Черно-белый список - Воспоминания и ругань

Локсий Ганглери
Есть у Юпитер (планеты, а не персоны) шестьдесят спутников, один из них - идеальный шар, наполовину черный, наполовину белый.

ТАК и у каждого из нас. Но вот, парадокс: черного больше, зато оно почти незаметно, а белое, так сказать, меньшинство всё и определяет! :)

Итак. Любимый писатель... Что такое "любимый", ясно, думаю, всем - сколь не лукавствуй. А вот что касается понятия "писатель"...

Еще Умберто Эко сетовал на сетевые программы за то, что они отдали поле текстов непрофессиональным авторам - пишут-де, всякие: и юристы, и политики, и программисты, ленивые - и те пишут... В общем, писатель - это автор / творец текстов. А что такое "текст"? Бог весть, что! - только преданный книгочей отличит повесть Венечки Ерофеева от Протокола с последнего заседания месткома предприятия "ПищспиртСпецтрест", а Отчет о хозяйственно-преступной деятельности ООО "Вудупром" - от текста, размещенного на стр.125 Антологии "Подёрнут Постмодёрном" (М., 2017)

Главным писателем для меня (с момента, как я себя помню) был Николай Васильевич Гоголь. В нем для меня было всё - и мрачная тайна, и сверкающая вершина. Так осталось и по сей день, несмотря на все революции вкусов и интересов. Поскольку любовь к Гоголю была для меня чем-то гораздо большим, чем литературным пристрастием - она стала для меня неким событием.

А что же было "чисто литературным" пристрастием?

Знаете, эта тема началась очень забавно.
Мы с классом шли на стадион "Локомотив". После появления большой и современной арены "Динамо", на маленьком "Локомотиве" проходили только тренировки и т. н. "маршировки" (подготовки к демонстрациям в хорошем смысле слова)
И вот мои одноклассники затеяли спор - надо же! - на тему ЧТО КРУЧЕ: "Король Лир" или "Гамлет"? Чуть до мордобоя дело не дошло! - в нём принимал участие и я, бил чьи-то морды, как постыдный самозванец: ведь я не читал ни того, ни другого - в смысле, не читал Уильяма нашего!..

Тогда я как-то отшутился, но едва пришел домой, кинулся к полке с Шекспиром. Однако начал я не с ШЕСТОГО тома (ну, там, где все хиты: Гамлет, Лир, Макбет...), а с ПЕРВОГО же тома - уже тогда я почитал СИСТЕМУ :)

В итоге, Шекспир стал для меня... ну, как это... ШЕКСПИРОМ, что ли?..

* * *

... Не знаю, почему, но с детства я предпочитал драматургию (особенно Аристофан, Ибсена и Жироду). В ней есть всё: краткость, конкретика и экшн! Есть и еще один момент: еще с нановозраста, я любил диафильмы - а в них подача материала сродни драматургии: картинка + реплика! - никаких описаний, никаких лирических отступлений или аналитических наступлений. Так что, и писал я тоже, только драмы (в 12-15 лет).
PS. Хотя... у меня самого в прозе - все наоборот: никакого сюжетного хода и ноль действия - одни описания да размышления.

Впрочем, этот текст не о своих, а о чужих книгах. На вышеприведенный пост, хе-хе,  Умберто Эко мы ответим так: нередко небольшой пост в фб и приятнее, и выше качеством аршинных романов русофоба БАкунина или трещотки-Сорокина!

Итак, продолжаю: теперь - о прозе.

Потом... потом, я полюбил Жюля Верна, Луи Буссенара, Роберта Стивенсона и Генри Хоггарта.
Я как-то понял - без трагизма и сразу - что никогда не смогу писать ТАК, КАК писал Жюль Верн. А "Похитителям бриллиантов" и "Копям царя Соломона" подражать пытался, но тщетно: все  кишело "таинственными незнакомцами" - увы, не более незнакомцами, чем все прочие персонажи! А то вовсе: дело заканчивалось всякими "таинственными" названиями типа "Тайна фермы Мухайреддина", "Кровавый незнакомец" или "Два брата"...

