Кукла

Людмила Москвич
     У меня был день рождения, мне исполнилось четыре года. Пришли гости, мне дарили разные подарки, конфеты. Но особенно запомнилась кукла. Она была большая, в нарядном платье, с белыми волосами и закрывающимися глазами. Первым делом я ее раздела. Под платьем у нее были белые трусики и белая рубашечка. Совсем, как у меня.  Я сняла и это. Потом сняла туфельки и носочки. Расплела косички и вынула из волос ленточки. Больше на ней снимать было нечего. Начала рассматривать глазки. Стоило положить куклу, как она закрывала глаза -  спала. Поднимешь ее,  глазки открывались -  просыпалась. Так я делала много раз и, естественно, возник вопрос – почему? Этот вопрос не давал мне покоя. Почему у неживой куклы двигаются глаза? Я пробовала ее укладывать на бок, поднимать за ноги, вертела и так и сяк, но вопрос оставался открытым.  Почему?? Когда вопрос окончательно созрел, а ответ требовал немедленного решения, я пошла на криминал. Надо было вынуть глаза у куклы и посмотреть, что заставляет их двигаться.

     Я прекрасно сознавала, что  поступаю не хорошо, и мне, наверняка, попадет от родителей, но зуд исследователя не давал мне покоя. Я взяла куклу, мамины маникюрные ножницы и залезла под кровать. Там я принялась ковырять глаза несчастной куклы, и скоро глаза  лежали на полу. Внутри куклы торчали проволочки, на которых были закреплены глаза. Надо отметить, что куклу мне совсем не было жалко. Что делать дальше с куклой, я придумать не могла. Я сделала все возможное: раздела, разула, расплела ей косы, вынула глаза. Все, а что еще с ней делать? Безглазая кукла была совсем не интересна, и я ее засунула в ящик комода, где лежали мои игрушки.

     Когда разошлись гости, мама спросила, где моя новая кукла, и я ответила, что она легла спать. Одежки куклы попались маме на глаза, и она опять спросила, где моя кукла, и почему ее одежда валяется отдельно от нее. Но и тут я нашла, что сказать. Я объяснила маме, что куклы то же должны раздеваться, когда  они ложатся спать. Но когда мама стала подметать пол, и веник вымел из под кровати два кукольных глаза, тут уж пришлось отвечать по полной программе. Глаза вынимать было совсем не обязательно, когда куклу укладывают спать. Был призван на суд папа и меня допросили с пристрастием. Мне запомнился на долго этот случай, но раскаянья я так и не почувствовала, и с, уже починенной куклой, не играла. Она меня совсем не интересовала. О ней я уже знала все, всю ее, так сказать, подноготную. А вот красная пожарная заводная машинка меня интересовала очень. Как это она движется? Я ждала удобного случая, что бы это узнать, но мама была начеку. Машину мне раскурочить так и не удалось.

     Когда у меня росли сыновья погодки, я,  вспоминая случай с куклой, никогда их не ругала за разобранные до винтика игрушки. Я помнила это непреодолимое стремление исследовать, как они  устроены. Я считаю, что это детское стремление все понять очень важно. Не нужно запрещать детям познавать мир.


   ***  Фотография из семейного архива. 1938г.