Сказания продолжение 6

Владимир Гольдин
Глава 13  Русалоградская школа усовершеннолетия

Своевременные трудности закаляют,
а несвоевременные, увы, могут и убить.
Педагогическое поучение тренера Пузи Жирроффа

И по дорожке водной
Вертящейся спиралью
Они в одежде рыбьей
Как в бездну понеслись.

Сначала казалось, что они нырнут прямо в море, кипящее как огромный котёл. Потом стало понятно, что это буруны волн, атакующих берег, защи-щённый разбросанными в воде камнями.
Потом рядом с огромной каменной стеной, мимо которой они падали, появился крошечный пятачок суши, об который им суждено разбиться. Но когда пятачок разросся до большого кривого обломка тверди, спираль стала наклонным жёлобом, спускающимся к бассейну. В него они и влетели, пе-релетев через подъём, по которому вода стекала им навстречу. Йос подумал: как умно сделан тормозящий кусок жёлоба, а Дуд тут же задрал голову, чтобы увидеть, как высоко на каменном столбе стоит город.
– Вылезайте! – приказала русалка, ловко выскочив первой из бассейна на сушу. Суша оказалась сделанной из толстого слоя губки, в которой на каждом шагу довольно глубоко тонули ноги. Но пока они вылезали и с лю-бопытством пробовали хвостатыми ногами эту сушу, русалка исчезла. Бра-тья остановились, не зная что делать. Впрочем, Йос тут же заявил:
– Оглядись, Дуд, и запомни место.
Дуд только ухмыльнулся, он и так первым делом стал оглядывать ме-сто, в которое они попали. И Йос, конечно, занялся тем же. Надо же знать, как отсюда сбежать.
От бассейна, из которого они вылезли, в три стороны расходились ко-ридоры, уходящие в глубь каменного столба. Четвёртая сторона открывала вид на другие бассейны и на море. У границы моря стоят на страже высокие прозрачные ограды. Ограждая местных от моря или море от них. Их видно только по стекающей по ним воде. Сверху непрерывно идёт дождь, да и волны лижут их своими мокросолёными языками.
Йос, сбросив рыбий хвост, в смысле ласты, уже стоя на своих ногах, об-наружил вокруг на площадке и на самом берегу волнующегося моря не только двуногих, но и прямо-таки многоногих. В родном городе он даже на картинке таких не видел, потому и сказал:

– Да, тут ребята многие:
Рогатые, безрогие, и много руко-ногие,
Таких где б видеть смог?

Дуд, опираясь на рыбьи хвосты, тоже зачарованно глядел по сторонам.
Они, наверно, долго могли бы так стоять, забывая обо всём, поражён-ные необычайностью зрелища, но бессовестный желудок нахально напом-нил о себе сначала Дуду.
– Кажется мне, я уже кому-то говорил, что хочу есть, – недовольно про-бурчал Дуд, стаскивая со ступней ласты. Рыбья одежда растянулась, а потом с силой притянула ласты вверх от пяток.
Йос, обедавший в слоновагоне серьёзнее, жаждал не мясной, а духовной пищи и вместо ответа на слова брата определил словами итог своих наблю-дений:
– Так это ж там урок.
Дуд мотнул головой. Страсть Йоса к учёбе показалось ему чудовищно неуместной. Вот он и сказал:
– А нам сперва б покушать в местечке чуть посуше.
Никто ничего на эти слова не ответил. Они стояли и ждали, сами не зная чего. Время шло, и тем временем что-то вокруг их персон уже происходило. Знать бы только что.
Наконец знакомая русалка появилась из ближнего коридора с сущест-вом толстым, непонятным, на человеческих ногах, но с узкой рыбьей голо-вой и внимательными человеческими глазами.
Братья зачарованно посмотрели на это необыкновенно странное суще-ство. А русалка, явно голосом начальницы, приказала:

– Вот эти, Рыб, с вокзала.
И надо накормить их, но в трапезной сухой.
Ответил Рыб вальяжный:
– Да, выглядят неважно –
Им надо шоколада –
Гласит весь опыт мой.

Идея с шоколадом братьям очень понравилась.

И Дуд сказал:
– Ну что же –
Учиться тут мы сможем.
А Йос шепнул:
– Конечно, но я хочу домой.

Тем не менее и он зашагал вслед за преисполненным важности Рыбом. В коридоре они увидели две лестницы. Одна вверх пошла, а другая вниз. Рыб повёл их вверх.
Там оказалась комнатка и стол с шестью стульями. Йос задумался: на какой стул сесть.
А Дуд решил, что на голодный желудок думать не стоит, и сел за стол. Йос тоже сел. Две проворные Черепахи принесли им еду на спинах. Молча намекая, что снять с их спины и поставить на стол это уже дело не их рук. Братья и сами до этого додумались и взялись есть не потому, что домой уже расхотели, а потому что еда выглядела очень привлекательно.

Съев шоколад «Приморский»,
И белый хлеб заморский,
И морс, совсем уж морский,
Весь выпив из кувшина
До самого до дна,
Они решили:
«Что же, прожить тут долго сможем».

Но вскоре Йос опять грустно пробормотал:

– Но как пройдёт неделя,
Лишится мама сна.

Они шли, покидая столовую, через закоулки и вышли по коридору на большую площадь. Дуд шёл, шаркал ногами и при этом думал, думал и на-конец придумал:
– А мы назад вернёмся во времени. Раз, два, – бодро, но не очень уве-ренно, зато вполне ритмично продекламировал  Дуд. И добавил: – Как сам ты не придумал, ведь ты же голова?
Йос мрачно глянул на брата и спросил:
– Умно, а где мы деньги на это всё возьмём?
Дуд покраснел, помялся, потом косвенно заявил о своей мечте:
– А цирк давай устроим и деньги соберём.
Йос слова брата расшифровал в одно мгновение. Так всё к разговору ни о чём, но всё же он сказал, чтоб не молчать в тоске:

– Болтун, да кто мы сами?
Кто нас смотреть придёт?
Да тут без нас как в цирке
Вся улица…

Дуд покачал головой и пробормотал, пытаясь быть весёлым:

– Ну вот. 
Ещё и не пытался,
А киснешь на ходу.
А я – оп-ля, подпрыгну,
И угрик мне дадут.

