Ещё о способах модернизации России

Анатолий Писцов
       Похоже, дело в генотипе.
       Каков он, русский генотип?
       «Железная» модернизация не имеет шансов на успех.
       «Плоды» русского генотипа.
       Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
       Конкретные соображения-предложения.

Похоже, дело в генотипе.
Из Библии известно, что евреи не приняли Иисуса Христа как ожидаемого ими мессию и, соответственно, не приняли христианство, оставаясь в своей вере иудаизме, основанной на Ветхом Завете. Это привело к тому, что евреи остались в стороне от инициаторов формирования современной цивилизации – христиан. Точнее, они стали «прилипалами» этой цивилизации, поскольку достаточно быстро оценили её достоинства и блага, но не были ни инициаторами, ни «толкателями» её.
В отличной книге М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», написанной более ста лет назад, очень хорошо (и, на мой взгляд, очень правдоподобно) описаны движущие силы развития современной цивилизации. Эти силы рождены протестантской этикой, начало формирования которой было положено в 1521 г. пастором Мартином Лютером, раскритиковавшим католичество и предложившим христианам новую, протестантскую, этику. Самыми существенными в этой протестантской этике предаставляются следующие три её момента:
1. Богу угодно, чтобы человек делал добрые дела здесь, на земле.
    В отличие от католичества и, особенно, православия, которые проповедовали другое – что Богу угодно, чтобы человек на земле готовился к жизни небесной, загробной, а земная жизнь – это «суета сует». Достаточно лишь молиться и не грешить, и это гарантирует попадание в рай после смерти, именно там и есть «настоящая жизнь». Католичество предложило ещё индульгенции, своего рода «платную услугу» - отпущение совершённых грехов за скромную и не очень плату. (Именно индульгенции, их откровенно бесстыдный характер, и стали первотолчком появления протестантства).
     Таким образом, протестантство в своей этике предложило человеку реальную цель его земной жизни. Остальное же христианство своей этикой обрекало человека на бесцельное («без царя в голове», «безбашенное») существование. Могучий, развивающийся ум современного человека оставался наедине сам с собой, он бросал человека туда, куда вели фантазии этого органа с его 14 миллиардами нервных клеток. Особенно это стало опасно для русского человека с его развитым воображением и буйной фантазией.

2. Богу угодно, чтобы человек довольствовался самыми необходимыми средствами для своей жизни.
    Этот этический момент противопоставлялся и католичеству, и православию, демонстрировавшим роскошь церковных и обрядовых украшений, их стремление к богатствам и материальным приобретениям.
    Протестантство нацеливало человека на экономное расходование всех потребляемых ресурсов. Этот момент оказал существенное влияние на развитие современной цивилизации в ранних её стадиях и остаётся чрезвычайно важным в современных условиях.

3. Богу угодно, чтобы всё то, что человек получает (зарабатывает) сверх действительно  необходимого ему для жизни, направлялось на улучшение его дела. Прибыль от дела, угодного Богу, принадлежит Богу и должна направляться на улучшение дела, угодного Богу.
    Соблюдение этого этического требования обеспечило ускоренный, невиданный раннее темп развития современной цивилизации. Отсюда исходит способность западных обществ обеспечивать постоянное развитие своей материально-технической базы, а также поддержание в исправном состоянии материального окружения человека. Отсюда же исходит и психологическая нацеленность западного человека на инновации.
    Абсолютное отсутствие подобного этического момента (больше того - вообще незнание о существовании и необходимости такого подхода) в православной российской этике обусловило: а) отсутствие нацеленности российского человека на инновации, повышенную инерционность его мышления; б) «старт-стопный» (как в автомобильной пробке) режим жизни российского общества, когда длительные периоды застоя сменялись бурными рывками, бунтами и революциями, с последующими очередными застоями; в) обрекание России на вечную «догоняющую» модернизацию, когда приходится постоянно приобретать западную технику и опыт, поскольку сами  не можем успеть за темпами цивилизационного развития (имеющиеся отдельные исключения из этого правила лишь подчёркивают само правило); г) постоянное «ветшание» всего вновь созданного (и на производстве, и в быту) из-за неумения поддерживать это созданное в работоспособном или приличном состоянии.

