Проводник. Часть четвертая

Дима Багуто
  -В детстве ты  упал с лестницы и ушибся головой, удар пришелся на лобную часть.

Потеряв память ты не мог вспомнить как добрался до дома, - старик взял в руки

календарь и, отсчитав дни, сделал пометку в своих бумагах.

  - Ты же знаешь,- старик помедлил, -  случайности не случайны. Память позже

восстановилась,  но у тебя начались мигрени, - пожилой мужчина описывал мои юношеские

головные боли и насыщенное приключениями детство. Редкий  мальчишка не имел

сотрясения головного мозга, но как непривычно слышать это из уст чужого человека, более

того без видимой связи.  Я пытался уловить ноты иронии или лукавства в его умных

глазах – человек обыденно говорил о привычных вещах.

 - Что касается мигреней… Это мы калибровали и настраивали твой мозг. Немного работы и

мы получили доступ к твоей памяти  - научились  ей управлять. Я  был тем лечащим

врачом,  пахнущий стерильностью больницы, эфиром и лекарствами. Теперь ты не можешь

 вспомнить и узнать меня, - Яков убрал в сторонку заполненный таблицей лист,

придавив его латунным пресс-папье.

 -Еще в ранние годы ты ощутил в себе странное, неосознанное влечение  к вещам, выходящим

за рамки привычного.  Нарушая запреты взрослых, ты подглядывал за похоронными

процессиями. Ты был не по годам задумчив и наблюдателен… Маленький мальчик в коротеньких

шортах ловил и рассматривал в своем сознании  картины, имеющие мало общего с окружающим

миром:  вглядывался в проплывающую Москву, ту довоенную Москву, из старых  черно-белых

фильмов -  она была большая и нарядная,  люди двигались естественно и не так спешно как

в киноленте. Ты видел полуразрушенное дворянское гнездо, с пустыми глазницами окон  и

заросшим садом,  видел город  с крылатыми ангелами на фонтанах, ансамблями  античности и

кружевом архитектуры - то был вечный Рим. Позже, в университетской библиотеке, читая

труды академика Бехтерева ты с сожалением  узнал что это не более чем особенности работы

головного мозга, великолепная игра воображения, заслуга правого полушария, - старик по

главам читал распечатку моих мыслей, расставляя запятые и выдерживая паузы.

 - Ты - Проводник...Проводник между этим миром и тем. Во все времена ты выполнял одну и

ту же работу - доставлял людей на тот Свет. Сценарии жизни разводят наши дороги, но

время от времени мы вновь прибегаем к твоим услугам. Мы заботимся о гигиене труда,

поэтому приходится стирать тебе память … и знакомиться каждый раз заново..По крайней

мере, тебе с нами точно, - он совершенно спокойно смотрел на меня сквозь толстые линзы

очков, -  А как иначе – мозг инструмент тонкий, может не выдержать.

  Я не мог поверить своим глазам и ушам. В голове шумело, маленькие молоточки стучали в

висках. Обрывки памяти волнами подкатывали ко мне. Они обволакивали мой мозг и

откатывались назад, ничего детально не показав.

- И совершенно  напрасно ты Гаспара  назвал подлецом. Хотя… ты  всегда придерживался

стабильного мнения по поводу его внешности.  Здесь старик поднялся.  Сдвинув со шкафа 

сферическую астролябию, старинный  телескоп и песочные часы, достал тугой  портфель,

подняв при этом невероятное  облако пыли. Пыль разлетелась, обнажив  потертые бока

грубой кожи. Старик громогласно чихнул.  Поправил очки и, распялив пасть портфеля,

вытащил несколько  фотокарточек. 

- Вот, погляди,  -  он протянул пожелтевшую от времени  черно-белую фотографию.

Широкая улица европейского города,  столики кафе  шахматно расставлены прямо на

тротуаре. Мужчины в светлых  костюмах и  их кокетливые спутницы в легких платьях.  Люди

неспешно  пьют кофе и читают газеты,  тянут  сигары и выпивают. Дружелюбная  болтовня и

колкие шутки, иногда переходящие  во взрывы смеха. На переднем плане повернувшись

полубоком, сидит Яков… Я не мог поверить своим глазам. На фотографии он выглядел точь-в-

точь как  сейчас  сидел передо мной. Яков, это был сам Яков!

 - Это было лето  1921 года, - начал Яков, – кафе «Ротонда» на Монпарнассе.

