Оздор. ДЫХ. МЕТ. И ИХ ПРИМ. В ПР. ПОСТ. реч. голос

Библиотека Актера
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ (часть1)

           Кафедра сценической речи ВТУ (института) им М.С. Щепкина
                при Государственном Академическом Малом театре России


                Е.А. Татарченко
         ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
                В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

План

     Введение

I      Механизм голосообразования

II     Профессиональные заболевания голосового аппарата и их лечение

III    Тренировка дыхания – профилактика расстройств голосового аппарата


     Заключение

     Список использованной литературы


Введение

Голос человека – это уникальное явление. Не существует двух абсолютно одинаковых голосов - несмотря на сходство анатомического строения и механизма образования звука. Природный тембр, который и  придаёт голосу индивидуальность, с одной стороны принадлежит только данному человеку, а с другой, в  результате наследственности,  является связующей нитью между разными поколениями одной семьи.
Вместе с тем, голосовой аппарат – наиболее тонкая и хрупкая система человеческого организма. Но об этом обычно вспоминают только тогда, когда привычный механизм речи, по тем или иным причинам, расстраивается. Тогда только человек начинает ценить и беречь свой голос, когда осознаёт свою беспомощность при его потере.
Лучший способ лечения и профилактики заболеваний голоса –
его правильная постановка. Но она возможна только в том случае, если природный голосовой материал  годен к обработке. А тот материал, который получает педагог в виде студентов-первокурсников, обычно наделён целым букетом различных голосовых недостатков, а зачастую и заболеваний. Этому имеется множество причин – раннее курение, последствия неправильного питания, плохая экология и многие, многие другие. Поэтому прежде чем поставить и обработать такой голосовой материал, сначала приходится приводить  аппарат речи в более-менее здоровое состояние.
Попробуем разобраться, что же приводит к сбою в механизме голосообразования:

 

I     Механизм голосообразования:

