Первый учитель

Лидия Вакина
 
       Соломенного цвета прямые волосы, которые он отбрасывает кивком головы со лба, красивого зеленого цвета костюм делают внешность Юрия Григорьевича заметной и особенной. Он работает сельским учителем начальных классов. Родом с Алтая, а как-то оказался в  глубинке Костромской области. Школа просторная, окна большие и светлые и мы, все четыре класса начальной школы, учимся у одного учителя, в одном помещении . Наш первый класс самый многочисленный – в нем учится шесть человек. В школу приходим к разным часам, видимо для того, чтоб у учителя была возможность  объяснить материал четвертому классу, или второму. Ну, а уроки рисования, пения, физкультуры , похоже, объединялись и были общими для всей школы.

Как мы учились писать,  считать я чего-то и не вспомню теперь. Как-то научились. А вот любовь к чтению, многим из нас, привил первый учитель. В пионерской комнате стоял большой самодельный коричневый шкаф, который хранил в себе несметные сокровища – книги, разной толщины, формата. И все они таили в себе  интереснейшие истории. После двух обязательных уроков, намаявшись с объяснением материала и опросом учеников сразу четырех классов, Юрий Григорьевич входил в класс после звонка ( в колокольчик звонила техничка Ангелина, причем тогда, когда про него вспоминала). В руках у него была книжка, и мы с восторгом ерзали на партах, устраиваясь поудобнее, потому что нам сейчас будут читать книгу вслух. Книги были чудные: от Носовских детских героев «Незнайка и его друзья» до патриотических повестей Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»,  Н.Островского «Как закалялась сталь», военных повестей и рассказов. За четыре года моего обучения,  было прочтено много  хороших книг. Слушать и читать книги намного интереснее, чем смотреть кино. Ведь при чтении я являюсь соавтором писателя. Он рассказывает сюжет, а я воображаю себе или себя героем, помещаю героя в привычную для меня среду.
    
    Ну , к примеру, идет девчонка по полю, а поле конечно то, которым несколько раз в день прохожу я, сроднившись с его жаворонками, травой, тропинкой, цветами, пчелами, стрекозами  и божьими коровками. Я из нашей деревни ходила в эту школу в течении трех лет одна, но мне никогда не было скучно. Со мной, рядом всегда были воображаемые попутчики.

     В 1961 году  глава страны Хрущев Н.С. , дав команду  засеять  поля кукурузой, оставил народ без пшеничного хлеба. Но школьникам хлеб продавали в школах ежедневно. Иногда это были булочки, а иногда просто буханки белого хлеба, которые разрезались в классе на столе учителя на пайки ,и мы  чинно-благородно по одному подходили и брали этот хлеб. Ангелина приносила горячий чайник, из парт  извлекались кружки и мы не торопясь, ели хлеб, запивая чаем. А Юрий Григорьевич  вслух читал нам замечательные и, часто, поучительные книги. Большие зимние морозы вносили коррективы в наше времяпровождение в школе. В коридоре стояла металлическая печка-буржуйка, в нее подбрасывали дрова, мы располагались кружком, накинув верхнюю одежду, продолжали слушать замечательное чтение, прося неизменно почитать еще немножко , когда нас пора было отправлять по домам.

      У кого повернется язык сказать, что это было нарушением программы обучения детей в начальной школе? Может это была одна из самых правильных программ?

         В Осташкове на привокзальной площади стоит памятник партизану Константину Заслонову, связывая воедино мою жизнь- впечатления детства (захватывающие военные приключения, героем которых был  этот партизан), и реалии взрослой жизни- каждый месяц, бывая в командировке на ж/д вокзале ст. Осташков мысленно с теплом здороваюсь  с памятником.

           Таланты нашего учителя казались неисчерпаемыми. Время от времени мы готовили выступления перед родителями в канун революционных праздников или Нового года. Все выступления сопровождались живой музыкой - учитель хорошо играл на баяне. А мы громко пели, что-нибудь из нового патриотического  репертуара типа «Куба-любовь моя!»

Любовь к чтению сопровождает меня всю мою жизнь, иногда в ущерб другим занятиям, как это было позднее, уже в шестом классе. Учась в  другой, теперь уже средней школе, я принесла дневник с итоговыми оценками за четверть, состоящими из одних троек. Это был шок для родителей, особенно для папы. Его единственная дочь не могла быть заурядной троечницей. Доискиваясь до причин таких моих «успехов», папа кричал:
 - «Вон! Выбросить из дома все книги, оставить только учебники! Она только и делает, что книги читает. А надо уроки учить».
   
     Позже , нашлось какое то компромиссное решение для чтения и уроков. Но до сих пор волнует вид стеллажей  с книгами, и библиотеки навсегда считаю самыми полезными и благородными  учреждениями. Так и хочется закончить  рассказ советским слОганом : «Любите книгу- источник знаний»! И помните  своих  учителей.

На иллюстрации подлинное фото Юрия Григорьевича с учениками Рязановской начальной школы(из архива земляков)
                Январь 2010 г.