Записки на полях

Лейла Сабзали
«Если мы хотим, чтобы первобытный человек «заговорил», не нужно заставлять его говорить на искусственном жаргоне, составленном из слов…, произносимых на европейский лад. Если позволить ему выражаться по-своему, он станет гораздо менее болтливым, но зато более понятным и, – не нужно удивляться, – более разумным».                (А. Леруа-Гуран)



При изучении экспонатов Гобустанского музея невольно возникают вопросы, - интересно, почему древний человек вдруг стал рисовать? И какова была природа этого действия? Было ли это - спонтанным энергетическим выбросом из переполненного яркими образами иррационального подсознания? Или творчество древнего человека было мотивированным действием рационально мыслящего существа? И было вызвано потребностью зафиксировать реальные события окружающего его мира?

В силу сложившихся стереотипов принято считать, что  человек первобытной эпохи представлял собой этакое полудикое существо, всем своим перепуганным сознанием погруженное в атмосферу мистицизма, магии, обожествления явлений природы. Вот только при такой данности становится не совсем ясным, - как же такое существо смогло выжить при столь неадекватном восприятии окружающей его действительности? И не только - выжить, но еще и создать цивилизацию…? И даже оставить нам, сегодняшнему человечеству свидетельства своего высокого развития в виде наскального творчества.
Если же попробовать отнестись к искусству древнего человека как к тексту, отражающему реалии тех эпох, то тогда придется принять на веру и все то, что изобразил когда-то рисующий пращур. Все, что сегодняшним человечеством  воспринимается за иррациональные идеи древнего человека.
Понять истинный смысл петроглифических изображений при кажущейся простоте, не всегда просто. Интуитивный подход в таком деле тоже не всегда оправдывает себя. И тогда начинается поиск аналогий.

Известно, что для лучшего понимания истории того или иного народа необходимо познакомиться с его культурой, а чтобы понять его культуру, необходимо проникнуть в его верования, начиная с самых ранних, первых культов. Следы которых остаются в фольклоре народа, в мифах, легендах, поверьях, лексических символах. Прорастают в традиции, обычаи, фиксируются в языке. Становятся составной частью характера народа и причиной его нравов.

Чтобы плотнее приблизиться к пониманию и разгадке каменных текстов, в поисках аналогий можно обратиться и к древним священным писаниям разных эпох и народов. При этом рассматривая их не столько как исторические памятники ритуально-мифологической духовной культуры человечества, но как информацию, идущую из глубокой древности. Как отображение неких исторических событий имевших место быть в реалиях тех далеких эпох.

Сегодня появилась возможность обратиться и к древнейшим документам самой первой человеческой цивилизации - цивилизации шумеров, с которой собственно и начался отсчет времени в истории человечества. И с расшифровкой этих документов многое, устоявшееся в нашем общем сознании, сегодня подвергается сомнениям. И даже «фантазийность» древних наскальных изображений порой перестает казаться таковой, если взглянуть на них через призму шумерских откровений.

О цивилизации шумеров человечеству стало известно не так давно, в середине XIX столетия. Во время исследования библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала были обнаружены таблицы, сообщавшие о неких «тайных шумерских документах». В 1852 году в низовьях Евфрата были проведены археологические изыскания, и… миру предстала цивилизация, существовавшая задолго до Ассиро-Вавилонской, считавшейся на тот период самой древней из всех человеческих цивилизаций. Цивилизация, оставившая свои летописи на 25 тысячах глиняных страниц в клинописи и на - неизвестном миру языке. Ее тогда назвали – шумерской, и только спустя время, по мере расшифровывания глиняных текстов выяснится, что те, кого назвали - шумерами, себя именовали - «sa; gig2-ga» («сач-гиг-га»), что в переводе с древнейшего праязыка человечества означает – «черноголовые».
 
25 тысяч глиняных документов, среди которых - исторические хроники, хозяйственные отчеты, планы строительства городов и оросительных систем. Справочники и учебники, научные трактаты в различных областях науки и инженерные чертежи непонятных аппаратов. Фармакологические прописи и руководства по хирургии с картами анатомического строения человека. Художественные оттиски с древних цилиндрических печатей и множественные литературные произведения. А еще – изображения планет Солнечной системы и созвездий, космические навигационные карты и… тексты магических заклинаний. Вот такие документы, свидетельствующие о беспрецендентно высоком уровне развития этой необычной цивилизации. Документы, повествующие о многих интереснейших, почти фантастических событиях происходивших в ее истории. А точнее, в истории  человечества, с тех самых времен, когда, по утверждениям древних документов, самого человечества еще не  существовало.               
Интересно, что еще в 1853 году отец ассириологии - сэр Генри Раулинсон обозначил язык шумеров как - «скифский или тюркский». Анализ древних шумерских клинописных текстов на глиняных табличках показал, что корни большей части  шумерских слов действительно имеют сходство с корнями слов из тюркских языков. И наибольшее сходство, по мнению автора, они имеют – с азербайджанским языком.