Москва, спецслужбы

Лисий Веер Ею
             
               
   I.

   На фотографии представлен выход Ельцина на трибуну. Москва, "Белый Дом", 22 августа 1991 года. Снимал я это дело стареньким фотоаппаратом на чёрно-белую плёнку. Ежели изображение увеличить, то можно заметить Его, поднявшего руку, в окружении телохранителей и телекамер. Мог бы, конечно, протиснуться и поближе к трибуне, но... Место под самой трибуной оккупировали несколько десятков вооружённых горцев - они что-то такое выкрикивали на своём языке и крутили "восьмёркой" зелёное знамя... А я отличался до странности цепким взглядом, таким, что ко мне часто предъявляли претензии даже посторонние люди - мол, "не так посмотрел". И как докажешь, что смотрел "так"?! Потом узнал, что был среди тех горцев и Шамиль Басаев - этот молодой "защитник Белого Дома". Время - часа два или три (не засекал). Все хлопают, скандируют: "Ельцин! Ельцин!" - а я снимаю здорово уже напуганный. Всё потому, что до выхода на сцену Главного Героя собравшуюся где-то часов с 12-ти публику "разогревали" другие артисты. То мэр Москвы Гавриил Попов вылезет ("Гаврюша" - как ласково его называли тогда) и предложит ходатайствовать о присвоении Ельцину звания Героя Советского Союза (звания Героя России тогда ещё не было введено) за его подвижничество в деле разгрома ГКЧП, то вылезший следом бородатый русский патриот требует отмены всех Советских наград и возврат всех царских начиная с "Георгия", то демократический радикал кричит, что их активистка мается до сих пор в чекистских застенках и призывает всех собравшихся чуть ли не прямо сейчас идти её выручать, и прочий разношёрстный вербальный бред раздавался (благо усилители и динамики работали хорошо), который присутствующие каждый раз обязаны были встречать здравицами и овацией. Обязаны. Я это понял, когда стоял со сведёнными на груди руками в почти наполеоновской недоверчивой позе и улыбка, несколько скептическая, поигрывала в уголках губ моих. "Ищите, ищите провокаторов! - раздались откуда-то сзади хорошо поставленные мужские голоса. - Ищите коммунистических шпионов, выродков, агентов КГБ! Они среди нас, думают, что замаскировались! Шалишь!" Я осмотрелся. Показалось, что каждый стоящий рядом проделал тот же самый жест головой и чуть тронул себя пальцем, словно апостол на Тайной Вечере, желая сказать: "Равви! Уж не я ли?.." "Их легко узнать! - продолжали поставленные голоса, - они не радуются вместе со всеми нами, не хлопают!" Я вдруг понял, что представляю из себя мельчайшую частицу огромной страшной толпы, готовой по крику "Ату!" растерзать тебя в клочья (и понятно, что толпе ничего не будет - всё спишут на давку). Пришлось стать абсолютно управляемым идиотом и более-менее добросовестно аплодировать ораторствующим.
   Сразу вспомнил год 82-ой или 83-ий, когда тяготеющий ко всему новому мой двоюродный дядя зазвал свою двоюродную сестру, мою мать (зван был и я, но тогда отказался - потом жалел), на любопытное мероприятие - собрание культурно-просветительского общества "Память". "Ну и как - интересно было?" - спросил я матушку по приходе. "Знаешь, как-то всё очень странно и с неприятным запашком... В фойе стоит самовар, бабы в сарафанах и кокошниках баранками торгуют, - вроде всё так разухабисто по-русски, - а в зале одни разговоры про масонов. Мол, они подмяли под себя всю страну, и живём мы так плохо оттого, что масоны при власти, своих дочерей замуж за руководителей страны повыдавали. И перечисляют! Сплошные еврейские фамилии!" "Так ты попала на сходку антисемитов!? Поздравляю! - вляпалась!" "А ты знаешь как страшно стало, когда с задних рядов шепоток прошёл: что, мол, масоны заслали наверняка к нам лазутчиков, и они сейчас находятся в зале. А выявить их легко - сидят с кислыми мордами и не хлопают!" "И ты, конечно, сразу начала улыбаться и хлопать?" "Конечно!"
    Довольно примитивная и старая методика сплачивания и управления толп. Но эффективная. Достаточно внедрить в массу (так по-ленински называлось тогда любое множество людей) нескольких обученных профессионалов с небольшим количеством трафаретных фраз в лексиконе. Не говоря уж о том, что подобная националистическая организация в начале восьмидесятых могла существовать только под управлением спецслужб.
   
