О чём ты жалеешь?

Валерий Слободской
Я написал это в 2005-м году. Т.е. на 10-й год эмиграции. Почему? Что меня заставило? А заставил меня вечно задаваемый вопрос. Вы жалеете? И надежда в глазах, что я отвечу, да. Некоторое время, находясь уже в другой стране всё время примеряешь на себя, «стоило-не-стоило». Потом это надоедает и уже приехав в гости опять возвращаешься к мысли, а может… Когда-то так и было, но не долго. На вопрос жалеем или нет, осточертело отвечать, а послать? Так ведь обидеть человека не долго. Сложнее потом всё объяснять. Я сел за комп и написал вещичку, предлагаемую Вашему вниманию. Потом распечатал в н-ном количестве экземпляров и таскал с собой в кармане. Когда у человека, решившего наконец-то задать, волнующий его вопрос, становилось типичное выражение лица, я лез в карман и к концу озвучки у меня в руках уже был распечатанный ответ. Я его давал и просил ознакомиться дома, а сейчас, говорил я, на чём мы остановились?

                О чём ты жалеешь?

Ну, скажи  мне, ты жалеешь или нет? Только честно. Без твоих этих фокусов и размазни. - А ты сам как думаешь? Существует на такой вопрос однозначный, короткий ответ? Ведь ты, сам никуда не уезжая, живешь  в  другой стране. Той страны, где мы родились и выросли, где жили, работали, любили и ненавидели, уже давно нет. И ты, и я все мы по-своему эмигранты и я могу тебя спросить, только честно, ты жалеешь или нет? Ответь мне однозначно.

 Ага! Молчишь. Так чего-же  ты от меня хочешь? - Не существует однозначного ответа на этот вопрос т.к.  жизнь штука не такая уж простая. Давай посмотрим на всё сначала. Я смотрю на своих сверстников. И там и здесь. Знаешь, не вижу большой разницы.  Вы перестали общаться, ходить друг к другу в гости во время «большой нищеты» т.к.  не  смогли в себе перебороть предрассудки. А как это я пойду в гости с пустыми руками? А как это я приму гостей с пустым холодильником? Разве вам это нужно было? Вы в гости ходили кушать? Нет! Вы хотели общаться, и никому стол не был уж так нужен, но обычаи!!!

И вот имеем результат. Мы? Ну, с нами проще. Ведь мы по определению чужие друг другу. А в нашем возрасте, как сказал классик, друзей только теряют, а не находят. И вот скажи мне, где разница? У вас там нет друзей, а у нас здесь. Знаешь, у меня иной раз создаётся впечатление, что если-бы мы не уехали, то были-бы дальше от вас. Да - да. Дальше. Не в смысле, конечно расстояния, а душой. Я сужу по себе. Часто думая о вас. Примеряя на себя тот или иной поступок, спрашиваю, а как бы оценил ты? Одобрил-бы или осудил.

 А ведь останься мы там, об этом не могло-бы быть и речи. Да, эмиграция это конечно шаг отчаяния, а разве страна не довела своих граждан до этой грани? Я помню свои ощущения с 90 по 95 годы. Это постоянная драка со стеной из тумана. Конечно, речь идёт о моих ощущениях, но ведь мир воспринимаешь через них. Чувство, что тебя сейчас раздавит и сделать ничего нельзя. Раздавит туман.

 Возможно во время «больших перемен» я растерялся. Скорее всего, так. Но мне от этого не легче. За моей спиной семья. Я не имею права на растерянность. Если их муж и отец в растерянности им-то что делать? Это не значит,  что они уселись за стол с открытыми ртами и ждут, когда «папик» что-то добудет. Каждый что-то делает по мере сил и возможностей, но я привык, что я паровоз и когда ситуация меняется, то...

Все мы, так или иначе, наделали поступков в те времена, которые в корне изменили нашу дальнейшую судьбу.  Если ты покопаешься, не для меня конечно, а для себя в своём прошлом, то, наверное, тоже найдёшь что-нибудь. Время тогда такое было. Это не оправдание. Констатация факта.

 И возвращаясь к вопросу, жалеешь или нет. Не знаю, что на него ответить. Ведь прошло 10 лет. Случилось то, что случилось. А вопрос предполагает, что могло бы случиться. Т.е.  не  прими мы тогда этого решения жизнь пошла-бы каким-то другим путём. Каким?

 В свете вышесказанного вопрос можно понять: «Довольны-ли вы жизнью»? Этот вопрос я считаю не корректным, а отвечать на некорректные вопросы не хочу. Как можно быть довольным или не довольным жизнью? Это абсурд! Довольны жизнью только сытые животные, а человек испытывает лишь короткие вспышки счастья, тревоги, отчаяния и далее неисчислимая палитра человеческих чувств. Весь фокус в том насколько они часты, продолжительны и что в них больше преобладает.

 Сейчас ты скажешь, что я опять ушёл от ответа. Ну, что ж. Если тебе необходим конкретный ответ. Отвечу: «Я никогда не принимаю не обдуманных решений. Могу долго тянуть. Думать. Но если принял, никогда не возвращаюсь назад с мыслями, что было-бы если...»

Безусловно я, как и любой другой человек наделал в своей жизни достаточно глупостей, но это тогда, когда ситуация требовала немедленного принятия  решения и не оставляла времени на размышления, но даже в этих случаях я не возвращаюсь назад. Что сделано, то сделано. Поэтому я и не могу ответить на твой вопрос именно в том ключе, в котором ты от меня ждёшь. Думаю на этом мы, и поставим точку.
               
   Всё ещё ВАШ, Валера.
               

                Cлободской В. июль 2005 Германия.