Спорт в моей жизни

Юрий Абрамов Хирург
               
               


               

  Сейчас, когда я вспоминаю вехи своей прошлой жизни, я не могу не вспомнить своего отца, Абрамова Олега Николаевича, который еще в дореволюционные годы, обучаясь в реальном училище г. Барнаула, уже занимался гимнастикой, которая в дальнейшем помогла ему выжить в трудные годы становления Советской власти, НЭПа  и в последующие годы, работая в цирке.
 Будучи человеком физически крепким и тренированным, ему удалось попасть  на работу в цирк, где он выступал на итальянских кольцах, разрывал цепь, которую не могли порвать даже две лошади, пробивал толстую доску гвоздем, который он держал  шляпкой к ладони, жонглировал двухпудовыми гирями, мог выжать левой рукой три пуда шестнадцать фунтов и т.д.  А в последствии он занялся французской борьбой, участвовал в Заикинском  чемпионате и даже положил на лопатки чемпиона Польши Пильца. И все это благодаря тому, что с юношеских лет он систематически занимался тренировками (гимнастика, гири, борьба) и в дальнейшей  жизни это помогло ему пережить самые тяжелые, голодные годы НЭПа, разрухи и т.д.  Все это описано им в альманахе «БОГАТЫРИ» в номерах 13,14,15 за 2002 г. и  мемуарной книге «ЗАПИСКИ ЛЕСНОГО  ЧЕЛОВЕКА» в главе «Циркач», вышедшей в 2004 г.
 Но, как говорится, «яблоко от яблони далеко не падает», и меня с малых лет потянуло на спорт. Возможно, свою роль сыграли гены, но началось это так.  В 1945 году после окончания Великой Отечественной войны наша семья переехала из Сталинска  (ныне Новокузнецк) в Новосибирск. Отец работал главным инженером лесоперевалочного комбината (это место и сейчас именуется не иначе, как  « перевалка»), а я учился в 5 классе 72 средней школы, которая в то время находилась на территории перевалки, где мы и проживали. Физкультуру  в этой школе преподавал Дмитрий Иванович Королев, который сам занимался прыговой  и силовой акробатикой, и когда он демонстрировал на занятиях какой либо элемент из акробатики, мы, ученики, все приходили в восторг, но никто из учеников ни одного элемента выполнить не могли. И вот однажды в клубе лесоперевалочного комбината в канун, какого то праздника шел концерт.
 Мы с отцом сидели в первом ряду и наблюдали, как наш преподаватель Дмитрий Иванович с группой акробатов, разбегался, подпрыгивал высоко вверх, переворачивался через голову и вновь вставал на ноги, т.е. выполнял переднее сальто-мортале с разбега. Затем  в пирамиде мы увидели Дмитрия Ивановича, стоящего на руках на самом верху пирамиды. Все это на меня тогда произвело неизгладимое впечатление, и я сказал отцу:
- Вот бы научиться так стоять на руках и прыгать!
На что отец ответил:
- Что бы делать такие упражнения, Юрашка, надо постоянно тренироваться, работать над собой, ежедневно, тогда и будешь делать такие чудеса!
 И я начал тренироваться. По указанию отца я сначала начал отжиматься на руках и когда, через какое то время, почувствовал, то руки окрепли и могут выдержать мой вес, я стал делать попытки стоять на руках, но отец, видя мои
старания, подсказал, что это нужно учиться у стенки и показал, как это делается. Встаешь к стенке лицом, отступя примерно 60 – 70 см. наклоняешься, ставишь руки на пол, отталкиваешься одной ногой, и упираешься пятками  в стену. Так постепенно я привыкал к положению  « ноги вверх, а голова вниз», затем через некоторое время стал отталкиваться от стенки и в один прекрасный момент я почувствовал, что стою на руках и не касаюсь стенки. На это ушло несколько месяцев, отец наблюдал  за моими тренировками и говорил:
- Все это очень хорошо, но пятки, Юрашка, надо бы хоть иногда мыть, а то смотри на стенке какие пейзажи получились?
И действительно, в местах прикосновения моих пяток к стенке, хорошо были видны темные пятна, а так как я прикасался в разных местах, то получилась длинная темная полоса от не совсем чистых пяток. Вскоре я мог стоять на руках посреди комнаты и когда родители приходили с работы, я непременно демонстрировал им стойку на руках. Для меня это было большим достижением.
А несколько позднее, когда я уже довольно устойчиво мог стоять на руках, я демонстрировал свои достижения на  спортплощадке, которая находилась между клубом и школой и на этой площадке постоянно молодежь играла в волейбол. Вот тут то я и вставал на бревнах на руки,  игра в волейбол прекращалась и все взоры обращались в мою сторону, потому что такого не мог сделать никто из моих сверстников и ребят старше меня. Да, я был горд собой, так как достиг этого постоянными тренировками под наблюдением  своего отца.
 В 1947 году Дмитрий Иванович Королев, наш преподаватель Физкультуры, организовал акробатическую секцию для учеников школы, и я был одним из первых ее посетителей. То, что я умел – никто из посетителей секции делать не мог и Дмитрий  Иванович давал разные задания каждому. Так, например, меня он учил делать «колесо», прыгать «кульбит» и др., тогда как другим предлагалось выполнять отжимание на руках, перевороты на мате  через голову, прыжки в длину и высоту и т.д.Из всех участников этих занятий мне запомнились только Генка Мурзин, Ленька Порфилов, Миронов, но никто из них в дальнейшем спортом не занимался. Позднее стал заниматься спортом Анатолий Козловский, который и сейчас работает в комитете спорта в Новосибирске.
В связи с переходом отца на другую работу, наша семья переехала на новое место жительства, а именно в так называемую  «нахаловку», где нам была выделена квартира в одном из старых полуразвалившихся домов на самом берегу Оби, рядом с лесозаводом 1-2, да, он так и именовался  - «Лесозавод 1-2».Это был 1948 год. А учиться мне выпало в  10 средней школе, которую знали, да и сейчас знают почти все Новосибирцы. А физкультуру в этой школе преподавал Яков Романович Розенфельд – прекрасный человек, изумительный педагог и до настоящего времени один из самых видных деятелей физической культуры и спорта в Новосибирске, а  в то время он был председателем  федерации легкой атлетики.  Яков Романович умел увлечь учеников своими рассказами о спорте, он знал всех известных в то время спортсменов, рекордсменов  (гимнастов, легкоатлетов, пловцов и т.д.) и на уроке физкультуры мы, затаив дыхание, слушали его рассказы.