Протестантская этика, по мнению М.Вебера, обусловила формирование современного, рационального, капитализма, основанного на глубоком понимании существа, точном расчёте и рациональной организации всякого дела. В своей книге М. Вебер отграничивает рациональный капитализм от всех других его видов, в частности от рваческого («безудержная алчность в делах наживы» по его определению) - «стремления к наживе, к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде…, которое наблюдалось и наблюдается у официантов, … разбойников,… посетителей игорных домов, нищих…».
      Также М. Вебер отграничивает его от спекулятивного в своей основе «финансового и политического капитализма», «типичными представителями» которого являются евреи – они «не создали рациональной организации труда», этой основы рационального капитализма. Вероятно, именно спекулятивная нацеленность евреев – стремление к денежной выгоде за счёт поиска и использования «слабых мест» в  жизнедеятельности общества - обусловила многовековые гонения их во всех странах и во все времена от Моисеевых до наших дней. (Дело Ходорковского можно, видимо, отнести к гонению за отыскание и использование хитроумных финансовых схем в нефтяном бизнесе в условиях хилого финансово-экономического законодательства в России в 1990-х годах. Это гонение, правильное «по справедливости», похоже, довольно «натянуто» по законодательной обоснованности. К тому, же суровость наказания, скорее всего, превышает тяжесть совершённых проступков с учётом хозяйственно-экономической ситуации, существовавшей в стране в то время. [Дополнение от 27.02.2012 г. Примечательно признание самого М. Ходорковского: «Я не буду нарушать закон. Но если в законе я нахожу какую-то лазейку, то я буду этой лазейкой пользоваться». Цит. по телефильму BBC «Путин, Россия и Запад», 1 серия. НТВ 26.02.2012 г.]). 
      Можно предположить, что неприятие евреями христианства и, соответственно, и их неучастие  в протестантской революции XVI века обусловило то, что евреи не сумели перейти к рациональному капитализму. Они остались в нише спекулятивного капитализма, их этика сформировала специфический тип людей, устойчивый, не изменившийся по существу за 2 тысячелетия. Представляется, что здесь уже можно говорить о генотипе людей. Возможно, и само неприятие христианства уже было обусловлено их специфическим генотипом.
      Аналогичным образом можно, вероятно, говорить о генотипе русского человека, характер которого оказался также устойчив. Он не изменился с тех времён, когда наши предки, по преданиям, взывали к иноземцам: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приидете княжить и володеть нами». Вся российская история подтверждает, что «порядка» в России за более чем 1000 лет так и не появилось, а её «старт-стопное» развитие  шло несравнимо медленнее стран Запада.

Каков он, русский генотип?
     Яркую характеристику русского типа людей, в т.ч. учёных, дал академик И.П. Павлов в своих лекциях «О русском уме», прочитанных им в 1918 г. Пронзительная характеристика русского типа дана в «Левше» Н.С. Лескова. В профессиональном плане российский тип жизнедеятельности красочно описан А.П. Прохоровым в его книге «Русская модель управления». А ещё более жёстко этот тип выражен И.А. Буниным в «Деревне»: «Ни к чёрту не годный народ! Ты подумай только: пашут целую тысячу лет, да что! больше! – а пахать путём-то есть ни единая душа не умеет! Единственное своё дело не умеют делать! Не знают, когда в поле надо выезжать! Когда надо сеять, когда косить! … Хлеба ни единая баба не умеет спечь, - верхняя корка вся к чёрту отваливается, а под коркой – кислая вода!».
    Аргументом в пользу специфичности русского генотипа может служить версия И. Мельникова о том, что предками россиян были те выходцы из Африки, которые обосновались на севере Индии, а затем, по мере отступления ледника, мигрировали в VI – V тысячелетиях до н.э. на Север, перемещаясь вдоль восточного берега Каспия, обосновались на юге Урала (с.Аркаим в нынешней Челябинской области), откуда расселились по Восточной Европе и Западной Сибири (Структурированная история Древней Руси (Игорь Мельников)/ история и политика / Проза.ру - национальный сервер современной прозы 09.04.2009 г.).

