компьютер», но и «как он вообще устроен». Глупые имена, дурацкие диалоги и видящаяся бессмыслица видеоряда проистекала из-за необразованности тогдашних зрителей. Сейчас же каждый имеет компьютер, мобильник, некоторые зажравшиеся типы еще и игровую консоль, и на неведении зрителя «как работает компьютер и что вообще в нем» выехать нельзя. Что же делать?
Правильно, надо просто заострить внимание на чем-то еще.

«Лед ТРОНулся»

После краткой истории из жизни Кевина Флинна, главы корпорации «Энком», а также изложения факта его исчезновения, осторожного намека на «Линукс» и прыжка с парашютом, главный герой Сэм приезжает в зал игровых автоматов отца, который не изменился ни капли 9зал, а не отец). Это сделано для фанатов, которые помнят старый «Трон». Зал прежний. Те же диваны на втором этаже. Особенно приятно, что играет музыка 80х, за это зачет. За что зачет ставить не захотелось, так это за глупый перенос в виртуальность. Да, в первом фильме было совсем уж глупо, но в 2010м это можно было бы как-нибудь обставить получше, чем просто ковыряние в ДОСе и запуск программ наугад.
Но на этом все кончается. И все начинается.

Стереоизображение виртуального мира волшебно, насколько это возможно. Темно, яркие полосы, дождь (?) – все признаки киберпанка нам бросают сразу, дабы мы не усомнились. Режим явно тоталитарный, если не тирания.
Героя ловят и привозят… куда-то ; Там милые девушки-роботы аккуратно раздевают Сэма, награждают новой одеждой-броней, и вручают диск с записью его матрицы, как запись личности, идентификатор.
И как это было 28 лет назад, главного героя отправляют на арену для игр. Без объяснений и смысла. Вопрос «зачем компьютерному миру играть в самом себе, уничтожая программы» остается загадкой.
Более загадочно лишь какого **я два брата Страуса назвали свой, прости Господи, фильм «Скайлайн».

Хотя игра стала гораздо интересней и ярче, за это спасибо новым технологиям и тому, что представление об интерактивных развлечениях сейчас совсем другое.

«I dont even have a КЛУ»

Еще в рекламных роликах мы знали, что главным злодеем будет молодой вариант Джеффа Бриджеса, героя оригинальной ленты (кстати, в статике он выглядит на сто порядков реальнее. Видно, что лицо ненастоящее, особенно мимика выдает искуственность). Двойник Кевина Флинна, программа, созданная изначально для помощи в создании идеального мира внутри системы, она восстала против своего творца, когда в системе завелись непрошеные гости – пока Флинн строил мир, в него пришли. Разум зародился в системе из ниоткуда, что Флинн счел чудом, а Клу – ошибкой, угрозой созданию идеального мира, и решил поиграть в немецко-фашистский концлагерь, устроив геноцид новой формы жизни. Флинн еле спасся, защищаемый программой Трон. Но Клу был сильнее.
И в сыне создателя самого себя, Клу увидел угрозу, и не ошибся.
Вот только расправляться с такими кадрами надо сразу, не тянуть. Бах, и все, а не затевать гонки на светоциклах.
Хотя без них было бы не так красиво и эффектно, а гонки удались на славу.

Клу хочет использовать диск Флинна, чтобы выйти наружу, в наш мир. Для этой цели он послал сообщение другу Флинна, автору сторожевой программы Трон, и заманил Сэма в виртуальность. Чтоб отец его начал делать ошибки, выдал себя, и его можно было схватить.
Отец ошибок делать не стал, а вот сынок – еще как стал.

«До последней капли бита»

Преисполненный желания одолеть Клу, Сэм старается выбраться наружу, в наш мир, чтоб уже оттуда надавать Клу по рогам, но когда тебя ищут – это нелегко. Тем более нелегко, когда не знаешь кто друг а кто враг. И хотя умеренно привлекательная барышня с лицом Тринадцатой из «Доктор Хаус» готова помочь, но ее сил и интеллектуальных способностей маловато для окончательной победы. Мордашкой светить легко, а вот разбираться в людях (читай, программах) не умеет. Иначе поняла бы, что ведет Сэма в ловушку.