А урок по физкультуре был организован так, что мы под музыку  выполняли  и вольные упражнения, и прыжки через козла, через коня, упражнения на снарядах, как перекладина, брусья и т.д. Вот тогда то я и смог показать свои достижения и Яков Романович сразу же меня заметил и направил на правильный путь. Присмотревшись ко мне, Яков Романович решил, что мне следует заняться гимнастикой, хотя другим ученикам он рекомендовал другие виды спорта, т.е. – одному – бег, другому – прыжки в длину, третьему – прыжки в высоту и т.д. То есть, он подходил индивидуально к каждому ученику и в своих прогнозах не ошибся, потому что по его рекомендации ученики занимались тем видом спорта, какой рекомендовал Яков Романович и в результате этого Виктор  Новиков стал прекрасным бегуном и участвовал в чемпионате России в Риге, Владимир Нирман  стал неплохим  «ходаком», Виктор Мурашко, Вадим Нехаев, Александр Мукоед – прекрасными бегунами, а вот  Владислав Калинин стал штангистом, метателем молота и толкателем ядра, а в Эрнесте Бергамане и во мне он увидел  гимнастов, коими мы в последствии и стали.
Были и такие ученики, которым Яков Романович рекомендовал игровые виды спорта и кое кто играл в солидных командах того времени – это Дмитрий Уткин, Алексей Ванюков и тот же Эрнест Бергман, который совмещал игровые виды спорта с гимнастикой и прыговой акробатикой, в которой он достиг неплохих результатов и однажды  стал чемпионом Новосибирской области по этому виду спорта. Должен сказать, что на тренировках Эрик Бергман уже тогда пытался выполнить двойное сальто, которое сейчас гимнасты выполняют в вольных упражнениях.
Да, можно сказать, что он был родоначальником двойного сальто в вольных упражнениях. А несколько позднее Эрнест Бергман
стал обладателем алой ленты чемпиона России по футболу и принимал участие в играх по хоккею с шайбой под руководством  Ивана Ивановича Цибы. Яков Романович был прекрасный психолог, он  своим обаянием вовлекал нас в спорт и тем самым отвлекал от дурных поступков, дурных компаний, создавал ауру благородства, трудолюбия и правильного поведения.
Никто из нас, например, в жизни не выкурил ни одной папиросы, не попал в объятия Бахуса, никто не сошел с праведного пути. За это мы все очень благодарны и никогда не забывали Якова Романовича Розенфельда. С благословения Якова Романовича и своего отца я стал посещать секцию гимнастики в клубе  «Динамо».
В этой же секции занимался и Эрнест Бергман, с которым у нас завязалась многолетняя дружба. Первым нашим тренером по гимнастике был  Колесников (к сожалению, не помню его имя и отчество). Занятия проводились три раза в неделю, с 16 до 18 часов, что  бы  оставалось  время для  выполнения домашнего занятия по школьным предметам. И что интересно – если  до тренера доходили слухи о плохой успеваемости ученика, то последний на какое, то время не допускался до тренировок.
Это в какой-то степени стимулировало ученика к учебе. Я хорошо помню гимнастический зал клуба «Динамо» и тренировки на снарядах. Зал был очень просторный, высокий, светлый. Слева – перекладина, дальше за ней – брусья, справа – кольца, конь и длинный конь для прыжков. А по центру  -  площадка для вольных упражнений. Во время тренировок тренер Колесников постоянно напоминал о том, что ноги должны быть прямые при работе на любом снаряде. Так, во время выполнения упражнения на коне он наблюдал за упражнением и в тот момент, когда гимнаст сгибал ногу, то палочкой, напоминающей школьную указку, легонько ударял по колену, что означало – нога согнулась! Для разучивания сальто  на нас надевали пояс с концами ремней по бокам и за них двое поддерживали спортсмена, разучивающего сальто. Я довольно быстро научился выполнять сальто с места назад и в последствии выполнял его где угодно – на улице, в школе, на стадионе, зимой на катке (на коньках), гостям. А уж на спортивных вечерах при  выполнении вольных упражнений делал пару сальто обязательно. Стойку на руках я уже давно освоил настолько, что демонстрировал ее в любом месте. Евгений Иванович Мельников, мой школьный приятель, до сих пор вспоминает, как мы шли по мосту, который в то время высоко нависал над речкой Каменкой, и я умудрился встать на перила моста  на стойку, хотя высота  моста была очень впечатляющая и находившиеся рядом очевидцы с ужасом смотрели на этот трюк, который закончился благополучно.
А на дне рождения у Арона Кучерова, моего сокласника, я выполнил стойку на перилах балкона на третьем этаже, чем вызвал ужас у присутствующих гостей, в том числе девчонок из 22 школы. Да, была уверенность в себе, в своей силе, умении, тренированности, что и позволяло мне выделывать подобные трюки.  Позднее тренером нашей группы гимнастов стал Георгий Иванович Чекис, имеющий титул чемпиона России. Он демонстрировал нам четкость и легкость выполнения упражнения на любом снаряде, а когда выступал сам на соревнованиях, то мы с удовольствием любовались красивым, легким, четким исполнением своего тренера и гордились им. Да, это была плеяда известных в то время прекрасных спортсменов – Чекис, Тальников, Лукин, Жуков, Крысов и другие, которые подавали нам пример увлеченности, трудолюбия и пристрастия к спорту.  А вот и первое соревнование по гимнастике среди юношей. Я выступал по второму разряду, хотя с момента  начала тренировок прошло не более трех месяцев.
Это происходило в большом зале клуба «Динамо», были расставлены все снаряды, у снарядов – судьи, зал был полон болельщиков. Мы, отработав на одном снаряде, строем подходили к следующему и т.д. Упражнения были не сложными, и я их выполнял довольно легко. Помню, что вольные упражнения  выполнялись под музыку и нужно было соблюдать музыкальный такт, что оценивалось судьями. Но у меня был  абсолютный слух и с этим я справлялся
хорошо. Я до сих пор помню, как начиналось вольное упражнение: правой ногой шаг вперед и одновременно вытягиваешь правую руку вперед, затем  левой ногой шаг вперед и левую руку вперед, затем ноги на ширину плеч и руки в стороны и т.д. А заканчивалось упражнение такой позой: опора на согнутую правую ногу, левую ногу  прямую вытягиваешь  назад, а руки вытягиваешь параллельно левой вытянутой ноги, устремляя взгляд вдоль правой вытянутой руки. И все это нужно было сделать в такт музыке, особенно  закончить упражнение.  И вот закончилось соревнование, нас построили перед судьями. И главный судья объявил результаты соревнования. И вдруг я услышал:
- Первое место занял ученик 10 школы… Юрий Абрамов!