"Похитителей бриллиантов" я просто обожал: мы даже ставили т. н. "спектаклики", где моя младшая сестра играла Клааса, а я - Сэма Смита (или наоборот).
А вот такие господа как Вальтер Скотт, Фенимор Купер или Майн Рид остались вне поля зрения - несмотря даже на красивенькие корешки (в отличии от скучных серых корешков Жюля Верна). Совершенно не понятно, почему дело не пошло дальше пол-попытки. Моя бабушка обожала их, особенно Скотта, но... моя лояльность не продвинулась дальше 5-6 страниц.

...ослепнув - а может, незадолго до смерти - Борхес скорбел: "Лежит в моей библиотеке книга, которую мне уже никогда не прочесть!"
Так вот, не сочтите за цинизм (тем более, что я тоже был при смерти), но в моей библиотеке ТАКИХ книг - десятки: все эти многотомные истуканы Бальзака, Франса, Гюго, Мериме и Золя, Горький - тут не было и попытки! каким-то образом, я сразу проинтуичил, что это - балласт. По крайней мере, не тема!

* * *

Впрочем, хватит об этом! Лучше - о том, что я читал и читаю.
Пушкин, Гоголь (*), Достоевский, Кафка, Гайдар, Булгаков, Пелевин. Мне очень близок юмор Валерия Попова!
Поэты: Вергилий, Руставели, Гурамишвили,  Важа Пшавела, Пессоа. А также Клюев и Сельвинский (найди 10 различий :-)
Еще очень люблю Гая Катулла Младшего (Г. Каневского) со stihi.ru и Козьму Пруткова (в обоих номинациях).

Уж коль скоро в категорию "писатель" вошли такие разные номинации как поэты, прозаики и драматурги, думаю, нелишне сюда ввести и т.с. научных писателей. Их н так уж и много: раньше любил Николая Кузанского, Фрэнсиса Бэкона, Фридриха Шеллинга и Фридриха Ницше, и еще Чорана и Башляра. А сейчас - в основном, уважаю.
Недавно заглянул в "Феноменологию духа" Гегеля. Все поля испещрены восторженными NB! и !!! Смотрю в текст и понимаю - что не понимаю не только причины моих восторгов, но и смысла прочитанного. Впрочем, не могу не привести финальной реплики:
"Всё это либо гениальнейшая мистификация, либо величайшая философия, поэзия и духовидение! В любомм случае, Гегель - гений из гениев! 13.1.92"
Обратите внимание на дату: недели не прошло, как Гамсахурдия бежал из бункера, в стране бушует гражданская война, перебои с водой и светом... А я - читаю "тайный крень философии Гегеля" - и счастлив!

 Из французов - больше всех я люблю Делёза (чуть поменьше - Фуко, еще меньше - Дерриду и Борийара). А к остальным, включая Монтеня, Декарта, Батая и Сартра - "такой лычны неприязн, что кущить не могу!".

Нелюбимые [писатели] - это также показательно. Еще более показательно, чем номинация "любимые [писатели]".К ним я, к счастью, могу отнести немногих. Набоков, Мураками, Мандельштам, Толкиен (наверное, достали!), а также все лауреаты Нобелевской премии, кроме, разве, Томаса Манна.

Очень не люблю Льва Толстого: хуже, чем его маниакальная болтливость, только чванливая демократичность и антихристов гуманизьм!

Не люблю и Чехова, и это легко объяснить: я отношу себя к людям, а Чехов людей не переносит. Отсюда и Сахалин - как манифест: взял потяжельше и пошел подальше. А рядом, что, людей мало? или они страдают меньше?!.

Связано с этим. Любимый режиссер. Если воздержаться от метафизических т.е. метафорических ответов, могу смело назвать О. Уэллс, Ф. Капра, Р-В. Фассбиндера, В. Херцог, М. Пиала, Дж. Джармуша (он и любимый писатель, рефлексивный критик), Аки Каурисмяки, братьев Коэнов, Алов и Наумов (кроме ужасающей экранизации Достоевского!) и В. Бортко. Разумеется, Г. Данелия, Л. Гайдай, Э. Рязанов. А самый любимый, пожалуй, Франсис Вебер!
Когда-то любил А. Ренэ. Трюффо - не догоняю. От П. Гринэуэя я с негодованием отказался (уже). А фраеры вроде И. Бергмана плотно сидят в категории "нелюбимые режиссеры". В чем различия? Первые любят людей. Бергман - не любит. Гринэуэю - до лампочки. Так что, это - не вопрос вкуса, а вопрос мировоззрения. Хотя, непросто найти разницу...

