Брестская крепость vs. Предстояние

Виталий Слюсарь
                «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ» VS. «ПРЕДСТОЯНИЕ»: БОЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

            Не так уж часто выходят фильмы, пробирающие до самого донышка души, заставляющие вспомнить, что есть настоящее, а что – нет.
            Конечно же, я о фильме «Брестская крепость».
            Нельзя сказать, что в послесоветский период тема Великой Отечественной была забыта. Нет, фильмы снимались, и даже, порой, весьма неплохие (например, «В августе 44-го», 2001, или «Звезда», 2002), однако редкие счастливые исключения лишь подтверждали исподволь установившуюся закономерность: новоделы «про войну» рассказывали о чём угодно, кроме самой войны. Сформировался даже некий джентльменский набор штампов, обязательных к применению в любой картине: штрафные батальоны, одна винтовка Мосина на трёх бойцов (и та без патронов), заградотряды НКВД, штыки против танков, бездарные советские военачальники… Желательно также, чтобы в кадре промелькнул какой-нибудь поп. Ну и, само собой, кровавый палач Сталин, как же без него-то. Любой читатель, мало-мальски интересующийся кинематографом, пожалуй, без труда назовёт с полдюжины новорусских шедевров, отснятых по этому типовому лекалу всевозможных «Сволочей», «Попов», «Мы из будущего» и тэ дэ.
            Апофеозом же этого направления, вершиной монблана стали «Утомлённые солнцем 2» Никиты Михалкова, вышедшие на экраны под подзаголовком «Предстояние». «Великое кино о Великой Войне!» – вопила идиотская реклама а-ля Голливуд. И, что удивительно, реклама в данном случае не обманывала. Фильма в некотором роде оказалась действительно великой. Ведь Н. С. со свойственным ему фамильным чутьём, куда и откуда дует ветер, умудрился втиснуть в три часа экранного времени _весь_ перечисленный выше джентльменский набор новорусского кино о войне. Да не просто так втиснуть, а ещё и довести каждый отдельно взятый компонент до логического предела, до абсурда. Как результат, вместо супер-пупер-мега-патриотической киноагитки вышел супер-пупер-мега-трэш. Вернее, даже так: трэшЪ. То ли фамильная чуйка подвела светлейшего Н. С., то ли не хватило ещё какой-то сотни миллионов американских рупий, – не суть важно. Факт остаётся фактом.
            Конечно, посмотрев «Предстояние», можно было бы посмеяться, горько вздохнуть и забыть, как страшный сон. Однако премьера и неожиданный успех (неожиданный, мне кажется, даже для самих создателей) «Брестской крепости» заставили поневоле вспомнить и мегапатриотический блокбастер Михалкова.
            Попытаюсь объяснить почему.
            Если человека год за годом кормить, скажем, одними гамбургерами, он рано или поздно привыкнет к такому рациону и, возможно, даже будет находить его вкусным. А теперь представьте, что этого человека угостили вдруг краюшкой настоящего домашнего хлеба, выпеченного в печи, душистого до головокружения, с румяной хрустящей корочкой, да ещё намазанного сверху маслом, произошедшим от настоящей коровы, да ещё присыпанного слегка крупной солью… Думаю, аналогия понятна?
            Неудивительно, что сразу после премьеры «Брестской крепости» либеральный отстойник взбурлил истеричными воплями: «О, ужас! Мы ведь думали, что за прошедшие двадцать лет выдавили ЭТО из них!» «Из них» – надо полагать, из нас с вами.
            Да уж, давили-давили, да недодавили. Джентльменский набор новорусского кино про войну ведь не с Луны свалился, как и пресловутые гамбургеры, – он-то был при всей своей внешней нелепости сформирован вполне целенаправленно. Госзаказ. Явный или неявный. Вы спросите: зачем? Ну, про карликов, любящих потоптаться на плечах великанов, про банальные комплексы неполноценности новой России, давно переставшей быть сверхдержавой, но никак не желающей признать этого и потому вымещающей зло на собственном прошлом, лишний раз повторять не стоит, это очевидно. Однако мало облить грязью всё и вся, связанное с Советским прошлым. Необходимо проделать более тонкую и масштабную операцию: подменить исподволь и незаметно в коллективном бессознательном новых поколений самоё символический архетип ВРАГА.