Признаюсь, я такого никак не ожидал, потому что считал, что были парни, которые выступали гораздо лучше меня, ну как, например, Дзампов, Ефимов и другие. Но что было, то было. Я занял первое место на своем первом выступлении на соревновании по гимнастике. За эту победу я получил почетную
грамоту, которая где-то хранится у меня в личных архивах, который я давно уже не просматривал. 
Помню,как однажды мы повстречались с Юрой Морозовским и он предложил зайти в цирк.Дело в том,что родители Юры – музыкальные  эксцентрики,цирковые артисты,и Юра иногда выступал с акробатами на арене                цирка. Конечно ,его свободно пропускали в цирк ,куда мы с ним и отправились.На  пустой арене мы начали   «выступление» ,которое заключалось в том,что он делал арабское сальто (сальто боком) ,а я – сальто назад.При этом каждый из нас говорил ,что  легче делать сальто  то ,которым мы владели,Для него  было проще сальто арабское ,а для меня – сальто назад, Мы прыгали с  окружающего арену паребрика на опилки и с разбега ,и с места ,висли на канатах и с них спрыгивали самым замысловатым образом. Вобщем резвились от души и представляли себя цирковыми артистами.               
      Любил я удивлять народ тем ,что делал стойку на руках в довольно опасных местах.Так ,например,как то мы шли компанией по известному новосибирцам мосту через речку Каменку .Высота моста была впечатляющей и я решил продемонстрировать  стойку на перилах моста. Да ,встал и несколько секунд простоял под  истеричные охи  проходящих женщин  и  напряженные взгляды мужчин.Об этом  нередко вспоминает присутствовавший там мой школьный друг Евгений Мельников и рассказывает  об этом своим знакомым. А еще я делал стойку на бушприте катера ,так называемого водного трамвая ,который курсировал от пристани  «Лесозавод 1-2»  до  Заельцовского парка.Мы отправились на этом катере компанией  в Заельцовский парк ,где купались и загорали  в летнее время.Так во время плавания я выбрался на бушприт ,который выдавался вперед на носу катера , поставил на него руки и медленно вышел в силовую стойку.Пассажиры катера требовали немедленно остановить катер и прекратить это мероприятие ,но я ,простояв на руках несколько секунд ,медленно опустился на ноги и вышел  благополучно на палубу ,сорвав жидкие аплодисменты и выслушав ворчание пожилых людей – «черт знает что вытворяет эта молодежь»..А однажды на дне рождения у Арона Кучерова я решил продемонстрировать свое искусство перед гостями ,в числе которых были и девчонки , и сделал стойку на перилах балкона на высоте 3 этажа. Сделал.Но все гости были ужасно напряжены и , схватив меня ,опустили на балкон,Для гостей ,особенно девчонок ,это было ужасно ,а я чувствовал себя  героем.Но подобные геройства очень опасны ,как я теперь понимаю.Но тогда  я был молодым ,сильным и уверенным в себе. Но время шло вперед, я рос как гимнаст и вскоре научился выполнять более сложные элементы как, например, большие  обороты на перекладине, сальто с перекладины (соскок), выход в стойку на брусьях на прямых руках с угла с прямыми ногами, стойку на кольцах и попытки удержать «крест», но на полусогнутых руках, т.к. это очень трудное упражнение. А в вольных упражнениях я мог выйти в стойку силой с прямыми ногами, разведенными в стороны, на прямых руках, и др.
Помню, как в 1952 году весной был организован городской спортивный вечер  школьников. Вечер проходил в клубе «Динамо», в большом зале. Выступали на перекладине, брусьях, кольцах и с вольными упражнениями. Выступали 5 гимнастов, куда попал и я. Зрителей было очень много, мест не хватало и многим приходилось стоять на ногах, наблюдая наши выступления. Мы, как и на тренировках и соревнованиях, под музыку переходили от снаряда к снаряду, выполнив упражнение, вставали по стойке «смирно», но судьями были наши зрители, которые не скупились на аплодисменты. Помню, как я в вольных упражнениях вышел в стойку на прямых руках  с прямыми ногами. А в заключение сделал дважды сальто, чем сорвал бурные аплодисменты. И вот я подошел к перекладине…
 Вот здесь я должен на несколько часов вернуться назад. Я шел через  известный всем Новосибирцам парк, что расположен в самом центре города и где струились фонтаны, и вдруг меня окликнули мои сокласники, которые стояли у киоска, где тогда на разлив продавали спиртное. Эдуард Пищин и Георгий Блажиевский, похоже, уже приняли небольшую дозу и пригласили меня сделать то же  самое, т.е. «принять соточку». Я им ответил, что иду на спортивный вечер, где мне выступать  на снарядах. Но Георгий Блажиевский заявил:
- А что тебе будет, от каких то ста граммов?  Ты вон, какой здоровый и даже
не почувствуешь, что выпил!
И я подумал, действительно, что такое сто грамм? Да это же пустяк. И выпил. Все вместе дружно мы пошли в направлении клуба «Динамо», где они пошли занимать места, а я – в раздевалку. Так вот, я у перекладины. Диктор по радио объявил: «Выступает ученик 10 школы Юрий Абрамов с элементами мастеров спорта! Заиграл марш из кинофильма «Цирк», я хватом снизу ухватился за перекладину, мах назад, затем в стойку, сделал несколько больших оборотов, перехват хватом сверху, большой отмах назад и на махе вперед я отпустил перекладину, выполняя соскок сальто. Мне показалось, что я  довольно долго летел в воздухе, переворачиваясь через голову, и вот, наконец. Я как вкопанный встал по стойке  «смирно».