Существуют две теории образования звука человеческого голоса. Одна из них была сформулирована в XIX века, другая появилась чуть более полувека тому назад, но не опровергла предыдущую, как это бывает обычно, а дополнила её.
Итак, в середине XIX века М. Гарсия, при использовании изобретеного им ларингоскопа, установил, что звук человеческого голоса есть результат периодического вибрирования краёв голосовых связок, происходящего под воздействием воздушной дыхательной струи.
Принцип работы голосового аппарата объясняли следующим образом: голосовые связки представляют собой упругие мышечные валики. К моменту начала фонации они сближаются и плотно смыкаются. Однако под воздействием возрастающего воздушного давления в лёгких голосовые связки в какой-то момент расходятся, часть воздуха в этот момент прорывается между ними через образовавшуюся узкую щель. Далее голосовые связки под действием эластических сил смыкаются вновь, но воздушное давление вновь их раздвигает и процесс смыкания и размыкания голосовых связок, т.е. их вибрирование, становится периодическим. В качестве активной действующей силы в этом процессе выступает напор воздушной дыхательной струи. Голосовые же связки, по этой теории, вибрируют пассивно под действием проходящего воздуха.
Это миоэластическая теория голосообразования (мио – мышца, эластический – упругий). Сто лет, прошедшие со времён Гарсия, почти ничего не внесли нового в трактовку этого механизма.
Однако эта теория не могла дать чёткого ответа на некоторые вопросы звукообразования. Например, по этой теории механизм регулирования высоты голоса объясняется так: чем сильнее натягиваются и сжимаются голосовые связки, тем больше частота их колебаний, тем выше голос. Поэтому было неясно, как певцы могут выдерживать одну и ту же высоту основного тона голоса при изменении силы подсвязочного давления. Загадкой оставались и многие заболевания голосового аппарата  при которых голосовые связки смыкаются довольно плотно и хорошо, но звука при этом не образуется.
Все эти и многие другие, ранее непонятные явления в голосовом аппарате человека стали объяснимы в свете экспериментальных данных, полученных французским учёным Раулем Юссоном в 50х годах XX века. На смену старой миоэластической теории голосообразования Юссон выдвинул новую, так называемую нейромоторную (нейрохронаксическую) теорию, сущность которой состоит в следующем: голосовые связки человека колеблются  не пассивно под действием проходящего тока воздуха, а, как и все мышцы человеческого тела, сокращаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов. Одним словом, по старой теории, воздух колеблет голосовые связки, а по новой – голосовые связки колеблют воздух: периодически сокращаясь, они прерывают проходящий через них воздушный поток, образуя этим самым звуковые колебания.
Впервые Юссону удалось экспериментально обосновать свою теорию в опытах на животных, а позднее и на человеке. Эксперимент был проведён во время операции по удалению гортани. Юссон обнажил двигательный (возвратный) нерв гортани, по которому к голосовым связкам поступают импульсы из центральной нервной системы, и приложил к этому нерву специальные электроды, позволяющие зарегистрировать частоту нервных импульсов, чтобы сравнить их с частотой основного тона голосовых связок при произнесении человеком звуков.
В результате опыта оказалось, что частота нервных импульсов, идущих к голосовым связкам, и частота основного тона голоса совпадают. Это означает, что частота колебания голосовых связок регулируется не током воздуха, как думали раньше, а импульсами из центральной нервной системы. Чтобы убедиться в справедливости этих важных выводов, Юссон вместе со своими сотрудниками проделал множество опытов. В частности, опыты с непосредственным фотографированием движения голосовых связок во время фонации. Опыт осуществлялся опять-таки во время операции на гортани, когда голосовые связки через раневое отверстие в горле были хорошо видны снаружи. Для того чтобы больной во время подобной операции мог дышать, ему делается трахеотомия, т.е. в трахею чуть пониже гортани вставляется трубка, через которую и поступает воздух в лёгкие, а значит, голосовые связки воздушная струя не затрагивает.
Во время одной из таких операций была получена очень любопытная подробность. Больного попросили произнести несколько звуков (операцию проводили под местным наркозом), и в тот момент, когда он их произносил, исследователи ясно увидели колебания голосовых связок, несмотря на то, что из-за трахеотомии, воздух к голосовым связкам не поступал. Колебания голосовых связок происходили со звуковой частотой, но при этом совершенно беззвучно.
Эти опыты,  с одной стороны, подтверждают активную природу колебания голосовых связок человека, а с другой – всё же убедительно доказывают, что для образования звука голосовые связки обязательно нуждаются в токе воздуха. Недаром же наши голосовые связки находятся как раз на пути воздушного потока.
 Как я уже сказала, в настоящее время обе теории имеют распространение - голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько механизмов регулирования. Этим обеспечивается удивительная точность и надежность работы голосового аппарата в очень разнообразных условиях.
Какой бы теории голосообразования ни придерживаться: мышечно-эластической или нейро-хронаксической, мы должны принять необходимость подачи дыхания к связкам, для того, чтобы возник звук.