– А шиша с мармеладом тебе ещё не надо? – не очень задумываясь, бро-сил своё слово Йос.
Эти разговоры не требовали дела и даже серьёзности. Это ж они страхи свои разгоняли. Природные страхи, а не изобретённые как оружие.
А вокруг шла обыкновенная на вид школьная жизнь. На полу коридора мальчишки, мокролапые и длиннохвостые, играли в морской бой с лягуша-тами. Бой был настоящий. По обе стороны от большой лужи соперники на-рисовали корабли. Попасть в нарисованный корабль надо было, выпустив струю воды из лужи или просто треснув по ней лапкой или хвостом. При этом можно было одним ударом забрызгать все чужие корабли. Но если не-ловко ляпнешь, то раздавался смех зрителей. Получалось, что свои забрыз-ганы. 
Вдруг чей-то тусклый голос недовольно произнес:

– Вот будет вам морока
Играть после уроков.
И неба цвет тут серый
И летом и зимой…

Братья оглянулись: это, оказывается, им сказал Сурок, видимо, такой же чужой компании этой, как и братья. Луновы улыбнулись страдальцу, а он подтвердил:

– Да, беспробудно серый,
А нужно голубой.
Я потому усталый.
Мне спать при нём пристало.
Да, неба цвет мне шепчет: «Пора, сурок, уснуть».

Дальше разговор не пошёл никуда. Вроде тут и вообще некуда идти. Братья Луновы стояли, не зная за что им взяться и чем заняться. Русалка на минутку нашла им занятие, проводив в грот 245, где им дана комната сна. Из неё они вернулись на открытые пространства. Ими опять никто не зани-мался. Но и без этого занятия всё ещё было чуть-чуть занятно смотреть на происходящее. 
А невидимое, но очень быстрое Время скользило, как недавно они по водной дорожке сюда.
Потихоньку потемнело серое небо над головами шалящей всеми спосо-бами школьной братии. Никто вроде и не обращал на это внимание.
Вдруг на школьном дворе затихло кипение и шевеление. Вышел огром-ного роста русал в широкополой шляпе с загнутыми полями. Вокруг братьев как ветер прошелестел: «Аматога!».
– Похоже, Аматогу здесь все боятся, – умозаключил вслух Йос.
А Дуд только рот раскрыл, но сказать ничего не успел.
Аматога зычным голосом крикнул:   
– Отбой!
– Откуда он появился? – задал себе вслух вопрос Йос.
Но за ответом никто не побежал, все побежали спать. Некоторые совсем недалеко. Услышав выключающее слово «отбой», как приказ в гипнозе, се-рый Сурок уснул прямо там где лежал. Братья с удивлением глянули на не-го, вполне добровольно двигаясь к своим кроватям. Что для них совсем не просто. Им, чтобы попасть в кровать, где сладко спать, пришлось нырять в грот номер двести сорок пять. И вылезать, как из колодца. Пройдя всю мок-редь, они вынырнули из воды сухими. Только костюм рыбий снять и лица и ладони осталось вытереть полотенцем. Комнатка-спальня тоже сухая, как человеку и положено. Похоже, она где-то в теле скалы, потому что без окон. Но неизвестно откуда там свет был, и не простой. Он менялся и гипнотизи-ровал. И стало им вдруг страшно лень, ну то есть набежал на них сон и на-чал их тихо уговаривать лечь уже наконец-то в кровать.
В полусне они куда-то положили костюмчики с плавниками.
Видимо, в сумку сложили брючки с хвостами-ластами. После этого всё происходившее с ними стало сном.

Сон с осьминогом трёхрогим пришёл.
Вроде бы надо писать протокол.

Так по закону и по уставу, но они уже слишком устали для уставов и только подумали сквозь сон:

«Ты нас прости, восьминогий,
Мы так устали с дороги», –
И целиком их забрал к себе сон.

В опустевшей таким образом комнатке свет тихо погас.
Даже звуки ушли, оставив тишину.

 
Глава 14. Как сбежать из школы

Бег не всегда переходит в побег.
И наоборот, в побеге лучше обойтись без бега.
Мысли Саламандра Мандара