Во время выполнения упражнения на перекладине и особенно в момент полета (сальто) в зале стояла неимоверная тишина, а когда я отпустил руки от перекладины, то услышал большой общий вдох и мертвую тишину, но когда  уже стоял на мате, зал вдруг разразился неимоверным овациями. Я раскланялся, и все мы строем пошли в раздевалку. Когда я вышел в зал, меня обступили мои сокласники и в том числе Эдик Пищин и Георгий Блажиевский, которые сказали так:
 - Когда ты полетел от перекладины, то мы подумали что все, Юрка разбился, а когда ты встал на ноги, то решили, что не зря мы выпили. Здорово получилось!
А мой друг и сокласник Освальд Кранк отреагировал очень сочувственно  и сказал шепотом:
 - А мне сказали, что ты пьяный и когда ты оторвался от перекладины, я решил, что ты насмерть разбился, а ты…Здорово.
После выступлений были танцы, во время которых девчонки, с которыми я танцевал, с ужасом высказывали то же самое  и я был на седьмом небе. Еще бы!
 Герой дня. Так закончился тот прекрасный спортивный вечер. Тренировки по гимнастике и соревнования обычно проходили  в зимнее время, а на лето нас отпускали отдохнуть, так как  были каникулы. Но летом тоже надо было чем-то заниматься, и я попал в команду футболистов № 2 общества «Локомотив». В
этой команде играл в футбол и мой сокласник Владислав Олешко. Тренировал команду, как и команду № 1, Иван Иванович Циба. Тренировки проходили на стадионе «Красное Знамя», что за мясокомбинатом. Теперь этого стадиона не существует, но в то время он был довольно известным стадионом, где проходили игры в футбол, волейбол, а так же соревнования по мотокроссу, в которых мне пришлось дважды участвовать. Но футбол меня интересовал мало, так как у меня плохо получалось – бегал я с ленцой, удары по мячу были слабоваты и я завидовал Эрику Бергману и Алику Ванюкову из первой команды, у которых были сильнейшие удары по мячу, да и мячи прилетали туда, куда они их посылали. Но за участие в пяти играх, которые проходили на различных стадионах, команде был присвоен второй разряд, в том числе и мне.
Ежегодно 9 мая, с тех давних времен до настоящего времени. В городе проходит эстафета на приз маршала Покрышкина. Я несколько раз участвовал в этих соревнованиях, а наша 10 школа как правило занимала первое место, и все потому, что на финишной прямой всегда бежал Виктор Мурашко, который и приносил победу 10 школе.  Помню, однажды мне выпало бежать от перекрестка  ул. Фрунзе и Красного проспекта до нынешнего дворца бракосочетаний. Ожидая эстафету, болельщики мне указывали на парней из других школ и говорили, что они бегают очень здорово, часто выступают по легкой атлетике, и если я. Хотя бы продержусь за ними, не отстану, то буду молодцом. И вот нам передают эстафеты, ушли уже трое ребят, когда я получил эстафету. Я помчался вперед, догнал одного хорошего бегуна, обогнал его, обогнал второго, на которого мне  указывали болельщики, и передал эстафету, немного не догнав третьего. В общем-то, я недоумевал, как же так?  Ведь если они хорошие бегуны, то, как же я, бегун слабый, мог их обогнать? Но ведьобогнал, хотя бегом специально не занимался. Как в последствии выразился мой отец, наблюдавший эти соревнования, сказал:
 - «Вероятно у тебя, Юрашка, хорошая общая физическая подготовка, разносторонняя, возможно, поэтому ты и обогнал их»
Не исключено. Я ведь занимался гимнастикой, акробатикой, футболом, плаванием, греблей, мотоспортом и т.д. Почти каждым летом в Новосибирске проходили соревнования школьников по легкой атлетике, и я никак не мог оставаться в стороне. Яков Романович Розенфельд решил меня использовать  в толкании ядра, метании диска и бросании гранаты. Эти соревнования я запомнил хорошо. Было это  в 1951 году. Я толкнул ядро, метнул диски подошел к сектору бросков гранаты. Ранее я гранату не бросал, но камни на реке бросал довольно далеко.
Подержал гранату в руке, она мне показалась  довольно легкой  и вот меня вызывают к броску. Я спокойно подошел к кромке зоны, отошел для разбега, разбежался  и бросил гранату не ожидая большого результата, как при толкании ядра и метании диска. Но вдруг увидел, что все болельщики на стадионе привстали со своих мест, взглядом проводили траекторию брошенной мной гранаты, а когда она приземлилась, началось что-то невероятное –  шум, аплодисменты, крики и т.д. Объявили результат – 64 метра! Это оказалось рекордом того времени. Меня поздравляли, выдали почетную грамоту, а когда в 1963 году я вернулся из Томска в Новосибирск, увидел в школе таблицу рекордов, где было написано: «Граната – рекорд 64 метра, Юрий Абрамов,1951г». То есть, рекорд мой еще не был побит в 1963 году. Я был горд.
Однажды состоялись соревнования по легкой атлетике, куда меня вновь вовлек Яков Романович. Мы находились всей командой на трибуне стадиона «Спартак» и наблюдали за событиями, происходившими на поле стадиона. В секторе прыжков с шестом я увидел нашего ученика Казакова, который, разбегался с шестом в руках и никак не мог взять высоту чуть выше своего роста. Мне показалось, что высота составляла не более 160-170 см. Я тут же спросил Якова Романовича: «А чего это Казаков не может перепрыгнуть такую высоту? Я дома с веслом выше запрыгиваю на крышу». У Якова Романовича, что то изменилось в лице. Он пристально посмотрел на меня и произнес:
- А ну-ка, Юра, пошли!