   II.

   Сейчас в нете идёт зудёшь - возмущаются мальчиком-провокатором с армянским именем, отчеством и фамилией привезённым милицейским начальником на площадь и "зегзицей прокычевшим" перед объективами радостной прессы (якобы русский фашист). Хорошо, что в мире есть интернет, и такие колющие штуки долго в мешке не утаить - обязательно найдётся человек из той же прессы, с удовольствием сливающий туда компромат сразу же, как только получил деньги за молчание.
   Провокация - вещь обоюдоострая. Легко переходящая в фазу, когда уже не собака виляет хвостом, а хвост управляет собакой. Лет сто назад русские жандармы так увлеклись внедрением провокаторов в революционные организации, что иные провокаторы вскоре возглавили группы террора, и количество убитых чиновников взрасло в геометрической прогрессии, и среди таковых оказались и московский Генерал-губернатор (к слову, дядя Императора), и премьер-министр Столыпин.

   III.

   До сих пор трудно поддаётся осмыслению 1937 год. Почему жестокая драчка тогдашней номенклатуры за места у кормила вылилась в кровавый террор для сотен тысяч не связанных ни с какими "уклонами" обывателей? Но одна из причин лежит на поверхности - внедрение стахановского метода в работу спецслужб; как и на любом производстве от них требовалось перевыполнение плана, желательно - на сотни процентов, и тогда будут работникам и премии и награды. Любая организация, у которой имеется хозяин (у бюрократии хозяин один - высшее должностное лицо государства), должна показать ему результаты работ и обосновать и обеспечить, в том числе, финансово, собственное существование, ещё лучше - усилить влияние и увеличиться в размерах (законы биологической экспансии действуют здесь безотказно).

   IV.

   В 1974 году, когда по телевизору впервые крутили "Семнадцать мгновений весны" улицы по-настоящему пустели - явление редкое и тогда, и последним подобным фильмом была пятисерийка "Место встречи изменить нельзя" (1979 год) - и я, когда смотрел очередную серию, мечтал стать Штирлицем. Человек он, как видно, непьющий, живущий в хорошей обстановке, в собственном коттедже, в совершенстве владеющий как минимум одним иностранным языком, способный  застрелить безоружного обернувшегося к тебе на миг лицом негодяя (благородный кат), разгадывающий, преимущественно путём сортировки известной не секретной информации, кто же всё-таки мог вести с союзниками сепаратные переговоры (хороший аналитик); а то, что размышлял он над этим не на Лубянке, а в самом логове врага, в "осином гнезде" - даже несколько возбуждало и обостряло восприятие. Одновременно при просмотре ловишь какие-то странные ассоциации: четырёхлетний план, гитлеръюгенд, партийные бонзы, министерство пропаганды, "золото партии", и даже мышление вражеских бюрократов от спецслужб ("...гестапо просто так никого не арестовывает...") сильно смахивало на образ мысли бюрократов Советских.
   Уверен, и олицетворению нынешней, несколько покосившейся "властной вертикали"  также нравился тогда этот фильм с его особой романтикой, но он, в отличие от меня, сделался настоящим чекистом, офицером с хорошим довольствием, и был отправлен в Германию (правда в дружественную ГДР и не нелегалом, что, в сравнении с телегероем, несколько облегчало его жизнь и вело к сбережению нервов). Уехал русачком, а вернулся, пожалуй, что немчурой с изменённым сознанием (эта немецкая страсть к порядку, склонность к вычленению мелких деталей, обидчивость, ругательства типа "свинья" ("Schwein")  - мало употребляемая русскими). Совершенно справедливо возмущается недавнему предательству неназванного чина спецслужб, выдавшего американским коллегам сеть наших разведчиков. Оттого, что сеть большая (десять человек друг с другом не связанных) можно пофантазировать, что и чин предатель занимал далеко не маленький. Возможно, служил в конце 90-ых и под началом Путина, когда тот был главой ФСБ. Но, скорее всего, работал в СВР или в ГРУ, в американском отделе, одним из замов, если не начальником. Распоясался, как многие спецслужбисты после прихода к власти Путина, взалкал денег... Негодяй, понятно... А другие...

