Наджибулла ушел, но мира нет

Сергей Мальцев 3
(Статья опубликована в газете «Советская Россия» 23.04.92 г.)

    Неизбежный крах режима, на всех этапах которого ведущую роль играла Народно-демократическая партия Афганистана, переименованная в последние годы в партию «Отечество», стал очевиден после того как генеральный секретарь правящей партии, президент страны Наджибулла сложил 16 апреля свои полномочия и передал бразды правления военным. В результате в Афганистане резко обострилось положение. Образовался вакуум власти, соискателей которой предостаточно. Основными конкурентами в борьбе за власть в стане афганской оппозиции явились такие группировки моджахедов, как «Исламская партия» и «Исламское общество» Афганистана во главе с их лидерами Г. Хекматиаром и Б. Раббани. С ними блокируются другие оппозиционные силы различной ориентации.
    Многие сейчас полагают, что с уходом Наджибуллы афганская трагедия не закончилась, но вступила в новую фазу, а это может привести страну к расколу.
    С уходом Наджибуллы, кажется, исчерпала себя дипломатия «нового мышления». У российских проводников этой дипломатии не остается больше козырей, а точнее – уступок, которые они могли бы предложить США и их союзникам в афганском вопросе. Моджахеды же не особенно привержены «общечеловеческим ценностям» и еще менее склонны дарить политические дивиденды российским сторонникам консенсуса по Афганистану с «цивилизованным Западом». Было бы хорошо, если бы они выполнили, хотя бы, свое обещание «не мстить русским».
    Итак, влияние Москвы в Афганистане сведено к нулю. Разрушение СССР способствовало этому самым непосредственным образом. Наши же «придворные» средства массовой информации продолжают прокручивать заезженную пластинку об «экспорте коммунистической идеологии» как причине афганской драмы. Именно так среагировали на последние события в Афганистане в своих комментариях Российское радио и телекомпания «Останкино». Авторы этих комментариев смотрят на Афганистан с позиции той импортированной идеологии, которая искала «руку Москвы» в любых проявлениях свободолюбивых чаяний народов.
    Между тем афганские прогрессивные силы совершили Апрельскую революцию 1978 года вполне самостоятельно. И хотя, как сейчас выясняется, они недооценили сложность обстановки в Афганистане и вокруг него, дело Апрельской революции вряд ли можно считать бесполезным и подлежащим забвению. Она попыталась решать задачи национального возрождения, социального и демократического переустройства афганского общества, которые не сможет игнорировать любой режим, идущий на смену нынешнему. С.МАЛЬЦЕВ (Псевдоним: С.Ахмедов).   КОНЕЦ.