Глаза учеников

Людмила Григоращук
                Каждое утро начинается почти одинаково: со звона будильника, кипящего чайника и привычной дороги в школу, где знакомы все деревья, цветочные кусты и даже трещины на асфальте. Привычен и одинаков шум в школьных коридорах. И трель звонка на урок. Я прикрываю за собой дверь, вот оно - начало урока. Глаза учеников, смотрящих на меня в это первое мгновение. Сколько их, глаз...Разные они. Ясные у кого - то от уверенности в своих знаниях и желании идти дальше, вслед за тобой, в этот мир науки; тревожные у других от  внутренней неуверенности или противоречий, о которых не скажешь вслух ни матери,ни другу, ни учителю. И деться некуда, и сказать невозможно. Улыбчивые глаза - от радостного ощущения своего тела, своего здорового духа, своей уверенности: мир прекрасен в шестнадцать лет. Озорные от идеи авантюрной, которая уже "села" в голове и покоя не даст, пока действие это не свершится. Вопросительные: а что будет на уроке, чем удивите сегодня? Наивные от детства. Но иногда что - то кольнет, зацепит изнутри учительскую душу. И еще сама не осознаешь, что именно, но тревожно становится. Вдруг увидишь тоску в глазах детских где - то за предпоследней партой. И тогда все твое внимание к ним обращается с немым своим вопросом:
- Почему? Что же с тобой такое сегодня? Спросить? Нет, не скажет.
А в сознании делается заметка: нужно понять...Мгновения такого общения с учениками-взаимопроникновение. А что они в моих глазах видят? Что должны увидеть?Что я хочу, чтоб они увидели? Что я хочу им сказать без слов? Что я в них верю...Что они - часть моей жизни...А потом урок -движение мысли, путь к пониманию темы, к пониманию друг друга.И радость, когда тоска уходит из тех глаз за предпоследней партой, и они становятся детскими, которым не свойственна эта безысходность. Это радость для учителя.Значит, ты смог, ты достиг этого. И так каждое утро встречают их глаза, и взгляд их зависит от тебя, чем душу их наполнишь, будет ли интересна им твоя наука и ты сам со своей позицией. И каждый день экзамен на доверие...Глаза моих учеников - моя контрольная изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие. И тревога за них не дает расслабляться, не дает  покоя успокоения, не дает возможность сердцу стареть или отчаиваться.
Когда приходят спустя годы повзрослевшие мои ученики, поседевшие уже от своего опыта жизни, я узнаю их по глазам, несмотря на время. Ведь нельзя же научить самой жизни. Это самая сложная наука, которую сам человек одолевает.Ни подсказки нет, ни шпаргалки. А завтра снова урок. Снова будут ждать меня их глаза, а я должна сказать новое слово и не повторяться в заученных фразах.Разве можно их обмануть или не соответствовать их надежде, что научишь ты их, поможешь, исправишь, заставишь поверить в себя... И тогда приходят силы. Снова утро, звон будильника и ученики, которые тебя ждут.

18.11.2010