Будущий обед

Костенко Вера
Будущий обед

        Лисица была расстроена. Она вторые сутки вынуждена была питаться мелкими грызунами, а лисятам и вовсе почти ничего не приносила. Ну, если не считать буханки хлеба, которую она незаметно вытащила из сумки хозяйки того двора, где добывала обычно пищу. Того двора, откуда она регулярно таскала курочек. А это было несложно: охраны никакой, распорядок их дня известен. Выходили курочки на прогулку строго по расписанию: сразу после сытного обеда. Голодная и  изрядно продрогшая лисица вынуждена была ждать их появления иногда часами.
        И вот позавчера, напрасно прождав их появление в укромном месте, откуда хорошо просматривался двор, дверь курятника и некогда грозный сторож Тришка, лисица заподозрила неладное. И решилась на отчаянный шаг: среди бела дня пробралась внутрь сарая, чтобы убедиться лично в том, что с её обедом всё в порядке, что этот обед просто ещё сам не пообедал. И чего возятся? Жди их! Беспокойся! К тому же лисица считала, что курочки должны вести здоровый образ жизни и обязаны гулять на свежем воздухе: он придаёт бодрость, продлевает жизнь. Её курочки смогут дожить тогда до глубокой старости. Ой! О чём это она? Какая старость? Мясо тогда станет жестким, не угрызёшь…
         Сейчас узнаем, чем это они таким уж важным занимаются. Поди наелись и спать улеглись, а она волнуйся тут. Делать ей больше нечего! Да и обедать давно пора (лисица облизнулась, в животе жалобно заурчало), заглянула внутрь. Увиденное привело её в шок – никого! То есть ни одной курочки! Их больше не было! Обеда не будет! Вот те на! Неужели все закончились? Не рассчитала, не доглядела. Да. Всё хорошее когда-то заканчивается. Закончились и курочки.
          Но нет! Сидит же одна в гнезде! Отлично! А она, выходит, зря волновалась. Осталось подойти поближе, вытянуть шею, чтоб дотянуться до гнезда, может даже встать на цыпочки, ухватить глупую курочку за хвост, что торчит вон из … Но в этот момент курица подняла голову и… лисица в ужасе отпрянула. Это что ещё за чудо-юдо? На неё глядели два крупных, навыкате глаза, примостившиеся где-то на макушке явно не куриной головы, которая, в свою очередь, держалась на длинной-предлинной шее. Вот это да! Далёкие предки этой, с позволения сказать, «курицы» уж точно были какие-то доисторические птерозавры.
           Поёжилась лисица. Если такая клюнет, забудешь, зачем вообще заглянула в курятник. Да и не унесёшь такую! Бежать! И немедленно!
           Лисица и бросилась было бежать, но неожиданно остановилась как вкопанная: её вдруг осенило. Оглянулась. Так и есть! Сидит! Не преследует! Значит ли это, что… Ну конечно же! Это курица! Ну не совсем курица, но она же сидит на яйцах! А что это значит? Да просто это чудовище вместо съеденных ею курочек высиживает цыплят! Её будущую пищу! Лисица даже разволновалась: а удобно ли ей сидеть, а не мало ли гнездо, а не раздавит ли она яйца: не совсем курица ведь,  вон крупная какая! А хорошо ли она питается? Хозяйка молодец! Такая предусмотрительная! Как только обнаружила, что курочки закончились, сразу подумала о лисице. Ну вот чем она будет теперь питаться? Зима вон не за горами, а пища её старой знакомой нужна высококалорийная, всегда свеженькая. Привыкла хозяйка к незримому присутствию лисицы и даже считала её как бы членом семьи вместе с престарелым Тришкой. Да лисица даже была уверена, что хозяйка скучала, если она по какой-либо причине долго не приходила обедать… Она и собаку предупредила, чтоб та не очень гостью беспокоила, чтоб не придиралась по пустякам (подумаешь, курочку унесёт!), что, впрочем, несложно было сделать – стар был Тришка и немощен и совсем не интересовался разными там лисицами… Очень надо!