Тревога разбудила Йоса. Он толкнул брата.
– Вставай, Дуд, дела нас ждут.
А Дуд во сне бежал по подземелью, везде натыкаясь на тупики и страш-ные рожи, готовые его сожрать. Поднятый братом, он вскочил, но из сна не вышел. Вокруг каменные стены подземелья. Спальня, вырубленная в скале, видимых выходов не имела. Тёмная лужа в углу напоминала о чём-то странном. Дуд прошептал:
– Где мы, Йос?
Йос прижал палец к губам. Дуд съёжился. Чудовища из сна могут ус-лышать. Перед его глазами Йос в молчании на что-то намекнул и продол-жил одеваться в странную одежду. Дуд огляделся. Такая же одежда лежала рядом с ним на каменном уступе вблизи его постели. Глядя на Йоса, Дуд тоже в таинственном и чуть страшноватом молчании оделся в рыбью одеж-ду и только тогда вспомнил, где он находится. Лужа в углу комнаты, едва освещённая ночным светом, – это и есть выход. Когда хвостовые ласты Йо-са, исчезая в глубине, шлёпнули по поверхности, тогда холодные брызги в лицо окончательно разбудили Дуда. Привычная упрямая ярость вернулась, встряхнув Дуда. Он бросился в воду и через секунду уже выскочил в темно-ту каменной галереи. Там своей тёмной жизнью жила вода, капая с потолка и стекая по стенам. И по их рыбьей одежде вода шелестела почему-то пу-гающе. Совсем не так как дождь. Нырять в тёмную воду снова казалось про-сто невозможно. Но они снова нырнули и выскочили, наконец, на площадь, где шёл нормальный дождь. Там, загнув хвостовые ласты к ноге, держась за стенку, они пошли знакомой дорогой на площадку прибытия. Её чуть осве-щало серое, всё ленивее и ленивее капающее предрассветное небо. Осто-рожно и бесшумно шагая, они добрались до жёлоба, по которому съехали сюда из города. По нему, как и вчера, быстро бежала вода, втекая в ближний бассейн. Дуд яростно разбежался и попробовал бежать вверх, но поскольз-нулся уже на пятом шаге и, съехав вниз, прошелестел еле слышно:
– Йос, даже я влезть по нему вверх смогу только в сухую погоду.
Йос потащил его дальше, махнув рукой.
– Не выйдет, здесь всегда идёт дождь. Без дождя русалы не могли бы здесь жить. Там наверху не то что рек, ручейков нет. Вместо всего этого всегда идёт дождь.
– Но как-то же они подымаются наверх, – почти вскрикнул Дуд.
– Тише. Вот и надо найти как. Где-то лестница должна быть или подъ-ёмник.
Они вышли на площадь, открытую мокрому ветру. Ветер налетал на от-весную стену и круто отталкивался от неё, образуя мокрые вихри. Справа вдали шумело море, невидимо шевелясь тёмной своей массой. Они пошли вдоль стены, выискивая лестницу или дверь, ведущую к ней. Но ничего та-кого не попадалось по пути. Даже склона не было, стена отвесно уходила вверх. Дуд, не умеющий мириться с невозможным, сказал:
– Были бы мои липучки и когти, я б залез.
Йос ничего не ответил. Он тащил брата всё быстрей и быстрей. Они почти бежали к морю
– Думаешь, уплыть отсюда можно? – с сомнением спросил Дуд.
– Чтобы думать, надо хоть что-нибудь узнать, – сердито бросил Йос.
Минут двадцать они шли, пока не увидели, что большой бассейн вовсе не открыт к морю, а заперт огромными воротами, невидимыми издалека просто потому, что они прозрачны. Но даже и за воротами лодок нет.
– Это тюрьма, Дуд, даже для кита и барракуды.
– Но мы-то сможем через эту стенку перелезть, и даже через эти ворота.
– Это и многие тут смогут, а дальше что? Тонуть? Берегов не видно, и лодок, заметь, нет, чтобы вокруг острова этого столбистого обойти.
Медленно и молча они вернулись под купол к выходу из своей спальни. День, пасмурный как плачущее небо, начался. Братья сообразили остаться на площади и не возвращаться в свою спальню. И верно: вскоре рослый ру-сал Аматога в своей широкополой шляпе, зелёной куртке и штанах, усилен-ных на седалище кожаным нашлёпом, вышел непонятно откуда и выдал им по угрику.
– Всегда будьте среди первых, – внушительно изрёк ментор.
– Мы всю жизнь среди первых, – с вызовом ответил Дуд.
На что Аматога одобряюще улыбнулся и зашагал дальше.
Когда Аматога ушёл, видимо, чтоб обойти спальни засонь, Дуд прошеп-тал:   
– Йос, меня его штаны наводят на мысль.
– На какую мысль, Дуд? Думаешь, ему приходится часто съезжать на заднице или в седле, как ковбой, скакать? Седло отменяется, для ковбойства стада нужны, а это не в городе.
– Значит, штаны его намекают – где-то есть сухой спуск, – поделился своей догадкой Дуд. 
– Я про это тоже думал. Это надо проверить. Давай последим за ним. Дверь наверх может быть замаскирована.
– Она может быть не снаружи, она изнутри. Скорее всего, из его куска подземелья. Как мы проберёмся в его комнату?
– Посмотрим. Тише. Вон Сурок идёт и Саламандр с приятелями Яще-рицами.
Повар Рыб, высунувшись в коридор, ударил в гонг, двери столовой рас-крылись. Все наземные живули толпой ввалились туда, шмыгнули по лест-нице вверх и расселись у своих разновысоких столов. Дуд плюхнулся на привинченное к полу место с надписью «Дуд Лунов» и, задумавшись огор-чённо, еле жевал. Это совсем не то, что было на первом приёмном обеде в специальной, видимо, комнатке.
Через минуту Йос не выдержал и поторопил брата:
– Дуд, не мямли, ешь в запас. Мало ли что сегодня случится. Может, это единственный приятный процесс на ближайшие сутки.
Ящерицы и Лягушки подмели своё в один захват, Саламандр тоже спра-вился очень быстро. А Дуд даже после слов брата ел через силу и очень медленно. Было в его жизни такое, мама тоже заставляла его есть быстро, так его тогда стошнило и вся еда убежала в сливную трубу. Рядом так же вяло ел Сурок. Дуд, осторожно оглядевшись, спросил:
– Сурок, ну вот мы поедим, а что дальше будет?
Сурок усмехнулся:
– Уроки.
Потом он поднял ложку и продекламировал:

– Ну да, там уроки куда-то пошли
И к разным предметам с собой повели.
И первый предмет из предметов –
История – как её нету.