Но здесь я должен сделать небольшой экскурс в недалекое прошлое. Дело в том, что в году примерно в 1949-50 прошел кинофильм «Тарзан», который все школьники смотрели  с удовольствием и конечно обсуждали. Я смотрел почти все серии (а их было 19) и мне очень понравился один эпизод, когда Тарзан издал известный всем громкий протяжный звук, взял в руки длинный шест, разбежался и с помощью этого шеста прыгнул на очень большую (как тогда нам казалось) высоту, перехватился  за лиану и на ней полетел по джунглям…
Этот эпизод не выходил у меня из головы и  я решил попытаться с помощью весла  запрыгнуть на крышу сарая, когда я  возвращался с берега с веслами, после катания на лодке. Одно весло я забросил на крышу, а с другим разбежался и, как Тарзан, легко влетел на крышу. Мне это понравилось и я  это проделывал постоянно, возвращаясь с берега. Высота  сарая была около двух с половиной метров и я ее легко  преодолевал. Вот об этом я и рассказал Якову Романовичу, пока мы подходили к сектору прыжков с шестом, где прыгал Казаков. Шесты в то время были бамбуковые и алюминиевые, они не прогибались, но могли выдержать большую нагрузку. Я выбрал бамбуковый, отошел на небольшое расстояние, разбежался, воткнул конец шеста в специальную лунку у ямы, оттолкнулся и легко перевалил через планку, которая стояла (как потом выяснилось) на высоте два метра сорок сантиметров. Когда я переваливал через планку, я заметил, что осталось еще много пространства  между мной и планкой. Приземлившись в яму с опилками, я встал, отряхнулся и увидел, что Яков Романович пришел в движение. Он отвел меня в сторону, начал объяснять технику прыжка, показал, как подбирается толчковая нога по черте, как надо вывернуться и постараться выйти в стойку на конце шеста и т.д. В тот же день я перемахнул планку на высоте 2 метра 70 см.С этого момента Яков Романович занялся со мной вплотную и на следующих соревнованиях я взял высоту 2 метра 80 см. и был зачислен в команду спортсменов, готовящихся к соревнованиям зоны Сибири и Дальнего востока. Но чтобы окончательно укрепиться в этой команде, мне требовалось на отборочных соревнованиях взять высоту 3 метра. И вот отборочные соревнования. Я в секторе прыжков с шестом. По мере увеличения высоты количество участников уменьшается. Я начал с высоты 2 метра 80 см., когда уже осталось три участника. Высота 2 метра 90 см., я остался один и взял  эту высоту с первой попытки. Планку подняли на высоту  3 метра, и я беру ее довольно легко. Но вот высота 3 метра 10 см. и мне удается взять и эту высоту. Так я установил  новый рекорд города по прыжкам с шестом среди юношей. Это было 24 июня 1952 года.
А на следующий день в газете «Сталинское племя» в разделе «Физкультура и спорт» появилась небольшая заметка под заголовком «Спартакиада школьников», где были отмечены Виктор Мурашко, пробежавший стометровку за 12,1 секунды, Рафаил Суздальницкиий – 12,5 секунды и  Юрий Абрамов, установивший рекорд города среди юношей по прыжкам с шестом. Наконец сформировалась команда для выступления на зональных соревнованиях, куда вошли: Вадим Нехаев, Александр Мукоед, Владимир Нирман, Рафаил Суздальницкий, Виктор Мурашко, Юрий Абрамов, Евгений Глинский, Виктор Новиков и Вячеслав Калинин. Этой командой мы и отправились в Красноярск на зональные соревнования, в которых принимали участие многие города Сибири и Дальнего востока – Омск, Новосибирск, Томск, Хабаровск, Владивосток и другие. Была еще и женская команда, но я  припоминаю только две фамилии из женской команды – это Галина Жучкова и Жанна Полонская, а другие в памяти не остались, как не остались  их выступления ни в Новосибирске, ни в Красноярске, да и встречались мы только в столовой. И вот мы в Красноярске. Я, да, похоже, и другие ребята, в этом городе оказались впервые. Поселили нас в школе, в классах расставили койки, посреди комнаты стоял стол с графином воды, несколько стульев и этого вполне хватало для ночевок. В ограде школы была спортплощадка, где стояли  козел и конь для прыжков, низкая перекладина и брусья. Были две ямы с опилками  для прыжков в длину и высоту без всякого инвентаря.
Здесь же были детские качели в виде толстых досок с мощным шарниром посредине, т.е. можно сесть на концы доски  и, отталкиваясь от земли, слегка подняться вверх, а затем то же самое проделывал сидящий на другом конце доски. Увидев   этот  «реквизит», я тут же сообразил, что можно сделать подкидную доску, на каких в цирке прыгали акробаты, и попробовать с нее попрыгать. Я подтащил доску ближе к яме с опилками, развернул ее так, чтобы  при прыжке угодить прямо в яму и попросил Женьку 
Глинского и Вовку Нирмана прыгнуть с козла на один конец доски, а с другого
я решил сделать пробный прыжок. Когда они прыгнули на конец доски, я довольно высоко взлетел в воздух и приземлился прямо в яму. В следующий раз я сделал сальто  в  группировке. И началось...
Женька с Вовкой уже вдвоем прыгали на один конец доски, а с другого конца я взлетал в  воздух, переворачивался, почти не группируясь, и  приземлялся в яму. Прыгнув несколько раз, я заметил, что начали собираться прохожие, взрослые и дети, и, прыгнув еще несколько раз, я смущенный покинул площадку, хоть Женька с Вовкой уговаривали меня еще попрыгать, да им и самим хотелось полетать с доски, но я ушел в комнату, где  и обсуждали  мое цирковое выступление.  И вот соревнования начались. Проходили они на большом стадионе при скоплении огромного количества болельщиков. Помню несколько досадных эпизодов. Так, я находился  около старта, откуда бежали 200 метров. К старту готовился Рафаил Суздальницкий, который в слух рассуждал:
- Так, Юра, - говорил он мне – Этого  я «делаю» на первой прямой, второго на повороте, а  третьего  на финишной прямой.
И вот… Старт, все сорвались с места и устремились вперед, я следил за Рафкой. но,  к сожалению, ему не удалось обогнать, или как он говорил «сделать», ни одного бегуна. После старта Рафка был, какой то смущенный и очень сожалел о случившимся, хотя говорил, что «главное – это участие». В то время был такой вид как спортивная ходьба и в нашей команде этим занимался Владимир Нирман. И вот старт, Вовка хорошо взял со старта, шел долгое время  первым, оставалось пройти каких то пятьдесят метров до финиша и вдруг…
Вовка перешел на бег, что было запрещено в этом виде спорта, и судьи сняли  с дистанции Владимира Нирмана. Помню, что  мой сокласник Виктор Мурашко  бежал стометровку, двести метров и прыгал в длину. Евгений Глинский бегал на средние дистанции – 800 и 1200 метров. Об остальных уже не помню и как они все выступили на этих соревнованиях у меня в памяти не осталось. Поскольку каждый участник соревнований должен был выступить по трем видам, то мои тренеры, Яков Романович Розенфельд и Максим Никифорович Ногин, выпустили меня на метание копья и диска, где  я был не силен. А вот  в секторе прыжков с шестом оба тренера были рядом и еще до начала прыжков уже инструктировали меня, что и как нужно делать. И вот начались  прыжки с шестом.