              Итак, чудовище высиживало цыплят, её будущую пищу! Вот и славно! Спасибо, что хоть курочки не переводятся в этом доме, что регулярно откармливают для неё несушек. Ой, что это я опять! Запамятовала совсем. Перевелись ведь. Старею. Были на её веку и беленькие курочки, и красненькие, и чёрненькие, и пёстренькие… Разные… Вздохнула. Были… И всего много было в её жизни. И в жизни хозяйки и Тришки. Они растили курочек и оберегали их, а она таскала… Всё как положено.
              Присела на горочку у курятника, пригорюнилась. Вспомнила, как в первый раз наведалась она сюда ещё молодой, неопытной и глупой. Как залился  громким лаем щенок, который возомнил себя пупом земли и всякий раз предупреждал так некстати хозяйку о её появлении. А что сейчас? Тот смешной щенок стал дряхлым стариком. Вспомнила, как однажды ей пришлось в молодости уносить лапы от разъярённого Тришки с совершенно пустыми зубами. Сюда  вернулась она поздно ночью – некуда было больше идти – и отомстила Тришке: унесла-таки упитанного петушка.
               Сколько лет прошло с тех пор, сколько воды утекло. Много было унесено отсюда глупых курочек, вот и не осталось ни одной… Много беспокойных ночей стоило это хозяйке и нервов Тришке, который наутро, недосчитавшись очередной курочки, вынужден был оправдываться перед хозяйкой:
      - Ну не спал я! Глаз не сомкнул…
                Молод был пёс, неопытен. Обнаружив пропажу, бросался вдогонку, сгоряча не догадавшись взять след, и скоро вынужден был возвратиться ни с чем.
                Опыт пришёл к Тришке с годами, но и лисица виртуозно научилась путать следы. Помнила она поговорку, что волка ноги кормят.
        "Странная поговорка, - думала лисица, оторвавшись от погони в очередной раз, - обидно даже: волка кормят, а лисиц, что ли, нет?"
               Лисица обедала, а Тришка, после очередной её удачной охоты, наоборот, оставался без обеда – был наказан. Хозяйка к тому же целый день не разговаривала с ним по причине его нерасторопности, головотяпства, непрофессионализма и неспособности выполнять прямые обязанности.
               Конечно, хозяйка быстро сменяла гнев на милость, и Тришка, плотно поужинав и прослушав лекцию на тему: и за что только я тебя кормлю, дармоед несчастный, - скоро спал как убитый. А лисица в это время снова вылезала из курятника не с пустыми зубами, отчего наутро Тришке в который раз приходилось держать ответ перед хозяйкой.
               Было. Всё это когда-то было. И вот они закончились. Все. Но расстроило лисицу скорее не это, а то, что не скоро снова увидит она знакомые лица (ну, не так выразилась – лицо хозяйки и морду Тришки). Привыкла она регулярно наведываться сюда – причина была. Привыкла к хозяйке и псу. Хорошие они, отзывчивые. И курочки очень ей нравились.
         - Ладно. Буду забегать в свободное время. Поддержу их. Опять же, проведать эту… Ну что на яйцах сидит. Не застудила бы их, а то неопытная поди, почему я её раньше здесь не видела? Цыплята появятся – пересчитать опять же. Наблюдать, как подрастают, проследить, чем питаются. Часто ли бывают на свежем воздухе.
                Лисица тяжело вздохнула в который раз сегодня. Трудный день выдался. И почему обо всём она должна беспокоиться сама? Ну ничего, ничего не могут толком сделать без неё хозяйка с Тришкой. Да ещё это исчезновение курочек её расстроило.
                Пора уходить. Не век же сидеть здесь. У неё и другие дела есть. Оглянулась лисица ещё раз на курятник и нырнула в заросли ежевики, густо разросшиеся за калиткой и служившие её хорошим прикрытием от любопытных глаз. Не от глаз хозяйки и Тришки. Нет. От соседских. Чуть в сторонке одиноко стоял ветхий домишко старика с покосившимся от времени сараем, притулившимся одним боком к домику. И вот у этого сарайчика и видела лисица возившихся в  навозе курочек, деда и кота, примостившегося на скамейке рядом с ним. В прошлом году она даже унесла одну курочку, которая усердно работала лапками у самого забора и не заметила вовремя высунувшийся из кустов рыжий нос. Ничего. Вкусная была курочка. Но больше лисица сюда не наведывалась: хватало курочек хозяйки. Правда, на заметку взяла – удобно и несложно таскать их будет у деда, потому что собаки-то у него, глупого, и не было. Это на будущее, а пока хозяйка снабжает, подкармливает. Обходить её двор стороной, обижать её неудобно было как-то.
