Судьба и ее смысл. Исследование

Никузькин
О нет, я не начну эссе с ответа на вопрос: «Существует ли судьба», - но, прочитав текст, вы легко сами ответите на этот вопрос. С чего же начнем эту сложную и неоднозначную тему? А давайте начнем с рассмотрения среды и предпосылок представления судьбы религиями, современной наукой и на бытовом уровне.

ХРИСТИАНСТВО

Христианство как никакая другая религия рассматривает бытие человека в качестве трагического. Дело в том, что человек создан по образу и подобию божьему, может быть поистине «сыном божьим», совработником Бога, но свою душу и подаренную Богом свободу употребляет не по назначению, а для греха. Грех Адама и Евы выбросил человечество из райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенства и смерти. Человек грешен. Грешен любой, даже новорожденный младенец, который наследует первородный грех уже в силу того, что рожден на земле плотскими родителями и потому несет в себе зерна всех страстей, плодящих зло. Возможно, отсюда столь суровая этимология русского слова «судьба» - суд божий. Так как, всех людей ждет впереди суд, который определит посмертную судьбу каждого. Воскрешенные Господом в теле (а душа и тело для христианства едины), одни обретут вечное блаженство(читай, Рай), другие вечные муки (читай, Ад). Поэтому тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства, молиться Христу, вести праведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь искушениям плоти и гордыми. Таким образом, в христианстве судьба - результирующая выбора между греховностью и негреховностью на пути к судному дню и бессмертию.

БУДДИЗМ

Буддизм видит судьбу человека предопределяемой его кармой. Закон кармы (морального воздаяния) – закон причины и следствия, который определяет участь человека и в сансаре (циклическом «существовании», «круговороте» перерождений). Цель буддиста — жить так, чтобы как можно меньше оставлять кармических следов и выйти из круга сансары, приводящего человека к следующему воплощению. Тело умирает, но причины, созданные поведением человека при жизни, определяют, где и кем ему снова родиться. Душа возвращается в мир, исполненный страданий, и пожинает плоды своего прошлого поведения, хотя и не помнит, чем провинилась прежде. Человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь Нирваны - вечного блаженного покоя, при котором личность растворяется во Вселенской пустоте.

Земная жизнь - это сплошное страдание (болезни, утраты, разочарования, смерть). Нирвана прекращает цепь перерождений, которая тянется в дурную бесконечность.
Нирвана – это не смерть, а жизнь с угасанием обычных желаний и страстей, жизнь совершенного, свободного духа. Потеря личности, индивидуальности, обладающей желаниями - важнейшая цель буддиста, исправляющего карму (предопределение судьбы). Это значит, что он не должен зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. И для исправления судьбы, предопределенной кармой, он должен неустанно сознательно работать над собой. Только так может изменить свою судьбу и духовного поколения, за которое он ответственен будущими перерождениями.

ИСЛАМ

Ислам базируется на вере в предопределение (судьбу)дарованное(ую) Аллахом. Существует три точки зрения. Одна из них состоит в том, что человек полностью беспомощен, и его решение не оказывают никакого влияния на то, что с ним произойдет. Вторая, заключается в том, что все происходит в соответствии с решениями и поступками человека, и поэтому он должен нести за них полную ответственность. И третья точка зрения - Аллах создал все и установил универсальные законы, Он знает обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании. Все события происходят с Его одобрения. Человек неспособен изменить повеления Аллаха, как и многое из того, что дано ему от рождения (пол, цвет кожи, национальность и т.д.). Но Аллах может ответить на молитву человека и изменить что-то в его судьбе (предопределении).

Из ислама следует, что Аллах дал человеку власть, свободу и руководство, чтобы человеку было проще выбирать внутри некоторых пределов. Даровав все эти качества, Аллах хочет испытать человека, зная будущее и предстоящий результат такого испытания. Но для человека все же это остается экзаменом, который ему предстоит пройти, чтобы явилась Слава Аллаха. По результатам экзамена определяется место загробной жизни человека: загробная жизнь в исламе имеет Ад и Рай.

Особую нишу в исламе занимают женщины. Женщина в исламе считается низшим существом и ей определен единственный способ стать достойной - следовать за Кораном и Сунной, беспрекословно повиноваться всем мужчинам-мусульманам в своей жизни. Достойных женщин ждет наслаждение в раю:  пить вино, наслаждаться прекрасной пищей, лежать в тени рая, наблюдать и надсмехаться на кяфирами (не мусульманами), горящими в аду. Мужчина же в раю будет выбирать из райских дев Аллаха женщин, с которыми он будет заниматься сексом. Они все сексуальны, застенчивы, постоянно наутро девственны, с красивыми лицами, никогда не отказывают мужчине, а лишь подчиняются ему.

НАУЧНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. ГЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Генная психология – новая наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека (скорости реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта, темперамент, устойчивость к стрессу и т.д.). Она наталкивает на мысль, что по наследству передаются не только внешность и характер, но и… судьба, так как доказывает, что результатом действия специфических генов является рождение мужчиной или женщиной, гомосексуалом или гетеросексуалом и многое другое. Генетическое предопределение онтогенеза это и есть судьба, по мнению психогенетиков, так как при оплодотворении предопределяется генотип, а следовательно формируется наша судьба. Правда, в такой судьбе не написано быть нам министром или трактористом, но написано сможем ли стать ими в той среде, в которой придется жить.  Но самое необычное ее открытие  - геном человека можно изменить тремя способами: с помощью химии, лучевого воздействия и… психологического.

Неужели мы зависим от генов, как марионетки от ниток, на которых подвешены?

От некоторых да. Как известно, молекула ДНК содержит 4 азотистых основания — аденин (А), тимин (Т), гуанин (Г), цитозин (Ц). Все человеческие гены, все гены растений и животных состоят из цепочки этих четырех букв, расставленных в том или ином порядке. Ген хореи представляет собой длинную цепочку трех генетических букв: ЦАГ, ЦАГ, ЦАГ, ЦАГ… Так вот, склонность человека к заболеванию хореей прямо зависит от числа повторений ЦАГ в этой строке.

У подавляющего большинства из нас коварный ген содержит всего один десяток ЦАГ. Все в порядке! Однако порой ген напоминает заезженную пластинку. Одна и та же фраза доносится с нее несколько десятков раз. Если тройка букв повторится З9 раз, то с вероятностью 90 процентов человек заболеет хореей к 75 годам, а первые симптомы недуга почувствует лет за 10 до того. Если тройка букв повторится 40 раз, то в 59 лет человек наверняка заболеет хореей. При 41 повторении роковая черта снизится до 54 лет, если эта фраза отпечатается внутри хромосомы 50 раз, то уже к 27 годам человек потеряет силы и рассудок…

Сейчас ученым известно уже около 1.600 болезней, передающихся по наследству. Все они связаны с дефектом того или иного важного гена. Но есть тысячи болезней, которые называются «полигенетическими». Они связаны с дефектом нескольких (а порой и нескольких сотен!) генов. Среди этих недугов такие всем знакомые, как гипертония, диабет, рассеянный склероз и многие другие.

Что же в итоге? Наши гены вовсе не напоминают строгую программу, которую неукоснительно выполняет организм. Скорее это некий набросанный в общих словах план, коему человек порой следует, а порой заметно отступает от него и только бытие или среда определит развиваться какой то из программ или нет.  Т.е философское выражение “бытие определяет сознание” здесь переиначивается в «Сознание определяется генетической информацией, а бытие отвечает за его реализацию». Именно отвечает, так как геном человека изменяется под воздействием эмоционального фона текущей жизни.

СУДЬБА В МИФОЛОГИИ

История вопроса судьбы просматривается еще в древних шумеров, которые, заметив неизбежность некоторых явлений в жизни человека, создали ученье о боге. В их понимании бог это судьба, рок, фатум, участь, удача, везение. Позже греки развили целое ученье о судьбе, создав большое число мифов, в которых передавались представления людей о мире, месте человека в нём. В первобытной культуре мифы представляли собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир

Судьба ими понималась как предопределенность (фатум) событий и поступков, которая всецело влияла на существование человека в биологическом и социальном понимании его жизненного пути. Греки создали триаду богов, которые управляли судьбой. Это Мойры (из греческого – доля, участь), дочери Зевса и Фемиды или Зевса и Ночи (богини правосудия). Лахесис (Дающая, Отмеряющая жребий), Клото (Прядущая) и Атропос (Неотвратимая). Первая - бросая жребии, определяет жизненный путь человека еще до рождения, вторая - прядет нить его жизни, а третья - в назначенный жребием час обрезает нить, предопределяя тем самим срок долголетия, неотвратимо приближает будущее, уйти от которого невозможно. Согласно мифу, боги не могут пойти супротив мойр, и лишь позже Зевс станет над ними главным.