    Русским генотипом, наверное, можно объяснить и крещение Руси в православном варианте христианства, перенятом из Византии, из этого самого устойчивого в то время государства Евразии, но и самого традиционалистского, не принимающего и не осуществляющего необходимых, диктуемых временем перемен. Византия просуществовала ещё 500 лет после крещения Руси и умерла почти к тому моменту, когда в Европе состоялась протестантская революция, положившая начало современной цивилизации. Но и в принятом христианстве сказался, видимо, дух русского генотипа - православие так и не смогло преодолеть язычество в России. Почти через 1000 лет после Крещения Руси, в конце XIX в. философ-богослов С.Н. Булгарин говорил о «недостаточной укоренённости христианства в русском народе… народная вера включала в себя на равных правах веру в Христа и во всякую почвенно-языческую нечисть» (цит. по: В. Кантор «О национальном мифе непонимания», ЛГ от 25.02.98, №8). Известно, что Л.Н. Толстой называл православие «извращением христианства» (Л. Толстой «О Гоголе», собр. соч. в 22 томах, т. 15, с. 328). Возможно, Л.Н. Толстой мог стать «Мартином Лютером» по отношению к православию, однако Октябрьская революция решила по-иному – рациональную критику православия она заменила  полным его отрицанием.

В книге А. Болдачёва "Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы." (Спб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.), размещённой на сайте - http://www.boldachev.com/, имеются интересные соображения о механизмах генетического закрепления адаптивных изменений организмов. Приведу некоторые выводы из этого материала. Во-первых, поведенческие и морфологические изменения человека могут привести и приводят к изменению его генома. Во-вторых, для изменений генома человека требуется очень длительное, во многих поколениях, воздействие поведенческих и морфологических изменений. В-третьих, при фиксации поведенческих изменений преимущественно модифицируется часть генома, которая соответствует специализации нервных клеток.

«Железная» модернизация не имеет шансов на успех.
     С учётом этих биологических выводов можно высказать некоторые соображения по части социальной, в том числе – о судьбе российского общества и о возможности его модернизации, в свете объявленной на самом высоком уровне очередной модернизации России. Очередной, после имевших место петровской модернизации в начале XVIII в., александровской - во второй половине XIX в., большевистской - в первой половине XX в. Соображения такие.

Первое. Все проводимые ранее модернизации были нацелены, главным образом,  на модернизацию «железа» - техники и технологии материального производства. Некоторое исключение составляет большевистская модернизация, которая декларировала ещё и формирование нового человека, человека коммунистического будущего. Однако ложность коммунистической идеологии предопределила неудачу этой этической задачи.
Аналогичный, «железный», подход пытаются осуществить и в теперешней попытке модернизации России. По крайней мере, об этом можно судить по принимаемым решениям по модернизации.