                И вот сегодня этот день настал. Лисица смело белым днём проследовала к цели. Беспрепятственно проникла во двор и только подняла лапу, чтоб перешагнуть через поваленный забор, как дверь со скрипом отворилась и на крылечко, кряхтя, выдвинулся хозяин. Дед постоял немного, поднёс ладошку к лицу и, сложив её домиком, прикрыл глаза. Отлично. Наблюдая за этими действиями деда из своего укрытия, лисица догадалась: да он же подслеповат малость! А когда дед стал кого-то звать и при этом поднёс ладошку к уху, окончательно успокоившись, поняла, что он к тому же и глуховат. Да это же как раз то, что ей сейчас и на ближайшие два-три месяца нужно! И радости лисицы не было предела, когда она увидела, кого же так настойчиво звал и высматривал дед, к кому обращался со словами: «Заходи уж, будем завтракать». И вот появился этот «кто-то». Шёл он почему-то со стороны курятника, потягиваясь и бормоча себе что-то недовольно под нос. Кот. Да такой чумазый, неопрятный, лохматый, будто спал вместе с курами и не успел умыться, привести себя в порядок. Кот был довольно крупный. Таких лисица ещё не видела. Но кот это, точно. Иди, иди, завтракай. И мне пора. Давно уже пора.
             Дед с котом, которого он, ворча, называл Шумкой, скрылись в доме. А лисица, уверенная, что опасности эта парочка не представляет никакой, всё же на всякий случай решила поискать глазами пса. Спит, может быть, бездельник, поэтому дед и не предложил ему косточку (что в них собаки только находят?!), не пригласил к завтраку. Но нет. Будки, как у Тришки, лисица не обнаружила. Ну и дед! Собака его дом охраняет и курочек, а он не позаботился даже о жилище для неё (да и кот ночует вон неизвестно где). Где же она? Как там тебя? Жучка? Шарик? Тузик? Может, окликнуть, чтоб знать наверняка, откуда ждать беды? А то шкурку жалко – совсем ещё новая. Лисица пошумела, сунулась между досками, одна из которых с грохотом упала. Ничего. Никто не забеспокоился, не выскочил как встрёпанный, не стал царапать землю когтями, пахать её носом, пытаясь отыскать следы нарушителя. Отлично! Пёс у этого странного наивного деда отсутствовал вовсе. А зря. Мало ли кто решит заглянуть на подворье, а тут курочки без охраны. Эх, дед…
                И лисица тут же, нисколько не таясь, направилась в курятник, дверь которого к тому же была приоткрыта. Вот удача! Да это Шумка не удосужился прикрыть её, отправляясь завтракать. Вот растяпа!
                Попав  внутрь, лисица быстро освоилась, пересчитала пока  ещё мирно спящих курочек. Порадовалась: не скоро перетаскает всех, потрудиться придётся, надолго их хватит. Спят. А она давно на ногах. И где она, справедливость? Одним всё, а другие должны день и ночь думать о хлебе насущном.
                Выбрав самую упитанную, двинулась, не мешкая, в обратный путь, заранее радуясь, что день прошёл удачно. Что здесь она «поселится» надолго. Размечталась и не заметила, как наступила на что-то круглое. Нагнулась пониже – яйцо. Не раздумывая, машинально прихватила и его. Может, и сгодится на что.
                Приближаясь к выходу, лисица не переставала удивляться тому, что у деда, дожившего до седин, не нашлось на неё управы. Она представила растерянное лицо деда, не досчитавшегося утром курочки, и совершенно безразличное Шумкино. Ведь кот живёт у деда для его удовольствия или там мышей когда погонять, припугнуть. Лисица считала котов бесполезными в доме существами. Мышей и она переловить может.
