Зажигательный Йаллы

Лейла Сабзали
Откровения сакрального Гобустана

Мрачные пещеры - обиталища первобытных людей. На стенах - различные символы, знаки. Свастики, спирали, треугольники, окружности, кресты, лямбды, сетки, изображения созвездий. А в одной из пещер изображена, похоже, Солнечная система. Неподалеку от пещер – древнее кладбище – «гябир-стан». Жизнь и смерть, по-видимому, в те далекие времена не особо разделялась. Два захоронения каменного века, сорок древних курганов. А еще захоронения - римские, арабские…, зороастрийские, христианские, мусульманские…. Земля Гобустана примирила многие народы и религии.

Изучение антропологических остатков на территориях Гобустана, найденных во вскрытом захоронении на стоянке «Фируз», датированном концом  8, началом 7 тыс. до н э., показало, что принадлежат они - Homo sapiens (датировка захоронения была определена в середине прошлого века). А точнее сказать, - человеку «кроманьонского» типа, возникшему, по последним данным ученых, приблизительно 40 тысячелетий назад. Автор не случайно уточняет время определения датировки захоронения, так как многие из ранее данных датировок археологических объектов по миру, сегодня ученым мнением нередко подвергаются сомнениям. И часто после проведения радиоуглеродного анализа эти объекты  оказываются намного древнее, чем было заявлено ранее, когда подобных технологий еще не существовало.
   
Интересно, что кроманьонский тип человека имел те же антропологические признаки, что характерны и для современного человека, включая и размеры черепной коробки, а значит и размеры мозга. Правда, небольшие различия все же имеются - современный человек несколько уступает человеку – «кроманьонскому» в показателях роста. Интересно и то, что возник этот человеческий вид примерно в одном временном промежутке с другим видом, с человеком - «неандертальским». Это открытие, сделанное в конце минувшего столетия, поставило в тупик не одного антрополога и физиолога, нарушив стройную систему представлений дарвинизма о последовательном - эволюционном развитии человеческого вида. И стало ясно, что возник кроманьонец внезапно и как бы из «ниоткуда». А еще, что в истории человечества был довольно длительный период, когда два совершенно различных человеческих вида сосуществовали одновременно. Звероподобный, поросший шерстью, почти «бессловесный» неандерталец и  - совершивший эволюционный скачок, человек новой формации. С гладкой кожей, прямым позвоночником, прекрасными пропорциями тела и с отличным от «неандертальского» строением черепа. Но что наиболее важно, - деятельный, хорошо мыслящий, умеющий членораздельно выражать свои мысли и способный не только к примитивной трудовой деятельности, но и к творчеству.

Найденный на стоянке «Кяниза» череп женщины, отнесенный археологами к эпохе неолита, отличающийся тонкой черепной крышкой и узкой лицевой частью, антропологами был отнесен к южной ветви европеоидной расы.

 Зажигательный – «Йаллы»

Наскальные рисунки Гобустана доносят до нас прекрасные образы сильных и мужественных предков, повествуют о жизни древних гобустанцев, рисуя почти идиллическую картину доисторического бытия. Рассказывают о первобытных охотниках, вооруженных луками и стрелами, рыболовах, тянущих из морских пучин невод, первобытных оружейниках, изготавливающих орудия охоты и труда. Древних мореплавателях, перевозящих на огромных гребных судах шары, похожие на солнце, первых строителях пока еще круглых в плане жилищ. Искусствах первобытных людей и древнейшем из них - искусстве танца, в наскальных образах танцующих мужчин и женщин.

Изображенный на камне танец и поныне бытует в праздничной культуре азербайджанцев, да и не только - азербайджанцев. Он присутствует в культуре многих европейских и тюркских народов. Зажигательный хороводный танец древних, у азербайджанцев он называется - «Ял-лы». В советский период азербайджанские историки перевели слово - «ял» в значении  - «еда». А если быть совсем точными, то «яламаг» в азербайджанском языке употребляется в значении – «принимать пищу», но, не общепринятым способом, а подобно животному – облизывать ее. Видимо потому танец этот и решено было считать танцем дикарей по поводу удачной охоты. Думаю, что в тот антирелигиозный период господствующего дарвинизма такая трактовка была вполне оправданной. Потому, что есть и другая, более интересная расшифровка названия танца.

«Йал» - древнее азербайджанское слово, от которого происходит другое слово  - «Алов», употребляемое в значениях – «пламя», «священный огонь». Надо сказать, что в древние времена слово - «Йал» носило совершенно иной смысл, ибо заключало в себе имя древнего бога – «Вездесущего Духа Света». Слово это и сегодня употребляется в азербайджанском языке, и чаще - людьми преклонного возраста. И именно в своем древнем, изначальном значении, как призыв к Богу – «ЙАл-ла». С этим архаичным призывом с глубокой древности и на протяжении всей своей истории азербайджанский народ шел в бой, отражая нападение множественных завоевателей, а в мирные времена преодолевал трудности и невзгоды. Интересно, что в азербайджанском языке существует и другое слово, означающее – «огонь» - «од», но этим словом издревле обозначали огонь, разведенный человеком. Газовый же или нефтяной самовозгорающийся огонь тоже называли - «алов».

И еще, музыка архаичного ритуального танца исполняемого и в наши дни, звучит в одном из азербайджанских «мугамных» ладов, который называется – «Чар-гях». Словами ученого, музыковеда - Мир-Мохсун Навваба, - «Чаргях взят из - небесного грохота…». (Мир Мохсун Навваб (1833-1918гг) – выдающийся азербайджанский(шушинский) просветитель, поэт, философ, теоретик музыки, каллиграф, живописец, автор множества научных трудов). Значение названия лада - «Чар-гях» с шумерского, авестийского и азербайджанского языков переводится как – «место», «стоянка быка»(«чар»-бык, «гях» - стоянка). С некоторых тюркских языков как - «кровь быка». Вероятно, «космического Быка»…? О котором – чуть позже.