Свет грижалей Ольги Завьяловой

Анастасия Павленко
Совсем недавно в столичной арт-галерее «Азия» прошла выставка уникальных работ ташкентской художницы Ольги Завьяловой. Всего 15 картин висело в специальном зале с  искусственной подсветкой, но каждую из них по своему содержанию, красоте и технике исполнения  можно смело назвать произведением искусства. Причем абсолютно нового его вида – искусства грижаль.

МЫ ЛИШЬ ЭХО, ЧТО НЕСЕТСЯ,
ВЫРВАВШИСЬ ИЗ ВЗДОХА БОГА...

Работы Ольги Завьяловой трудно поддаются обычному описанию, ведь даже хороший фотоснимок не сможет передать их необычную манеру исполнения. К тому же грижаль  Завьяловой наряду со своей декоративностью и четкой вписанностью в интерьер (по профессии Ольга дизайнер) всегда интеллектуален, требует не только созерцания, но и работу мысли, души.
Вот, к примеру,  «Рождение Авроры», созданная автором в 2000 году на 16-летие дочери. Яркая, колоритная, с плавными цветовыми переходами картина, с одной стороны,  дает глазу эстетическое наслаждение, но с другой – незримо, исподволь  начинает увлекать мысль. Ведь  в образе этой романтичной девушки  воплощена сама душа человеческая, которая по огненной реке любви возносится к своему началу – небу.
«Страна единорога» - еще одна работа, способная своим мерцающим и гипнотическим светом увести за собой любого в самое таинственное и прекрасное место во Вселенной – страну, где рождаются мечты.
- Я люблю писать красоту, - говорит Ольга Завьялова, - потому что раз Бог наделил меня таким даром, я за это должна нести ответственность. Вообще каждый художник должен отвечать за свое творчество и задумываться, что именно он  хочет дать миру своими картинами – созидание или разрушение, боль или радость. Я своими работами пытаюсь поведать людям о том, что происходит в моей душе, что ее поднимает вверх, окрыляет, очищает. Хочу, чтобы меня поняли...
Что-то у Завьяловой воспринимается легко и сразу. Например, «Женские мысли».  Всем известно, чем иногда бывает забита женская головка – и огонь страстей, и сентименты, и забота о семье, работе. Есть там и место для целой серии масок, за которыми приходится скрываться от суровой действительности. Потому как настоящая женщина, так уж повелось, должна быть талантливой актрисой. Кстати, театр – частый «гость» в сюжетах художницы.  Но если кто-нибудь подумал, что в  картинах Ольги Завьяловой сверкает одна лишь радуга и звучат фанфары, то спешу заверить – это не так.
В музее города Алексино (Россия) есть драматичная по своему замыслу работа, которая называется «Мать Иуды». За всю историю живописи не было создано ни одной картины, посвященной этому печальному персонажу. Но Завьялова однажды задумалась над материнской сущностью женщины, и поняла, что нет горше участи, чем быть матерью Иуды, проклятого людьми человека. Все в картине символично –  предметы (свеча, терновый венок, петля, крест),  композиция (в картине, несмотря на мрачноватость переднего плана, есть  озаренная светом перспектива),  цветовая гамма. Многие, кто  видел эту работу, не могли сдержать эмоций и плакали. И это, по мнению художницы, слезы вселенского прощения.

ИДЕЯ В ПЛОТЬ ОБЛИЧЕНА,
И КАК ПРЕКРАСНО СО-ТВОРЕНЬЕ…

Любопытная деталь – ко многим своим картинам Ольга пишет поэтическое пояснение. Это частично облегчает понимание замысла художника, но работы Завьяловой нужно видеть вживую. Почему? Чтобы почувствовать их магнетизм и особую энергетику. Но сначала определимся, что такое  «грижаль».
На слух очень созвучно со словом «скрижаль» - камень, на котором в библейские времена были высечены заповеди Божьи. Если развивать философскую мысль, то творчество Завьяловой тоже некая заповедная территория, куда может войти лишь посвященный. Однако новое искусство  грижаль  автором все же задумано как  объединение таких понятий как  графика и живопись на металле, в данном случае – алюминии.
Делал ли кто-нибудь нечто похожее до Завьяловой? Судя по авторскому патенту, полученному Ольгой в 2000 году – ни в Узбекистане, ни странах СНГ подобным видом искусства не занимались и не занимаются. Есть графики, живописцы, есть Людмила Белякова, талантливая российская моногравюрщица, но то, что делает ташкентская художница поистине уникально и достойно восхищения.
По словам самой Ольги Завьяловой, техника исполнения работ родилась из тематики, а не наоборот. И рисовать по металлу она начала потому, что хотела показать свет изнутри. Первой ее работой стала икона Пресвятой Богородицы. Это был 1986 год, к этому времени Завьялова уже окончила Художественно-прикладное училище в Ташкенте, где изучала композицию, рисунок и живопись, а также экспериментировала с разными материалами.
- Холст в этом плане меня не устраивал, - вспоминает художница. - Я понимала, что создать картины лучше, чем Рембрандт, которого  по праву считают художником света, не смогу. Значит, должна искать новую технику. Попробовала на металле и сразу осознала – это мое.
Но еще два года она будет кропотливо совершенствовать качество - научится работать резцом, наносить аэрографом тонкий слой специальной краски, а потом примется за создание собственных цветных лаков. И в руках Завьяловой металл оживет.
- Металл – самый благодарный материал для творчества, - продолжает Ольга. – Раз впитав в себя фантазию и тепло художника, он  будет хранить его практически вечно.