– Как это нету? – удивился Йос.
– А послушаешь и поймёшь.
– Ты ж сказал – уроки пошли. А почему же нас не торопят в класс? – спросил Дуд.
– Еда важнее, а вы не живоглоты. Вам жевать надо, а значит, вам и вре-мя на это надо.
– Но в классе же уже учатся, – изумился Дуд.
– Учатся – мучатся – мочатся. Фигня. Ешьте. Это вас как новичков так роскошно кормят без всяких угриков. Увидите, что завтра будет.
Йос над этими словами тяжко задумался, а Дуд вспрыгнул:
– Что мы, тут сидя, увидим, что поймём? Йос, пошли в класс.
Сурок усмехнулся. У него с пониманием давно всё в порядке. А эти ни-чего не сделают, даже если и поймут. И чем позже поймут, тем лучше. Он и сказал:
– Да и куда он убежит, класс этот? Вы же не отставанты.
– Очень даже отставанты. Мы от поезда отстали, – насмешливо сооб-щил Йос. – Скажи нам, куда идти?
Дуд кивнул головой. Что тут сидеть и размышлять. Ничего же они не знают, а без знания какие могут быть размышления.
– Да ладно, пошли уж, – смирился с неизбежным Сурок Сурко и повёл их в класс.
Двигаясь за Сурком, братья переглянулись и подбодрили друг друга лёгкими затрещинами по спинам. Кто сказал, что все приключения должны быть приятными?   
– Классный класс, – восхитился Йос, войдя в просторный водный зал, накрытый прозрачным куполом, по которому скользили струйки дождя, скатываясь тонкой завесой в воду у дальнего края. Просачивающийся сквозь какие-то преграды ветер доносил запахи моря. Седая русалка, опустив сим-волический хвост в воду, сидела на краю бассейна, рядом со столом. Учени-ки, кто просто в воде, кто на островочке, кто как мог, сидели или лежали перед тетрадками. Но не все. Некоторые резвились в воде, хотя старушка уже бормотала, не обращая ни на кого внимания. Братья постояли с минуту рядом с Сурком.
– Нам туда, – вяло буркнул Сурок и плюхнулся в воду.
Братья поплыли за ним и выбрались на тот же островок, что Сурок. Там уже стояли парты под их рост. Кто-то сообразил приготовить им специаль-но. Дуд подумал, что приятно, когда о тебе специально заботятся. Кажется, это называется культура? Или цивилизация? Чуть стряхнув воду с рыбьего костюма, Йос прошептал:
– А прав Сурок, урок уже куда-то идёт и без нас. Такая вся седая ста-рушка с заплаканными глазами – это же учительница.
Дуд отрицательно мотнул слегка смоченной и от того чуть потемнев-шей головой.
– Йос, разве можно с такими глазами научить всю эту дикую ораву?
Йос пожал плечами и не ответил, и даже, не почесав в затылке, предпо-чёл смотреть. Было же на что посмотреть. С островка было отлично видно, как морские ребята играли в морской бой, аж брызги летели. При этом они ещё и делали вид, что их не видно за своими островками. Лягушонок ку-выркался в фонтане Кита, еле сдерживая восторженные квакалии.
Некоторые что-то всё же писали. Кто ручкой писал, кто вообще не ру-кой. Барракуда и вовсе одними глазами писала. А Сурок, сидевший рядом, бормотал в полусне:

В волшебном течении слов,
Из пасти его исходящих,
Я видел движенье Сурков 
В дремучей и сладостной чаще.

После этих слов Сурок чмокнул губами и уснул.
– Ну не урок, а забава, – пробормотал Йос, привыкший учиться всерьёз. Он вслушался в слова учительницы.
– ...и шла за Донтом слава…
– То слева шла, то справа, – буркнул Утконос.
Старушка не выдержала и сделала суровое лицо.
– Утконос Балдер, если ты уже всё знаешь, то скажи-ка мне, что есть культура?
Бодрый Утконос, не растерявшись, заговорил в нос:

– Культура не дура. Культура – оно,
Что предками нашими было дано.
Великие предки русалов
В веках сотворили немало.

Слушать про то, что предки Утконоса были русалами, даже братьям Луновым показалось смешно, а многим другим и подавно. Вот уж действи-тельно история как её нету.

Смеялись навзрыд
Лягушонок и Кит.
– Ха-ха, на воде и резине
Купил ты мозги в магазине.

Йос и Дуд, осторожно улыбаясь, смотрели на эту перепалку.
– Йос, ты когда-нибудь слышал про мозги, которые можно купить в ма-газине?
Йос только головой мотнул. Что-то здесь не так. Он попытался взгля-нуть глубже в себя самого туда, где притаился Страх с непонятной профес-сией. Может, это такой же Страх заставляет Утконоса так откровенно при-мазываться к русалам? 
А Дуд просто видел, что Утконос ничуть не смутился и не растерялся, ну точно как если бы он был Дуд.
Довольный произведённым эффектом, Утконос задрал свой нос и про-должил голосом учительницы:
– Прарусалы, знайте, детки, это наши с вами они предки.
Класс встретил это заявление воплем восторга, а потом замер, чтоб слушать дальше. Утконос, довольный вниманием, и дальше свою чушь по-нёс:

– Чтоб прямее вышел стан,
Стал в воде жить обезбян.
Где, плевав на все погоды,
Урожайны огороды.

Учительница растерянно кивала головой. Видимо, она и сама что-то по-добное говорила, а может, её устраивала тишина в классе. Только тишина в этом классе, похоже, долго не выживала. Вдруг молчание класса прервал Крокодил, восторженно разевая пасть:

– Да, капусточка морская
Штука вкусная такая.