Второе. Большинство учёных, занимающихся цивилизационными проблемами и проблемами модернизации обществ, считают, что «цивилизация [понимаемая здесь как процесс, т.е. модернизация] заключается в изменении образа поведения и мыслей людей в некотором определенном направлении». (Н. Элиас. Цивилизация как процесс роста рационального самоконтроля человека. В кн. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Аспект Пресс, М. 1999, с. 107). Р. Кулборн подтверждает это: «Базисным и наиболее позитивным фактором возникновения цивилизованных обществ послужили перемены в сознании». (Р. Кулборн. Роль духовных факторов в процессе подъёма и упадка цивилизованных обществ. Там же, с.199).
Из этого следует, что модернизация общества, т.е. переход от традиционного общества к цивилизованному, состоит, прежде всего, в изменении сознания людей. Конечно, замена техники и технологии материального производства ведёт к изменению сознания, согласно марксистской формуле «бытие определяет сознание». Однако процесс изменения сознания настолько медлителен, что техника и технология успевают состариться физически, не успев сформировать новое сознание. Необходимы прямые воздействия на сознание с целью изменения образа поведения и мыслей людей в необходимых направлениях.
В порядке отступления можно привести очень близкий мне пример попытки модернизации автомобильной промышленности СССР путём строительства Волжского автозавода. Прекрасные, самые передовые в мире на середину 1960 гг., модели автомобилей,  высокопроизводительнейшее оборудование и инструменты, новейшие технологии, передовой организационный опыт – всё было стянуто со всего автомобильного мира и установлено на ВАЗе. На это были брошены все лучшие силы советской автопромышленности. Однако всё это благолепие сопроводилось архаичной советской системой управления персоналом, неспособной сформировать и поддерживать высокий профессионализм персонала всех категорий – от рабочих до руководителей. Тот профессионализм, без которого невозможно современное конкурентоспособное производство как автомобилей, так и всего прочего. Анализ состояния персонала завода, проведённый привлечённой консалтинговой компанией в 1998 г., показал: «Характеристики персонала ОАО «АВТОВАЗ» по уровню квалификации, отношению к труду, дисциплине в значительной степени не соответствуют требованиям современного автомобилестроительного бизнеса».
     В итоге случилось то, что неизбежно должно было случиться – ВАЗ потерял конкурентоспособность и оказался на грани полного исчезновения. Только мощнейшая поддержка государства удержала и удерживает его «на плаву». Но поскольку государство не может делать это постоянно, оно отдаёт ВАЗ в управление иностранцам – французам из Рено. Лишь иностранное управление даёт надежду на сохранение и возрождение ВАЗа.
     И самое досадное в вазовской истории состоит в том, что при создании ВАЗа итальянский ФИАТ заложил в проект завода все решения, необходимые для формирования и поддержания высокого профессионализма персонала всех категорий – от рабочих до руководителей. Однако руководство и страны и завода, упоённые и ослеплённые великолепием техники и технологии, не только не смогло наладить современное управление персоналом, но даже не сумело усвоить предложенные итальянцами проектные решения в этой части. Российский традиционализм одержал пиррову победу. Как гласит ироническая народная поговорка: «Надолго дураку стеклянный член!».
      Без изменения образа поведения и мыслей людей в направлении высокого профессионализма никакое прогрессивное оборудование и технологии не могут обеспечить требуемую модернизацию всей производственной системы. Аналогичный вывод можно и нужно экстраполировать на всё общество в целом.
 
Третье. Изменение образа поведения и мыслей людей – весьма медленный процесс. А для генетического закрепления этого изменения, обеспечивающего его необратимость,  требуется ещё больше времени. Так, можно считать, что для формирования цивилизованного образа поведения людей в протестантских странах потребовалось около 400 лет (условно - с начала протестантской революции до момента выхода книги М. Вебера). А вот генетическое закрепление этого образа поведения, видимо, всё ещё не состоялось. Об этом свидетельствует размывание протестантского образа поведения, особенно во второй половине XX в., в ходе формирования «общества потребления» в западных странах. (Можно отметить некоторый парадокс: протестантская этика привела, в конечном счёте, к высочайшей производительности общественного труда, которая позволила части общества не заниматься «добрыми делами, угодными Богу» и «ударяться» в потребительство, что, в свою очередь,  стало размывать эту протестантскую этику). Показательно, что мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., обусловленный во многом гипертрофией потребительства в сочетании с непомерным развитием спекулятивного финансового капитализма, начался в протестантской стране США.