А МНЕ ПРОШУ ТЕБЯ ДЛЯ СТРАЖДУЩИХ,
ДАЙ ЛУЧ НАДЕЖДЫ ОЗАРЯЮЩИЙ…

Перед началом работы над картиной Завьялова всегда молится, чтобы только чистые помыслы посещали ее в этот священный момент. Потому как Ольга глубоко верующий человек, которая, повторюсь, твердо убеждена в том, что художник должен нести людям свет, помогая им в самосовершенствовании, без чего, по ее мнению,  жизнь не имеет смысла.
- Некоторым нужно много времени, чтобы уверовать в Бога, - говорит Ольга, - я же родилась с верой.
Как выяснилось, бабушка художницы была слепой, но у нее имелся дар – она могла лечить молитвами, причем лечила исключительно детей. Видимо, эти неординарные способности передались и Завьяловой, но она предпочла лечить души людей через свои картины. И, судя по многочисленным откликам, удивительные работы Ольги, если не лечат, то уж точно наполняют человека позитивной энергией. Как, впрочем, и общение с самой художницей.
Здесь необходимо упомянуть, что Завьялова – эзотерик до кончиков ногтей. Она полностью разделяет философию фэн-шуй, о которой узнала от настоящего китайского мастера несколько лет назад, работая по профессии в Москве.
- Поначалу думала, что это те же суеверия, - рассказывает Ольга, - но оказалось не все так просто. Если по дате рождения человека выстраивать фэн-шуй, то есть менять пространство под его магнитное поле, правильно сочетая цвет и формы, окружающие личность, то человек действительно может избежать в своей жизни многие негативные моменты.
Да,  Завьялова парадоксальна, но, по ее же словам, все, что создано и осознано человечеством в течение тысячелетий, имеет смысл и логику. «Просто иногда мы не все понимаем, но это не означает, что это плохо и не имеет места быть. И не надо никого винить в собственном непонимании и неудачах. Есть Вселенский закон, который работает. По нему каждое наше действие имеет последствие», - делает вывод Ольга.

ДОРОЖЕ ПОЧЕСТЕЙ И ЗЛАТА
ИСКУССТВО, ЧТО ДУШОЙ БОГАТО…

Сегодня у ташкентской художницы за плечами более 200 работ и около десятка выставок, причем только в Санкт-Петербурге она выставлялась аж четыре раза по специальным приглашениям - от итальянской фирмы Biston и от Национального географического общества. Ее работы висят в музеях Греции и Германии, находятся в частных коллекциях России, Израиля, США, Таиланда, Латвии, Голландии, Узбекистана, Турции. А ведь ее искусство приняли не сразу.
Когда Завьялова в начале 90-х годов захотела поучаствовать на выставке в Москве, «добрые люди» из среды искусствоведов пожали плечами и сказали: «Ну что вы нам будете показывать? Жестовскую роспись?» Не пожелав взглянуть вживую на работы Ольги, они  вынесли вердикт, бегло посмотрев  на фотографии. Что ж, Завьялова проглотила обиду, но решила работать дальше, поступив одновременно в Государственный технический университет на отделение «Дизайн», который закончила на «отлично».
- В тот момент я поняла, что без диплома о высшем образовании меня просто не будут серьезно воспринимать, - вспоминает О. Завьялова. –  А учиться я всегда любила, к тому же профессия дизайнер интерьера мне очень нравится и, по сути, меня сейчас кормит.   
Некоторые любители искусства как-то неоднозначно воспринимают тот факт, что художник помимо создания картин занимается еще чем-то, мол, такое разбрасывание  говорит не в его пользу. Хочется им  задать один простой вопрос – а на что, господа хорошие, должен жить художник, пока признают его творчество или купят работы? Причем не по цене сувенирных лубков, которые даже затраты на материал не оправдают, а за достойную плату, потому как иные картины, например, Ольги Завьяловой, можно и в наследство оставить, и на мировых аукционах продать по аховой цене. Просто не «раскручены» отечественные художники, как Никос Сафронов, у многих даже нет менеджеров и приходится за свой счет организовывать выставки, думать о хлебе насущном.
Однако Завьялова ни в коей мере не умаляет значение дизайнерского в своей жизни. Более того, часто выполняя заказ по интерьеру одновременно работает над созданием картины, которая потом  гармонично вольется в дизайнерскую задумку. Хотя будет ли грижаль обязательно присутствовать в  интерьере, Завьялова никогда не гарантирует. Ведь она работает над картинами только по велению своей души. И все же Ольга мечтает о том дне, когда перестанет бегать по строительному базару в поисках подходящего материала для заказчика, а будет заниматься исключительно своими картинами.
Искусство Ольги Завьяловой достойно иметь последователей, учеников, но их у нее пока нет.
- У меня столько идей, которые нужно воплотить, - говорит художница, - что времени на учеников в моем нынешнем графике просто нет. К тому же я постоянно учусь, и не могу сказать, что техника грижаль уже вполне сформировалась. Я верю, что лучшая картина у меня еще впереди.



С работами Ольги Завьяловой можно познакомиться на ее персональном сайте www.grijal.com