Финифть

Альфира Ткаченко
                миниатюра

                Финифть


         Свет проникает сквозь шторы. В печке потрескивают дрова. Тепло стелется по всей комнате. Позванивают трамваи за окном. Наступили сумерки. На улице морозно. На комоде стоит небольшая шкатулка, покрытая ракушками. Уж и не знаю, откуда она у Магрифы. Но в ней всегда что-нибудь было интересное. Вечером в доме у оби делать нечего. Я достала шкатулку и открыла. На дне шкатулки лежит брошь - финифть. Почему - то сейчас, когда с Марзия - апа мы искали эту брошь, так и не смогли найти. Пропала с похорон или с моего переезда в дом Магрифы, уж не знаю, а может быть и раньше. Но историю этой броши мы так установить и не смогли. Марзия апа, это старенькая моя бабушка, двоюродная сестра моей мамы.
Магрифа апа в молодости очень красива: стройная, гордый стан. Играла интересные роли в местном театре татар. Многие мои родственники играли вместе с нею в этом театре. Вот когда играла в спектаклях в избе-читальне на сцене, брошь была, а где сейчас, не знаем.
         Я очень долго рассматривала брошь- Финифть - синие цветы на белой эмали в овальном обрамлении.
         У комода стоял цветок - пальма. Магрифа посадила косточку от финика и выросла пальма. Настоящая, вот только маленькая. Не такая она уж большая, как в Африке. Да где уж у нас пальмам таким расти.
Оби была малоразговорчивая. Никому ни о чём не рассказывала. Так и прожила до самой смерти. Хорошо помню, как с нею в её половине дома жил мой бабай - Минихан. Старенький был, на старика Хотабыча похож уж сильно. Сидел на кровати всегда около двери. Или выходил на огород, под акацией полежать. Старенький был, нездоровилось ему. Возьмёт палочку и ляжет на солнышке греться, под акацию. Он у нас приказчиком был в 30 - е годы в усадьбе Жилкина. Знаю, что лавку держали скобяных изделий. Богатый был. Магрифа очень долго хранила ширму своего театра. Из трёх частей, китайская, вся в цветах. Бабай всегда за этой ширмой спал. Попьёт чаю и спать ляжет. Магрифа за ним присматривала.
        Шить любила. Работала в артели "Наша сила". Много парней хотели на ней жениться. Но выбрала начальника золотых приисков из Бодайбо. Пожила - пожила в Бодайбо и в Усолье приехала, рожать. А вернуться не смогла. Он переехать не захотел в Усолье. Её гордость не дала жить с ним. Похоронила сына. Так и осталась в Усолье. Не приехал её суженный к ней. Вот только театр и был отрадой для неё. Любили в театре постановки Чехова и других классиков ставить. А ведь и правда, у Чехова много есть интересных повестей и рассказов. Но как - то старики до сих пор не могут вспомнить, какие спектакли ставили. Забыли, наверное. Одевалась Магрифа всегда очень красиво. На её фото посмотришь, похожа она на людей дворянского сословия. Может быть, ты была дворянка или купчиха? Но титула наш род не имел. Мы приказчиковые внуки, Абдрахмановые - татары и Хисматуллиновые, булгары. А Магрифа любила с богатыми татарами общаться. Да, были у нас в Усолье и богатые татары. Зайнулины - кожевенное дело, Хамзины- земледельцы, Азизов - золотопромышленник, Мифтах Хисматуллин - валяное дело.

22.12.2010 года.

на фото финифть, похожая на финифть Магрифы Хисматуллиной. Была украдена примерно с 1968 года по 1972 год. Я очень хорошо помню её. Только цветы были синими, а располагались также(это похожая брошь финифть на настоящую). Она лежала в шкатулке на комоде с другими вещами Магрифы Хисматуллиной(золотой змейкой с изумрудными глазами, серебряным кольцом с синим камнем и с кольцом белыми феонитами, серьги стариной работы(они были переделаны на печатку Маркиза мною и проданы в Ломбарде), серьги из простого металла с кораллами(работы булгарских мастеров). Финифть брошь Магрифы Хисматуллиной я видела на Чаке Норисе. Он был в чёрной блузе с брошью-финифтью. Желала бы вернуть её себе. Все вещи Магрифы Хисматуллиной хранятся у меня. Я только самовар отдала Ганеевым по Интернациональной дом 17 в нашем городе Усолье-Сибирское(самовар Шамсизихан и Кашафа Хисматуллина), но не разрешаю их давать кому-либо.