«Плоды» русского генотипа.
Западным странам предстоит находить решение своих проблем, приведших к последнему финансово-экономическому кризису, в т.ч. и упомянутых выше – гипертрофия потребительства и непомерное развитие спекулятивного финансового капитализма. Однако  наличие таких проблем вовсе не говорит о неверности западного пути. И российская модернизация неизбежно вынуждена состоять в  изменения образа поведения и мыслей россиян в «западном» направлении – в направлении образа поведения и мыслей людей западных развитых стран.
      На этом пути у нас свои «тараканы», сформированные не только и не столько «усатым Тараканищем», на которого, возможно, намекал К. Чуковский. Нам не до размывания протестантского образа поведения, нам бы «отмыться» от языческо-православного поведения.
      Одним из наиболее вредных «тараканов» является, наверное, наш, всё ещё живой, великодержавный шовинизм, сформировавшийся под лозунгом «Москва – Третий Рим» почти в ту пору, когда началась протестантская революция на Западе. Президент США Теодор Рузвельт говорил: «Великой нацией нас делает не богатство, а то, как мы его используем». (Цит. по статье В.С. Арутюнова «Сырьевая ловушка или фундамент процветания?» ж. «Химия и жизнь» № 7 за 2010 г, с. 19). По такому критерию «великость» России очень невелика. Вероятно, нам надо забыть словосочетание «Великая Россия» на долгие годы и смиренно пойти учиться у Запада. Модернизация «своим путём» обязательно толкнёт нас куда-нибудь «в сторону» от успеха, как это уже не раз бывало.

      Образ поведения и мыслей людей на Западе отличается от оного в России по многим составляющим. Можно привести следующие различия наиболее характерных социокультурных особенностей западноевропейских обществ и России. (По материалам книг: 1.Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия, составитель Б.С. Ерасов. Москва, Аспект пресс, 1999. 2.Б.С. Ерасов, Социальная культурология. Москва, Аспект пресс, 2000):
- в политической системе:
 властный авторитаризм, как единственно возможное и реально действующее в России средство интеграции громадного разнообразия элементов культуры, препятствует развитию плюрализма, самостоятельности и автономности внутренних структур и систем общества, являющихся базой  институционных новаций в цивилизованном обществе;
- в экономической системе:
неразвитость капиталистических отношений  в России после 1917 г. усугублена принудительным насаждением ценностных принципов социализма: ограничение товарно-денежных отношений, частной собственности и частного предпринима-тельства, еще больше затормозившим процессы углубления разделения труда и накопления капитала, как главной производительной силы цивилизованного общества;
- в социальной системе:
преобладание в российской культуре авторитарной государственной регуляции социальных отношений препятствует развитию социального плюрализма, социальной самостоятельности и социальной ответственности слоев, групп и индивидуумов, обеспечиваемого в западной цивилизации устойчивыми механизмами социальной регуляции этих отношений;
- в культурно-психологической (духовной) системе:
внутренняя несистемность российской культуры препятствует развитию секуляризации сознания, явившейся одним из важнейших инструментов формирования цивилизации в западных странах;
- в общих принципах и компонентах:
в связи со слабой интегрированностью культурных элементов российская культура «не доросла» до усвоения и овладения ценностями позитивного знания, на базе которых только и возможны высокая культурная динамика и ориентация на изменения и инновации, составляющие суть цивилизованного общества, реализованного в большинстве стран Запада.

Итоговый вывод из приведенного сравнения:
    Российская культура не достигла того «порога возможностей идеологического конструирования, экономической эффективности, политической организации и распространения идей в символической форме», переход которого, по мнению К. Райта (1, с.302), означает новую ступень общественного развития – цивилизацию.
      Этот уровень развития предусматривает «изобретательность, разделение труда, законодательство, способное изменяться; наконец, возможность выбора альтернатив при решении назревших проблем. Правило, которое раньше диктовало в каждой ситуации единственно возможную линию поведения, теперь оказывается подчинено здравому смыслу» (там же).
Кроме того: «В цивилизациях фундаментальные ценности представляют собой субъективные устремления над, поверх, свыше конкретных правил и ритуалов; они        способны служить к их улучшению либо изменению» (там же).

