Шелковый путь Ч. 4

Заметки Географа
На протяжении почти 30 веков Иран и Китай оказывали сильное экономическое и культурное влияние на всю Среднюю Азию. Это проявилось в архитектуре,  культурной жизни, а также наиболее ярко в местной кулинарии. Так от персов, узбекам и таджикам перешло искусство изготовления халвы, родина которой была Персия. От китайцев такие ныне привычные блюда, как Чучвара (пельмени), Манты, Лагман, манера пить китайский зеленый чай, метод варки риса. В период существования ВШП, как пишет Мехди Санаи (Sanaee, 2000), «…огромное влияние на все аспекты жизни региона оказывал ВШП». Через него осуществлялась передача технологий, новых знаний, кулинарных методик, фруктов и овощей и др.

Главная почтовая дорога Арабского халифата (с 9 по 14 вв.): Багдад-Хулаван горный проход-нагорье Хамадан-Рей-Нишапур-Мерв-Бухара-Самарканд-Джизакский проход-Заамин-Ош-Узгенд-ТерекДаван-Кашгар. Продвижение по этой дороге через пограничную областьмежду Туркестаном и Китаем зависело от крайне непостоянной там безопасности передвижения. На протяжении всей ранней эпохи ислама, а также еще в 4/10 в. кратчайшую дорогу через Фергану и бассейн Тарима, которую еще в 8 в. н.э. предпочитали китайцы и по которой шел Марко Поло, недолюбливали (вероятно, из-за поборов тибетцев, владевших до середины 9 в. н.э. регионом от Алтына до Тянь-Шаня), по крайней мере она нигде не упоминается. Даже из Узкенда, в верхней Фергане, пользовались не Алайскими проходами, а шли через проход Атбас, или Табас, «с крутым подъемом, непроходимым при снеге», в Барсхан, лежащий на юго-запад от оз. Иссык-Куль. Там кончалась дорога Самарканд-Китай, которая широкой дугой, через Шаш (Ташкент), Тараз (Аулие-Ата) и Бирки (Мерке) вела в Барсхан (Mec, 1973, pp. 394-395).

Торговля ведется всегда по одним и тем же дорогам (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах XIX – начала XX века. Москва. Наука. 1975). Старые дороги служат для основы прокладки новых трасс торговых магистралей. Древние караванные дороги разбросаны по обширным площадям ЦА региона (горные долины, ущелья, перевалы, пустыни, степи и равнины). По этим дорогам издревле осуществлялись местные и региональные торговые операции между разными культурными областями. Посредством этих местных и региональных трасс осуществлялось соединение их с международными торговыми магистралями великого шелкового пути. Таким образом, в транзитную трансграничную торговлю вовлекались и региональные культурные центры, а это способствовало оживлению экономики стран, через которые проходили эти торговые пути. По этим же дорогам проходили великие завоеватели, такие как Александр Македонский, Чингисхан и скромные но не менее значительные для истории и науки ученые люди как Чжан Цань, Фа Сянь, Сюань Цзян, Чань-Чунь, Старшие Марко Поло, Фазлаллах Ибн Рузбихан Исфахани и многие другие.

Сеть торговых дорог, связавшая самые отдаленные земли государства, соединяла среднеазиатские города с торговыми центрами Афганистана, Индии и Ирана – на юге, присырдарьинских и казахских степей, а также Сибири – на севере. Эти дороги имели множество сезонных ответвлений. В конце 16 века при правлении Абдулхана в Бухарском эмирате бурно развивалась торговля с Россией в основном хлопчатобумажными тканями. В Самарканд и Бухару, съезжались купцы из Афганистана. Персии, Арабистана, Турции, Пянджаба – Индии. (Бурыгин В.А., Марциновская М.И. Сельское хозяйство и экология. Учебное пособие. Ташкент. Мехнат. 1990. с.73).