Картинки из жизни 90-х

Василий Вейкки Иванов
Если бы не дети, которые страдают при этом больше всех.

Совместные рейды комиссии по делам несовершеннолетних и муниципальной милиции Прионежского района по населенным пунктам Прионежья - не редкость. Статус рейдовых бригад, осуществляющих наблюдение за атмосферой в неблагополучных семьях, таков, что не нужна санкция прокурора: подобные мероприятия направлены в первую очередь на защиту детства.

Аналогичный рейд проходил в начале июня в поселках Мелиоративный, Шуя, Шуйская...

Поселок Мелиоративный.

Из распахнутых настежь дверей неслись звуки гитары, которой вторил чей-то мягкий тенор. Завидев множество "гостей", гитарист оборвал звук на полутоне. Марина и Николай (здесь и далее имена и фамилии героев по этическим соображениям, за исключением одного случая, изменены) состоят в гражданском браке. Марина родом из Вологодской области. В Мелиоративном живет уже несколько лет. Супруги имеют трехлетнюю дочь.

Поводом для визита к ним рейдовой бригады послужило заявление матери мужа: Николай выпивает, дебоширит... Синяк под глазом у Марины красноречиво свидетельствовал об этом.

Квартира прилично меблирована, в ней чисто и уютно. Николай практически единственный кормилец в семье. Мать - пенсионерка. Николай трудится в одной из престижных фирм, занимается отгрузкой древесины в Финляндию. Марина, будучи непрописанной, не работает нигде.

Появление рейдовой бригады в стенах собственной квартиры глава семьи воспринял в штыки, неумело пытался грубить. Но потом, сдавшись, махнул рукой:

- Ну, хорошо! Хотите как на духу? Жена моя пьет. Может даже в запой уйти. Ворует у меня деньги. Последний раз украла 500 рублей. Поэтому и синяк под глазом. Я вообще не хотел пускать ее домой, да мать сжалилась...

До нашего приезда в Мелиоративный Марина дала мужу слово, что бросит пить, начнет лечиться от алкоголизма. Принимавший участие в рейде врач-нарколог советовал Марине отказаться от употребления спиртного: иначе все ее попытки стать на путь истинный и заняться воспитанием дочери не увенчаются успехом.

- Взял крест, неси его! - сказала мать сыну.

Следующий адресат - Виктория Геннадиевна Жарова - мать пятерых детей, двое из которых - школьники. Муж ее - Иван Анатольевич - трудится в Шуе на пилораме. Она же, попав несколько лет назад под сокращение, кормится одноразовыми халтурами: кому полы помоет, кому в огороде чем-то поможет.

Квартира Жаровых хранит следы былой благоустроенности. Стены прихожей и одной из комнат отделаны деревом, но древесина рассохлась, ветшает. Два телевизора, один из которых давно выведен из строя детской приставкой "Денди", другой еще подает признаки жизни, напоминают гостям и хозяевам о некогда безбедной жизни семьи.

Виктория Геннадиевна - женщина предпенсионного возраста и, разумеется, устроиться на работу у нее шансов мало. Вот и хлещет "горькую", изливая душу случайным подругам-собутыльницам.

- А муж что? - задаем вопрос.

- Мы с мужем и не разговариваем почти. Расходиться вот собрались...

- А кто не пьет? - упорствует Виктория. - Покажите! В Мелиоративном кто не пил, и тот стал пить!

Уходя от Жаровых, участники рейда предупредили ее: "Будешь пить - отберем детей! Тем более, что один из сыновей давно в интернат просится".

В третьей квартире - чемоданное настроение.

- Куда собрались? А где "орел"?

- На рыбалку уехал, - обреченно ответила Людмила.

И она, и ее сожитель Александр Швайко (в данном случае имя и фамилия сохранены) в Мелиоративный приехали из Эстонии. Живут вместе девять лет. От первого брака у Людмилы трое детей. Старшему Артуру 19 лет, в следующем году он заканчивает строительный техникум.