Мои тренеры заказали  начальную высоту 2 метра 80 см.Я сидел в сторонке и наблюдал, как участники сбивали планки на высоте 2 метра 40см,а на высоту 2 метра 60 см. уже почти никого не осталось, а на высоту 2 метра  80 см. претендовали еще двое (один из Омска, другой из Томска).На высоту 2 метра  90 см. нас осталось уже двое, но оба мы добрались до высоты 3 метра. Но 3 метра 10 см. я уже остался один. С первой попытки перевалил через планку высоту 3 метра 10 см. И вот высота 3 метра 20 см.
На такую высоту я еще не замахивался, но тренеры и ребята из Омска и Томска меня всячески подбадривали. Наконец меня вызывают. Я разбежался, взлетел вверх, перевалил через планку, но в последний момент чуть задел ее рукой и она упала. Помню, как мои тренеры успокаивали меня, что впереди еще две попытки, и я могу взять эту высоту. Вызывают на вторую попытку. Я разбегаюсь, вхожу в стойку, но планка слетела еще до того, как я завис над ней. Вновь неудача. Но тренеры и те двое ребят из Омска и Томска меня вновь подбадривают и даже делают мне массаж ног и туловища, приговаривая:
- Вот еще пара сантиметров и ты возьмешь три двадцать.
 Наконец меня вызывают на последнюю, третью попытку и я как-то собрался, успокоился, хотя вообщем-то и ранее особенно не волновался, взял бамбуковый, самый длинный шест (а они тогда были бамбуковые и алюминиевые, да еще определенной длины), и как сейчас помню – бегу, прохожу контрольную черту удачно, посылаю конец шеста в лунку, отталкиваюсь от земли, выхожу в стойку, переваливаю через планку и вижу, что она на месте, отталкиваю шест и падаю в яму. Еще раз смотрю на планку – она на месте! Все! Высота взята! Ко мне кинулись и тренеры, и болельщики и стали меня поздравлять. Я смущенный, принимаю поздравления  и вижу, что стадион просто кипит от возбуждения, и я спрашиваю у какого то парня, который меня поздравлял, что это стадион то так шумит? И он ответил:
- Так это же тебя все поздравляют, ведь ты поставил рекорд зоны Сибири и
Дальнего востока!
Я поднял руки  вверх, помахал всем болельщикам и стадион взревел еще сильнее. Помню, как я  смущенно улыбаясь, повторял каждому поздравлявшему « …вот бы шест подлиней». Мои тренеры, посоветовавшись со мной, решили отказаться от следующей высоты. А в это время судьи стали перемерять высоту и обнаружили, что высота составляет 3 метра 22 см., после чего на весь стадион объявили о новом рекорде – 3 метра 22 см. А вечером, в каком то парке собрались все участники соревнований, тренеры, судьи и организаторы, начались награждения. Помню, как меня вызвали к столу, где сидели организаторы соревнований, один из них, что-то говорил и, наконец, протянул мне грамоту, которую я взял, поблагодарил и собрался уходить, как другой сказал:
- Нет, нет, не так быстро. От нас так просто не уходят!
И при этом вручил мне карманные часы  «Молния», которые до сих пор хранятся у меня, а я периодически завожу их и вспоминаю эти короткие, как пуля, пролетевшие мгновения. Кстати сказать, часы идут и работают отлично, не смотря на длительный срок их существования. Да и мой то же. Это было летом 1952 года.
  Наступил 1953 год, который ознаменовался многими событиями, о которых помнит вся страна, а для нас, учеников
школ, это был последний год обучения. Мы заканчивали 10 класс, и что-то нас ожидало впереди. А впереди нас ожидало поступление в институт, дальнейшая учеба, выбор профессии, поэтому спорт отошел на второй план, да и отец меня настраивал, говоря, что «…спорт не должен быть твоей профессией, это должно быть как хобби, а профессию нужно выбирать такую, что бы ты был, кому-то нужен и без тебя не могли обойтись, что бы иметь постоянный заработок, что бы обеспечить себе будущее и быть спокойным за завтрашний день. А спорт – это хорошо  в молодом возрасте». И я подумал уже тогда, что он прав.  Получив  «аттестат зрелости», я подал документы в медицинский институт и вот тут  то сыграли огромное значение мои прошлые спортивные достижения. А случилось
следующее…
При сдаче экзаменов в институт, я по физике получил тройку,  и для свободного прохождения мне не хватало пол бала. Но в то время в институте на кафедре физ. воспитания работал наш тренер по легкой атлетике Максим Никифорович Ногин, который очень обрадовался, увидев меня как-то в институте, что я поступаю в мединститут. Когда дело дошло до зачисления, то ректор института, возглавлявший приемную комиссию, вдруг спросил меня:
- Вот Вы видный спортсмен, чемпион по прыжкам и по другим видам спорта, а почему же Вы не  допрыгнули» пол бала?
 На что я ответил, опустив глаза:
- Так ведь все хочется, на все нужно время – и на спорт, и на учебу. Не рассчитал, извините, времени не хватило на все.
 Помолчав, он сказал:
- Ну, хорошо, идите, а мы подумаем, как с Вами быть!
  И я расстроенный вышел из зала, решив забрать документы и попытать счастья, в каком нибудь другом институте. Я уже  выходил из корпуса института, когда
меня догнал Максим Никифорович и сказал:
- Не вздумай забирать документы. Завтра будут дополнительные списки, и ты обязательно приди. Понял?
  Я, конечно, понял, но  не надеялся уже ни на что. Придя утром в институт, я увидел в дополнительных списках одной из первых свою фамилию. То есть, я был принят в институт!!! Придя, домой, я обрадовал своих родителей и отец сказал: «Молодец Юрашка, доктором будешь, а доктор – это голова. Доктора везде и всем нужны. Молодец!». И я был счастлив. В Новосибирском медицинском институте я проучился первый курс, выступал по гимнастике и легкой атлетике. Помню, однажды зимой, наверное, 1954 года, я занял первое место по прыжкам с шестом в закрытом помещении  среди ВУЗов Новосибирска, с результатом 3 метра 10 см., второе место по гимнастике на первенстве института по второму разряду, хотя однажды я уже выполнил программу первого разряда, но это были последние штрихи в спорте, так как больше времени пришлось отдавать учебе.
