Советско-несоветская культура

Александр Самоваров
Не так давно я стал замечать, что воспринимаю русскую классическую литературу иначе, чем раньше. Раньше герои этой литературы были для меня отчасти «музейными». Теперь мне абсолютно понятны герои Толстого, еще больше герои Чехова (они ближе к нам по времени). Понятны, словно они мои современники. Сначала я подумал, что воспринимаю этих героев так потому, что стал старше. Но потом для одной рецензии пришлось просмотреть некоторые советские романы. И я увидел, что и их восприятие изменилось кардинально. Советские герои для меня уже совершенно чужие.

Я тут не про официальную советскую литературу говорю, не про поделки эти бесчисленные. А про «Поднятую целину». Ну не понимаю я Макара Нагульнова и товарища Давыдова. Или многих героев Шукшина, к примеру. Нужно делать усилия, чтобы вспомнить психологию советских людей, чтобы понять эти персонажи. Ведь тогдашние проблемы сейчас кажутся надуманными, искусственными.

Мы уже по-другому воспринимаем мир. За последние двадцать лет Россия, выброшенная ранее из потока мировой и отечественной культуры, снова вернулась на круги своя. Это не означает, что РФ – русское государство, но пали разорванными цепи, которые приковывали нас  к СССР. Исчез СССР, исчез и советский патриотизм, который заставлял нас быть охранителями этого государства, заставлял принимать его таким, какое оно есть.
И тем более высоко из дня сегодняшнего оцениваешь тех людей, для которых цепи охранительства пали пятьдесят лет назад и даже раньше.

Я бы хотел сказать о некоторых «отцах основателях» русского национального движения.
Как не относись к Илье Сергеевичу Глазунову, а практически все лидеры «русской партии», так или иначе с ним общались. И для многих он был первооткрывателем того, что советское можно не любить, а русское культивировать.

Или такой писатель – Иван Ефремов. В то время как либералы показывали фиги в карманах в виде «Заставы Ильича», или «комиссаров в пыльных шлемах», и, кстати, пронесли эти идеалы вплоть до «перестройки». Иван Ефремов пошел иным путем, он ищет истоки идей коммунизма, он понимает, что это оккультизм. Его интересовали психотехники, его интересовала йога, как хранительница, может быть, самых древних оккультных знаний.

Ну что такое этот «Кодекс строителя коммунизма?» Что такое это бесконечное цитирования Маркса и Ленина? Все это вторично. Ни Маркс, ни Ленин не были первооткрывателями, они были не лучшей частью мощного мирового движения к Новому миру. И движение это началось многие тысячи лет назад. Будда и Христос – существенная часть этого движения. А знания йоги древнейшая попытка человека жить в гармонии с другими людьми и с Вселенной.

Нынешние поклонники йоги недоумевают – откуда у Ефремова появилась эта информация, до которой они дошли только после перевода огромного количества книг, после поездок в Индию и проч. Это интересовало и современников Ефремова. Не случайно, по слухам, КГБ разрабатывал его, как английского шпиона. Но на самом деле вокруг нас полно информации. И без всякой магии мы, обладая некоторыми способностями, можем увидеть то, что другие не видят. Тут важен «угол зрения».

Иван Ефремов видел многое. А этот его «бросок» к арийскому миру? («Таис Афинская») Да ладно бы один Ефремов. Был другой загадочный человек – Валентин Иванов, он тоже ринулся в арийский мир, открывая нам «Русь изначальную». И еще более загадочен художник Константин Васильев с его культом ариев. Он-то откуда в своей провинции постиг без всякого вступления в магические Ордена откровения нордической расы?

Только сейчас начинаешь понимать, какого уровня фигуры стали играть за «русскую партию» и воссоздавать русскую Россию во времена СССР! Тот же Валентин Пикуль… Ведь он фактически в одиночку выстроил русскую версию нашей истории, начиная с 18 века и до 1917 года. И версию куда более правильную, чем версия официальной исторической науки.