«Закончилось все хорошо» (Александр Глаголев)

Я не буду пересказывать весь сюжет, хотя и так уже справился на три четверти. Но дело здесь не в сюжете, а в его визуальном воплощении.

«Версия 2.010»
Новый «Трон» во всем хочет походить на оригинальный фильм. Использует те же корабли, светоциклы, тот же стиль одежды, ту же непонятную ерунду с терминами и нелепость сюжета. Но давайте задумаемся. А ведь кроме красивой картинки, в том же осточертевшем «Аватаре» тоже ничего не было! Там тоже все было глупо, но красиво. Однако там красота была природная, а здесь – искусственная, что сложнее. Ведь ее надо придумывать с нуля.

«Свет волшебства»
Игра со светом в фильме чудесна. Отблески, блики и прочие эффекты освещения повсюду где только их можно впихнуть. Все красиво, ярко, и это минус. Минус в том, что за этим танцем света не видишь самого действия, оно теряется, а огни еще и ослепляют. Конечно, это в какой-то мере сглаживается стереоочками, которые из-за технологии стереоизображения делают картинку сильно темней. Но это тоже минус. Причем серьезный, ибо цветопередача ухудшается, а смотреть на двоящееся изображение с интересом не получится. Да, можно найти (если хорошо поискать) кинотеатр, где будут показывать обычную версию, плоскую, но тогда в чем аттракцион?
Хочется еще ткнуть в костюмы. В первом фильме они представляли собой нечто типа плат, микросхем, ввиду чего лучше для зрителя было воспринимать тот мир, как компьютерный. Толстые полоски и окантовки в «Наследии» не имеют никакого смысла кроме стиля. Стиль, может, и выдерживается, но его происхождение нелогично и непонятно.

«Властелин колец»
Еще разъяснить было бы неплохо, почему вдруг диски из «Трон» превратились в кольца «Наследия»? Соглашусь, кольцо проще брать в руки и метать, но тогда и название надо было сменить. Хорошо хоть, не стали в фильме делать Источник, из которого можно черпать и пить чистую энергию. Потому что в диске, служившем в 82м тарелкой, провертели дырку.

«Звуки_му.ехе»
Вот к чему нельзя придраться, так это к звуку и музыке. Трудно сказать, кто бы справился если не лучше, то хотя бы на уровне Daft Punk. По стилю звучания, в голову приходят только Kraftwerk, но Дафты более известны в мире, и у них есть опыт в написании саундтрека. Хотя я немного вру, ибо на их музыку снимали Interstella 5555, а не наоборот.

Звук как «звуки», а не как «музыка», тоже на высоте. Рев всевозможных двигателей, компьютерные голоса программ (только не у всех такой, что тоже минус), стрекот и дребезжание, гул – все настолько хорошо, что не хорошо. Акустически «Наследие» представляет собой ужас для ушей. Звуком много, их слишком много, чтобы адекватно на них реагировать. Здесь так же как и с картинкой – за всем не уследишь, все такое вкусное, что и глаза в кучу, и уши отрываются.

В конечном итоге, «Наследие» получился тоже дорогой, как и «Трон», тоже красивый, тоже глупый. Его плюс в том, что он более понятный, ибо на ахинее компьютерной жизни нет столько акцентов, это не есть цель и главный план. Главный план именно герои, чего так не хватало оригинальной ленте. Но вместе с тем этот фильм не более чем аттракцион, не открытие, не прорыв, не новое слово. Просто кто-то вспомнил хорошее старое, забытое слово, и погромче его произнес, привлекая всеобщее внимание.
Внимание привлек, вызвал ностальгию у тех, кто это слово помнил.
А потом все вернулось на круги своя.