Класс кувыркался от хохота. Все знали, что Крокодил не ест никакой травы, а только мясо безмозглых ест. И опять же все знали, что морская ка-пуста любимое блюдо русалов.
Старушка русалка постучала указкой по столу и постаралась сказать как можно громче:
– Зря смеёшься, мы же о культуре. А культура и у тебя, Крокодил, руса-лья, а не крокодильская. Поди теперь поживи в Ниле, где предки твои, мо-жет, жили.
Крокодил мотнул головой и клацнул зубами:
– Слышу неуважение к моему происхождению. Я хоть прямо не хожу, честно родине служу и прямо.
– Ага, трупоедом служишь, – буркнул проснувшийся от шума Сурок Сурко.
Это заявление многим не понравилось. Видимо, оскорбления здесь не в моде. Тут уж все заорали на всех. Вроде шутки одни, вроде смех, но шум невероятный. Да и зубами клацают так, что братьям Луновым стало совсем неуютно. Учительнице это тоже почему-то не понравилось. Она всхлипнула старушечьим всхлипом и вскрикнула почти строгим голосом:

– Прекратите мне здесь кавардак!
Прекратили – да как бы не так.
Класс шумит, и скрипит, и хохочет,
Каждый что-нибудь высказать хочет.

Йос и Дуд только головами вертели, пытаясь понять, кто есть кто по мыслям своим. Но потом устали слушать. А потихоньку и другим собствен-ный шум надоел. Но Йос подумал, что и другим, может, интересно стало хоть что-нибудь узнать. Дуд вообще ничего такого не подумал. Он смотрел в море, играющее белыми бурунами.
Учительница, наверно, тоже подумала как Йос. А может, и не подумала, но схватила момент и продолжила:

– Безволосы и пригожи
Стали мы и люди тоже.
Знайте, люди старины
Все из нашей глубины.

– Мы, что, тоже из русалов? – толкнул брата Дуд.
– Ничего про это не знаю. Слушай давай, чтобы выбраться отсюда, надо с русалами как следует разобраться. Не мне это одному, ты тоже разбирай-ся. У тебя ведь тоже мозги есть. – Йос помолчал, а потом добавил: – По-умному, так это всем здесь с русалами надо разобраться.
Дуду эта мысль брата показалась вполне убедительной и близкой.
Увы, от остальных гуляющих по классной воде эта мысль оказалась да-лека.
Учительница не глядя ни на кого, бормотала своё:

– Да, железные эти штаны
Надевали тогда для войны.
Воевали русалы с дельфинами,
Враждовали враждою старинною.
Но как поняли – что для чего,
Отыскался на всех статус кво.

В ответ на это «кво» все дружно квакнули.
И вот тут шум из класса, видимо, ушёл погулять слишком далеко.
На шум вошёл с секретаршей Миногой сам ментор Аматога. Минога всех записала и приготовилась против каждого имени что-то ещё писать.
Но Аматога ничего писать не скомандовал. Он заорал на классных ре-бят. Голос его загремел, как медный лист:

– А ну прекратите!
Таких вам и сяких.
Молчите, а то вынут вставные вам мозги
И станете вы тоже, что тысячи других
Судьбы Тупой игрушек,
Зубастеньких зверушек –
Живот, чтоб друга кушать.
И будете тогда вы друг другу как враги.

«Тоже мне напугал», – подумал Йос, но хорошо, что не успел ничего сказать, потому что остальные, услышав такое, притихли совсем.
– Подумать ведь страшно, что друга я съем, – сказала за всех Барракуда Балула, показав свои страшные зубы.
Ментор глянул на неё так, что она скрылась в воде. А ментор решитель-но добавил:

– И ещё вам скажу я, ученики, 
Даны вам русалами эти мозги.
Русалы вы все, и тут нет никаких
Сомнений – душа в вас русалов.

– Так я ж им о том и сказала, – проплакала замученная учительница.

– Послушай, – шепнул в ухо Йосу Дуд. –
Выходит, русалов из нас создадут.
А я не хочу быть русалом.
У нас как-никак и свои есть мозги.
И мы обойдёмся без всяких других.

Йос на это только вздохнул. А что скажешь, если все мысли в его голове галдят наперебой, как ученики в этом странном классе?
Так они и досидели до перемены.
А когда вылезали из-за парт, Йос сказал:
– И в чём же тут перемена?
– В площади, – ответил Дуд. – Переменилась не толпа, а место.
И действительно, даже тот, кто не ходил по суше, выплыл на ту же площадь, но в морскую её часть. А и на приморской кругом лужи огромные, водоросли валяются, где хотят.
Дуд сразу сообразил, что здесь они ещё не были.
– Йос, это другая площадь, побежали её смотреть.
Они снова бежали вдоль отвесной скалы. Теперь она оказалась справа. Такая же мокрая и шершавая, но, увы, отвесная. Без снаряжения по ней не полезешь. Невесело. Они побежали дальше, боясь опоздать на следующий урок, но площадь быстро кончилась нагромождением обломков скалы. Ме-жду обломками вода колыхалась, высовываясь из щелей. А дальше опять безбрежное море. Они медленно пошли назад.
– Думаешь, ночью здесь можно пробраться? – спросил брата Дуд.
– Знать бы куда. Вон видишь, там вдалеке каменная полоса заворачива-ет за скалу.
– Ночью полезем, проверим, может, там не обрыв, а склон. Они там не ходят, но мы проберёмся.
Йос посмотрел на брата. 
– У нас никакого снаряжения нет. Рисковать вслепую не люблю. Ладно, пошли назад. Вон, слышишь, дельфин в раковину трубит призыв на урок.
– А может, не на урок?
– Дуд, не ерунди, пошли на урок.
Дуд послушно поплёлся за братом.
И оказались они на ещё более странном уроке.