Возникнув на уровне голосовой щели и имея ещё индифферентный характер, звук поступает затем в глоточную и ротовую полости, где принимает форму соответствующего гласного, и потом уже выводится в наружное пространство. На своём пути от связок до губ звук голоса в той или иной степени гасится стенками ротоглоточного канала. Как показали исследования Н.И. Жинкина, звук гасится на разных гласных в различной степени. Степень убывания силы звука определяется формой ротоглоточного канала при данном гласном звука. На  и , например, после широкой глотки идёт суженная ротовая полость, вследствие чего звук гасится в наибольшей степени, в то время как на  а  звук, выйдя из гортани, попадает в узкую глотку, которая переходит в широкую ротовую полость. Такая форма создаёт наименьшие потери для звука. Поэтому разные гласные обладают неодинаковой громкостью. Если бы голосовой аппарат не реагировал на это явление разной громкости гласных, то при попытке произнести их с равной затратой усилия некоторые из них были бы всегда громки, а другие всегда еле слышны. Чтобы ликвидировать эту разногромкость, голосовой аппарат через слуховой контроль всегда усиливает слабозвучащие звуки и ослабляет громкие. Как показал Жинкин, таким регулировочным механизмом автоматически выравнивающим силу звучания гласных, необходимую, чтобы речь была понятной, является механизм дыхания. Для формирования слабозвучащего гласного  и  подаётся более сильное подсвязочное давление и большее количество воздуха, на  а  оно ослабляется и воздуха подаётся меньше.
Обобщая изложенное и представив себе поток быстрозвучащей человеческой речи, с разнообразными интонациями, повышениями и понижениями голоса, можно понять, какой сложной цепью быстро сменяющихся воздушных давлений со стороны дыхательных органов должно всё это осуществляться.
В системе управления дыхательной функцией должны быть заложены механизмы, способные осуществить всю эту быстротекущую смену давлений и нужных для каждого звука порций дыхания. Как показали рентгенографические исследования Жинкина, таким автоматическим устройством, регулирующим давление, является гладкая мускулатура бронхиального дерева и диафрагма. Ширина просвета бронхов регулирует количество воздуха, поступающее к голосовой щели, а движения диафрагмы – степень его давления. Эта регулировочная роль гладкой мускулатуры бронхов и диафрагмы осуществляется автоматически, рефлекторно, без участия нашего сознания. Сознание контролирует только общий посыл дыхания, т.е. громкость речи, её акценты, повышения и понижения, связанные с эмоциональной окраской произносимого.
Таким образом, колоссальное значение в голосообразовании имеет механизм дыхания.
То, о чём мы говорили до сих пор, касалось речевого процесса в принципе, теперь же я бы хотела заострить внимание на нюансах, характерных именно для сценической речи.
Все природные недостатки голоса и речи, которые в обычной жизни могут казаться незаметными, на сцене выявляются очень ясно. Нагрузка, которую испытывает голосовой аппарат, увеличивается в несколько раз. Всё это  требует усовершенствования речевой техники, и, как её основы – постановки фонационного дыхания. *
Актёр должен стремиться к достижению такого дыхания, которое бы  выявляло в речевом голосе все его лучшие качества, способствовало чёткому произнесению звуков, слов и фраз и освобождало дыхательный и голосовой аппарат от лишнего напряжения.
«Одним словом, обычное дыхание человека должно применяться к специфическим условиям сцены и быть улучшено, укреплено, обработано».**
Каким же образом мы можем воздействовать на процесс дыхания?
Лёгкие - основной дыхательный аппарат - сами по себе лишены всякой активности и, герметически заключённые в грудную клетку, совершенно пассивно следуют за её движениями. Но ведь это значит, что мы можем воздействовать на дыхание косвенно - через мышцы вдоха и выдоха – диафрагму, мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы.
Диафрагма - главная мышца вдоха. Она представляет собой мышечно-сухожильную перегородку, отделяющую грудную полость от брюшной. Её можно сравнить с двумя куполами: правый расположен над печенью, левый над селезёнкой, вершины этих куполов обращены к лёгким. При сокращении мышечных волокон диафрагмы, оба её купола опускаются, вследствие этого объём грудной полости увеличивается и воздух входит в лёгкие. Сокращаясь, диафрагма давит на органы брюшной полости, которые выжимаются вниз и вперёд – живот выпячивается. При расслаблении мышечных волокон диафрагмы оба купола поднимаются вверх, вытесняемые органами брюшной полости, вследствие этого, объём грудной полости уменьшается, и воздух выходит из лёгких.
Мышцы брюшного пресса - главные мышцы выдоха. Организованная их работа предупреждает перебор воздуха при вдохе, что и обеспечивает плавность выдоха. Стремление набрать как можно больше воздуха  – обычная ошибка на начальных этапах работы над голосом. При переборе дыхания очень затруднён выдох, а речевой голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и неприятно, теряет ровность звучания.
Межрёберные мышцы - принимают участие во вдохе, кроме того, они помогают регулировать длинный и плавный выдох, что имеет большое значение при работе над голосом. Межрёберные мышцы, за счёт разворачивания рёбер в стороны и некоторого поднятия их вверх, увеличивают объём грудной полости, что и приводит к засасыванию в неё воздуха из окружающей среды.
Итак, в наших силах подчинить эти мышцы сознательному контролю и создать идеальные условия для голосообразования.