  А в 1954 году наша семья, в связи с переходом отца на другую работу, переехала на местожительство в город Томск, где я продолжил и окончил медицинский институт. Учась в Томском медицинском институте, я все-таки раз – два в неделю посещал секцию гимнастики, но это были не те тренировки, какие были в клубе «Динамо» в Новосибирске. Здесь мы были предоставлены сами себе, тренера не было, системы тренировок  не было и мы в зале вытворяли, что нам вздумается. Однако иногда при встрече со мной преподаватель физвоспитания института Руслан Ефимович отзывал  меня в сторонку и говорил: «Юра, через месяц будут межвузовские соревнования по гимнастике, так ты походи в спортзал стадиона, выучи упражнения на снарядах, да выступи от нас хотя бы по второму разряду. И я ходил, разучивал и выступал, и занимал призовые места. А однажды Руслан Ефимович, встретив меня, очень серьезно сказал:
- Юра, в июне месяце (а это был 1955 год) в Ленинграде будут проходить  министерские (что это такое – я не знал) соревнования. Ты зачислен в команду и будешь выступать  по легкой атлетике и гимнастике. Так что ходи в зал, разучивай упражнения, да и потренируйся как-то с шестом, ну хоть в  зале.
Я начал тренировки. Разучивал упражнения на снарядах, на висячем канате тренировался в выходе в стойку для шеста (была весна и на стадионе еще не тренировались), а когда растаял снег, выступил на соревнованиях по легкой атлетике и занял второе место по прыжкам с шестом с результатом 3 метра 10 см., а мой соперник из политехнического института взял высоту 3 метра 30 см. Но в команду я был уже зачислен и оставалось только сдать экзамены и…
в Ленинград!
Но вот меня отыскал Руслан Ефимович и сказал, что он договорился с преподавателями иностранного языка о досрочной сдаче экзамена по немецкому языку, который я сдал на «хорошо». И вот мы всей командой едем поездом  в Ленинград. До этого я знал  только три города – Новосибирск, Красноярск и Томск, и побывать в таком городе как Ленинград, да еще с остановкой в Москве – это было мечтой. Помню, как на остановках поезда наши тренеры Иван Валерианович Мастеница и Виктор Степанович Петров, выводили всю команду из вагона и  просто заставляли делать всякие упражнения, мотивируя это тем, что в вагоне мы только лежим и ничего физически не делаем.
А поскольку в вольных упражнениях по гимнастике был введен фляг (переворот через голову на руки, который у меня получался плоховато), то Иван Валерианович меня страховал на каждой остановке. И вот впервые мы на Красной площади в Москве! Ведь до этого мы только читали и видели фотографии в газетах и журналах, ну еще в фильмах, а тут – вот он, Кремль, мавзолей Ленина, улица Горького и другие достопримечательности. На меня это произвело тогда неизгладимое впечатление. А вот уже мы в Ленинграде! Идем по Невскому проспекту, по которому ходил сам А.С.Пушкин! А вот Эрмитаж,
Александрийский столп, Адмиралтейство, дворец князя Меньшикова, мосты через Неву… 
И все это я увидел впервые своими глазами в ту замечательную поездку. Но я отвлекся. Соревнования проходили на стадионе  «Медик». По гимнастике соревнования проходили в большом гимнастическом зале. Я немного волновался, но выступил, как говорили тренеры, неплохо, заняв пятое место по второму разряду. Хотя я считал свое выступление плохим, но Иван Валерианович говорил:
- Да ты пойми, это же министерские соревнования СССР, а ты – пятый, то есть ты попал в первую десятку!
 И я успокоился. И вот соревнования по легкой атлетике. Мы все на стадионе.
Я толкал ядро и метал диск, потому как нужно было выступить по трем видам. В этих видах я не отличился и пошел к сектору прыжков с шестом, уселся на скамеечку и стал наблюдать за спортсменами. Я считал, раз это Европа, такой  город как Ленинград должен иметь хороших спортсменов, уж они то покажут класс. Со мной был Виктор Степанович, наш тренер, он и заказал первую высоту 2 метра 80 см. Сидя на скамеечке, я видел, как готовились спортсмены к прыжкам.
Одни – разминались, размахивая руками и приседая, другие отжимались на руках, третьи – опробовали разбег, подгоняя толчковую ногу по черте на дорожке и т.д. Но вот появился молодой человек в прекрасном спортивном костюме, с « балеткой» в одной руке и с личным шестом в чехле в другой. Я загляделся на него, подозревая, что уж этот то прыгает, вон, как разодет, да свой шест в чехле…
И парень стал не торопясь переодеваться. Облачившись  в красивые трусы и майку, надев новейшие «шиповки», он подошел к судьям сам и заказал высоту…
2 метра 40  сантиметров? Я сначала недоумевал, решив, что, наверное, у него такая тактика, хочет размяться, а потом… Парня вызвали одного из первых. Я по-прежнему наблюдал за ним и думал, куда же я попал - сижу в обычной синей майке, в черных трусах, обутый в обычные для того времени тапочки, а он ……
  И вот первая попытка. Парень разбежался, повис на шесте, не сделав даже попытки выйти в стойку, и сбил планку. Вторая попытка – то же самое, планка отлетела за яму. Третья попытка – он как-то занес ноги вперед, но они оказались ниже планки, которая опять отлетела за яму. Все. Он закончил прыжки, не взяв высоту 2.40.Я продолжал за ним наблюдать. Нисколько не сконфузившись, он аккуратно переоделся, протер специальной тряпочкой свой шест, уложил в чехол, застегнув замок «молния», и отправился восвояси. Я просто не поверил своим глазам – такое обмундирование, такое оснащение, такие возможности и – такие результаты.
Но, как говорится, каждому свое и не каждому дано.  Я с первой же попытки преодолел высоту 2.80. Нас,  прыгунов, осталось трое. 3 метра – мы остались вдвоем. З.10 – взял со второй попытки,3.20 сбил и отказался от дальнейших прыжков. А мой соперник преодолел высоту  3 метра 40 сантиметров и занял первое место. У меня – второе. Тренеры и товарищи по команде меня поздравили, да откровенно говоря, я был вполне удовлетворен таким результатом, так как спортивный пыл у меня уже угас и я не видел в дальнейшем себя большим спортсменом и вскоре перестал тренироваться вовсе.