У восточных славян тоже есть пара подобных женских божеств. Это Доля и Недоля (или Встреча и Невстреча), сопровождающие  человека всю жизнь. Была у славян и троица богинь судьбы. Это Суденицы или Орисницы. Они приходят в полночь на третий день жизни ребенка, и нарекают ему судьбу. По сербским представлениям старшая из судениц предвещала смерть, средняя - физические недостатки, и лишь самая младшая - что-то хорошее, сколько жить ребенку, когда идти к венцу и каким счастьем обладать. Древние римляне персонифицировали судьбу в виде:  Парки (Нона, Децима, Морта).  Есть свои богини у скандинавов и многих других

В общем, первоначально богини судьбы тесно связаны с женскими божествами, помогающими разродиться роженице и дать жизнь ее ребенку. Позже многие религии заменяют понятие судьбы божественным провидением, что в принципе одно и тоже, ибо в основу положено предопределение. В это слово вкладывается, в религиозных воззрениях, исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности.

СУДЬБА НА БЫТОВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

Человек на обывательском уровне понимает судьбу как неразумную и непостижимую предопределенность событий и поступков, которые происходят в течение его жизни. Для ее определения он подводит итог определенного отрезка времени, субъективно находит узловые моменты своей жизни (положительные или отрицательные) и связывает их воедино фатумом, роком, жребием или стечением обстоятельств и систематизирует. В систематизации субъективно (итог чаще всего рассматривается критически) определяется закономерность, которую он в силу выбранной им причинности ( гороскоп, приворот, порча,  и т.п) считает предопределением или впоследствии судьбой.

В зависимости от признания или непризнания индивидом свободы воли он может прийти к одному из двух решений. Если признается свобода воли, то нет фатализма, нет жёсткого детерминизма, нет жёсткой закономерности, сознание активно влияет на бытие, нет судьбы, а есть свобода человека - мини-бога. Если не признается свобода воли, то там фатализм, непреодолимая судьба, жёсткая закономерность, бытие определяет сознание, нет свободы и человек – раб другого божества или предопределенности свыше, например вера расположение планет, в высшую власть, различные фобии и пр.

В реальном мире жёсткого детерминизма и фатализма нет, потому что при пассивном поведении, например, рассчитывая на законы планет - жизнь потечет в одном направлении, при активном - жизнь потечет в другом направлении. У человека есть свобода воли, то есть самостоятельная сила, которая может быть реализована в этом мире. Неизбежная судьба и свобода воли - противоположные понятия. В какой степени есть свобода воли, - в такой степени отсутствует неизбежная судьба. Судьба - это не неумолимая закономерность, а результирующая траектория, определяемая суммой волевых решений человека и волевых решений других субъектов, имеющих свою собственную свободу воли. Чем сильнее у человека свобода воли, тем меньше для него существует неизбежная судьба, фатализм.

Конечно, свобода воли у человека не безгранична. Даже более того, она весьма ограничена и, конечно, не подобна Божьей. Но она обнаруживается  в очень большом диапазоне. Достаточно вспомнить людей с колоссальной силой воли типа Гитлера, Сталина, Наполеона, Ленина, Христа, Мухаммада, Будды и т. д. Эти люди глобально изменили жизнь целых народов, увлекая и подавляя их своей волей и реализуя свои (умные или бредовые) идеи. Но не мало людей, живущих пассивной жизнью,  полностью полагающихся на религиозное предопределение судьбы.

СМЫСЛ СУДЬБЫ

Сила воли — одна из могущественных сил человеческой природы, заключающаяся в способности человека сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в осмысленном преодолении внутренних и внешних препятствий, возникающих на пути достижения поставленной цели. Цель здесь является конечной точкой, точкой «прибытия» или итоговой точкой, если подводится итог прожитой жизни. Процесс достижения цели наполняется смыслом в виде сложенных составляющих: рациональной уверенности в достижимость цели, мотивацией(ями), настойчивости, смелости и т.п. Смысл – вектор рассудительности достижения цели. Для одной цели может быть один или несколько таких векторов, исходящих из разных начал (начальных точек). Например, человек, выбирающий будущую специальность, исходит из симпатии к ней, престижности, достаточности заработка и многого другого. Осмысление всех вариантов приводит к равнодействующей или сумме смыслов и позволяет спланировать путь достижения к общей конечной цели.

Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приводит не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности.