* Фонационное дыхание - дыхание, при котором к функции газообмена присоединяется голосовая деятельность, то есть вовлекаются голосовой и артикуляционный аппараты.
** Саричева Е.Ф. Сценическая речь. М.,1939, стр. 73
Каждому человеку присущ определённый тип дыхания. В зависимости от того, какие из дыхательных мышц задействованы во время вдоха и выдоха, различают четыре типа, хотя  полностью изолированного типа дыхания в жизни практически не встречается. В любом  из них принимает участие, в большей или меньшей степени, вся система дыхания,  но с преобладанием какой-либо одной группы мышц. Так, например, -

1 Ключичное (плечевое) дыхание - осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плеч вверх при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; при этом в основном вентилируются верхушки лёгких и немного средняя часть.
2 В грудном дыхании - участвуют мышцы, расширяющие грудную клетку в средней и верхней её частях.
3 При боковом (рёберном) дыхании - во время вдоха до некоторой степени участвует и диафрагма, в то время как в предыдущих типах она находится почти в состоянии покоя.
4 Диафрагматическое (брюшное) дыхание - совершается главным образом при помощи сокращения (опускания) диафрагмы во время вдоха, отчего стенки живота несколько выпячиваются вперёд. Грудная клетка остаётся практически без изменений; при этом в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного средняя.

Надо сказать, что дыхание человека в течение жизни меняется. «Тип дыхания у новорождённых и грудных детей - диафрагмальный, с двух лет - смешанный рёберно-диафрагмальный, а с восьми - десяти лет у мальчиков вырабатывается преимущественно дыхание диафрагмального типа, у девочек ключичное».*
Теперь рассмотрим каждый тип дыхания с точки зрения его пригодности для постановки голоса.
При ключичном дыхании задействована очень небольшая часть лёгких, оно не может поддерживать длительный звучащий выдох. Поэтому, необходимо будет делать постоянный добор дыхания, что очень утомляет дыхательную систему. При этом типе дыхания неизбежно поднимаются плечи и ключицы – что может вызвать излишнее напряжение окологортанной мускулатуры,  а значит и самой гортани.  Следовательно, ключичное дыхание можно признать не только бесполезным, но даже вредным для работы над голосом.
Грудное дыхание, основанное главным образом на работе средней и верхней частей лёгких, имеет то большое преимущество, что в нём целиком используется грудная клетка, имеющая большое значение как резонатор, т.е. как полость, усиливающая звук. Но то обстоятельство, что в этом типе дыхания совсем не участвует нижняя, самая широкая часть лёгких и что к тому же постоянное поднятие грудной клетки чрезвычайно утомляет,


