Быть или иметь

Аманда Глумская
...........Кончается время, отпущенное для ответа,
...........Вот-вот мне губу обожжет, догорев, сигарета.
...........Но кажется мне, что я вижу тоннель в конце света,
...........Тоннель в конце света, тоннель в конце света
..........................................................А. Кортнев


Миланна "В моём аду тишина" - http://www.proza.ru/2010/01/10/1116

Я искренне рада, что странствия по ОТ привели меня в "тихий ад" Миланны. Вернее, в "серый ад" - ведь главный герой её повести в финале потерял способность "видеть цветомузыку". А звуки остались - бездушные децибеллы мегаполиса, прорывающиеся даже сквозь наушники.

Вещь получилась плотная, сжатая как пружина, несмотря на то что тема взята вечная - талант и плата за место под палящим солнцем.

При чтении сразу же возник эффект dolby surround, свёрнутое в тоннель внутреннее пространство текста затянуло в себя и понесло в бешеном ритме подземки, без остановок проскакивая развилки выборов, нагнетая по ходу тревогу и ощущение надвигающегося финального превращения мотылька-пианиста в гусеницу-менеджера.

Эта вывернутая на изнанку метаморфоза кажется неотвратимой на постоянном сквозняке соблазнов, который сначала сдувает пыльцу иллюзий, а потом и сами крылья  бедных мотыльков, летящих на Огни Большого Города. С первой же страницы это бескрылое будущее ЛГ маячит в виде старшего друга-менеджера, добровольно отгрызшего свои крылья некоторое время назад.

Главный герой до поры сохраняет хрупкий внутренний баланс, отстаивая своё право быть пианистом, не изменяя себе и не растворяясь в кислотной окружающей среде. Но эта самая среда небольшими подспудными толчками разрушает карточный домик призрачного душевного равновесия.

О, по отдельности ничего критического – безнадёжный  запах нафталина от наставницы; глухая тоска и хроническое безденежье родителей; «проверка документов»  с последующим грабежом; потеря глянцевой макулатуры, за которую нужно расплатиться с работодателем; угроза того, что Мечта-всей-жизни в виде супердорогого рояля "Блютнер" ("красное дерево, клавиши - слоновая кость") того и гляди уплывёт в руки богатого быдла…

И вот тут у меня, как  читателя, возникает первый вопрос - а чем, собственно, «высокая» мечта пианиста о дорогом рояле в принципе отличается от «низменной» мечты менеджера о дорогом авто. И я не нахожу этого кардинального различия. Мечта ИМЕТЬ рояль против мечты ИМЕТЬ авто.

Далее по сюжету герою предоставляется вполне фаустовский выбор – чтобы иметь рояль, нужно согласиться, чтобы поимели тебя самого. И выбор этот  добровольный – нет угрозы собственной жизни и жизням близких людей или необходимости защитить любимую девушку – ничего такого. Только плата за рояль.

И герой соглашается. А после того, как его самым наглядным образом отымели в самом низменном и непристойном значении этого слова, он перестаёт БЫТЬ - пианистом, талантом, человеком.

Но это ещё не всё – в конце света виден тоннель – бытие заканчивается, посмертное существование продолжается: со временем герой превращается в менеджера, мечтающего ИМЕТЬ – квартиру, девочек, дорогое авто и т.д. и т.п. 

Акт метаморфозы свершается, бытие подменяется потреблением. Опредмечивание мечты приводит к опредмечиванию человека.

Свет гаснет. Занавес.

--------------------------------

Рецензии в Открытом Тексте: http://www.proza.ru/comments.html?2010/12/21/298