Автотрасса. Часть 1

Евгений Белехов
Мурманск – Сольвычегодск.
( Заметки об автопутешествии. 30. 07. 2010 – 01. 08. 2010)

Два года назад, то есть летом 2008 года, я ездил из Мурманска в Сольвычегодск по маршруту: Мурманск – Медвежегорск – Пудож – Вытегра – Вологда – Тотьма – Нюксеница – Великий Устюг – Котлас – Сольвычегодск. Трасса вполне проходимая и большинство автолюбителей пользуются именно ей. Но в этом году я решил немного изменить маршрут и проехать из Пудожа до Нюксеницы через Каргополь, Няндому, Вельск и Октябрьский. И вовсе не потому что так получается немного короче. Короче то всего на какую – то сотню километров, что при общей протяженности трассы в 2000 км, особой роли не играет. Просто, во-первых, я любитель всего нового, хотя меня это иногда и подводило. А во-вторых, мне захотелось посмотреть на древний Каргополь и Кенозерский национальный парк, о которых я читал в Инете.
И так, 30 июля ближе к вечеру я на своем старом “жигуленке” (ВАЗ – 2106 1978 года выпуска) двинулся в путь. Я решил ехать “в ночь”, так как в это время года ночи у нас еще светлые. И ехать сплошное удовольствие: не жарко, солнце не слепит и транспорта не слишком много. Я поставил перед собой задачу: до вечера 31 июля добраться до Каргополя. Машина у меня хоть и старенькая, но служит мне уже с 1988 года. Я на ней и не такие расстояния преодолевал, и за это время у меня с ней особых проблем не было. Были, конечно, мелкие поломки, но от этого никто не застрахован. Такое случилось и в этот раз: потек рабочий цилиндр сцепления. Просто износились манжетки. Хорошо, что я взял с собой ремкомплект. А вот “тормозуху” забыл прихватить, думал, потом где-нибудь на трассе куплю. Сейчас ведь на трассе полно АЗС, а при них есть магазины. Но не тут – то было, понадобилась мне “тормозуха”, стал искать на этих АЗС. А там нет “тормозухи”. Есть масла, охлаждающая жидкость, всякие присадки, очистители, даже электролит для аккумуляторов, а тормозной жидкости – нет. Я тогда все-таки решил поменять манжетки, пока полностью не отказало сцепление. А “тормозуху” отлил в бачок сцепления из тормозного бачка. Потом уже где-то на трассе все-таки купил “тормозухи” и добавил в оба бачка. Вот и вся поломка.
Теперь о самой трассе. Надо отдать должное нашим мурманским властям: они все-таки отремонтировали “ленинградку”. Теперь по ней едешь и даже не чувствуешь скорости. Это радует. Ведь два года назад по ней невозможно было ехать: от Мурманска до Мончегорска была полностью разбита. Я на ней тогда помял колесные диски. А сейчас трасса нормальная вплоть до второй отворотки на станцию Полярный Круг. Но это уже территория Карелии. При въезде в Карелию есть такой населенный пункт под названием Тэдино. Там есть кафешка, которая работает круглосуточно. Здесь можно не только перекусить, но и принять душ и постирать одежду. Все бы хорошо, но цены “кусаются”. Туалет – 20 рублей, а душ – 150 рублей. 100 грамм жареной трески – 80 рублей. Лет десять назад, когда эта кафешка начала функционировать, хоть и не было здесь больше никаких дополнительных услуг, но цены были гораздо демократичнее. Да, ладно. Сейчас на “федералке” М18 “Кола” можно перекусить во многих местах.
Дорога после Полярного Круга пошла значительно хуже. Асфальт местами разбит и кое-где ведутся дорожные работы. Так что здесь не очень-то разгонишься, но кое-где все же есть неплохие участки. И так до самого Медвежегорска. Здесь сворачиваем с “ленинградки” и едем через весь город по указателю на Пудож. Кстати, для желающих перекусить в районе железнодорожного вокзала имеется недорогая столовая. Найти ее не очень сложно, на ней почему-то надпись “Шашлыки”. От Медвежегорска до Пудожа около 200 километров. Качество дороги приблизительно такое же, то есть местами разбитый асфальт. Так что надо быть по внимательней. Из достопримечательностей. Хочу обратить внимание на Повенец, который находится в 25 километрах от Медвежегорска. Здесь начинается Беломорканал, связывающий Белое море и Онежское озеро. Здесь есть красивая деревянная церковь.