* Малахов Г.П. Современные дыхательные методики. Донецк, 2003, стр. 11
тяжелит дыхание и мешает естественному использованию голосового аппарата сильно снижает положительные качества такого типа дыхания.
Диафрагматическое дыхание, несмотря на ряд преимуществ - не столь быстрая утомляемость, отсутствие внешних резко выраженных признаков и свободное, нормальное положение голосового аппарата при звуковедении, обладает одним, но существенным недостатком - в нём отсутствует использование грудной клетки как резонатора - момент чрезвычайной важности при постановке голоса.
 Рёберное дыхание ближе всего подходит к тем целям, которые мы ставим перед собой, говоря о естественном, здоровом дыхании. Но для сценической речи такое дыхание недостаточно мобильно. Оно более соответствует певческой постановке голоса, ведь во время речи дыхание берётся гораздо чаще и непроизвольнее, следовательно, и тип дыхания требуется более гибкий, лёгкий. Кроме того, перед исполнителем вокальных произведений, прежде всего стоят задачи музыкального характера, и он может сосредоточится на звуковедении. А драматический артист, прежде всего, направляет своё внимание на сценическое действие, и не может уделять столько внимания звучанию голоса.
Мы видим, что каждый из перечисленных типов дыхания, при наличии положительных сторон, обладает в то же время и такими существенными недостатками, что использование этих типов дыхания в сценических условиях надо признать нецелесообразным.
Отсюда делаем вывод, что нужно, очевидно, найти ещё один, пятый тип дыхания, который соответствовал бы всем требованиям вместе.
Этот тип дыхания - смешанно-диафрагматическое дыхание с активизацией мышц брюшного пресса. Такое, состоящее из элементов как грудного, так и брюшного типа, смешанное дыхание характеризуется расширением грудной клетки в продольном, поперечном, и переднезаднем направлениях. Вдох состоит из трёх элементов:
1 Сначала диафрагма сокращается, выпрямляется, идёт вниз и давит на органы брюшной полости, отчего верхние стенки живота выпячиваются
2 Затем происходит лёгкое расширение грудной клетки в нижней и средней её частях, именно расширение, а не поднятие.
3 В завершении вдоха происходит лёгкое подтягивание нижних стенок живота, для того чтобы при помощи брюшных мышц удержать диафрагму в сокращённом состоянии и регулировать, таким образом, выдох.
Выдох происходит ровной длительной струёй, без толчков,  с одинаковой лёгкость в различных положениях тела что обеспечивает ровное и свободное звучания голоса. Расширение нижней и средней части грудной клетки и лёгкое выпячивание живота сохраняется почти до конца выдоха, так как
брюшной пресс, постепенно и мягко надавливая на опустившийся при вдохе купол диафрагмы, подталкивает его вверх, дыхание ровной струёй выходит через отверстие в губах. Живот и грудная клетка опадают очень медленно. Регулятором служат нижнебрюшные мышцы.
Только такое дыхание может обеспечить чрезвычайно важный для голоса механизм - опору звучания. «Опора (appogio) – это специальный термин, определяющий сознательное замедление фазы выдоха благодаря контролированию напряжения мышц-выдыхателей. При этом удлиняется фаза выдоха. Однако в осуществлении явления опоры принимают участие  одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, которые, как известно, являются антагонистами. Опора при пении и активной речи является совершенно исключительным состоянием, не похожим ни на какую иную двигательную функцию человека. Во время состояния опоры грудная клетка задерживается в позиции вдоха благодаря сокращению вдыхательных (межрёберных) мышц. Одновременно диафрагма расслабляется и постепенно перемещается вверх.»* Именно таким "сотрудничеством" мышц-вдыхателей и мышц-выдыхателей обеспечивается опора дыхания и звучание голоса «на опоре». Механизм опоры следует считать неправильным, если это состояние сопровождается перенапряжением мышц голосового аппарата и приводит к утомлению голоса.
Только лишь очень умелое дозирование напряжения одних и других мышц может создать правильную опору и не приведёт к повреждению голосового аппарата.
Итак, мы выяснили, что смешанно-диафрагматическое дыхание с активизацией мышц брюшного пресса выгодно отличается от любого изолированного типа дыхания и отвечает всем требованиям, связанным с постановкой голоса. Преимущества его не подлежат сомнению, и задача педагога – научить студента этому типу дыхания. Но просто подчинить дыхание контролю сознания  недостаточно. Это необходимый, но промежуточный этап – актёр на сцене не должен думать о том, как работает его диафрагма и в какой момент следует подтянуть нижнебрюшные мышцы – это должно совершаться автоматически. Следовательно, навыки правильного дыхания и звучания должны быть усвоены на уровне подсознания, условного рефлекса. А для этого, сначала нужно сломать старый стереотип, который вырабатывался у человека в течении всей жизни. И вот здесь начинаются сложности. Причин может быть несколько. Студент может недооценить значение дыхания для работы голосового аппарата, может испугаться новых, незнакомых ощущений связанных с новыми дыхательными движениями. Наконец, просто полениться сделать над собой усилие – ведь для усвоения навыка правильного дыхания нужно следить за ним не только на занятиях, но и в жизни. По этим и многим другим причинам учащиеся зачастую проходят через этап постановки фонационного дыхания, не усвоив необходимых навыков.


* Пустынникова Г.Н.  Восстановление речевого и певческого голоса у  служителей церкви. М, 2005, стр.70-71

Неравномерное и непостоянное давлении воздуха и беспрерывное приспособлении голосовых связок для удержания акустического равновесия гибельно отражаются на голосе. Смотря по выносливости голосового аппарата, в одних случаях расстройства наступают раньше, в других позднее.

