Сообщество криминального пруда

Владимир Гречанинов
Как-то мне попался забавный тест из школьной биологии. Спрашивалось, что такое  сообщество пруда или биоценоз, это если по-научному.  А ответы такие:  биоценоз - это совокупность растений, животных и микроорганизмов, характеризующихся определенными отношениями между собой и окружающей средой. И другой - биоценоз  это форма взаимосвязей между организмами, при которой один из организмов существует за счет другого, принося тому только вред.

Разумеется, наш отечественный биоценоз ближе к ответу номер два. Но если вы хотите получить  пятерку и жить в нормальной стране, нужно выбрать первый.  Это означает, что сообщество нашего  суверенного прудика должно жить по законам нормального общества. Веточки власти должны зеленеть и заботиться о народе, а не только о себе, милиция должна предотвращать, а не совершать преступления, врачи - лечить больных,  журналисты  – вскрывать общественные нарывы,  а не  писать заказуху,  а искусство должно сеять  разумное, доброе и вечное. В противном случае, говорит наука,  биологическое равновесие нарушается,  возникает застой,  рост паразитов и все такое.

Так вот об искусстве, которое должно сеять. Если какой-нибудь залетный  инопланетянин вдруг прочитал  бы телепрограмму на любой день недели,  он  бы понял, что разумной  жизни на одной шестой суши нет и быть уже не может. Потому что каждый день страна Пушкина и далее по списку смотрит приблизительно такое.

У продавщицы сельпо Анжелины (в девичестве Зины)  обнаружили недостачу и нехорошую болезнь, поэтому она приехала   в Москву и устроилась фотомоделью, где ее встретил  односельчанин Витя, который теперь заведует рекламным агентством. Известный  тележурналист Вася,  когда-то работавший вместе с Витей оператором машинного доения,   узнает, что его заказал крупный бизнесмен Коля,  который до этого был дояркой Клавой.   Вася  решает слить компромат на Колю - Клаву, но ему помешали, а кто  конкретно  вы узнаете из 565-ой серии…  Каждый вечер и на всех кнопках.  Еще недавно видел ток-шоу про прыщи.  Сначала гости эти прыщи считали,  им даже специальные  зеркала выдали,  а потом ведущая учила правильно  их давить. Геморрой в следующем выпуске.

Главное,  люди,  снимающие этот бред, всерьез называют  себя деятелями культуры, дают интервью, награждают друг друга премиями, делятся творческими планами …   А мы эти прыщи смотрим, больше нечего.  А потом переключаемся на новости и видим любимых героев,  участвующих  уже в реальных  разборках со стрельбой.  Это  волшебная  сила искусства или окончательное стирание граней между вымыслом и реальностью?   Или бандитские сериалы  для того и придуманы,  чтобы новости не  смущали?

Я вовсе не призываю важнейшее из искусств  скрывать и лакировать,   правда и только правда.  Но при наличии таланта или хоть элементарного вкуса, чего нет и в помине. И не надо героизировать на экране подонков, от них на улице не продохнуть.  Искусство и жизнь – материя тонкая и взаимосвязанная.

Кто там днями не смог разъехаться на узкой дорожке, понятно, на джипе и устроил из-за этого мордобой?   Известно кто,  исполнитель главной роли  в фильме про бандитов,  раскатывающих на краденом бумере по просторам отчизны. Газеты пишут, талантливый  актер.  Кто бы сомневался! Когда-то мне с жаром  доказывали, что и этот фильм -  без пяти минут   «Ревизор» и уж точно  «Герой нашего времени».  Ну, еще бы -  пацаны угнали тачку, замочили  ментов,  грабанули  кого-то и в тюрьму. Романтика!  Клинту  Иствуду и не снилось!

Это они, возражали  мне,  срывают маски, типа,  давят прыщи на  лице светлого завтра.    Да вранье,  нет там разоблачений,  а есть  блатной  шансон в вонючем подъезде для будущих  обитателей зоны.  Зритель должен  сочувствовать нормальным людям, а не упырям вроде Гитлера, хотя и его можно  представить несчастным больным человеком. Стоит ли?

Законы жанра, увы,  таковы, что мы обычно на стороне главного  героя. Мы за  Д`Артаньяна , а, значит,  за короля  и против кардинала. Но есть вот какая версия того конфликта. В силу некоторых э… анатомических особенностей Людовик за номером 13  долго  не мог лишить законную супругу  Анну Австрийскую,  уж извините за прямоту,  девственности.  Оттого та  стала  заглядываться на Бекингема,  герцог,  богат и  живет в Лондоне, как Абрамович.  А государственнику Ришелье  роман первой леди с иностранцем был не по душе, что тоже логично.  Отсюда и весь конфликт.

То есть французское дворянство крошило  друг друга потому, что король поленился сходить к сексопатологу. Очень гуманно.  Но мы все равно по законам жанра на стороне Д`Артаньяна. А в фильмах, где кроме одних  бандитов есть только другие бандиты,  вынуждены сочувствовать бандитам, больше некому. А потом  с ужасом смотрим в новостях, что творится в Краснодарском крае, да и в других местах тоже. Искусство и жизнь.

Еще есть понятие  средовых факторов.  Вы заходите  в магазин, там играет приличная музыка и сразу хочется что-то купить.  А как-то я заскочил  в палатку, где орал любимый бомбилами шансон.   Продукты были те же, а покупать их не захотелось, средовой фактор. А вот еще один.

Днями  в телевизоре комментировали как раз криминальный беспредел.  Появляется в кадре один человек, бичует коррупцию, на заднике типовой многоквартирный дом  (теперь обычно снимают где-нибудь под окнами дома героя репортажа, так проще). Потом появляется другой,  бичует милицейский произвол, а на заднике такой же кошмарный  дом. Верю, что коррупция им не по душе, хоть вообще-то я  не за Интернационал.   

А потом появляется барышня в шубке, по титрам журналист,  и тоже бичует, но я как-то сомневаюсь.  Потому что сзади отчетливо просматривается особняк, от которого, пожалуй,  не отказался бы и герцог Ришелье. Я, правда,  не знаю, сколько платили  в семнадцатом веке кардиналам, но  вот сколько получают последние лет тридцать  журналисты,  знаю довольно хорошо.  Такой дворец построить можно, но для этого нужно еще снять парочку «Титаников» или сильно  полюбить какого-нибудь металлургического принца.   Возможны, конечно,  бабушкины бриллианты от  диктатуры пролетариата или просто в гости зашла, но это вряд ли. 

Значит, эта не совсем та журналистика, которой хочется верить насчет борьбы с коррупцией.  И не то искусство,  которое что-то сеет. И не та милиция, которая что-то ловит. Словом, не тот биоценоз. Потому  вместо сообщества пруда мы имеем грязную криминальную лужу, заселенную невиданными мутантами.  И по науке, кому-то это очень выгодно.