Замечательное  было время. Послевоенный Париж тогда пускал слезу под трогательную 

Сильвию Берт  и подпевал Морису Шевалье, в его непременной соломенной шляпе. Я отдыхаю в

компании своих добрых друзей. Обрати внимание - на  молодого человека    слева от меня,

- здесь Яков выдержал паузу.

 Элегантный юноша в сером  костюме, легкий  шарф небрежно повязан на шее. 

Ничего выдающегося в его чертах я не узрел, как и разительного сходства с Яковом.

- Это ты. Да, да. Не удивляйся, - он следил за моей реакцией.

- Это как же… Получается  мы, и раньше были знакомы? –  я начал теряться, холодом

засосало  под ложечкой.

-  В той жизни ты выглядел  совсем по-другому.  Ты был модным поэтом, родом с юга

Пиренеев. Из Гароны, - мягко улыбаясь, продолжил он.

 Чужие воспоминания проступили  античной лепкой из под  толщин пыли … аромат

свежеиспеченного хлеба, солнечный  город,  кованые решетки ажурных балконов  .…

Незнакомый город отчетливо прорисовался в моем сознании, словно выплывший из тумана…

Солнце  заливает открытые террасы и балконы верхних этажей,   белье натянутое  между

черепичными крышам хлобыщет белыми парусами. В тесных улочках пахнет  кислым, сыростью и

мхом. ...Шур-шур-шур - стая белых голубей всколыхнула  лазурь неба.. Седой старик, с   

кожей похожей   на печеное яблоко, бранится на ватагу галдящих мальчишек. Те, дразнясь и

улюлюкая, пускаются от него врассыпную. Воспоминание вспыхнуло и погасло.

- А вот еще одна,- он передал мне другую карточку. На фоне уходящей вдаль Триумфальной

арки, что на Елисейских полях, стояла довольная троица  -   заметно постаревший  «я»,

Яков и его, уже знакомый мне ранее,  напарничек Гаспар. В отличие от возмужавшего 

«меня», парочка выглядела как экспонаты музея мадам Тюссо – Яков и  его бандюковатого

вида подельник были в том же возрасте, что и сейчас. Впрочем, меня это  не удивило.

Позади них ненароком попали в кадр грустный  клоун с меловым лицом и семенящий за ним

карлик.

-  Август 1939, за неделю до нападения Германией на Польшу. Европа поистине сходила с

ума, в какие то моменты казалось,  что сам воздух пропитан  горем  и кровью. Тогда у нас

было много работы, очень много.  Мы не расставались с тобой вплоть до конца 1946 года,

исколесив всю военную Европу.

   Голова шла кругом, предательские слюни тошноты подступали к горлу. Я просматривал

воспоминания, которые,  никогда мне не принадлежали   и, по сути, являлись чужим

жизненным опытом.  Реальность расслоилось на плоскости и эти плоскости никак не

пересекались.   Возможно, происходящее являлось причудливой галлюцинацией,  плодом

моей буйной фантазии,  а все это вместе зачатками шизофрении на ранней стадии? Я закрыл 

глаза  в надежде, что открыв их снова, все исчезнет.

- Никогда не бойся загреметь в дурдом, - нисколько не смутившись,  продолжал читать мои

мысли Яков. Он  посмотрел в окно, оперевшись о широкий подоконник. Солнечные лучи

пройдя сквозь пепельницу из гранатового стекла становились красными.

- Ты думаешь,  в дурдоме  собрались одни сумасшедшие? О Боги греческие и римские! Да

будет тебе доподлинно известно -  в любом дурдоме  обитает довольно порядочных людей,

которые помещены туда лишь за то, что  видят  параллельные миры. В этом мире все сложно

и одновременно просто. В этом его  парадокс.

 - В давние времена… Нет, нет, пожалуй не так,- Яков сложил ладони вместе. - Люди стали

слишком образованные. Люди забыли про Бога. Вместе со знаниями  человек приобрел

искаженное представление о своем месте в этом мире. Человек окончательно  забылся. Он

уверен, что будет жить вечно. Его лично смерть не застанет, - он искусно играл

паузами. -  Смерть гуляет сама по себе, но его она не застанет. Он способен изменить

жизнь…  И что же! - Старик поднял и веером опустил списки с таблицами.

-  Да! Они отчаянно пытались изменить этот мир, – Яков был на высоте: он по-актерски

чеканил слова и выделял ударения, - и к превеликому сожалению сейчас они  в этих

списках... Они все были уверены что выйдут победителями в смертельной схватке с жизнью.

Продолжение тут http://proza.ru/2010/12/22/1637