                В приподнятом настроении лисица добралась до выхода и … остолбенела: на пороге её ждали. И кто? Кот. Стоял и сердито крутил хвостом, не собираясь уступать ей с курочкой дорогу. Ну ладно бы дед с ружьём или палкой. Это лисица ещё как-то стерпела бы. Обойти нахала не было никакой возможности. А кот уже не просто стоял, он…точил когти! Чего это он? Ладно. Некогда ей стоять перед этим клоуном. Перехватив курочку поудобнее, лисица двинулась было вперёд, но неожиданно кот махнул лапой, и курица оказалась на свободе, а лисица полетела обратно в курятник. Удивлённо захлопав густыми ресничками, которыми втайне гордилась, лисица приземлилась на  кучу неприятно пахнущего навоза. Потёрла ушибленный бок. Дед сейчас непременно появится, а она разлеглась тут…
              Но дед на шум появляться не торопился. Зато кот набрал побольше воздуха в лёгкие и препротивно затянул: «Мя-а-а-у!»
              Что тут началось! Вмиг проснулся весь курятник и заголосил на все лады. Стали выяснять, что произошло и кто виноват. Что вообще здесь происходит? Безобразие! Наработаешься за день, что лап под собой не чувствуешь, под утро самый сон – так нет же! Даже старожилы не припомнят подобного случая, не было его на их памяти! Ну, там с вечера пошепчется молодёжь, шикнут на неё убелённые сединой несушки, и тихо становится в курятнике  до утра. Ну, там мыши ночью в уголке повозятся, пошуршат, погрызут забытую корочку, во сне какая курочка крыльями похлопает… И всё. А это что же? Кто устроил разборки? Шли бы на улицу выяснять отношения! А тут ещё курочка молодая мечется по сараю – видно, во сне свалилась вниз, а забраться обратно не может. Вот растяпа. И чему только учат их? Ни в навозе порыться, ни на ночлег устроиться как следует – ну ничего не умеют! И кто же тебе после этого доверит потомство выводить? Да ещё и воспитывать! Никто!
               Лисица же, с тоской посматривая на эту курочку, так некстати выскользнувшую из её цепкого клюва и оставившую без обеда лисят, подумывала о бегстве из этого негостеприимного курятника. Она поняла, что здесь лишняя и что завтракать ей сегодня не придётся, что пора немедленно уносить лапы. Не успела. Кот незаметно подкрался сзади и вцепился ей в ухо. Времени на раздумье не осталось. Бежать. Немедленно. Что и сделала лисица, проявив такую прыть, что даже Шумка диву дался.
 Беги! Ходят тут, высматривают! Бросай из-за них завтрак!
          Домой лисица прибежала с пустыми зубами, рваным ухом и тяжёлым сердцем.
         Недооценила! Да это и не кот вовсе, а злодей какой-то. Заодно они, видно, дед и кот. Теперь понятно, почему в доме нет собаки – кот вместо неё! Здорово придумано! Вот с кого нужно брать пример её хозяйке! Изгнать Тришку, от которого никакой пользы, одни убытки! И завести кота. Тогда никто не проберётся к моим курочкам. Посоветую хозяйке при встрече.
          Постойте! А как же я? Чем я тогда питаться стану? Нет-нет! Никаких советов хозяйке!
           Потрогала ухо, прислушалась к настойчивому урчанию в животе. Виновато отвела глаза от обступивших её лисят, ожидающих обеда. Сегодня ничего не могла предложить им лисица. И сегодня, и завтра. Ничего, кроме мелких грызунов. Вот успокоит лисят, отдохнёт и сбегает за ними. А пока она расскажет им сказку.
    -Жили-были дед и баба. И была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко…
           Яичко! Да как же она про него забыла? Вот оно! Хорошо, что не бросила, догадалась прихватить с собой. Из него появится цыплёнок, который превратится в курочку. Ну конечно! Опыт у неё в этом деле есть, уж будьте спокойны. Не зря же она в «своём» курятнике наблюдала за той, что выдаёт себя за курицу. Сиди себе целый день. Захотела поесть – можно и отлучиться ненадолго.
                Решено. Сказку потом лисята дослушают, а сейчас нужно срочно устроить гнездо для яйца. Будет у неё обед, непременно будет, нужно только для этого ещё немного потрудиться и подождать.









































МОУ «Миновская основная общеобразовательная школа»
















               











Волкова Марина Александровна (8 класс)

Дата рождения: 27.08.94.
Адрес: 303042 д. Миново, д.32
Кружок «Юный журналист»




Руководитель проекта: Костенко В.И.