Людмила и Александр живут в спорах и драках. Не так давно Александр ножом порезал среднюю дочь Людмилы, отсидел за это полгода.

А Людмила? Она и слово поперек сожителю боится сказать. Чемоданное настроение у обоих от того, что собралось семейство благоустроенную квартиру поменять на полдома в Шуе - с приусадебным участком и соответствующей доплатой.

Бывший муж Людмилы Урмас постоянно проживает в городе Вильянди (Эстония), алиментов на детей не платит. Вот и растерялась женщина: жизнь дорожает, детские пособия не выплачивают, денег катастрофически не хватает, а сожитель, живущий под одной с ней крышей без прописки и не раз "гостивший" в зоне, деньги на очередную выпивку выбивает с помощью кулаков. Однажды старший сын, оставив домашние скандалы на совести матери и отчима, ушел жить в подвал.

Милые дерутся - только тешатся. Можно было бы с этим согласиться, если бы не дети. Рейдовую бригаду интересовало одно: в каких условиях приходится жить детям. Выводы читатели сделают сами...

...Рассказывая о рейде в поселке Мелиоративный, надо сказать о тех, кто душой болеет за благополучие в каждой семье, за подростков. Добрых слов заслуживает управляющая местной администрацией, по зову сердца исполняющая обязанности председателя общественной комиссии по делам несовершеннолетних Людмила Алфеевна Чугунова. Она, не считаясь со временем, много сил отдает общественной работе. Активную роль в наведении в поселке порядка играет и педагогический коллектив местной средней школы.

Шуя и Шуйская.

Два очень похожих друг на друга случая произошли 2 и 9 мая.

В Шуе, в баре Дома для заезжих напилась пива, но, может быть, не только пива, 13-летняя девочка Таня. Мама ее - Евгения Степановна, отхлестала дочь ремнем. К слову сказать, в день нашего визита дети уже готовились ко сну, а мать с подругой "трудилась" над ополовиненной бутылкой самопальной водки, изготовленной, по всей видимости, по рецептам шуйских виноделов.

- Она дешевле, - констатировали женщины.

- Дешевле карману, дороже здоровью! - возражали мы.

- А я на учете в службе занятости не состою! - с вызовом продолжала мамаша. - Деньги зарабатываю своим трудом в домашних условиях. Этому и дочь учу.

Лицо Евгении преобразилось, стало как-то даже светлее, и она извлекла на свет божий искусно пошитые на швейной машинке девичий пиджачок и юбочку.

- Посмотрите, какие вещи своими руками сделала моя Таня! А то, что она в баре пиво пила, я за это ее и наказала...

...Другой случай с интервалом в неделю произошел в Шуйской, когда 15-летний Саша в компании друзей выпил бутылку водки, был задержан патрульно-постовой службой и препровожден к участковому инспектору. Маме своей, Людмиле Сергеевне, разумеется, ничего не рассказал, и эта новость стала для нее открытием. Позднее выяснилось, что старший брат Саши, на которого в настоящее время заведено уголовное дело, дважды под угрозой избиения заставлял младшего пить с ним водку.

- Саша у меня молодец, не то, что старший! - сказала мать. - Все по дому делает...

Действительно, и Саша, и Таня - незаменимые помощники в семьях.

.

Вмешательство в жизнь семьи комиссией по делам несовершеннолетних и общественности для одних - бальзам на раны души, для других - как в сердце нож.

Люди живут трудно, устали от безысходности. Государство, которому отданы лучшие годы и силы, повернулось ко многим спиной, отобрав работу, задавив налогами и дороговизной, да к тому же задерживает выплату и без того мизерных зарплат, пенсий, пособий.

А главный воспитатель и в хороших, и в плохих семьях чаще всего телевизор, который англичане остроумно прозвали идиотским ящиком ("idiot boх"). Телевидение навязывает детям иные ценности, с которыми порой миримся и мы, взрослые, рыдая над судьбами героинь мыльных опер и не замечая и не желая замечать искалеченные судьбы детей.

Василий ВЕЙККИ.