Рождество и елка

Архимандрит Аввакум Кременчуг
ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО
Христос Рождается Славите!
В Священном Писании, в книге пророка Даниила пророчествующей о пришествии в мир Сына Божия, драгоценным камнем сверкает повесть-история о том, как царь Вавилонский Навуходоносор сделал золотой истукан и пригласил на его торжественное открытие представителей тогдашней, широкой общественности. Съехались со всех концов страны областные правители, военачальники, министры, судьи, народы и языки. Грянула музыка, всякого рода согласия «мусикійского», покрывало с монумента поползло вниз и взорам многотысячной толпы, предстал грандиозный золотой болван. Бурные, долго несмолкающие аплодисменты, переходящие в овации сменились всеобщим падением ниц и поклонением идолу. Каждый из присутствующих знал, что если не последует примеру других, его ждет крематорий – пещь огненная.
Три молодых человека, верующих в Бога наотрез отказались участвовать в массовом психозе. Их имена: Азария, Анания и Мисаил. Царь исполнился ярости, да так, что «вид лица его изменился». Он строго приказал, немедленно связать строптивцев и швырнуть в раскаленную печь. Но, случилось чудо. Бог живой, не допустил, что бы пламя убило отроков, и вот, внутри печи раздался благодарный гимн Богу, был  послан ангел, который росою оградил их от огня.
Металл в наши дни плавят в доменных печах, где температура достигает свыше тысячи градусов. Остановка домны на ремонт весьма дорогостоящая операция. Поэтому сконструирован специальный костюм, в котором человек может без риска для собственной жизни устранять поломку, находясь в печи под защитой огнеупорных доспехов, когда вокруг бушует пламенная буря.
Но, что возможно человеку, тем паче доступно Богу. Нет ничего удивительного в том, что обреченные отроки спокойно двигались внутри печи и славили вместе с ангелом Господа. Давнее предание святой Библии.
В первой половине шестнадцатого века на Руси существовал один из самых древних и интересных обрядов, нечто вроде духовной драмы под названием «Пещное действо». Его ставили в Москве, Киеве, Новгороде, Вологде и других городах накануне Рождества Христова. Торжества были неимоверные. В те времена, когда не было еще театра, кино, телевидения: «Чудо отроков» было для народа сильнейшим зрелищем, поднимавшим его высоко над сумраком тяжелых безысходных, сумрачных будней, работы и заботы о хлебе насущном.
В церкви посредине, на месте амвона, сооружали массивную, круглую деревянную печь, напоминающую трех-четырехярусный иконостас. Часовня внутри церкви. Ее расписывали золотом и красками, изображали святых, ярко освещали внутри свечами. В первом ярусе были большие проемы, отверстия, через которые можно наблюдать, что творится в печной утробе.
Шили по заказу костюмы. Для отроков – белые стихари с бархатными оплечьями; для мучителей халдеев, платья из красного сукна, отороченные горностаем. Шапки – венцы украшали крестами, литыми из серебра. На роли Анании, Азарии и Мисаила тщательно выбирали трех красивых парней, из певчих архиерейского хора. Весь город, плюс народ из окрестных деревень, миряне, диаконы, священники, епископом, а в Москве патриарх, царь и царица, с радостной серьезностью отправлялись на праздник. Начиналось действо в субботу на повечеріи и продолжалось на другой день в праздник Рождества.
После острой перебранки, халдеи втаскивали связанных противников идолобесия в печь и затворяли двери. Под печь влазил огромный детина – халдей мучитель и раздувал там горн с горящими углями. Отроки же пели: «Благословен еси Господи Боже отец наших и хвально и прославленно имя твое во веки…» Халдеи ругались, грозили им кочергами, жердями и кочегарили еще жарче. Но вот в пещь слетал дивный контур ангела, зараннее искусно, ясно, написанный как икона. Халдеи, завидев его, падали от страха ниц, диаконы искусно подпаливали им края одежд в память о том, как сгорели настоящие палачи, когда бросали в жерло топки друзей Даниила. Действо продолжалось.
