Homo sapiens

Лейла Сабзали
Главы из книги "Откровения сакрального Гобустана"



Самые первые изображения людей в Гобустане, обнаруженные на самых древних стоянках в горах - Беюкдаш и Кичикдаш, как уже говорилось ранее, наиболее выразительны и реалистичны по отношению к работам последующих периодов. И потому, помимо своей эстетической составляющей они вполне могли бы рассматриваться и как некая информация, повествующая не только об этапах развития человеческого общества. Но, на мой взгляд, рассматриваться и как информация об эволюционном развитии человеческого вида. И в большей степени это относится к женским особям вида.

На самых первых рисунках изображения женщин, мягко говоря, очень своеобразны( Кичикдаш, стоянки - «Джейранлар», «Гаяарасы», Беюкдаш стоянки -«Аназага» и «Кяниза», «Гаяалты»). Сразу даже и не определить, - что за существа изображены рядом с мужчинами? Непомерно большая грудь, тонкая талия, гипертрофировано крупные округлые бедра. Вместо рук – два коротких отростка в виде овалов, при полном отсутствии предплечий и кистей рук. Отсутствуют голени ног и стопы. Существо это везде изображено в полусогнутом положении с наклоном туловища вперед. Иногда встречаются такие изображения с огромным животом. Но, что самое примечательное, у всех изображенных особей женского пола на несообразно длинной шее… отсутствуют головы. И все это, с учетом того, что изображения рядом стоящих с женщинами мужчин на тех же самых рисунках вполне адекватны нормальному и даже превосходному строению человеческого тела.

 Мужчины изображены широкоплечими, узкобедрыми, с выпуклостями бицепсов и икроножных мышц. В набедренных повязках и, как правило, в позиции «да-винческого» человека, с широко расставленными ногами и раскинутыми в стороны руками. Есть у них в наличии и головы, и даже обрамленные длинными волосами.

На этих рисунках мужчины изображены без оружия. Луки и стрелы появятся на более поздних рисунках, впрочем, вместе с увеличившимися нависающими набедренными повязками, под которыми иногда угадывается, а иногда и подчеркивается длинной линией или ромбом, довольно крупное мужское достоинство.

Интересно, что изображения вооруженных мужчин появятся одновременно с появлением изображений нормальных женщин, грудь и бедра которых слегка уменьшатся до разумных размеров, будут наличествовать нормальные руки и ноги, более того, ноги станут даже красивыми, приобретя тонкие лодыжки. Появятся и ступни ног, распрямится и осанка женщины. Но, главное, женщины уже будут изображаться с головами и даже украшенными высокими прическами из разделенных на прямой ряд волос. И хоть женщины пока еще обнажены, на последующих рисунках их оденут в расписные узоры по всему телу» (камень№ 2 на нижней террасе  Беюкдаш, камень № 6 коллекции Гаяалты). Вот такая гобустанская «женская эволюция».

Думаете, - древняя дискриминация по половому признаку? Безголовые и безрукие женщины…? Слышу, как усмехаются представители сильного пола, а еще и историки, которые тут же возразят, что таким образом в древности изображалась «праматерь» человечества. Кто же такая эта безликая – «праматерь»? Уж не те ли родительницы - «контейнеры», описанные в древних шумерских текстах? Выносившие первых людей - наполовину земных, наполовину небесных существ…?

Ведь даже из библейских текстов известно, что женщина как существо появилась изрядно позже мужчины. Своим появлением спровоцировав его на первородный грех и на извечную муку самооценки, напрямую связанную с тем, на чем потом станет акцентировать внимание древний художник. Увеличивший размеры набедренных повязок и вложивший в руки изображаемых моделей лук и стрелы - главные атрибуты ответственного за продолжение рода и его сохранность, мужчины. Так о чем же хотел поведать древний художник…? 

Возвращаясь к шумерским текстам, надо отметить, что созданный «гибридом», да к тому же в единственном числе, Адапа довольно долго был лишен способности к самовоспроизводству. Да и в планы – Свыше не входило наделять его такой способностью. И тогда было принято решение об имплантировании зародышей вида Адапы «богиням рождения», которых срочно для этого вызвали с небес. 

« …рождения богини собрались числом дважды семь,
В их лона Мать-Богиня вложила четырнадцать кусков «замешанной глины»...
 «Рождения богини держались вместе.
Нинки сидела рядом, месяцы считая.
Вот приближался роковой десятый месяц;
Вот тот десятый месяц наступил;
И в срок назначенный их лона содрогнулись.
С лицом, исполненным надежды, состраданья,
Она, покрывши голову, стала повитухой.
Обняв за талию, шептала благословения слова.
И вот достала форму; и в ней отлилась жизнь».

