Ива. Лот и Табил. Рамиз Асланов

Открытый Текст
Рамиз Асланов, «Лот и Табил», http://proza.ru/2008/09/12/378

Мое знакомство с творчеством Рамиза Асланова началось именно с этого романа. Привлекло имя Лот в названии.
В Библии есть ряд сюжетов, интересных для меня своей непостижимой глубиной. Один из них – про Лота. Правда, из всего жизнеописания меня не очень привлекает ни его праведность (довольно странно, на мой взгляд, толкуемая), ни инцест с дочерями. Более всего меня цепляет история гибели его жены, которая, уходя из горящего города, обернулась – вопреки приказанию – и превратилась в соляной столб.
Для меня это – история расплаты за нежелание расстаться с прошлым.
И всегда, когда я думаю над этим сюжетом, вспоминаю картину Васильева (название, к сожалению, не помню). На ней изображена колонна марширующих солдат. Полотно заполнено черно-серыми касками и темными шинелями – все со спины. И только один солдат обернулся, зритель видит лицо. Если долго вглядываться в его глаза, охватывает ужас. Как-то сразу понимаешь, что этот - погибнет первым. У него глаза человека, уже преступившего черту между жизнью и смертью. Этот – уже не живой.
Потому что обернулся?
Тут у меня четкая привязка  к истории про жену Лота. Наверное, в последний момент ее жизни, у нее был такой же взгляд.

Начиная чтение романа, я ожидала найти некое подтверждение – или опровержение? – своим мыслям. Очень интересно было узнать мнение стороннего человека. Однако романа захватил меня совсем другими чувствами.

Человек – образование многослойное, у него есть тело, душа и дух.
Библия рассматривает преобразования человека на высшем уровне: душа-дух. Существование тела только констатируется, не больше.

И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. (Быт.16)

Отмечены только начальная точка и конечная: было – стало.
Телесные ощущения остаются за пределами повествования. Как менялись отношения женщин – служанки и госпожи, матери детной и жены бездетной? Какой силы отчаяние испытала Сара, что смогла привести к мужу соперницу? Физических подробностей нет, потому что цель повествования – торжество духа, метаморфозы души, но не тела.
В «земной» литературе невозможно показать изменения души героя без рассказа о базисе – его телесных переживаниях. Герой ест, спит, ходит, говорит, смотрит и т.д. Все это –  иллюстрации к изменению, душевное – через материальное.
До описаний духа добираются единицы, имена этих авторов сохраняются навеки и становятся знаковыми в культуре. Только единицы способны преодолеть опасность утонуть в физических подробностях текста и утопить там же своих читателей. Описательные мелочи есть обрамление сути произведения, подобно тому как скорлупа прикрывает ядро ореха. Без них (мелочей) нет текста, но в обилии скорлупок суть легко теряется. Вытряхивается, как мусор.

Восхищаюсь мужеством Рамиза, взявшегося за безумно сложную задачу, и только могу предполагать силу чувства, послужившего толчком к этой идее.

К разбору в рамках ОТ была представлена глава «Лот и Табил».

И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. (Быт. 11-3)

Лоту семнадцать лет. Молодой, красивый, умный мальчик. Живет нормальными телесными ощущениями своего возраста. Впервые познает женщину, любимую женщину, которая потом трагически погибает.
Сверхзадачу автора в этой главе я увидела так – через физическое показать, каким образом в Лоте проявляется – или формируется? – его богоизбранность. Как мальчик становится человеком, чья жизнь оказывается поворотным моментом в развитии человечества?
Является ли богоизбранность чертой, которая дается сверху – без согласия человека, то есть принудительно? Или в истории было достаточное количество людей, которые в принципе могли бы быть такими фигурами, но в ходе своего развития утеряли/недоразвили эту способность?

В представленной главе переживания Лота трагичны. Дед и дядя в заботах о нем вроде бы делают юноше добро – дают возможность насладиться физической близостью с любимой девушкой.
Много позже люди заметят, что добрыми намерениями вымощена дорога в ад.
Табил, не снеся физических и моральных мук вынужденного аборта, кончает жизнь  самоубийством.
Кто в этом виноват? Дед, патриах Фарра, умерший в возрасте двухсотпяти лет? Или дядя Нахор? Или Авраам? Или сам Лот, оскорбивший любимую женщину ложью?
Но разве могут быть виноваты в случайной смерти случайной девушки патриархи, породившие человеческие племена? Разве жизнь незаметной хромоножки можно поставить вровень с судьбами человечества?
И разве может быть виноват семнадцатилетний мальчик, которому очень хотелось заниматься сексом? Он-то уж о чем мог в это время соображать?
Но читатель помнит, какая фигура вырастет из мальчика. Где, в какой момент его жизни должна проявиться граница – это делает просто  ч е л о в е к,  а  это – божий избранник?

В романе много бытовых подробностей. С моей точки зрения, они органично вписываются в повествования и не уводят читательское внимание в сторону.
Глава начинается описанием жаркого полдня в лавке Нахора. Пришло в голову, что жизнь современных захолустных городков не особо отличается от библейских. Видимо, влияние кока-колы и телевидения не столь сильно, как принято считать.
То же могу сказать про заключительную сцену суда. Похоже, что судьи меняют свои одеяния сообразно смене времен, но справедливости от этого не прибавляется.
На мой взгляд, роман читается легко, есть много удачных деталей. Зацепок для глаза практически нет. Кое-какие предложения показались мне не очень гармоничными в плане стилизации, но лично я не вижу в этом большой беды. Объем произведения велик, идея, которая должна воплотиться – огромна. Такие произведения пишутся годами, и, как мне кажется, задача автора – постоянно удерживать основной вектор. Окончательная полировка  должна наводиться уже после того, как будет поставлена окончательная точка, и – скажу парадоксальную вещь – не автором. Видимо, это должен быть сторонний человек, не задействованный - или мало задействованный - в процессе написания, но чьему языковому чутью автор всецело доверяет.

И еще одна мысль. Роман слишком колоссален, чтобы он был быстро закончен. Не удивлюсь, если он будет писаться всю жизнь, потому что он и есть жизнь.

Спасибо, Рамиз!

С уважением,
Ива.