Хрупкое счастье

Светлана Шапиро
По картине Андрея Белле «Хрупкое счастье»
http://andreybelle.com/drowings/21/95.html


                Нине Бойко


Счастье – или есть, или его нет. Половинчатого счастья не бывает. Счастье не может быть незыблемым. Но его всегда можно удержать, если много работать и чтить семейные традиции. Так считал Хью, отец Евы Кэссиди.

Каждое утро он уходил в школу для детей с задержкой в развитии и учил их музыке. По выходным Хью играл на вечеринках и свадьбах.  Отец был строг и не всегда доволен дочерью.  Это было сложно пережить, но нисколько не мешало любить отца. Он не пришел на ее  концерт, так были сложны их отношения, но Ева сказала с гордостью зрителям, что играть на гитаре ее научил папа.

Мама была нежна и добра. Барбара воспитывала, помимо Евы, еще троих сыновей. Она поддерживала порядок в доме и  выращивала растения на продажу.  Мама утверждала, что человек непременно будет счастлив, если в его жизни есть любовь и  любимое дело.

Иногда мама  казалась  Еве феей,  потому, что только мамиными усилиями  дом, в котором смешалась ирландская и немецкая кровь,  оставался  добрым, дружным и славным,   были обязательными семейный ужин, шумные праздники и молитвы.  Такое чудо под силу только маме!
 
Рядом с мамой в комнате, где на старом комоде в окружении фарфоровых кроликов оплывала теплым светом свеча, не нужны были разговоры.  С мамой можно было просидеть всю ночь без единого слова, но уйти с ощущением, что это был самый лучший разговор по душам в твоей жизни.

Сама Ева не задумывалась о том, что есть счастье. Ей нравилось петь, и она мечтала петь у Стиви Уандера.  Она умела петь фольк, джаз, блюз, софт-рок, кантри, госпел, ритм-н-блюз, поп-рок, но только после записи  диска с Чаком Брауном, Еве поступило несколько предложений. Год 1994-й завершился маленькой победой: ее назвали лучшей джазовой вокалисткой округа Колумбия.

Ей нравилось слушать музыку и слушать тишину, ездить на велосипеде, рисовать, смотреть на закат, шуршать осенними листьями, бродить по ночному городу, почесывать мягкое пузо соседской собаки, ходить босиком, есть простую пищу и видеть, как распускаются фиалки. Не нравилось быть в компаниях, на виду,  сплетничать с девчонками, ходить по магазинам, петь на заказ. Она не любила школу, не выносила наглых людей,  оставалась равнодушной к одежде и к финансовым успехам;  жила, как жила.

Чтобы обеспечить себя заработками, Ева расписывала в местной  школе стены фресками, часами простаивая на стремянке. Частые боли в бедре вынудили  обратиться к врачу. Исследования показали меланому. Врачи предположили, что жизни ей осталось всего три – пять месяцев.

Мама настояла на химиотерапии, так не хотелось терять надежду.  Каждую неделю результаты анализов ухудшались.  Ева таяла.  Барбара таяла рядом с дочерью.  Но однажды Ева сообщила матери, что она не боится  спать ночами и не переживает, что у нее онкология, потому что всегда рядом с собой чувствует удивительно мощную помощь и поддержку, как будто рядом есть какая-то очень сильная женщина, которая ее, Еву, бережет и охраняет. И после этого стало как-то спокойнее жить. В осеннем воздухе последнего месяца жизни повисло такое хрупкое счастье!

В сентябре 1996 года Чак Браун и Крис Бьондо - друзья Евы - организовали ей благотворительный концерт в клубе «Bayou» в Georgetown. Она не могла уже ходить сама,  ее вынесли на руках на сцену. На ее голове была шапочка, скрывавшая результаты  проведенной химиотерапии. Руки у нее были в перчатках, потому что кожа не держалась.

- Почему так тихо? Есть здесь кто-нибудь? - пошутила Ева, и зал утонул в аплодисментах. А потом Ева запела, и зал вместе с нею смеялся и плакал.

Ева пела обо всем, что считала самым главным в этой жизни. Сидя на стуле и аккомпанируя себе на гитаре, она  пела она про удивительный, красивый мир,  "What a Wonderful World"*:
 
Все цвета радуги
Играют на небе
И на лицах
Прохожих
Я вижу как друзья пожимают руки,
Спрашивая "Как дела?"
Подразумевая: "Я люблю тебя".


Я слышу как плачут маленькие дети,
Вижу, как они растут,
И научатся они гораздо большему,
Чем то, что я знаю и умею сейчас
И я думаю о том,
Что этот мир полон чудес,
Да, я думаю о том,
Какой всё же это прекрасный мир!

Через несколько недель, 2 ноября 1996 года,  Ева Кэссиди ушла из жизни. Ей было всего 33 года.

Музыкальной премией штата Washington Area Music Awards ее наградили посмертно.  Стараниями своих друзей она стала знаменитой четыре года спустя после  смерти, когда  радио BBC Radio 2 представило своим слушателям версии песен «Over the Rainbow» и «Fields of Gold»**:

Ты будешь вспоминать меня, когда западный ветер
Будет носиться по ячменным полям.
Расскажи солнцу, с завистью смотрящему на нас с неба,
Как мы гуляли среди золотых полей.

  Я часто вспоминаю о ней.***  Она родилась всего на три дня раньше меня. Ева не вышла замуж, не родила ребенка, не сделала никаких головокружительных открытий в этом мире.  Она  ничем не выделилась за свою недолгую жизнь. Просто она удивительно пела!  Пела, как никто другой петь не может. Пела, как поет женщина, осознавшая хрупкость бытия.

Самые счастливые люди не обязательно имеют всё самое лучшее в жизни, они просто умеют в полной мере наслаждаться тем, что имеют.


ХХХ


* http://www.youtube.com/watch?v=r6s2CqpzXYA
Eva Cassidy Live At Blues Alley-What A Wonderful World      

текст песни в переводе Андрея Дюка.
 

Eva Cassidy "Fields Of Gold"


***А это – моя самая любимая песня, я всегда ставлю ее первой, когда слушаю Еву Кэссиди:

Eva Cassidy - Autumn Leaves