Из цикла Удивление свету ч. 2

Арье Ротман
Мечта людей

Мечту людей
не впитывает сухая твердь
сжимающая горло любому.

Как слезу без упрека
не спеши ее со щеки стереть –
мечта ни о чем не просит
и всегда одинока.

Мечта людей мне ведома,
когда милосердие погружает в сон
(никто не зол сам с собой, засыпая).

Я слышу ее
как дальний-предальний звон
давно оставленных маят.

Сестра ее тайная детскость.
Она сухое дерево,
машущее последней не спиленной веткой.


Дотянись

Хватит ли нам глубины всех зрачков?
Бог весть.
Но ты дотянись, колодец мой, дотянись,
до сладкой или горькой воды – не знаю, что там?
О, только не то, что здесь!
Колодец взглядов погашенных,
шествие плакальщиков, тянущееся вниз
каждый – целовать свой прах.
Дотянемся наконец до сладости или горечи обнажений.
Говорят, звезды видны оттуда,
как плавают на кострах
в водах огненных своих отражений.
Дотянись же, колодец,
глубина всех зрачков в тебе,
жажды ее не счесть.
Познаем
зачем было столько безответных движений
жалчайшей жизни
– а как иначе
мы могли прожить ее здесь?

Лех-леха*

Почему не остался я в Уре парадном,
нелюбимый Всевышним, но милый родне?
Кто велел мне пылить с авраамовым стадом,
пронизать мирозданье, чтоб кануть на дне?

Не хотел я вступать в непосильные дали,
но рассыпался мир подо мной как труха,
и стучали подошвы горящих сандалий:
лех-леха, лех-леха, лех-леха, лех-леха .

Я пошел как слепой, натыкаясь на камни,
отгоняя ладонями дум своих смрад.
У шатров подавали пригоршни греха мне,
за постой отбирали в селеньях наряд.

Исходил я тоской на радениях вялых,
с блудниками в рогожном тепле бедовал.
Сгустки боли своей источал и глотал их,
а иного мне сроду Господь не давал.
 

Обе жизни

Все мне кажется снегом седой известняк,
желтоватый, прокуренный, хворый.
Будто слышу, как дальний стучит товарняк,
и гудит, подходя к семафору.

Запульсирует кровь и обманет виски,
заиграет недужная вена,
и на милость дурной, захудалой тоски
выдаст сердце, больное изменой.

Будто делится плоть дождевого червя,
расползается чревная слякоть,
так душа моя рвется, разрывом кровя,
обнажая в конвульсиях мякоть.

И встают обе жизни, как вдовы солдат
перессорившихся и убитых,
словно я своей долей двойной виноват
в их рыданьях, в две глотки провытых.
--------------------
*Этими словами Всевышний отослал Авраама из Ура Касдимского в Ханаан: «И сказал Господь Авраму: ступай, уйди (лех леха) из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». (Берешит, 12:1).