II Профессиональные заболевания голосового
аппарата и их лечение
 

Как последствие нарушения нормальной установки соотношений между дыхательными движениями и сомкнутыми голосовыми связками, в особенности в результате перегрузки давления в бронхах, развивается недостаточная деятельность гортанных мышц, несмыкание связок и как защитное приспособление утечка воздуха через щель между связками. По этой же причине все тело гортани под напором давления снизу имеет стремление подниматься кверху, что в свою очередь ведет к излишним и вредным напряжениям со стороны мышц надставной трубы, к сведению языка, судорожным движениям нижней челюсти и к опусканию мягкого неба; все эти вынужденные движения тормозят условия голосообразования, приводят к глухому звучанию голосу и служат, таким образом, причиной различных заболеваний голосового аппарата.
Например, большая нагрузка на голосовой аппарат при плохой технике дыхания довольно часто вызывает острое воспаление слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Больной жалуется на осиплость, хрипоту, сухость, щекотание в горле и болезненные ощущения при звучании. Для лечения рекомендуется полный покой всему голосовому аппарату до полного восстановления. Ускорить процесс выздоровления помогают упражнения дыхательной гимнастики. Если напряжение голоса при плохой дыхательной технике происходит в течении длительного времени, воспаление принимает стойкий характер и переходит в хронический профессиональный ларингит. Симптомы могут быть выражены слабо в форме хрипоты, изменения тембра, болевых ощущений. В других же случаях эти симптомы дополняют более серьезные признаки расстройства голоса.
Лечение хронических заболеваний дыхательных путей, приобретенных на почве профессии, возможно только в том случае, если будет устранена производящая причина, т.е. при непременном условии изменения техники голосообразования в отношении главным образом механизма дыхания.
Нередко при сильном напряжении  голоса, по-видимому, в случаях, когда голосовые связки внезапно должны выдержать чрезмерный напор воздуха со стороны трахеи, происходят кровоизлияния в толщу слизистой оболочки или в голосовую мышцу. Это происходит из-за грубого нарушения автоматизма между давлением и выносливостью голосовых связок. Единственное рациональное лечение сводится к абсолютному молчанию, а затем обязательной является перемена механизма дыхания.
Узелки на связках являются одним из важных и частых признаков профессионального заболевания голоса. Во многих случаях, в начальных стадиях заболевания они могут совершенно не влиять на звучание голоса и быть обнаруженными при случайном исследовании. В других - наступают тяжелые нарушения голоса в виде сипоты, хрипоты, и, наконец, полной потери звучности. Субъективных болевых ощущений обычно не бывает. Причины их развития - хронические  воспалительные процессы, а также сильное напряжение мышц гортани, вынужденных при фонации выдерживать слишком большое воздушное давление со стороны трахеи. Такую хроническую травматизацию  возможно допустить при продолжительной голосовой работе, при неудовлетворительной дыхательной технике. При лечении узелков необходимо  расчет вести на их исчезновение под влиянием улучшения голосовой техники, в особенности в области дыхания. Местное лечение медикаментами обычно не помогает. Хирургическое вмешательство - это крайнее средство, которое не всегда даёт желаемые результаты в восстановлении прежних качеств голоса. Хорошие результаты дают занятия дыхательной гимнастикой, в частности  - гимнастикой Стрельниковой.
Голосовые нагрузки во время или после ОРВИ, ангины, бронхита, трахеита могут привести к гипотонусной дисфонии - снижению мышечного тонуса голосовых складок . Риск заболевания увеличивается при неправильном использовании дыхания. Больные жалуются на быструю утомляемость голоса, охриплость, уменьшение силы голоса. Обычно лечение включает в себя применение препаратов, направленных на повышение тонуса мышц голосовых складок. Обязательна постановка правильного дыхания. Применяется лечебная дыхательная гимнастика.
Недостатки постановки дыхания могут привести и к спастической дисфонии - расстройству фонации, выражающемуся в чрезмерно интенсивной деятельности и дискоординации внутренних и наружных мышц гортани, а также дыхательных мышц. Голос у больных спастической дисфонией монотонный, низкий, с различными призвуками; фонация напряженно-сдавленная, часто сопровождается напряжением мышц шеи и лица. При лечении большое значение имеют выработка верного фонационного дыхания и формирование нового механизма голосообразования. Также применяются упражнения дыхательной гимнастики.
Мы видим, что основным методом лечения расстройств голосового аппарата является устранение первопричины заболевания, то есть – работа над постановкой правильного голосообразования, и, прежде всего, постановка дыхания. Кроме того, в острый период заболевания и в дальнейшем, для его профилактики, хорошо помогают различные методики дыхательной гимнастики. Рассмотрим некоторые из них:


Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой:
В начале 20 века А.Н.Стрельникова была певицей оперного театра. На пике своей карьеры она потеряла голос. Причина – чрезмерная нагрузка на голосовой аппарат и, в результате, повреждение голосовых связок. Вылечила её мать, педагог по постановке голоса, удачно подобрав дыхательные упражнения. А.Н.Стрельникова систематизировала эти упражнения, так появилась дыхательная гимнастика Стрельниковой. Её стали активно применять вокалисты. Вскоре многие из них стали отмечать её оздоравливающее действие на весь организм.
Упражнения направлены на то, чтобы сделать дыхание более глубоким. В основе гимнастики Стрельниковой - парадоксальный вдох. Грудная клетка сжимается скрещиванием рук, и вдыхаемый воздух проникает глубже, в нижние отделы лёгких. Повышается активность диафрагмы. Упражнения по методике Стрельниковой активно используют при тренировке фонационного дыхания в процессе постановки речевого голоса.
Существует множество вариантов выполнения этих упражнений. Здесь я хотела бы предложить именно тот комплекс, который Александра Николаевна рекомендовала для драматических артистов:

И.п.: ноги чуть уже ширины плеч, стопы параллельны друг другу. Спина прямая, подбородок слегка опущен, взгляд вперёд. Руки немного согнуты в локтях и подняты – ладони на уровне рта. Рот широко открыт, язык у нижних передних зубов. Вдох производиться сначала через рот, затем через нос. Число вдохов должно быть кратным 4. Выдох незаметный, происходит непроизвольно. Думать следует только о вдохе. Ритм вдохов равняется ритму сокращения сердечной мышцы.
Упражнение 1.
Одновременно –
1 Лёгкое приседание
2 Скрещивание рук на уровне груди
3 Активный вдох ртом или носом

Упражнение 2.
То же, только правая нога выставлена вперёд – вес тела на правой ноге.

Упражнение 3.
То же самое, левая нога впереди.

Упражнение 4.
То же положение, что и в упражнении 2, только корпус поворачивается вправо (к впереди стоящей ноге) на 45 градусов.

Упражнение 5.
То же положение, что и в упражнении 3, только корпус поворачивается влево на 45 градусов.

Упражнение 6.
Выполняется с лёгким наклоном корпуса вперёд. Приседание в этом упражнении не делается.

 

Упражнение 7.
 Выполняется с лёгким наклоном корпуса назад. Приседание в этом упражнении не делается.


Специализированная дыхательная гимнастика при несмыкании голосовых связок:
Эти упражнения рекомендует Э.М. Чарели. Они направлены на укрепление дыхательной мускулатуры, активизацию работы голосовых органов и аэродинамических процессов в голосовом аппарате. Перед началом этих упражнений Э.М. Чарели рекомендует сделать гигиенических массаж шеи, лица, носа.
1. Наклон вперёд (спина прямая), расслабившись, вдох носом, возвращаясь в и.п. – выдох через широко открытый рот. Проделать 5 раз. Затем – вдох, наклон вперёд – выдох. Возвращаясь в и.п., вдох. Повторить 5 раз.
2. И.п. - стоя, ноги – на ширине плеч; обхватить грудь руками – вдох носом (не сгибая спины), развести руки в стороны – выдох, через широко открытый рот. Повторить 5 раз. Затем развести руки в стороны – вдох носом, обхватить грудь руками, - выдох, через широко открытый рот. Повторить 5 раз.
3. Приседая, руки вперёд или в стороны, спина – прямая - вдох носом. Возвращаясь в и.п., - выдох через широко открытый рот.  Повторить 5 раз. Затем – вдох приседая (спина прямая) – выдох. Возвращаясь в и.п., - вдох. Повторить 5 раз.