Живопись. Я очень люблю Дуччо ди Буонисенья, Яна Вермеера (Делфтского), Исаака Левитана, Нико Пиросмнишвили (Пиросмани) и Пабло Пикассо. Набор и пёстр весьма, но это все - мое! А к остальным - от Леонардо до Винчи :) и от Рембрандта до Шемякина - отношусь с большим или меньшим уважением и теплом. Рериха, впрочем, не люблю. Шагала и Дали - "терпеть ненавижу"! А Малевича - просто не считаю. Импрессионизму (пост, не-пост...) предпочитаю экспрессионизм ан-гро. Ван Гога не люблю: там слишком много невроза (скажем, у Пикассо, австрийцев или Клее полно деструкции, но это - ЗДОРОВЫЕ люди с энергичной деструкцией!)

Кстати, о Рубенсе :). На нашему родном, Глданском, базаре, в мясном отделе - прямо над рядами - висит "Вирсавия". Как-то раз, я обратил на это внимание продавщицы (единственной дамы во всем отделе)... Когда мы возвращались с рынка - через добрый час - она все еще смеялась. Так что, осталось загадкой - какой-такой остряк "облагородил" мясные ряды. Думаю, и Петеру-Паулю не в лом! :)

Очень кратко - о музыке. Главные композиторы - Бетховен и Стравинский (Игоря Федоровича я слушаю буквально с двухлетнего возраста, и люблю ВСЁ, кроме Симфонии Псалмов и оперы "Мавра"). Впрочем, ненамного меньше я любил и люблю Прокофьева, Бартока, Мартину и Хиндеммита (когда-то обожал Шёнберга, но после травмы, подостыл к нему)

А из не-академической музыки, мои любимцы - RIO (особенно, Henry Cow и Univers Zero). Еще Zeuhl (особенно, Magma). Плюс, обожаю немецкую Can и английскую Gentle Giant. Кроме того, меня до крайности восхищает La Suite des trois pommes Рене Люсьера, Жана Дерома и безсмертного Криса Катлера)!

Что касется т.н. классики (или т.н. академической музвыки), есть в ней и композиторы, которых я не люблю. Вот, например, Бах (в смысле, Иоганн Себастьянович): он меня утомляет, при всей своей гениальности. А орган утомляет вдвойне. Восемнадцатый век я вообще не люблю - попсовое времечко! Единственное, к Гайдну у меня скорее чисто человеческая симпатия, даже нежность. И "Семь Последних Слов" весьма впечатляют.

Но Моцарта (кроме его танцевальной музыки и Маршей - что то же :) я совсем не люблю. Еще меньше - французов осьмнадцатого века (это просто скучно - и музыка, и живопись, и литература/философия).
Из девятнадцатого века - не люблю Шуберта. Не знаю, почему - просто, вообще не трогает. Так же, как и Рахманинова, из века двадцатого - ну, не моя музыка!.. При всем глубоком уважении и симпатии (чисто по человечески). Долгое время пытался слушать Булеза и Штокхаузена - чтобы, типа, не ударить в грязь лицом :( - а потом плюнул. К чему?! Так, могу Ксенакиса послушать, для острастки - но Rammstein эффективнее!

И наконец, люблю Мендельсона, Грига и Шумана. Чуть меньше - Листа. А Брамса и Брукнера - очень люблю!

А самые любимые произведени - вот:

М.К. Чюрлионис - "Море", прелюдии и фуги для органы.
П. Хиндемит - "Художник Матис" и "Гармония Мира", Музыка для духовых и фортепиано.
Д. Мийо - Бразильский карнавал, Провансальская сюита.
Б. Мартину - "Токатта э дуэ канцони"
С.С. Прокофьев - все Симфонии (кроме №2 и №7), все Фортепианные Концерты (кроме №2), вся киномузыка... Да почти всё!
Д.Д. Шостакович - Симфония №5 и Ленинградская Симфония. (особенно, Первая часть).
А. Шенберг - "Тема и вариации", Скрипичный концерт, "Моисей и Аарон". (Квартеты меня разочаровали, так же, как и у Хиндемита: любимый жанр у прекрасного композитора - еще не доказательство, увы!..)
А. Берг - Скрипичный концерт.
А. фон Веберн - Пассакалья
А. Копленд - Концерт для кларнета с оркестром.