Отроки крестились и вместе с ангелом триумфиально шествовали в печи по кругу. Затем ангел улетал под высокие своды купола. Халдеи исступленно кричали своим жертвам: «Не ймет вас ни огонь, ни нафта, ни сера!» - и выводили мучеников по одному к архиерею. Юноши кланялись владыке, брали благословение, пели «Многая лета» и удалялись в алтарь. Богослужение продолжалось: в положенный момент в печи, на возвышении, устанавливался аналой, и диакон во всеуслышание читал литургийное Евангелие Рождества.
С 17 века, когда по указу ПетраI по России всюду начали строить театры, «Пещное действо» к сожалению, перестали инсценировать в церкви. Оно перешло из церкви на театральные подмостки. Очень жаль. Эта постановка наглядно учила людей величию веры, призывало каждого человека быть преданным единому истинному Богу и отвергать лживых мирских богов.
В начале двадцатого века к истории «Чуда трех отроков» проявил внимание видный русский композитор Александр Кастальский, автор многих церковных оригинальных духовных песнопений, звучащих и поныне в наших храмах. Он предпринял попытку реставрации обряда. Одновременно художник Дмитрий Стеллецкий написал картину на эту тему. Ленинградский композитор Валерий Гаврилин написал оперу на событие «Пещного действа» и 1970 году состоялось концертно-театральное ее исполнение. В декабре текущего года Гаврилин намерен вновь заняться сим произведением, сделать новую, более полную и современную редакцию. Не так давно в далекой, безумной Америке, в Нью-Йоркском кафедральном соборе апостола Иоанна Богослова возрождено и поставлено вновь «Чудо трех отроков». Но, это в безбожной Америке, куда нам до нее! Следует добавить, что «Действо» намного лучше, чем новогодняя елка.
*
События, казалось бы, давно минувших дней, далекой эпохи, не могут быть однако безразличны нам, современным верующим. Ибо, не попадаем ли мы порой в раскаленную печь искушений и соблазнов мира, внутри которой
ходит малая горстка христиан?





ЕЛКА НОВОГОДНЯЯ
Происхождения обычая, кто, где и впервые учредил и откуда она пошла…
Есть спорные данные, что ее впервые в Европе учредил перво-протестант Мартин Лютер. Но, есть данные о том, что происхождение культа праздника елки восходит еще к древнегерманской языческой мифологии. Разрушив западную церковь, истребив ее богослужение и обряды, Лютер остался, ну совершенно тебе, на голом месте. Надобно было составлять и вводить новые обряды, так как люди не вынесут зияющей холодной пустоты. Однажды он шел по зимнему лесу,  среди совершенно голых обмерзших лиственных деревьев, он увидел стройную ель необычайной красоты, густо и нарядно украшенную природой инеем. В Рождественский утренник эта елка уже спиленная стояла в доме, убранная детьми в бумажные великие снежинки и конфеты на ниточках. И это действо пошло, поехало по тогдашней протестантской Европе…
Оттуда при Петре елка проникла в Россию. В 1830 году о моде на елку еще говорилось как  простой, милой немецко-протестантской затее, а уже в 19 веке, начале 20 го века елка у нас стала незаконно именоваться рождественской. Сначала ее поставляют в домах петербургской знати, помещиков и чиновников рангом помельче. Только в домах священников, диаконов и глубоко преданных православию, верующих людей елка не устанавливалась. В храмах звучали страстные проповеди против чуждого, не православного обычая. Духовники на исповеди, строго карали отлучением от исповеди и причастия,  людей явно устанавливавших ее в своих домах, как за поклонение антихристу. Ей долго и упорно противились монастыри и скиты,  но, увы, не устояли. Сейчас ее можно видеть всюду и в домах духовенства. Елка опасна обмирщением людей, которые вместо того, что бы идти в церковь и участвовать в Рождественском богослужении, устраивают под деревом мирские гуляния, начисто чуждые духу Рождества Христова. Большинству людей елка нравится, но только отнюдь не глубоко церковным, преданным великим идеалам Святой Руси.
