Илья Арсёнов - Сен. Развеять скуку

Литпортал Даркнесс
       Аннотация книги Илья Арсёнов "Сен. Развеять скуку"
       Хорошо живется графу Уральскому: древний уважаемый род, высокая должность, богатство и личное расположение императора. Но отчего же печалится наш герой? Возможно, из-за того, что, несмотря на молодость, достиг всего в своей жизни и некуда двигаться дальше? А может быть, из-за того, что в его жизни нет любви? Много причин для грусти у графа...
       Но иногда судьба приходит на помощь страждущему -- несчастный случай перечеркивает прежнюю жизнь молодого человека, и вот он уже несется навстречу приключениям, магии, эльфам и прочим сказочным персонажам. И кто знает: вдруг теперь-то он и найдет свою любовь?


    Рецензия на книгу Илья Арсёнов "Сен. Развеять скуку"
          Мне кажется порою, что где-то в недрах Интернета круглосуточно работает гигантский копировальный станок. Стоит на просторах Сети появиться чему-нибудь, хоть на йоту отличающемуся от привычного шаблона, как станок получает новую команду, и мгновенно появляются десятки сотен одинаковых копий первомсточника, замыливая его образ до нечитаемости.
          За примером далеко ходить не надо. Про попаданцев "из наших в фэнтези" писала уйма народу (классики жанра, вроде Льюиса с его Нарнией или Кинга с "Башней" или "Талисманом" в счет не идут, на то они и классики). Попаданцы расплодились на любой вкус, обоеполые, всех мастей и профессий.
          В детстве у меня, равно, как и всех девочек, была коллекция бумажных кукол с обязательными причиндалами в виде платьев, костюмов, туыель, сумок и т.д. Сюжетный скелет про попаданцев напоминает мне одну из таких кукол, на которой меняются платья, то бишь, авторские фантазийные оболочки, но суть остается неизменной.
          Открыв текст под авторством Ильи Арсенова, я наткнулась на ту же куклу, только вместо одного платья на нее был надет целых ворох никак не сочетающихся друг с другом костюмов, юбок, кофт...а сверху еще нацеплены три шляпки.
          Разноцветный винегрет - вот одна из ассоциаций, возникающая при чтении опуса под названием "Сел. Как развеять скуку". Чего только не кроется в этом, отдающем второсортным душком, названии: и сомнительное будущее России, и киборги, и искусственный интеллект, и императорский двор, а также дворцовые интриги, эльфы, гномы, вампиры, нежить и параллельный мир.
          Представили? А теперь увенчайте всю эту пирамиду главным героем, по сравнению с которым меркнет даже вся вышеописанная куча мала.
          Итак, перед нами Алексей Уральский, предпочитающий называться Сеном. Наш Алексей, что называется, и чиец, и жнец, и на дуде игрец, из всех марти-сью самый махровый. Он и княжеского рода, и друг самого Императора, и имеет неплохой дом, доверху набитый всеми технологическими достижениями 26-го века, почет и уважение и доступ практмчески ко всем секретным разработкам. Карьера ложится ему под ноги, женщины дерутся из-за него, но Алексею все равно невероятно скучно. Он ищет приключений на все точки своего тела, ведя образ жизни избалованного богатенького мажора (отчего-то на ум пришла книга "Американский психопат" о таких вот скучающих яппи и их своеобразных развлечениях), но все равно не знает, чем себя занять. Примерно к четверти повествования Сен становится...кем бы Вы думали? Уверена, что все ваши варианты заранее обречены на провал, ибо перед нами предстает авторский финт ушами, призванный создать элемент неожиданности:    Сен становится киборгом и умножает и так нехилую кучу своих способностей. Теперь круче него только страусиные яйца, и автор может вытворять со своим героем все, что ему заблагорассудится. А заблагорассудилось ему...впрочем, не буду забегать вперед.
          Также Сен обожает болтать со своим внутренним голосом, пополняя ряды начинающих шизофреников-попаданцев, взращенных на ниве фантазий авторов, а некоторые его поступки, в виду недостаточного описания мотивации, производят совсем уж отталкивающее впечатление и представляют гг в крайне невыгодном свете.
          Еще Алексей обожает анализировать и структурировать окружающую действительность. Стремление, вроде бы, и похвальное, но пятое за двадцать страниц перечисление грядущих явлений и вещей (да еще и сведенных в список и помеченных звездочками!) в арсенале Сена вызывает нервную почесуху и желание побыстрее пролистать страницы.
          Вообще, у меня создалось диковатое впечатление, что Илья Арсенов, имея фантазию бурную и неуемную, не знает, куда правильно пристроить ее плоды. Автору хочется всего и сразу, а то, что на выходе получается абсолютно фрейдистский мир, созданный озлобленным на жизнь неудачником, его не тревожит. И, да простит меня автор, но на протяжении всего чтения я упорно гнала от себя мысль, что Арсенов старается всеми силами ухватить в нереальном мире то, что недополучено в жизни...
          Сюжет изобилует поворотами, нагромождением всего и неожиданностями для читателя. В одну корзину свалены не просто все яйца, но и апельсины, масло, мука, квашеная капуста и яблочный джем. Все это разбилось, вытекло и перемешалось друг с другом так, что получилась отвратительная вязкая субстанция, коию можно только выбросить. Так же и с построением сюжета "Сена". Начинается все с изложения альтернативной истории не то, чтобы очень светлого будущего: Россия стала Империей и стремительно стала сверхдержавой (при первых аккордах этой песни я, каюсь, была склонна заподозрить автора в ура-патриотизме), наступил 26-й век прогрессивных технологий, описанных а-ля Андрей Круз и дворцовых интриг с закосом под Желязны. Автор валит в одну кучу все: друзей-бандюганов и заговоры на самом высшем уровне, княжескую родословную ГГ и простоватый язык, которым он изъясняется, искусственные интеллекты и эльфов с гномами. Все бы оно ничего, кабы не изобилие окружающих гг событий, словно надерганных из разных текстов. Начиная писать альтернативную историю и скрупулезно описывая государственное устройство, автор вдруг преподносит нам сюрприз в виде попадания гг в фэнтезийный мир и снабжая его бонусом перевоплощения в киборга. Киборги к эльфам допускались, на моей памяти, лишь в нечитаемых текстах Олечки Мяхар, и киборг Сен Арсенова на ее фоне выглядит вполне пристойно. Однако, попытавшись уйти от затасканных канонов жанра про попаданцев, автор не смог достойно вмонтировать гг в тело фентезийной действительности, и Сен так до конца и выглядит чужеродным элементом на фоне окружающей красоты сказочного мира и все, что он там делает, вызывает лишь недоверие и гомерияечкий смех.
         
         Полную рецензию на книгу Илья Арсёнов "Сен. Развеять скуку" вы можете найти на сайте Darkness в разделе книжных рецензий
      
      
       А так же декабрьском номере Альманаха