Урок деньгологии

Из-под воды вынырнула банка, а в ней толстый и явно мудрый Карась. Мудрость так развила его мозги, что голова стала больше всей остальной части тела. Он, подняв плавник, произнёс по-рыбьи, не раскрывая рта:
– Важность денег несомненна, это каждый знает.
– Особенно если их не хватает, – буркнул Саламандр.
– Вот и нас за штаны хватает то, что денег не хватает, – вздохнул Дуд. – Если б сразу заплатили штраф, давно б ехали к Луне.
– Не бубни, слушай, – осадил его Йос.
А Карась вещал:
– Все знаете вы, что наша валюта не валится с неба. Большую часть на-ших богатств мы добываем из воды. И зовём мы нашу валюту…
– Угрик, – пропищал Лягушонок и, надеясь заработать оценку и, значит, пару угриков, быстро добавил: – Кроме монеты в один угрик, есть ещё одна каменная монета в пять угриков, но гораздо интереснее иметь не простой угрик, а лунноликий, то есть серебряный угорь. Он один угриков сто два-дцать стоит, а солнцеликий, то есть золотой, все триста шестьдесят.
– Правильный ответ. Вот тебе угрик на обед.
Дуд шепнул Йосу:
– Мы ж тут пока ничего не знаем. Что ж нам, так и жить тут без еды?
Йос не успел ничего ответить, как вслух возмутилась Барракуда:
– А чё так мало?
– Будешь задавать глупые вопросы, сама останешься без обеда.

Я вам объясняю, слушайте с терпеньем,
Так как деньги в жизни всем нужны подряд.
А теперь про банки
Это вам не склянки.
Там положишь угрик – он уже растёт.

Настырный Утконос, стремившийся всё и на самом деле понять, на эти слова вылез из воды с вопросом:

– Камешки такие – вовсе не живые.
Как же они в банке могут вырастать?

Карась, плеснувшись в своей огромной банке, на это ответил:

– Да, это не просто,
Но тебе по росту,
Я предполагаю, это всё понять.
Кто-то на твой угрик 
Купит себе бублик.
Съест, и уж конечно, малость подрастёт.
Наберётся силы,
Взявши в руки вилы,
И навоз подбросит в чей-то огород.
За работу эту угриков штук восемь,
Даже если осень,
Сможет получить он.
Два из них вернёт.
Вот такая штука,
В этом вся наука.
Вот таким манером угрик и растёт.

Дуд на эти слова сам себе буркнул:
– А у нас в городе растёт всё, что посадишь, только деньги не растут, а убывают.
Тут не выдержал Йос и спросил, оглянувшись на брата, в надежде что и он послушает:

  – Вы хотите, ЧТОБЫ 
    Принял я на веру
    Эту очень-очень сладкую химеру?

  Учитель от таких слов вздрогнул, но ничем свою ярость не выразил. Ученички в этой школе и не такие фортели откалывали.   А Йос продолжил:
 
– Я про то, что если всё не так оно пойдёт,
  А совсем и просто всё наоборот:
  В долг возьмёт и купит, скажем, для примера, –
   Сытный и огромный вкусный бутерброд.
   А потом, наевшись, всё про долг забудет
   И от этой пищи крепенько уснёт.
   И тогда мой угрик, славный милый угрик,
   Просто так, без толку, вовсе пропадёт.

  Карась внимательно посмотрел на физиономию Йоса. Видно, хотел по-нять, что на ней написано – нахальство или любознательность. А потом, да-же не плеснув водой в своей банке, ответил:
   – Да какой идиот лентяю в долг даёт? Ну, конечно, в жизни всё не дважды два, потому надо учиться.
  – А можно мне в банке у вас поучиться? – вскинулся Йос, сообразив, что именно в таком месте можно найти деньги на их с Дудом дальнейшее путешествие. Но Карась ответил утекаемо:
  – Ну, это как скажет директриса. А пока учись здесь и вернёмся к на-шим угрикам. – С этими словами он важно поднял правый плавник. – Вот что, новички, вам, может быть, ещё неизвестно главное правило школы. За посредственную оценку вы получаете угрик. За хорошую оценку, как легко догадаться, больше. Для вашего роста это три угрика. Ну и, конечно, за от-личную оценку, опять же для вашего роста, аж пять угриков.
Братья слегка улыбнулись. Уж они-то умели отлично учиться, а значит, экономить пару отличных угриков, чтобы с ними и сбежать.
  Но тут Кит сильно плеснул хвостом.
  – Ну, ага, а не давали бы, так чего б отнимали за плохие оценки? – про-бурчал Кит. – Мне вообще тройную порцию надо. Я вон какой большой.
  – Не квакай, Кит, – пискнул Лягушонок. – Ты единственный в школе, кому дают заработать.
Дуд, которого злила такая беспардонная как бы учёба, не стесняясь шу-меть (всё равно никто не услышит), спросил брата:
– Слушай, Йос, на твой нос есть у меня хороший вопрос. Почему им всем разрешают валять дурака на уроках? Разве так можно всерьёз научить-ся?
– Смотря чему, – ответил Йос. – Может,  русалам и не надо, чтоб не ру-салы были сильно учёными?