  Однако, когда мне попадалась двухпудовая гиря, я непременно ее брал в руку и выжимал несколько раз, а затем  начинал жонглировать, как меня когда то учил отец. Да, в то время двухпудовая гиря была еще очень легкой и я даже делал попытки перекреститься, держа гирю в руке. Сальто я проделывал и позднее, когда уже работал хирургом, удивляя врачей и пугая своих знакомых. А стойку я делал довольно продолжительное время, даже когда мне было 45 лет, я еще мог встать на руки в ординаторской хирургического отделения, демонстрируя это только врачебному составу, да иногда на пляже ради развлечения вставал на руки и делал подряд несколько раз  «колесо».
Еще в студенческие годы я полюбил путешествия и понял, как был прав  Пржевальский, который как-то писал, что «жизнь хороша еще тем, что можно путешествовать». И я путешествовал  –  студенческой компанией мы побывали на Алтае, а именно на Телецком озере, где мы провели около месяца и любовались красотой этой жемчужины Алтая, влезали  на возвышенности, спускались в ущелья, а это то же физические нагрузки и, вероятно, относятся к спорту. С моим Томским другом Геннадием Жуковым мы на моем мотоцикле свершили по тем временам солидное путешествие из Томска в Новосибирск и обратно (ведь мотоспорт – тоже спорт). В 1974 году мы с семьей на автомобиле  свершили путешествие в Среднюю Азию (Казахстан, Киргизию) и в этой поездке познакомились с семьей неоднократного чемпиона мира и олимпийских игр Виктора Маматова и с тех пор стали друзьями на долгие  годы. Даже сейчас, когда Виктор Федорович приезжает в Новосибирск, он звонит нам и даже посещает, и мы долго Вспоминаем, как мы вместе встречали новый год, как он вытаскивал нас на природу, где мы устраивали пикник, и как однажды он вывез меня в биатлонный комплекс, всем присутствующим представил меня как лучшего друга, и я уже ночью уехал домой, довольный общением с ним. 
В последние годы мне очень полюбился автомобильный туризм. Я ведь заядлый автомобилист и у меня перебывало много различных автомобилей. Сейчас я имею Ниссан – Присаж, большой автомобиль, куда помещается не только наша семья, но и друзья и мы путешествуем. Так, летом  2002 года выезжали в Белокуриху, на Телецкое озеро, а в 2005 и 2006 гг. побывали в горном Алтае по Чуйскому тракту почти до самой Монгольской границы, а если немного вернуться назад, то в 1986 году мы с семьей проделали путь из Новосибирска  до Краснодара, по побережью Черного моря, где останавливались в кемпингах того времени. Да, путешествия обогащают наш интеллект, позволяют увидеть новые города, красивые места, познакомиться с новыми людьми и побыть с природой один на один. Прошло много лет, остались воспоминания, и я частенько задумываюсь над вопросом: «Что дал мне спорт?».
 И сам же отвечаю на него. Он дал мне здоровье. Ведь до занятий спортом я был слабым мальчишкой, часто болел простудными  заболеваниями, несколько раз перенес пневмонию, и перестал болеть, занимаясь спортом. Спорт отвлек меня и моих сверстников от дурных поступков, курева, алкоголя, вселил в меня уверенность в себе, я не боялся нападения хулиганов и мог спокойно, как котят, раскидать шпану и всегда защищал слабых и обиженных.  Спорт помог мне легко справляться с бытовыми трудностями – колоть дрова, носить воду из водокачки, помогать родителям выкапывать картофель, грузить его на автомашину. Я, например, мог взять одной рукой мешок с картошкой и зашвырнуть его в кузов автомобиля через довольно высокий борт. И все это делалось легко, без напряжения, даже с удовольствием.
И чего греха таить – я ведь поступил в институт благодаря опять же спорту, выучился, стал врачом - хирургом, защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом. По-видимому, занятия спортом приучили меня к систематическому
труду, сделали меня мудрее, психологически спокойным, выдержанным и научили меня находить выход в любых жизненных ситуациях. Я очень благодарен своему отцу, моим тренерам, моим сверстникам, которые прошли со мной  этот спортивный путь, и я не жалею, что не достиг высот мастера спорта, вовремя  сориентировался, выбрав себе прекрасную, очень нужную людям профессию – профессию врача-хирурга. Мне уже 75 лет, а мои знакомые и даже не знакомые люди дают мне 55,ну от силы 58 лет, да говорят, что я очень
мало изменился и остаюсь узнаваемым до сих пор. Медики  подразделяют возраст человека на биологический и календарный и мне ,кажется, удалось сохранить биологический возраст, имея приличный календарный. А иногда, когда я еду в общественном транспорте, кондуктор спрашивает меня: «А вы пенсионер?». Вероятно, мой облик не соответствует типичному пенсионеру, потому что я молодо выгляжу.   Я иногда в шутку  говорю словами д’ Артаньяна: «Жаль, что Вы не видели меня  40 – 50 лет назад!  Какой я был!».
   Я иногда задумываюсь над тем, что дал мне спорт?  Благодаря спорту я сохранился телом, о чем я только что сообщил. Я большую часть жизни прожил без болезней и сейчас ощущаю себя здоровым человеком. Я сохранил память и способность мыслить, а это позволило мне заняться писательской деятельностью. Так, я издал мемуары своего отца «Записки лесного человека», собственные мемуары «Я родом из Сибири»,  я описал некоторые случаи из своей профессиональной деятельности в «Записках врача – хирурга», о путешествиях  в «Записках автомобилиста». Наконец, я опубликовал сборник собственных стихов «И вот еще стихи от самоучки…». И скоро увидит свет еще одна книжка «Дачники», где я описал работу на собственном дачном участке.
И все это я связываю с занятиями спортом в молодости. Ясность ума, способность помнить и мыслить, возможность физически работать на дачном участке, в какой то степени сохранить свой прошлый статус – а это, поверьте, не так уж мало и дано только тем, кто занимался спортом. И я призываю молодежь:
занимайтесь спортом, тем самым Вы сохраните свое здоровье,  свой молодой облик и  долголетие.
               

                Юрий Абрамов