   V.

   А разве во времена Советские таких вещей не бывало?
   Набираю в строке браузера запрос: Пеньковский. Тут же идёт ссылка на Википедию, тут же фотографии; одна послевоенная, в форме и с наградами, особенно занимательна. Орден Отечественной Войны, Орден Красной Звезды, два Ордена Боевого Красного Знамени, Орден Александра Невского (!), восемь медалей... Он что, эти награды в разведке заслужил? Оказывается, нет. Был во время войны артиллеристом, что позволило нескольким придуркам (прошу прощения за резкость) разразиться статьями, какой он был прекрасный боевой офицер! Прослеживаю путь "боевого офицера". Начинается он в 1939 году. "Участник польской и финских войн". Вообще-то, не слышал о войне с Польшей 1939 года. Вообще-то это всегда называлось "присоединение отторгнутых в своё время панской Польшей территорий Западной Украины и Западной Белоруссии", и попробуйте даже националисту украинскому сказать, что это не так. Не уточняется, участвовал ли Пеньковский непосредственно в боевых действиях, замечено лишь, что был политруком (пропагандистом, славящим режим и читающим политинформации). Далее... 1940, 1941, 1942 - зам. нач. артиллерийского училища (г. Москва) по комсомольской работе (тот же агитатор-пропагандист стиля "Уря-уря!"). Возможно, какие-то медали сей "герой" нахватал уже тогда. В 1943-1944 уже на фронте, начальником, но (!) - учебного отряда. Откуда же боевые награды? Ах, ну да! - с 1944 (в апреле 1944-го Пеньковскому исполняется двадцать пять, про ранения молчок, видимо - и не было) и до конца войны ходил в адьютантах у начальника артиллерии 1-го Украинского фронта (могу себе представить: бегал по поручениям интимного характера (девочек поставлял, коньячок для радости генералов), бумажки туда-сюда переносил - вот и был неоднократно втиснут в списки награждённых). Затем уже после войны наш кавалер при спошествовании тех же большезвёздных заступников (главный его попечитель - уже Маршал Артиллерии) поступил в Академию. Естественно, закончил. Мало! - хочет по заграницам "туристом" кататься. Для воплощения мечт переходит в спецслужбу. Мало! Узнаёт, как живут люди в Западном обществе и тоже хочет очень хорошо жить. Уже будучи завербованным американцами и англичанами, требует себе звания аналогичного тому, что имеет в СССР (полковник), требует сшить для него форму полковника английской армии и, отдельно, американской армии, во время приезда Хрущёва в Лондон будучи участником Советской делегации (в огромной придворной свите) на конспиративной квартире примеряет ту и другую форму, требует, чтобы его так сфотографировали (и американцам, и англичанам предложения его кажутся идиотскими, но - пожалуйста!). Вот он - настоящий интеллект персоны Советских спецслужб во всей красе.
   Думаю, что во время процесса над Пеньковским причастность его к спецслужбам не афишировалась ещё и потому, что тогда бы пришлось объяснять населению - по каким принципам распределялись ордена и медали во время войны, и почему самыми большими орденоносцами оказались у нас снабженцы, штабные адьютанты, писари и ППЖ (походно-полевые жёны из списков медсестёр и радисточек) командного состава (таковых имели ВЕСЬ генералитет и ниже - от Жукова и Рокоссовского вплоть до старших офицеров в майорском чине)?