       Урок физкультуры

После столь трудного для мозгов урока всех пригласили на свободную водную площадь с песчаной отмелью посередине.
 – Здесь у нас урок физкультуры, – не очень жизнерадостно буркнул Ут-конос.
  – Но это ж прекрасно, – в один голос воскликнули Йос и Дуд. Им очень хотелось размяться. Ну и показаться. Надо ж чем-то завоёвывать авторитет в классе. Кто его знает, сколько придётся здесь пробыть?
Но оказалось, что вольных упражнений не предвидится.
– Сейчас нас качать будет Потейфон, – мрачно объявил братьям Сурок. – Он даже тех, у кого ни рук ни ног, заставит двигать руками и ногами.
  – А чем это плохо? – удивился Дуд.
  – А когда вспотеешь, так сразу поймёшь.
Фон Поте по прозвищу Потейфон оказался Осьминогом в спортивно-дыхательном костюме. Он твёрдо стоял на четырёх щупальцах, скрестив остальные на манер рук на груди. Клюв его быстро нацелился на братьев.
– Новички? Упражнений, конечно, не знаете.
– Наоборот, знаем, – дерзко ответил Дуд и сделал прыжок с переворо-том в воздухе, а потом, перепрыгнув через Осьминога, приземлился на руки за его спиной.
  – А ты тоже такой? – спросил фон Поте у Йоса.
Йос вместо ответа прыгнул назад с переворотом.
Осьминог застыл между братьями, а потом хриплым голосом сказал:
 – Хорошая школа, но и у меня вам найдётся чему поучиться.
Он оглядел весь класс, застывший то ли от удивления, то ли от испуга.
  – Боятся они его, что ли? – прошептал Дуд.
  – Силу везде уважают, – прошептал в ответ Йос.
Действительно, все очень старались. Даже Кит вертел хвостом из сто-роны в сторону, сверху вниз и по кругу. А Лягушонок прыгал на огромную высоту с тремя переворотами. За это оба получили по пяти угриков. 
    А братья только что наизнанку не выворачивались.
Саламандр Мандар даже стойку на хвосте делал. За что получил пять угриков. А Йос и Дуд почему-то ничего не получили. Видя их тёмное огор-чение, Саламандр высказал шёпотом своё восхищение:
  – Это он завистник. Были б вы его ученики, он бы вас и любил бы больше всех. Поторопились вы, ребята, показаться. Вы ребята отличные, но очень уж простодушные. Да всё это и не так важно. Пошли, отдохнём на мели, и расскажете мне, какая беда вас сюда завела.
  – А тебя какая? – спросил Йос, остерегавшийся и похвал от неизвест-ных, и вопросов неуместных.

– Мой папа моряк в безвоздушных морях.
Он будет весной, как всегда второпях.
А мне с ним опять расставаться.
Приходится здесь оставаться, –

продекламировал  Саламандр грустно.
  – Но почему именно здесь в закрытой школе учишься? – продолжил расспросы Йос.– Жил бы с Саламандрами на свободе.
Мандар приподнялся на лапах насколько смог и не без гордости сказал:
  – Во-первых, для меня она вовсе не закрытая, а во-вторых, мозги у нас с отцом русальи. Нам в дикие Саламандры идти совсем не хочется. Да отсюда живым в дикие не уйдёшь. Бизон один тут как-то без меры разбузился, так вот из его шкуры Аматога нашлёпку на штанах с тех пор и носит.
  – В назидание, – кисло улыбнулся Йос.
  – Молодец, что догадался, – усмехнулся Мандар. – Ну что, будем друзь-ями?
  – Если будем друзьями, вытянешь нас отсюда?
Мандар ещё ничего не успел им сказать, как раздался шум огромных крыльев. Распластанный на песке Мандар крикнул, подняв свой живот:
– Эй, Петя Радактиль!
– Физкульт вам привет, – ответил тот, делая круг над их головами, ещё горячими от физкультуры. – Опять Потейфон вас загонял.
Огромный птицеящер, сжав поосторожнее крылья, сел на отмель рядом с Мандаром. А тот ему шепнул:
– Сегодня нас в город свезёшь на банкет.
– Для дела?
– Для безделья.
– А, гульнём.
После этих слов они заговорили очень быстро. Потом Мандар кивнул на братьев:
– Для этих вот новых знакомых.
– А эти – сидели бы дома. У них, я вот думаю, угриков нет, – насмешли-во сказал буквально свысока Петя. На что Мандар, весь рост которого рас-полагался в длину, а никак не в высоту, тем не менее ответил в том же тоне:
– Волнуйся пореже – за всё я плачу.
Пете такой денежный расклад, наверно, очень понравился. Он так и ска-зал:
– Раз так, то, конечно же, я прилечу.
– Вот и мило. Нам разбежаться уже на урок, – обратился Мандар к братьям. – До вечера не выпендривайтесь, а то Аматога запрёт и пропал наш банкет. Кстати, Медан-мирограф, он толковый, его надо послушать.
После этих слов они не просто прошлись, они побежали на урок. Для путешественников нет ничего важнее и нужнее мирографии.

           Урок мирографии

 Преподаватель Медан Мордан, похожий на двуногого медуза, всё пока-зывал на самом себе. Где-то по дороге его рассказа о городах Великой Руса-лии он назвал Китеж, он же Китежград.
Братья вспомнили профессора Русальского и «ушки навострили».
– Вопрос можно? – выступил от имени братьев Йос.
– Конечно, не всякий вопрос, – как-то велеречиво ответил Медан. Учи-тель он, видимо, опытный был и хитрости всякие известного школьного ти-па – как отвлечь от темы, знал наизусть.
Но у Йоса была другая затея. Он как вспомнил профессора волшебных технологий Русальского из Китежграда, так сразу туда и захотел. Но ещё тогда при встрече он подумал: а вдруг всё это просто шутка и нет на свете Китежа и наук волшебных, значит, нет? Вот и интересно узнать:
– Что известно о Китежграде?
Вопрос оказался к месту и ко времени. И потому немедленно побежал ему навстречу ответ:   

– Китежград – тоже город русалов.
Там учёных русалов начало.
Состоял он первично из кит.
Так и звался вначале: иСкит, или просто Скит.

А когда кит стало очень много, как персон в свите у царя наук, а свита цар-ская в древности называлась «кортеж», так и зваться он начал Китеж.

Всех наук там познали секрет.
Китежград ныне уникитет.