Ещё. Этика, породившая дух рационального капитализма, сформировалась на религиозной основе, поскольку в те времена религия была единственной формой идеологии. В современных условиях вообще, и в России в частности, никакая религия не может выполнить роль этикообразующей идеологии. Формирование нового, «западного», образа поведения и мыслей россиян требует мирских средств.

Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
Глобальная сложность задачи модернизации России, т.е. изменения образа поведения и мыслей россиян в «западном» направлении, даже для осмысления предполагает необходимость её структуризации и выделения в ней ведущих частей и звеньев.
    Представляется, что ведущим звеном модернизации в нашей стране может стать повышение профессионализма россиян во всех областях и сферах жизнедеятельности общества. Можно назвать четыре важных аргумента в пользу такого соображения-предложения.
1. Профессионализм в любом деле в широком смысле означает глубокое понимание человеком существа процессов, знание и умение пользоваться средствами с учётом условий деятельности, позитивное отношение к труду как к общественной необходимости, высокую дисциплину, обусловленную необходимостью соблюдения строгой взаимоувязанности сложных и многообразных предметов и средств труда.
Овладение человеком высоким профессионализмом в предметной деятельности неизбежно позитивно скажется на его общем образе поведения и мыслей, более соответствующем цивилизованному. Как правило, действительные профессионалы своего дела чаще всего служат образцом цивилизованного поведения и мышления.
2. Профессионализм в предметной деятельности легче формируется и контролируется обществом, нежели другие проявления образа поведения и мыслей, вследствие того, что результат этой деятельности человека, как правило, используется другими людьми, которые могут «пощупать» этот результат и оценить его словом, делом, деньгами.
3. Низкий профессионализм персонала, как уже отмечалось выше, девальвирует, обращая в «чёрные дыры», любые затраты на модернизацию «железа» - техники и технологии. Конечно, затраты на модернизацию «железа» абсолютно необходимы, однако точно также абсолютно нельзя их делать при низком профессионализме персонала.
4. Профессионализм в предметной деятельности чрезвычайно актуален для современной России. Теперешний низкий его уровень представляет угрозу национальной безопасности страны, поскольку в современном мире конкурируют не только корпорации, но уже и народы. Народы развитых стран способны сейчас «завалить» практически любую страну продукцией своего труда и, таким образом, обречь эту страну на неконтролируемую безработицу со всеми страшными социальными последствиями. (Некоторые черты таких последствий можно уже сейчас видеть на Северном Кавказе).
Но этого мало. Наш низкий профессионализм может  представлять угрозу уже мировой безопасности, как это случалось, по крайней мере, дважды – при первых испытаниях водородной бомбы на Новой Земле (красочно описано М. Веллером в книге «Всё о жизни») и в Чернобыльской катастрофе.

Конкретные соображения-предложения.
В качестве материалов для обсуждения можно предложить следующие возможные направления и «мирские» меры по повышению профессионализма в предметной деятельности в России.

I. Повышение профессионализма рабочего персонала.
Представляется, что лучшие меры в этом направлении предложены Ф.У. Тейлором в его книге «Принципы научного управления», написанной более 100 лет назад. Кратко они сводятся к следующему.
1. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубопрактические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых в предприятии.
2. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего.
3. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.
4. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация берет на себя все те отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие, тогда как в прошедшем почти весь труд целиком и большая часть ответственности были возложены на рабочих.
      