Восстановительная дыхательная гимнастика Е.В. Лавровой:
Эти упражнения построены на использовании принципа массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой дыхательной струёй. Этим приёмом достигается увеличение подвижности голосовых связок, т.к. под действием воздушной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации.
Упражнение "Губная гармошка"
И.п. - сесть на стул, прислонившись к стенке, корпус выпрямить, ноги согнуть под прямым углом, ступни прижать к полу. В таком положении – вдохнуть через гармошку, при этом выпячивая живот вперёд, затем выдохнуть в гармошку, подтягивая диафрагму и втягивая при этом живот к спине. Дуть необходимо медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте. Начинать надо с 30 секунд за сеанс, делая перерыв между сеансами 45мин.-1 ч. Выполнять упражнение 4-6 раз в день. Через 2 недели можно увеличить нагрузку до 1 минуты.

Восстановительная дыхательная гимнастика Г. Н. Пустынниковой:
Упражнения этой дыхательной гимнастики можно разделить на 2 группы:1)упражнения для достижения физиологически правильного дыхания
2)упражнения для развития и укрепления мышц, участвующих в акте дыхания.
Упражнения для достижения физиологически правильного дыхания:
1. И.п. - лечь на спину прямо, на ровной кушетке, с вытянутыми вдоль тела руками. Сделать выдох сквозь сомкнутые губы, живот подтянуть к спине, задержать немного дыхание; затем свободный вдох, живот вперёд, пауза 2 сек. Повторить 5 раз.
 Это упражнение особенно хорошо для людей со слабо развитыми
 мускулами живота и нижней части грудной клетки.
2. И.п. - стоя прямо, в опущенных руках – гимнастическая палка, вдыхая, свободным движением поднимать руки над головой и держать их в таком положении несколько секунд, задерживая в то же время дыхание. После этого одновременно с выдохом опускать палку на затылочную часть шеи.
Это упражнение хорошо для людей с узкой грудной клеткой и
слабыми грудными мышцами. Упражнение повторить 5 раз.
3. И.п. - стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую. Вдох – живот вперёд, выдох – живот подтянуть, пауза 1-2 сек. При дыхании в этом положении работают равномерно мышцы живота и груди. Повторить 5 раз.
4. И.п. - стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую, сделать вдох. Затем легко и свободно положить руки на грудь так, чтобы указательный и средний пальцы касались ключиц, в это время выдыхать. В таком положении оставаться до конца выдоха. Вдох – живот вперёд, выдох – живот подтянуть, пауза 1-2 сек. Повторить 5 раз.
5. И.п. - то же, что и в предыдущем. Затем нужно положить руки на нижнюю часть грудной клетки, в область диафрагмы, так чтобы концы средних пальцев касались друг друга, и так вдыхать. Положение сохранять до конца выдоха. Вдох – живот вперёд, выдох – живот подтянуть, пауза 1-2 сек. Повторить 5 раз.
6. Стоя прямо с опущенными по бокам руками и с полуоткрытым ртом, быстро вдохнуть через нос и в то же время легко и свободно вскинуть руки над головой так, чтобы они сцепились кистями. Оставаясь в таком положении, задержать дыхание. Выдыхать через нос, при этом руки свободно падают вниз.
7.  Стоя прямо, вдохнуть, поднимаясь на пальцы ног, задержать дыхание, упереться руками в бока и, медленно выдыхая, присесть, задержаться на несколько секунд в сидячем положении и, вдыхая, подняться и встать на всю ступню.
     Эти упражнения нужно проделывать по 2 раза в день, желательно с 
      перерывом не менее 3 часов в течении 1 месяца