Муки и радости художника Эдварда Мунка

Койфман Валерий
Эдвард Мунк "Мадонна"

Несколько лет тому назад весь мир потрясло  сообщение о похищении двух бесценных картин знаменитого художника Эдварда Мунка  - “Крик” и “Мадонна”. 22 августа 2004 года двое неизвестных ворвались в Музей Мунка в Осло и, угрожая огнестрельным оружием, сняли со стены  два полотна и увезли их в неизвестном направлении. К счастью в 2006 году полиции удалось вернуть их. В 2008 году после реставрации картины вернулись в постоянную экспозицию музея. Это хороший повод вновь вспомнить о замечательном мастере Мунке.
Творчество  этого выдающегося художника XX века – панорама самых глубоких явлений человеческого бытия,  таких как жизнь и смерть, любовь и ревность, страх и безумие, показанных талантливо, убедительно и беспощадно. Одной из центральных тем в творчестве Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Норвежец Эдвард Мунк стал не только олицетворением искусства своей страны, но, перешагнув национальные рамки, его творчество стало неотъемлемой частью мирового искусства.
Его считают пионером экспрессионизма, но при этом в его работах можно усмотреть и символизм, и декоративность модерна, и стихийную цветовую динамику фовизма.

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch) родился 12 декабря 1863 года в Лэтене (провинция Хедмарк), в семье военного врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу Кристианию (норв. Kristiania), ныне Осло.
Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Это было непросто, особенно после смерти его жены от туберкулеза в 1868 году. В 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда – Софи. Брат посвятит ей трогательную картину «Больная девочка». 
Позднее Мунк скажет: «Болезнь, безумие и смерть – это черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь».
По настоянию отца он поступил в 1879 году в Высшую техническую школу. Однако уже в 1881 году Эдвард переходит в Академию искусств, чтобы изучать живопись.
В 1885 году Мунк не надолго едет в Париж, где он успел побывать не только в Лувре, но и на выставке художников-импрессионистов. Конечно, подобные впечатления не могли пройти для него бесследно.
В последующие годы Мунк расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его произведениям особое очарование, и обращается к темам одиночества, смерти, угасания.
Для первой знаменитой картины художника – «Больная девочка» – характерны сугубо индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал: «Работа над картиной «Больная девочка» открыла мне новые пути. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине».

В 1889 году Мунк вновь отправился во Францию. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу. Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но большую пользу ему принесло изучение картин старых мастеров, а главное – знакомство с работами новых знаменитостей (Моне, Гогена, Сера, Дени, Вюйяра, Боннара и других).
Дань импрессионизму и неоимпрессионизму он отдает в картинах «Английская набережная в Ницце» (1891), «Зрелость» (1893), «Тоска» (1894), «На следующий день» (1895).
Наиболее важной для понимания дальнейшего творчества художника является картина «Ночь в Сен-Клу» (1890), написанная после смерти отца, и другие работы этого периода.
Эти произведения, предвещали драматизм и ярко выраженную индивидуальность будущего зрелого стиля художника. Мунк делает запись в дневнике: «Больше не появятся интерьеры с читающими мужчинами или вяжущими женщинами. Должны быть живые существа, которые дышат, чувствуют, страдают и любят».

Осенью 1892 г. Мунка приглашают показать свои французские работы в Берлине. Выставка обернулась успехом и скандалом. Респектабельная публика и мастера классической художественной школы, посчитали Мунка анархистом. В конце концов, выставку закрыли. Правда, она оказала значительное влияние на формирование берлинских художников круга Макса Либермана и, вообще, берлинского Сецессиона.
Эти события принесли Мунку славу, а потому он решает остаться в Германии. Здесь он познакомился с интеллектуалами, в частности, с выходцами из Скандинавии. Наиболее значимыми для Мунка, были встречи со шведским драматургом Августом Стриндбергом.
Они часто обсуждали философию Ницше, сексуальность человека, оккультизм и психологию.
В декабре 1893 г. Мунк представил очередную выставку своих работ, среди которых были картины, положившие начало циклу "Фриз Жизни. Поэма о Жизни, Любви и Смерти".
Художник работал над циклом с долгими перерывами в течение тридцати лет.