Церковно-православные, мы,  и поныне ее сторонимся. И на это у нас есть очень веские основания. Дело в том, что вместе с елкой в сознании многих неискушенных людей под видом Деда Мороза профанируется великое имя святителя Христова Николая. Лютерский Запад перестав почитать святых, сделал из них сказочных персонажей, детских шутов и скоморохов одетых в красную шапочку отороченную белой ватой. Санта Клаус(Николаус), это тот же святой Николай, низведенный безбожной Европой до уровня детских сказок-развлекалок. Такое не может нравиться нам, православно-верующим людям. Никаких Дедов Морозов мы не знаем и не желаем знать.  У нас есть Святитель Николай, великий епископ, живший в четвертом веке в Малой Азии и добре водивший, правивший церковь Мир Ликийских(территория Турции).
Еще о елке. И прежде, на Руси это дерево не пользовалось большой симпатией. В древнеславянском мире, елка символ смерти, связи с «нижним миром», перехода в него и необходимый элемент похоронного ритуала. Так как наши прародители язычники сжигали своих умерших, то ель, как хорошо горящее в любое время года смолянистое дерево и использовалось при кремации. Умершего славянского князя или княгиню густо обкладывали ветками из ели и шишек, при завершении погребальных молитв волхвов, при осыпании злаками овса, ржи и «голосении» многочиленных плакальщиц скорбный костер  поджигали. Горящий пламень устремлялся в небо.
Во времена христианских великих князей, а затем уже и царей: особенно при Иоанне Грозном и царе Алексее Михайловиче  был обычай ставить елку на крышах питейных заведений – кабаков, как отличительный знак, где можно остановиться и выпить. Ее украшала единственная игрушка - пустая бутылка.
Процесс христианизации елки проходил в России не столь уж гладко. Он встречал сопротивление со стороны православной Церкви. Священнослужители видели в еловом древе возврат к тьме мрачного праславянского язычества, усматривали в елочных хороводах «бесовское действо», языческий обычай ничем не напоминавший Рождество Спасителя мира. В Палестине, в Вифлееме Иудейском елки отродясь не растут и никогда не росли, вследствие специфики климата Святой Земли. Там есть хвойные сорта деревьев, но по форме они очень мало напоминают северные, густые и стройные ели.
После Октября 1917 года новая Советская власть стала проводить политику массового атеизма. Из за религиозной подплеки Нового года и Рождества, были напрочь запрещены Дед Мороз и рождественская елка. Так продолжалось не мало, ни много, а аж целых 18 лет, до 1935 года. После 1935 года Новый год и елка были разрешены, как допустимый элемент гражданского праздника. Елка украшалась, как и раньше, но в игрушках не было и намека на религию. Теперь, после 1935 года игрушки отражали развитие народного хозяйства в СССР. В популярном в те годы советском журнале «Вокруг света» объяснялось: «По елочным игрушкам можно проследить историю строительства новосветлого коммунистического общества разных годов. Наряду с банальными зайчиками и белочками, сосульками и колобками, выпускались игрушки в виде пятиконечной звезды, серпа и молота, трактора, самолета; позже им на смену пришли игрушки в виде космонавтов, и космических кораблей, ракет.
Рождество же оставалось под запретом аж до 1989 года. Но со свободой вероисповедания елки стали устанавливать уже не только в домах но и в храмах. Стали сооружаться вертепы из выделанных в большей или меньшей степени искусности фигурок святых. Нас православных, коробит слово вертеп. Уж очень много оно имеет в себе негативных обертонов. Праздник все больше и больше из года в год обмирщается, коммерциализируется. Да не будет так.
Мы Церковно-верующие  имеем прекрасную икону  Рождества Христова. Для великого христианского праздника – этого достаточно.
*

НАМ УБО ПОДОБАЕТ ЛЮБИТИ УДОБНОЕ МЛЧАНИЕ, ПАЧЕ НЕЖЕЛИ ПЕСНИ СУЕТНЫ ТКАТИ СПРОТЯЖЕННО СЛОЖЕННЫЕ, НО МЫ ЛЮБОВИЮ К ТЕБЕ ХРИСТЕ ВОЗДВИЗАЕМЫЕ ЯКОЖЕ НАУЧИХОМСЯ, ТАКО И ВОЗЗОПИЕМ: РОЖДЕЙСЯ ОТ ДЕВЫ ПОМИЛУЙ И СПАСИ НАС!