II. Повышение профессионализма собственников и главных менеджеров  корпораций.
В условиях рыночной экономики дело профессионализма собственников и главных менеджеров корпораций в специфических областях есть дело самих собственников и  менеджеров. Однако их профессионализм в вопросах рационального использования человеческих ресурсов не только их дело, это дело ещё и государства и общества. Выполняя свои социальные функции, государство вправе и должно устанавливать законодательные, экономические и иные рамки и правила использования человеческих ресурсов, контролировать и добиваться соблюдения этих рамок и правил. При необходимости государство должно оказывать собственникам и менеджерам корпораций консультативную и образовательную помощь в повышении профессионализма в этой части, на взаимоприемлемых условиях.
Вот некоторые конкретности в этой части, исходя из принципов Ф.У. Тейлора.

1. Государство законодательно устанавливает следующие требования к корпорациям: «Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника.
Слова «максимальная прибыль» употребляются здесь в широком смысле и означают не только большие дивиденды для акционерной компании или единоличного собственника предприятия, но и развитие каждой отдельной отрасли дела до наивысшей ступени совершенства, обеспечивающей постоянный характер реализации этой прибыли.
Точно также «максимальное благосостояние для каждого занятого в предприятии работника» означает не только более высокое вознаграждение, по сравнению с обычно получаемым людьми его профессии, но, что гораздо важнее, оно ещё означает развитие каждого работника до максимально доступной ему степени производительности, которая позволила бы ему, говоря обобщённо, давать труд самого высокого качества, в пределах его естественных способностей; и далее, оно означает предоставление ему, по возможности, работы именно этого качества».
Эти требования вносятся в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

2. Государство вводит лицензирование деятельности предприятий и организаций с использованием труда наёмных работников.
В качестве лицензионных к собственникам и главным менеджерам предприятий устанавливаются следующие требования:
1). Администрация обязана взять на себя выработку научного фундамента для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых в предприятии.
2). Администрация обязана производить на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренировать, обучать и развивать каждого отдельного рабочего.
3). Администрация обязана осуществлять сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.
4). На предприятии должно быть установлено почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация обязана взять на себя все те отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие.

3. Государство осуществляет надзор за исполнением собственниками и главными менеджерами предприятий лицензионных требований к деятельности с использованием труда наёмных работников.

4. Государство организует и осуществляет консалтинговую деятельность в целях оказания научной, методической и практической помощи предприятиям и организациям по введению ими научных методов организации своей деятельности.

5. Государство организует и осуществляет образовательную деятельность по обучению персонала предприятий и организаций научным методам организации деятельности.

6. Государство организует и осуществляет доведение до сведения общественности материалов надзора и анализа деятельности предприятий и организаций в части выполнения главной задачи управления предприятием, установленной федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной отвественностью», а также в части соблюдения лицензионных требований к собственникам и главным менеджерам предприятий.

7. Государство инициирует и осуществляет в судебном порядке отзыв у собственников и главных менеджеров предприятий и организаций лицензий на осуществление деятельности с использованием труда наёмных работников в случае грубых нарушений ими установленных лицензионных требований.

III. Повышение профессионализма руководителей в государственных органах,  организациях, предприятиях.
Проблему профессионализма руководителей образно можно выразить словами поэта М. Светлова: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами!». Сказанные по отношению к людям искусства, эти слова в ещё большей степени надо отнести к руководителям. Руководитель – узловое звено системы управления в любой сфере жизнедеятельности. При этом сложность труда здесь такова, что профессии руководителя нельзя научить, ей можно только научиться. А научиться может лишь тот, кто имеет способности к этому. Задача состоит в том, чтобы оказать руководителям помощь в их становлении и в повышении их профессионализма.
     Кратко виды этой помощи можно перечислить следующим образом:  иструментальный отбор людей, природно одаренных к руководящей работе; содействие “выращиванию” из этих людей профессиональных управляющих путем сочетания практической работы с теоретическим обучением, освоения специфики различных подразделений и служб, предметного усвоения передового отечественного и зарубежного опыта; систематический анализ и оценка деятельности каждого руководителя; планирование карьеры руководите-лей с учетом производственных потребностей и их личных устремлений; организация достойного выхода с руководящей должности. 
Необходимо сформировать и ввести в жизнь по существу новый для России вид функционального управления практически во всех сферах жизнедеятельности – управление профессиональным движением руководителей.