Самой знаменитой работой Мунка является картина «Крик» (1893), из цикла «Фриз жизни». 
Ее справедливо считают предвестницей экспрессионизма. Художник позднее сам изложил её содержание: «Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет, — и меня охватило чувство меланхолии.
Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет. Над городом и над чёрно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи. Мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял, пригвождённый к месту, дрожа от страха.
Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы». На картине ощущение крика передано не только напряжённой яркостью красок, ложащихся широкими извивающимися полосами, но и образом главного героя. Маленький невзрачный человек кричит, зажав голову руками, и в крике сотрясается всё его тело.
Спутники героя удаляются, даже не оборачиваясь; их фигуры растворяются в предзакатных лучах солнца, оставляя после себя атмосферу ледяного равнодушия.

Еще в 1893 году Мунк начинает новый цикл - «Мадонна», ставший вершиной его творчества. Существует пять вариантов этого произведения норвежского художника. По мнению специалистов, моделью была Даньи – жена его друга, писателя Станислава Пшибышевского. От канонического образа Мадонны осталось только подобие нимба вокруг головы. Над разными вариантами «Мадонны» Мунк работал семь лет. За это время он написал несколько вариантов картины и литографии. Один критик написал о «Мадонне» Мунка: «Это момент перед пиком любовного экстаза. Женщина приближается к своему высшему предназначению, и это делает ее воистину прекрасной».

Эдвард Мунк писал также впечатляющие пейзажи, ставшие образцом живописи северного символизма, но настоящая слава приходит к Эдварду Мунку, с началом нового века, когда
в 1902 г. на выставке в Берлине, художник демонстрирует все работы из цикла «Фриз».
Правда, творческий успех норвежского художника сопровождался личными конфликтами. Проблемой для него стал алкоголь, и вообще, его психологический настрой.
Мунка мучили воспоминания о трагической любовной интриге, конец которой осенью 1902 г. был драматичен и связан с револьверной сценой. Этот инцидент превратился в навязчивую идею. В 1907 г. он написал картину «Смерть Марата», по словам автора, тема картины – «борьба между мужчиной и женщиной, называемая любовью».
В то время проблемы с алкоголем достигли критической точки, и Мунк решает пройти  8-месячный курс лечения в Копенгагене.
Начиная с 1910-х годов, художник  создает галерею острых и запоминающихся образов современников. Как правило, Мунк писал тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях.   Тогда же Мунк стал обращаться к теме труда.
Важное место в живописных и графических работах Мунка продолжает занимать северный пейзаж. («Скалы в море»,  «Дом на берегу моря»). В них мастер показал суровое эпическое величие и монументальность норвежского ландшафта. 
В 1916 году Мунк приобретает имение  в Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. Здесь художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Ландшафты, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне - вот мотивы картин и гравюр Мунка, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках.

В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил среди прочих поздравлений телеграмму «от имени немецкого народа», присланную Геббельсом, но потом нацисты признали творчество мастера дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
После вступления немцев в Норвегию в 1940 году его картины были выдворены также и из Национальной галереи в Осло.
Мунк занялся своим огородиком, разводил кур и свиней, и все больше времени уделял мемуарным запискам. В декабре 1943г.  вблизи его дома взорвался немецкий склад амуниции. В доме художника вылетели рамы, он сильно простудился и слег, но все же смог написать картину «Взрыв по соседству». Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле, за чтением романа Федора Достоевского «Бесы».
 Лишь в 1946 году лучшие работы художника была показаны в Национальной галерее Осло, и публика смогла по достоинству их оценить. 

Завещав огромную коллекцию своих работ и весь письменный архив городу Осло, Мунк заложил основу для создания прекрасного музея и исследовательского центра. 
Музей Мунка был открыт в 1963 году, он вместил в себя уникальную коллекцию его работ и другие материалы, отображающие все периоды творчества знаменитого норвежца.
В Национальной Галерее в Осло можно увидеть преимущественно работы ранних лет творчества художника. Множество картин Мунка рассеялось по музеям и частным собраниям во всем мире.

Картины художника можно посмотреть на сайте https://gallerix.ru/storeroom/1809742601/