Вот такое описание этого события, в результате которого появилось на свет 7 особей мужского пола и 7- женского. И Адапе наверное, жить стало повеселей, однако, среди созданных подобным образом дам ни одна ему не подходила в подруги, а точнее, он не подходил ни одной из них, и дамы Адапой откровенно пренебрегали. И тогда было решено создать генетически родственную Адапе модель, из его собственного ребра. Но, видимо, не совсем ребра, а из того, что называется в текстах  шумерским словом  - «ти-ит», имеющем в шумерском языке двойственное  значение  и - «ребро», и -  «источник жизни». Ну, а дальше… произошла хорошо всем известная библейская история с поеданием «запретного плода» по наущению Змея(в шумерских тестах в роли Змея-искусителя выступает Энки). В результате чего Адапа с супругой получили возможность к самовоспроизводству, но были за это выдворены  верховным богом Энлилем за пределы рая. И с того момента возникла у шумерских богов головная боль от бесконтрольного процесса увеличения и распространения по земле человеческого вида. Так, по крайней мере, повествуется в шумерских поэтических творениях - «Сказание об Атрахасисе», в «Мифе о спящем Энки» и в  других шумерских откровениях. 

На более поздних гобустанских рисунках мужчины уже будут вооружены копьями, дубинками и рогатинами. А еще позже – мечами. Как изображенный на коне представитель сильной половины человечества, одетый в доспехи и вооруженный мечом. Или он же, но уже - в батальных сценах.

Женщины тоже изменятся, тела их станут более совершенными, а руки и ноги настолько развитыми, что некоторые из представительниц прекрасного пола наравне с мужчинами станут участвовать в охоте на диких зверей. Да и вооружены они будут не хуже мужчин - копьями, луками и стрелами. Но самое удивительное - танцующие мужчины и женщины. Иногда исполняющие парный танец, должно быть любовный, а иногда – ритуальные.

Вдруг подумалось, - а может на первых гобустанских рисунках были все же изображены первые опытные экземпляры женского пола…? А не мифические «праматери», названные в шумерских летописях «богинями рождения»? И Ева поначалу выглядела именно так…? Тем более, что один из гобустанских рисунков  изображающий какой-то неясный процесс то ли сотворения, то ли эволюции существа женского пола, как бы не опровергает этих домыслов автора (камень 9. террасса Беюк-даш). Где на фоне изображения огромного быка женская особь показана на разных этапах своего развития - от эмбрионального – до сформировавшейся особи, ногами вперед выходящей из чрева быка. Но интересно, что одним из продемонстрированных на камне этапов женского перерождения как раз и было то несуразное, безрукое и безголовое существо (рис. прил). 


Лодки каменного века.

Согласно научному мнению, началом истории лодок принято считать эпоху неолита, а время возникновения мореплавания историки относят к еще более поздним историческим временам. Но в Гобустане, по-видимому, с научным мнением не посчитались, и лодки тут возникли гораздо раньше, в эпоху палеолита. Лодка, изображенная на верхней террасе горы Беюкдаш датирована 9- 8 тыс. до н.э., вот такой научный казус.

 Изображений лодок в Гобустане много, и если собрать их воедино, получится целая флотилия. Наиболее примитивные из них, выписанные линиями, а иногда и силуэтом, маленькие лодочки с загнутыми кверху носами на 2-6 весельных мест, по мнению специалистов - камышовые. Очертаниями своими  они удивительно напоминают лодки с шумерских и египетских фресок (рис.прил).

Много здесь изображений плоскодонок, по характерным насечкам на рисунках, похоже тоже тростниковых, возможно предназначенных для плавания по рекам и лагунам. Много и больших деревянных морских лодок, имеющих более глубокую осадку. Есть и совсем большие, на 36 гребцов, но это уже целые суда, встречаются здесь и парусники. Позже на изображенные лодки здесь станут помещать светящиеся шары похожие на солнце. Некоторыми учеными высказывались предположения, что такие изображения были своеобразным календарем первобытных людей. Возможно, что так оно и было на самом деле, такая вот аллегория древних. С плавающим в лодке светилом. Возможно, что солнце было эмблемой на древних плавательных средствах, а может действительно, на лодках что-то перевозили? Что-то, испускающее лучи…?

