Долг

Виталий Хен
Лет 15 назад я прочитал в нашей местной газете воспоминание одной женщины - ветерана войны, ветерана внешней разведки. И этот рассказ  очень тронул меня и запомнился надолго... Навсегда!

...Лето. 1934 год. Ей 17 лет, и она спешит на экзамены в институт. Она так спешила, что забыла дома свой кошелёчек с деньгами, и только лишь лихорадочно перелистывала тетрадь с конспектами, вслух бубня иностранные слова...

- За проезд!- Раздался грозный глас кондуктора-контролёра трамвая...
          
Она отвлеклась от тетрадки, и вспомнила... Вспомнила, что забыла свой кошелёчек, там, дома...

- У меня нет 15 копеек!- Упавшим голосом произнесла она.         
- Тогда плати штраф!- Была невозмутимой контролёр.
- Но если у меня нет 15 копеек, то как же я заплачу штраф!- Возмутилась она.
- Тогда выходи,- произнесла контролёр, и протянула руку к шнуру сигнального звонка.
- Но мне нельзя опаздывать! У меня - экзамен!- В паническом ужасе воскликнула девушка.
- Я заплачу!- Произнёс импозантного вида мужчина с приятным бархатным голосом.- Всего то 15 копеек, а Вы жизнь человеку хотите сломать! Нехорошо, мамаша! А вы, девушка, не смущайтесь - бывает ведь. А со мной... будем считать это Вашим долгом. Отдадите в следующий раз, при встрече,...- мужчина отдал контролёру 15 копеек, приветственно приподнял элегантную шляпу, широко улыбнулся и выскочил в открывшуюся дверь трамвая...
         
...Прошло несколько лет. Шла Великая война... Девушка та теперь была сотрудником советского посольства в одной нейтральной европейской стране. Она сидела на скамье в парке и нервничала. Ей необходимо было встретиться с советским нелегалом-разведчиком и передать ему чемоданчик с валютой. Это было её первое самостоятельное задание. Вроде всё просто - встретить, пароль-ответ, передать и уйти. Но она нервничала и из-за полного чемодана с деньгами, и из-за снующих вокруг людей, каждый третий из которых был представителем разведки той или иной страны, и лихорадочно повторяла про себя - пароль-ответ, пароль-ответ...

- И что мы видим!- Неожиданно раздался над ней приятный бархатный и очень знакомый мужской голос.- Только не говорите мне, что Вы специально приехали в это Богом забытое место, чтобы вернуть мне Ваш долг!

Она растерянно глядела на импозантного вида мужчину, который вальяжно расположился на скамье рядом с ней. И она вспомнила... Довоенный казахстанский город, ...трамвай, ...экзамены, ...контролёр-кондуктор трамвая... И она даже не заметила, что мужчина говорил с ней по-русски, невзирая на все правила конспирации, и снующих вокруг вражеских агентов... Она судорожно глотнула воздуха и едва не задохнувшись от нахлынувшего, со слезами на глазах с отчаянием выдохнула:

- Но у меня снова нет с собою 15 копеек!
- Очень жаль!- Невозмутимо и серьёзно произнёс мужчина.- А то знаете, тут вдали от Родины всякая мелочь - воспоминание. И я уж обрадовался, увидев Вас. Вот, подумал, будет мне сувенирчик! Хотя... нельзя! Так что и к лучшему, что не вернули мне долг. После войны сочтёмся!- С этими словами мужчина произнёс положенные пароль, услышал автоматически произнесённый ответ, подхватил чемоданчик и беспечно насвистывая, ушёл по аллее...

Жизнь больше их так и не свела. Прошла жестокая война, потом была вся её жизнь, и всегда она хранила при себе те, советские, 15 копеек, чтобы вернуть тот долг... Долг памяти!