Первая внучка

Наталья Сафронова 2
               
Автобус тяжело вздохнул перед дальней дорогой и отъехал от железнодорожного вокзала.     Покрутившись по городским улочкам, он выскочил, наконец,  на простор и покатил по привычному для него маршруту «Ачинск-НовоБирилюссы». Пассажиры, успокоившиеся после долгой посадки,  размещались поудобнее, чтобы доехать до нужного пункта. Автобус, начинённый людьми, узлами, вёдрами, сумками и чемоданами, набирал скорость на  пустой трассе. Но  после четырёхчасовой поездки на шустрой электричке, доставившей наше семейство из Красноярска в Ачинск,  все усилия старенького транспорта  казались медлительными. Он пыхтел,  ворчал, неторопливо преодолевал километры дороги, оставляя за собой облако пыли. Солнце припекало через стёкла, и тень приходила только тогда, когда дорога бежала близко к лесу. Я сидела у мамы на коленях, чувствовала её тепло, и от этого становилось ещё жарче. Рядом с нами сидел отец.  Таня, уютно устроившаяся, как в гнёздышке, в больших ладонях отца, прижималась к его груди, и с любопытством следила за  происходящим вокруг. Родители изредка показывали сестре и мне то, что по их представлениям, должно было нас заинтересовать. Это были коровы, гуляющие по лугу, кони, запряжённые в телеги. В городе этого не увидишь! Радостная мысль о том, что мы едем к деду и бабушке в деревню, летела ветром,  перегоняя автобус, прыгала по веткам деревьев весёлыми солнечными зайчиками, бежала по полям длинными бесконечными тропинками. В деревню! В деревню! В деревню! Глядя в окно на  зелёные летние лужайки, представлялось, как хорошо мы будет отдыхать. Жалко, что я  почти забыла,  как выглядят бабушка и дед. Когда мы переезжали из деревни в город, я была ещё совсем маленькой,  а Тани вообще не было ещё у нас, и про неё отец  писал деду в письме. 
Убаюканная  автобусной тряской, я погрузилась  в  воспоминания, оставленные  далеко  в городе, но  настойчиво  догоняющие меня сейчас, и всё сильнее и сильнее волнующие.
Узнает ли меня бабушка?  А  какой наш дед?
Вспомнились вдруг слова отца, читающего вслух письмо от деда.  Всё письмо я не запомнила,  но строчку о дедовой болезни,  названной им  в письме грибом,  помню. Он так и написал, - Сильно хвораю  грибом. Деда было жалко, но мама и отец шутили. Отец даже показал мне письмо, написанное химическим карандашом какими-то круглыми  закорючками с хвостиками, и объяснил мне, чем слово гриб отличается от слова грипп. Я читать ещё не умела, но слово запомнила и ещё почему-то представила большой   гриб с коричневой шляпкой,  какой видела в садике на картинке, и мне тоже стало смешно.  Дальше в письме дед писал обо мне.
- Как вы уехали, я стал по Наталье скучать.  Шибко привык к ней. Она баночку жестяную с камешками  под крыльцом  оставила, как играла. Я, как гляну на  эту  баночку, так  Наталью вспоминаю и плачу. И в избе тихо стало и тоскливо. Шибко  скучаю по ней. Хоть бы приехали повидаться.
Отец несколько раз перечитывал  мне о дедовой печали, а мне было немного не по себе. Ведь я - то совсем не помнила его. Зато поняла, что дед и бабушка очень сильно скучают  обо мне и ждут в гости.
И вот теперь мы все вместе едем в Старую Еловку! Дорога всё не кончалась. Иногда мы проезжали мимо деревень, и автобус останавливался, что бы высадить тех, кто уже приехал. Во время стоянки я с интересом разглядывала небольшие деревянные домики,  окна которых  были заставлены горшками с  розовыми и алыми цветами.
Заборы,  бабушки на лавочках, собаки,  курицы, маленькие ребятишки, и даже большая грязная свинья, лежащая в придорожной луже, вызывали большой интерес!
Но после деревни снова начинались поля, и я всё смотрела и смотрела на бесконечное зелёное лето,  манящее своим теплом и простором.
- К Шуточкино подъезжаем, - сказал отец, показывая мне на  табличку с надписью, стоящую у дороги.
- Почему Шуточкино? Тут шутят что ли?- спросила я.
- Так деревня называется,  засмеялся отец. Наверно в ней весёлые люди живут, шутники.
В Шуточкино выходило много пассажиров. Они вытаскивали из автобуса свои сумки, шумели и толкались. Мимо остановки прошли две женщины с вёдрами, о чём-то спорящие между собой. Я удивлялась, деревня с таким весёлым названием, а никто не смеётся и не шутит. Странно!
После Шуточкино мама и отец стали суетится.
- Скоро выходим, Еловка, - радостно улыбалась мама и стала поправлять на мне  платье и бантик.