В Пудоже с Р5 сворачиваем на Р2, то есть в сторону Каргополя, до которого отсюда всего 175 километров. Но это самый тяжелый участок трассы. Впрочем, я был готов к тому, что он не будет легким. Ведь дороги между областями, как обычно, оставляют желать лучшего. Правда вначале от Пудожа шел неплохой асфальт, а потом началась грунтовка. Грунтовки, конечно, бывают разные. По хорошо укатанной грунтовке можно ехать не хуже, чем по асфальту. Так оно и было до границы с Архангельской областью. А дальше грунтовка превратилась в сплошную “стиральную доску”. На такой дороге очень легко оказаться в кювете. Но не это главное. Главное то, что эта дорога проходила по территории Кенозерского национального парка. Но ничего интересного и необычного я там не увидел. Каргополь на меня тоже не произвел особого впечатления. Скорее даже разочаровал своими разбитыми городскими дорогами. Мне даже не захотелось останавливаться здесь на ночлег, и я решил ехать до Няндомы. Хотя я был уставший, и к тому же уже вечерело. До Няндомы было около 90 километров, и дорога оказалась совсем неплохая. Я и не пожалел, что поехал.
От Няндомы до трассы “Архангельск – Москва”  вообще оказалась хорошая дорога. Впечатление – отличное. После выезда на трассу после Долматово есть неплохое кафе. Трасса до Вельска тоже нормальная. А Вельск на меня произвел вообще отличное впечатление. Недаром архангелогородцы называют его южной столицей своей области.
После Вельска свернул с М8 на восток, т. е. на Кулой вдоль железной дороги, ведущей на Котлас. Дорога хорошая, если не считать того, что по всей дороге валяются бесхозные доски. Во-первых, приходится от них как-то уворачиваться. А во-вторых, мне непонятна эта бесхозяйственность. Где-то леса не хватает, а здесь на дороге он валяется никому не нужный. Октябрьский – тоже не плохой поселок. Может, погода была хорошая, и у меня настроение еще не испортилось, но Октябрьский на меня произвел хорошее впечатление. Там есть отличный магазин с рыболовными снастями и со всем необходимым для житья в сельской местности. И цены мне показались вполне приемлемы. Это я сравниваю с Мурманскими ценами. С Октябрьского свернули на юг, т.е. на Тарногу, что находится в Вологодской губернии. И здесь меня удивило то, что дорога оказалась просто отличной. Обычно между областями просто нет дорог, одни только направления. Обидно, конечно, что с Октябрьского до Котласа нет прямой автомобильной дороги и приходится делать крюк через Вологодскую область. Но что поделаешь, может наши власти впоследствии обмозгуют этот вопрос. Я уверен, что не я один этот вопрос поднимаю. В Тарногу (Тарногский Городок) мы не заезжали, он остается в стороне от трассы. Впрочем, как и Нюксеница. Но на трассе возле Нюксеницы я всегда останавливаюсь. Здесь заправка и два кафе. И очень отзывчивые люди.
Дальше трасса до Великого Устюга. Дорога не плохая. Не очень разбита. За два года на ней почти ничего не изменилось. Можно сказать, что эту дорогу поддерживают в надлежащем состоянии, т. к. это – “Дорога Деда Мороза”. Великий Устюг я не буду описывать. Он и без меня много где описан. Единственно, что отмечу – это мост через Сухону. Здесь пост ГИБДД (ГАИ). И здесь вас могут задержать по любому поводу. Главное – соблюдать правила.
От Великого Устюга до Котласа – рукой подать. Опять пересечение двух областей – Вологодской и Архангельской, но дорога отличная. В Великом Устюге Сухона соединяется с рекой Юг и образуется Северная Двина, которая несет свои воды до Белого моря. Раньше в Котлас можно было добраться на пароме через Северную Двину из Щипицино. Но 2002 году открыли мост через Северную Двину.
Из Котласа до Сольвычегодска можно добраться тремя способами.
Во-первых, на пароме через реку Вычегду из Лименды (Северный район Котласа) до Макарьево, а потом километров 15 по плохой грунтовке (размываемой дождями) до трассы на Сольвычегодск, и еще километров 12 по этой трассе, которая тоже не ахти какая (грунтовка со щебенкой, но как “стиральная доска”). При том паром с Лименды на Макарьево осуществляет перевозки каждые два часа и до 19 часов (правда есть исключения). Стоимость перевозки – 120 рублей с машины типа “Жигулей”. Второй способ – это из Котласа надо выехать на юг в направлении Коряжмы. Проехать поселок Вычегодский и свернуть влево на Козьмино. Трасса на Коряжму отличная, но указателей, где сворачивать на Козьмино нет. Это лучше спросить у местных. После отворотки – грунтовка. Но не плохая грунтовка. По ней километров 10 до парома, который ходит каждый час (до 19 часов) и стоит 100 рублей за Жигули. Ну а если вы приехали в Котлас позже 19 часов, тогда стоит воспользоваться третьим способом. Это хоть и дольше, но другого выхода нет. Вам нужно по той же трассе добраться до Коряжмы. Трасса хорошая. А в Коряжме есть понтонная переправа через Вычегду, которая работает круглосуточно. Переправа тоже платная – 70 рублей с Жигулей. После переправы – грунтовка (“стиральная доска”). Но по ней вполне можно добраться до Сольвычегодска даже после обильных дождей.