IV. Усовершенствование школьного образования.
Нарастание требований к человеку в современном обществе вызывает необходимость в увеличении знаний и умений, потребных ему, человеку, для существования в этом обществе. При этом настоятельным становится изменение пропорций этих его свойств – если раньше, в ХХ веке, приоритетным считалось знание, то теперь, в ХХI веке, на первый план всё больше выходит умение. Естественно, важность знания не подвергается сомнению, поскольку знание в осознанных видах деятельности остаётся базой для умения.
Сказанное выше отражает, так сказать, объективную сторону вопроса. Не менее важна и субъективная его сторона: умение психотерапично – умение человека адекватно действовать в жизненных ситуациях предотвращает возникновение у него негативного стресса.
Так что лозунг ХХ века «знание – сила» сейчас следует, скорее всего, заменить другим лозунгом «умение – сила».
В составе школьного образования целесообразно организовать обучение следующим видам умений:
1. Умения содержать себя и ближнюю среду обитания:
- содержание собственного тела,
- содержание собственной психики,
- содержание собственного жилья (квартира, дом и т.п.),
- содержание собственной прижилой недвижимости (дача, гараж и т.п.),
- содержание лично-семейной техники (средства связи, транспорта, информатизации, бытовая техника),
- обеспечение личной безопасности,
- организация личной жизнедеятельности.
2. Умения сосуществовать с окружающей социальной средой:
- семья,
- родственники,
- противоположный пол,
- приятельская среда,
- муниципальная среда,
- государственная среда,
- профессиональная среда,
- всё общество (в т.ч. умения пользоваться общественными инструментами),
- человечество (здесь же – географические и астрономические знания как база для
умения выстраивать свои отношения с другими территориями, странами и народами).
3. Умения сосуществовать с окружающей природной средой:
- утилизация и захоронение отходов лично-семейной жизнедеятельности,
- личное пользование ресурсами населенного пункта, прижилой зоны (бытовые
  учреждения, транспорт, рекреационные зоны, культурные учреждения и др.),
- личное пользование ресурсами окружающей природной среды (водоёмы, леса,
земли, воздух).

Знание без умения малоценно. Но невелика ценность и умения без знания, без понимания сущности предметов и явлений и взаимосвязей между ними – умения, полученного путём «натаскивания» на конкретные приёмы и способы действий. Наибольшую ценность представляет умение, сформированное на основе знания. Лишь подобное знание даёт человеку свободу и уверенность в этом сложном и изменчивом мире.
В связи с этим следует упомянуть о таком способе формирования умений как воспитание. В большинстве случаев применяемые в воспитании методы сводятся к догматическому начётничеству, когда воспитатель пытается «вбить» в головы воспитуемых конкретные приёмы и способы поведения, не заботясь, а подчас и не умея, довести до них знание оснований «вбиваемых» правил поведения. Такое воспитание вызывает у воспитуемых чаще всего резкое неприятие, во-первых, по причине «насильственности» воздействия, а во-вторых, по причине частого расхождения догматических рекомендаций с действительностью. Особенно широко подобные воспитательные подходы практиковались в советское время.
   Не надо воспитывать, надо обучать.
Неплохо бы в образовательной практике вообще исключить из употребления термин «воспитание», по крайней мере, на некоторое время, пока начётнические элементы не «выветрятся» из его содержания. И вернуть его снова в образовательный оборот как, скажем, «воспитание - обучение человека умениям действовать в некоторых «тонких» сферах его жизнедеятельности».
И уж, конечно, не следует допустить проталкивание в школьные программы православия, ни в каком виде, ни в какой форме.

В заключение можно отметить некоторый парадокс: чтобы заниматься повышением профессионализма россиян, как базы модернизации России, необходим определённый профессионализм её инициаторов и реализаторов. Достаточен ли он в России для успеха модернизации?