Но, самая интересная гобустанская лодка, лежащая на нижней террасе горы Беюк-даш, сделана из камня. Правда, очертаниями она очень сильно отличается от всех нарисованных в Гобустане лодок и больше походит на корабль с закрытым верхом, и я бы даже сказала, на подводную лодку. Лежит она на правом борту, обнажив взору выбитые на ее передней и боковой частях ниши. На гладко обработанной поверхности одной из них выгравировано изображение длинной весельной лодки с сияющим «солнцем» на носу( весла помечены крестиками, всего 36 крестиков). При взгляде на эту каменную «подлодку», невольно наталкивающую на крамольные мысли о Ноевом ковчеге, задаешься вопросом,- и что древний автор хотел сказать этим скульптурным изображением столь необычной для Гобустана лодки?(рис. прил). Или вот этим изображением весельной лодки на его борту?               
Одним из основных занятий древних гобустанцев было рыболовство, и в Гобустанском районе долгое время существовали рыбацкие поселения. И самым древним таким поселением была стоянка каменного века - «Фируз». Здесь в раскопках были найдены костяные инструменты для плетения рыболовных сетей, речные галечные камни используемые рыбаками в качестве грузил и многое другое из рыболовного снаряжения.

Понятно, что на берегу моря рыболовство должно было быть наиболее распространенным видом промысла, и об этом свидетельствуют множественные гобустанские и абшеронские наскальные рисунки. Но самым интересным из всех этих рисунков, пожалуй, является великолепное наскальное барельефное полотно протяженностью более 4 метров(первым его описал Д.Рустамов). По технике исполнения, сходству стилевых и изобразительных особенностей удивительно похожее на самые древние гобустанские барельефы. Изображение было обнаружено на Шиховской скале, нижняя часть которой уходит под воду (Шихово- пригород Баку). Вот описание изображения.

Обнаженные по пояс, с закатанными до колен штанинами широких… штанов(?) три стоящие в ряд рыбака тянут невод. Над головами каждого из них изображено по летящей птице. Один из них, видимо старший по возрасту, изображен с бородой и с подчеркнуто выделенным причинным местом. Двое других, более молодых, тянут веревку рыболовной сети, держа ее на уровне пояса. Тот, что постарше, стоя по колено в воде, держит веревку на плече. У ног последнего в цепи рыбака находится рыболовная сеть, в которой плещется пойманная стая рыб. Рыбин всего - 9 штук. Среди многообразия находящихся в сети видов рыб легко узнаваемы осетры и сомы. Надо сказать, что на этом замечательном барельефном панно все действующие лица, включая и рыб, изображены очень реалистично и в динамике. И по характерным изгибам туловищ, хвостов и плавников рыб становится понятным, что они бьются о волны и пытаются высвободиться из сетей. Высота изображений двоих рыбаков - 3,9 м, третьего - 4,33 м. Ширина линий рисунка - 3-5 см, глубина - 2-3 см.

Характерной чертой абшеронской наскальной живописи, к которой относятся и гобустанские экспонаты, является то, что модели на камнях изображались либо в уменьшенном размере, либо в натуральную величину. Даже гобустанские боги изображались в уменьшенных размерах. Интересно, с чего это вдруг древнему художнику пришла в голову идея создать монументальное полотно, где он увеличил рост обыкновенных рыбаков до 4 метров? Или это были не обыкновенные рыбаки…? А может это был их рост… в натуральную величину…?

Относительно недавно на территории селения – Киш («gis» -«дерево» шум., авест, азерб.) в Шекинском районе Азербайджана зарубежными специалистами  проводились работы по реставрации древнего христианского храма. Самого первого храма в христианском мире, или как его называют отцы христианской церкви - «праматери всех церквей». Некогда освященной христианским святым – Елиссеем, учеником апостола Иисуса – Фаддея. Большая часть населения Албании тогда приняла из его рук христианство, другая - продолжала исповедовать зороастризм. Во время работ на территории храма было выявлено несколько захоронений, при вскрытии которых обнаружились человеческие костные остатки. Но самое удивительное, что рост этих погребенных составлял около трех метров, и одно из  захоронений принадлежало женщине. Подобные остатки были обнаружены и в древних захоронениях на территории Губинского района, в высокогорном селе –Хыналык. Так что, рыбаки с шиховской скалы вполне могли бы быть изображенными и в натуральную величину. Вот только возникает вопрос, - кем же они были? Как, впрочем и другой, оставшийся до сих пор без ответа, - кто же был упокоен в древних захоронениях Киша, если на основании этих могил впоследствии был воздвигнут храм, освященный святым  Елиссеем…?