   Собственно, количество перебежчиков, несмотря на жёсткий отбор в Советские спецслужбы (а может, и благодаря именно ТАКОМУ отбору) и тяжёлые последствия для тех предателей, кого успевали ловить, с годами только росло. Ведь главной Советской наукой, наукой наук оставался философия коммунизма, зиждившаяся на оголтелом материализме и полном отрицании Бога (атеизм с закрытием и разрушением церквей и уничтожением священников). Не удивительно, что очутившийся на Западе молодой нелегал с партбилетом в кармане и "правильной" генеалогией (папа и мама - рабочие или крестьяне, ни одного родственника за границей и пр., вот, кстати, почему среди предателей и перебежчиков полно людей с украинскими фамилиями - уж с генеалогией у них было всё в порядке!) именно в смысле "материализма" обнаруживал для себя на Западе "землю обетованную" со всеми вытекающими последствиями.

   VI.

   А что же происходит сейчас? Да то же, что и по всей стране.
   Реальная история. Знакомая семья: папа-мама в разводе, мама с сыном маются в однокомнатной квартирке не в самом престижном районе Москвы, папа имеет фирмочку, ведущую бизнес в восточной стране. У папы молодая жена, но родить никак не может, получается, сынок от нелюбимой - его единственный (пока) наследник. Сынок заканчивает школу... Папа вздыхает, но даёт деньги некоему генералу, чтобы устроить сынка в разведшколу (восточное направление с изучением языка нужной для папы страны). Папа прямым текстом сообщает сынку: мол, я за тебя заплатил один раз, но зато ты теперь за государственный счёт выучишь язык, получишь диплом, несколько лет отслужишь - и в отставку, а дальше будешь в фирмочке моим заместителем. В результате сынок учится в разведшколе, с восточным языком у него совсем плохо - нет у него способностей к языкам. Товарищи его такие же как он - либо дети бизнесменов, либо генералов - мутузят друг друга (первые два года - в казарме), кичатся связями пап, воруют у своих же телефоны и планшетники, подставляют на деньги... Детский сад, но в представлении обывателя - будущая элита страны (патриотизм так и брызжет)!

   Кстати, самой известной "звездой" из выданных предателем агентов оказалась некая Анна Чапман, жизнь которой легко прослеживается по заметкам прессы. Девичья (папина) фамилия Кущенко (опять этот "украинский след"!), папа - мелкий чиновник МИДа, околачивающийся при посольствах беднейших африканских стран, настолько незначительный, что даже семью свою не мог в Москву долгие годы перевезти - так и росла девочка в далёком от столицы Волгограде с мечтами о богатом принце из волшебной страны. И наконец оказалась в Москве (2002 год), в ночном клубе (а где же ещё? - таковы нынче представления юных о "шикарной" жизни) познакомилась с молоденьким, как она, англичанином, тут же переехала к нему, прилепилась как клещ к мягкому месту, пока тот не женился. Укатили молодые в Лондон - пристанище русских богачей. И тут выяснилось, что её "принц" не настолько богат как казалось, а может, вдобавок, и не справляется с излишне темпераментной супружницей, а детей, чтоб успокоить женский норов, нет! В 2006-ом дело дошло до развода. И где теперь девушке деньги брать? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы представить себе предельно близкое к правде дальнейшее (но можно назвать это и чистейшей моей фантазией - на роль Всевидящего Ока не претендую): пожаловалась папе на отсутствие средств к существованию, а он за деньги ли, по знакомству ли впихнул дочку в "агенты" - чтобы зарплата ей капала, какие-нибудь ведомственные награды с течением времени выпадали, пенсия бы светила - благо "крыша" в виде гражданства United Kindom и более-менее сносного знания языка у дочурки уже была. Дальнейшее - неинтересно: попала под раздачу (по бумагам-то числится разведчиком), лишилась "законного" гражданства, зато стала всемирно известной, пила чай с Путиным, выпевала хором "С чего начинается Родина", если ей вообще знакома эта песня...

   И на посошок - совсем недавняя история. Из России сбежал с семьёй бывший министр финансов Московской области, между прочим, выходец из СВР, ставленник "вертикали". Нагрел руки на ипотеке. Деньги переводились на счета фирмы, главой которой числилась его супруга. Чета умудрилась наворовать денег на миллиарды рублей (сотни миллионов долларов по курсу). Ищут, конечно, но не могут найти... Видимо, всё же дурные привычки (склонность к воровству и предательству) от места работы не зависят.

   Как всегда Ваш с улыбкой и лапой распростёртой, с приветом (совсем немного)
   Лисий Веер Ею