            В русле этой сверхзадачи фильм Михалкова, действительно талантливого режиссёра, обладающего недюжинным чутьём, практически безупречен. Я не шучу и не издеваюсь! Попробуйте взглянуть на «Предстояние» с этого ракурса: ну разве фашисты такие уж враги? Прикольные они чуваки типа – и танки у них под парусами, и с миной ихней поговорить можно… лётчики так вообще юмористы, хоть в Comedy Club приглашай! Наср…ь на бреющем полёте на Красный Крест – это ж прикольно, гы-гы! – а тупой солдатик, забитый комиссарской пропагандой, юмора не понял и саданул в голую фашистскую ж…у из ракетницы. Не-е, настоящие враги – вот энти комиссары и есть, и офицеры, все поголовно идиоты и дуболомы, и кремлёвская верхушка, и лично кровавый палач Сталин, без него никуда… Ваще удивительно, прикинь, как с таким скопищем идиотов войну выиграли! Видать, без Божьей-то помощи не обошлось, вот что крест творит животворящий!
            И пусть ради сверхзадачи подменить образ ВРАГА пришлось пойти на прямую ложь – чем циничнее ложь, тем охотнее в неё поверят, как говаривал Геббельс. Что с того, что в 1941 году ещё не было штрафбатов? Что с того, что даже в аду первых месяцев войны Кремлёвских курсантов не могли смешать с уголовной грязью? Что с того, что фашисты с самого начала войны отнюдь не были так благородны и с удовольствием скидывали на Красный Крест санитарных эшелонов не г…но, а бомбы? Всё равно об этом задумаются лишь единицы, а большинство с удовольствием схавает показанное на экране.
            Цель оправдывает средства.
            Госзаказ,
            «Брестская крепость» сумела стряхнуть это наваждение – хотя бы у некоторой части зрителей, я надеюсь. Заставила вспомнить, что есть НАСТОЯЩЕЕ в нашем прошлом.
            В этом фильме не молятся, не уповают на бога, а защищают Родину.
            В этом фильме знают, что ВРАГ – не Сталин и не НКВД, а вот эти, которые вторглись на нашу землю под фашистским знамёнами, и значит, их нужно уничтожать.
            В этом фильме нет ни русских, ни евреев, ни хохлов, ни чеченцев, а есть лишь ЛЮДИ, НАШИ люди.
            В этом фильме НКВДисты делают то, что и должны делать – выявляют диверсантов, а не сочиняют со скуки протокол допроса некоего Пушкина Александра Сергеевича, стрелявшего из незарегистрированного пистолета системы «лепаж» в господина Дантеса.
            В этом фильме женщина, жена офицера РККА – не гламурная б…ь, устраивающая истерику из-за люстры венецианского стекла, – она берёт в руки оружие наравне со всеми и отстреливается до последнего патрона.
            В этом фильме мальчишка спасает девочку, а не просит её показать сиськи.
            В этом фильме фашисты ведут себя как фашисты, а не срущие на бреющем полёт хохмачи, они гонят перед собой живым щитом раненых из госпиталя, женщин и детей, они сеют смерть и насилие. Эсэсовец, которого убивает Сашка, – на мой взгляд, самый убедительный символ фашистского оккупанта. Он припёрся на чужую землю, он не солдат, а мародёр, тырящий втихаря конфеты из полуразрушенного магазина.
            В этом фильме, в отличие от разрекламированного «Предстояния», много такого, чему сопереживаешь, такого, что заставляет невольно сжимать кулаки, такого, от чего к горлу подступают слёзы, за которые не стыдно.
            «Брестская крепость» – тяжёлый фильм, требующий от зрителя немало душевных сил, и этим он близок к картине Э. Климова «Иди и смотри». В этом фильме война показана без ретуши в угоду политической конъюнктуре, без аттракционов, вранья и гламурных красивостей, – неприглядной и уродливой. Немецкий танк, прущий без разбору по живым и мёртвым – и маленькая девчушка, сидящая на мостовой рядом с убитой матерью… Рядом с этой картиной не очень-то убедителен персонаж Михалкова, с начала и до конца «Предстояния» похожий на сытого кота, объевшегося сметаны.
            «Брестская крепость» заставила нас вспомнить, чем настоящее отличается от ложного. Вспомнить то, чего нас так упорно пытаются лишить, подменяя правду дешёвыми (да и дорогими тоже) спецэффектами.
            И за это всем создателям и творческой группе, которая работала над «Брестской крепостью», – земной поклон. Спасибо, что сделали этот фильм, несмотря ни на какие препоны и обстоятельства! Вы сделали правильное кино.
            Отнюдь не претендую на истину в последней инстанции, но, на мой взгляд, «Брестская крепость» является лучшим фильмом уходящего 2010 года. Поэтому призываю всех, кто прочёл эту статью, сходить в кинотеатр, если есть такая возможность. И непременно купить лицензионный DVD с этим фильмом (как уже сделал Ваш покорный слуга посредством интернет-магазина) для домашней коллекции.
            Право, создатели ТАКИХ фильмов заслуживают нашей поддержки.



г. Запорожье,
22 декабря 2010 г.