– Кит – это что такое? Вон он в воде плавает, – ухватился за вопрос Йос, чтобы вытянуть всё про Китеж.
– Кита по первому значению просто учебное помещение, – ответил учи-тель. – Увы, вначале для этой цели использовали свободную от подробно-стей внутренность целого кита. Прошу прошения, уважаемый Кит, но по-добные тебе иногда выбрасываются на берег. А тогда они были огромнее тебя и высыхали на берегу так, что образовывалось дармовое помещение. А правительство тогда денег на образование и вовсе не выделяло. Учителя и придумали прятаться от ветра и дождя в кита. Тогда так и говорили – вой-дём в кита. Вот так и возникло название, но сейчас так называется классная комната, где учат самую древнюю науку.
– И как туда попасть? – спросил Дуд.
– Так ты и сейчас в ките находишься.
– Нет, я про Китеж?
Йос навострил уши. Он вспомнил, что Русальский назвал слово-ключ к дверям ВолТеха, но оба они тогда вовсе не думали о слове, а думали больше о самой школе и о Страхах, которых мог видеть волшебный профессор. А вот и результат, вертится в голове: амбар, амбар. Но при чём здесь амбар, если там одни киты? Сам-то он не верхом на этом слове ехал, а на поезде. Может, он и не профессор, а фокусник и шутник.
Этими увёртками Йос себя оправдывал. Но так и не оправдал. Йосу ста-ло ужасно стыдно, что он забыл ключевое слово. Ну, глупо было бы им не воспользоваться. Но он зря стыдился. Это Белый Морок так сильно поста-рался, чтобы они забыли ключевое слово. Он и сейчас вертелся рядом, пы-таясь пролезть в почти человеческие или трансчеловеческие русальи мозги. Но трансы и посты, конструируя Страхи, себя от них защитили. И вообще всё до одури сложно. Застрянут здесь братья, получат русальи мозги, а по-том с ним вернутся в родной город. От таких мыслей Мороку самому стано-вилось неуютно. Страхи для таких сложных мыслей не приспособлены. Может, внушить им доступную мысль удрать отсюда?
А Дуд, в отличие от брата, своей забывчивости не стыдился и вовсе на-деялся, что Медуз назовёт это волшебное слово и тогда уж он его на всю жизнь запомнит.
Но вместо этого важного слова учитель сказал слова другие:
– Связь прямая налажена с ним, но вас туда не пустят.
– Почему? – вдвоём вскрикнули братья.
– А так. Позвольте напомнить о принятых мерах защиты от дураков и неэтических субчиков. А вы ведь преступники. Здесь у нас мы ведь всякому рады. До определённого возрастного предела. Там лишь тем, кто пройдёт все преграды. Волшебные науки – вещь очень опасная. Потому их изучают там, в закрытом городе, а не здесь в столице. Мне неприятно напоминать вам, но вы же осуждены за головотяпство. Только головотяпских волшеб-ников нам здесь не хватает.
– А что, разве здесь у вас тоже есть волшебники?
– Официально нет, а реально – никто не знает. Государственные секре-ты здесь не обсуждаются. Но учитесь. Талант может высоко занести при должном старании.
– А долго нам надо здесь учиться? – спросил Йос.
– Как дело пойдёт.
До этого момента класс слушал их разговор затаив дыхание, а тут вы-ступил Кит Кавот.
– У меня здесь самая большая голова, и туда поместится больше всех знаний. Я стану волшебником. Не зря же вся наука начиналась в китах.
Никто против этого возражать не стал, и урок плавно покатился дальше.
В нужный час опять раздался трубный глас и весь класс отметил начало обеденного перерыва. В перерыв они все разбежались по своим столовым.
Обед он и есть обед. Штука приятная, но быстрая, это потому, что они совсем не торопились. И это вышло им боком. Время в хитрые вещи любит играть. Оно летит сломя ноги, если радуешься, и упрямо еле тянется, если ждёшь. А у братьев ведь всех дел – тоскливо ждать вечера. И волноваться, а не обманет ли их Мандар. Ну, а пока они радовались и потому так долго за-сиделись в столовой, что их просто оттуда погнали.
Неприятный голос Миноги напомнил им, что пришло время делать уро-ки.
– Как пришло, так и уйдёт, – пробормотал Дуд.
Ну кто же, собираясь сбежать, станет уроки делать? Они и не делали. А зря. От безделья, оказалось, ещё больше устаёшь. Но им повезло со време-нем. На их сомнительное счастье, в этих местах, похоже, была уже осень или, может быть, просто в тени столба вечерний сумрак набежал быстрее. Но, увы, и сонливость набежала быстрее. Братья же встали на два часа раньше всех.
– Йос, я что-то очень устал.
– И я, Дуд, устал. Но случай удачный. Такого второго может и вовсе не быть. Летать мы не умеем, значит, тайно не улетим. А по правилам ещё и неизвестно когда нас отсюда выпустят погулять по городу. И на какие день-ги? А как можно заработать деньги, не выбравшись в город? Надо же уви-деть город и чтоб понять, как можно выбраться на путь к Луне.
– Или в Китеж? – напомнил Дуд.
– Нет, про Китеж пока придётся забыть. На Луну идут известные уже нам слонопоезда, а в Китеж нам отсюда дорогу не откроют. Это ж секрет-ный город. Но не в этом только дело. Мы городу и Столбододону что-то обещали. А?
После этого они долго молчали, потом Дуд не выдержал грусти и скуки и запел:

– Нам надо денег раздобыть –
Вот главная задача.
Придётся за уши ловить
Пса с именем – Удача.

– Вспомни Вилли Баскера. Его крем у тебя с собой? – спросил Йос.
– Если б ещё и серебро мы таскали с собой, – напомнил Дуд о печаль-ном смысле их глупости. – Крем, по счастью, с собой. Я его забыл из карма-на вынуть. Думаешь, придётся воровать?
– С ворованными деньгами идти в кассу? Большей глупости ты не мог придумать? – сказал это строго, как и положено старшему брату. А Дуд сде-лал вид, что обиделся. И надув щёки, объявил:
– Вот сейчас напрягусь и придумаю большую.
В таком настроении они и дождались Мандара.