Отец разбудил задремавшую Таню и передал её на руки маме, а сам уже подтаскивал к выходу наши вещи.
- А что, Наташа, помнишь, как три года назад уезжала отсюда в город? – подшучивал надо мной отец. Я растерянно вглядывалась в показавшиеся вдалеке кривые деревянные крыши домов  и не знала что ответить. Не помнила я ничего, маленькая была. Женщины, слышащие наш разговор, улыбались.
- Никак к Прохорову Борису внучка Наталья в гости едет, - сказала одна из них, видимо знающая нашего отца и деда. Взрослые переговаривались между собой, но я их уже не слушала.
Автобус заехал в деревню и мимо окон снова замелькали дома и заборы, но мне уже некогда было всё это разглядывать. Мы готовились к выходу.
- Смотри, Наташа, вон дедов дом, где ты жила маленькой! - вдруг закричал отец, показывая на дом, быстро промелькнувший в окне. Я не успела разглядеть дом, заметила только заборчик перед окошками и деревце за ним.
- Сейчас возле магазина нас высадит шофёр, придём домой, поедим, отдохнём, а завтра на речку пойдём купаться или рыбачить, на Чулым, - говорил отец, и от его слов стало хорошо и весело. Очень захотелось на речку!
Автобус остановился. Отец, подхватив чемодан и сумки, вышел в открывшиеся дверки. Мама с Таней и я  за ним следом.
Первое, что сразу показалось мне непривычным, был какой-то особенный запах, стоящий в деревне. Но мне не удалось сразу понять, чем пахнет, а спросить не успела, потому что к нам стали подходить незнакомые мне люди. Они здоровались с отцом и мамой, смотрели на нас с сестрой и чему-то радовались.
- Наталья- то как выросла, не узнать! Дед с бабкой все окошки проглядели, ждали вас, - весело приговаривала какая-то женщина, наклоняясь к нам с Таней.
- А это что же? Ещё одну девчонку народили? Гриша, на тебя походит. Как звать-то тебя, а?- не успокаивалась женщина, обращаясь к Тане. Таня не стала отвечать незнакомой тёте и прижалась к маминым коленям.
-Таней зовут. Да? - ответила за дочку мама. - Пойдём уже, а то ребятишки устали, - мама взяла сумку, а за другую руку повела Таню. Отец нес чемодан с сумкой, я шла впереди всех и пыталась найти тот дом, который показал мне отец. 
- А вот и дед с бабушкой встречать нас идут! – сказала мама, и я сразу увидела двух людей, идущих нам навстречу по дороге.
- Наверно в окошко нас увидали или уже сказал кто-нибудь, - предположил отец, и лицо его засияло в радостной улыбке. Я же наоборот сбавила ход, настороженно вглядываясь в лица тех, кого я совсем не помнила. Это наши дедушка и бабушка, вот они какие! Добрые! Невысокого роста человек в широких серых штанах и старом пиджачке смотрел на меня и
радостно протягивал руки.  Рядом с ним шла маленькая женщина в длинной юбке и цветном платке на голове. Лица и глаза обоих улыбались, и мне казалось, что смотрели они только на меня. Я совсем оробела, но тут дед подхватил меня на руки и, прижимая к себе, заговорил:
- Наталья приехала! Лапушка маленькая моя! Я тебя и не признал сначала издали, уезжала то совсем крошечная, а теперь вон,  какая большая стала! – казалось, почти со слезами, приговаривал дед. От такой неожиданной встречи я совсем растерялась, но дед и бабушка гладили меня по голове, трогали за руки и говорили о том, как скучали без меня.
- Тятя, а тут ещё одна внучка к тебе приехала в гости, - немного растерянно обратился наш отец к расчувствовавшемуся деду. Тут только все поняли, что маленькая Таня осталась без внимания. Она тихонько стояла рядом с мамой и смотрела на  нас. Мама посмотрела на меня, потом на Таню  и   немного шутливо сказала:
- Старшую внучку дед и бабушка уже нянчили и сразу признали, а к младшей ещё не привыкли, и признавать не хотят. Все засмеялись.
.А мне даже жалко стало сестру. Таня же в городе родилась, и её ещё никто не знает в Старой Еловке. Дед, правда, приезжал давно  к нам зимой, но Таня ещё совсем малюсенькой была, и он не успел к ней привыкнуть. А я первая  внучка и поэтому, наверно, самая любимая пока …
- Айда в избу, что посередь дороги стоять. Айда, Таня, со мной - бабушка наклонилась к сестре и пыталась взять её на руки, но та не захотела. Обиделась, наверно. Мама отдала сумку отцу и взяла дочку на руки.
- Вот и Таня приехала в гости к деду с бабушкой, - ласково сказала мама, погладив сестру по светлой головке.
- Места всем хватит, - добродушно заулыбался дед, глядя на младшую внучку, - изба большая.
И мы все вместе пошли к дому, который приветливо выглядывал из-за зелёного палисадника синими окнами, поджидая гостей.