Собственно, мотивация или побуждение к действию процесс, определяющий  направленность, организованность, активность, устойчивость и способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Имеет  под собой интеллектуальную подоснову, так как эмоции лишь косвенно влияют на процесс. Можно сказать что мотив — это опредмеченная потребность, но не цель и не потребность. Потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель

Различают устойчивую и неустойчивую мотивации. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. Пример устойчивых личных мотиваций: голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. д.; групповых мотиваций: забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п. . Кроме этого есть познавательные мотивации, например, исследовательское поведение, игровая деятельность и т.п.

Среди мотивов можно выделить основные: самоутверждения, власти, процессуально-содержательные мотивы и многие другие. Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме. Связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Является одной из самых главных движущих сил человеческих действий - стремление занять руководящую позицию в коллективе, попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха), а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.).

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Следует также отметить мотив долга и ответственности перед обществом, отдельными людьми; стремление получить одобрение других людей; мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности, проявляющийся в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить и много-много других мотивов.

Для того чтобы мотивация была устойчивой и человек действительно строил свою жизнь а не полагался на фатум, следует в силе воли учесть еще пять факторов:
1) Желание. Оно всегда указывают нам путь. Распознавая свои желания, мы можем узнать и понять самого себя. 
2) Смелость. Без нее человек не сможет принять ни одного важного решения.
3) Вера в то, что мы можем добиться своих целей. Она способна свернуть горы и пробуждает силы, необходимые для всех свершений.
4) Жизненная сила, необходимая для здоровья и крепкой нервной системы.
5) Терпение. Начать задуманное может каждый, но победителем становится только тот, кто не отступает при неудачах. Часто проигравшие значительно способнее и талантливее, но они не выдержали трудностей.

Я все-таки не полагаюсь на судьбу, понимая, что на бытовом уровне она суть итога жизни и не имеет мотивации целеустремленности.  В этом случае смысл жизни подсказывает выбор цели, как направление указывает путешественнику, какие города он может посетить на своем пути.  Вы, конечно, спросите:  «А как быть с генетической предопределенностью?», - и будете правы. Все верно, если есть предрасположенность к заболеваниям, например высокая чувствительность к стрессам, то выбор специальности связанной со стрессом укоротит жизнь, и уже вам решать свою судьбу: жить недолго в запрещенном генетикой поле или дольше в разрешенном. Для этого выбора, учитывающего предрасположенности, человек должен познать себя и свою родословную и жить в согласии с собой. Этот выбор будет одной из констант вашей судьбы.

Хороший человек неохотно вступает в борьбу, ему кажется, что все должно быть само по себе хорошо. Также удерживают от борьбы страхи показаться некрасивым, не умным… . Но само по себе вообще ничего не происходит. Кто хочет действовать и оказывать влияние на других, тот обязан обладать твердой и постоянной волей. Фридрих Шиллер очень метко заметил по этому поводу, что «маленьким и большим человека делает его воля».

ЭПИЛОГ

Тема жизни и смерти: начала и конца жизни – естественна, как естественен вопрос осмысленного наполнения жизни (смысла жизни). Смысл жизни человек начинает искать в переходном возрасте, в начале активизации ассоциативного интеллекта или с первыми самостоятельными решениями. Он ставит осмысленные цели с внушительной мотивацией, добивается их и, пройдя какой-то жизненный отрезок, оценивает построенную жизнь с верху (подводит итог). Вот здесь мы сталкиваемся с парадоксом: подводя итог, проделанное кажется малоценным, бессмысленным иногда глупым, но ведь цели ставили осмысленными, четкими с солидной мотивацией. Что произошло? Здесь кроется двуракурсность смысла жизни и его неопределенность. Когда критически подводим итог, то находим фатальную предопределенность (ищем то что находим, а ищем недостатки), когда возвращаемся к вопросу снизу (к времени постановки цели), то опять мотивации четкие и жизненно важные. Двуракурсность создает иллюзию нерешенности вопроса о смысле жизни, поэтому мы сами себя провоцируем уточнить  формулировку смысла жизни и нерешительные приходят к состоянию: смысл жизни - в поиске смысла жизни. 

Но решающим фактором все же является не то, что мы есть при рождении, а то, что мы делаем из своей жизни, в поле нашей генетической предопределенности. Каждому из нас наверняка приходилось наблюдать, что слабовольные люди даже при наилучших условиях ничего не достигали в жизни. «Только не напрягаться», — таков их девиз, и они позволяют управлять собой и плывут по течению. «Я хочу найти свою собственную цель, такую цель, ради которой стоило бы отдавать все свои силы»,— такова должна быть установка каждой уважающей себя личности. Только тот, кто нашел свою собственную цель и работает над ее осуществлением, выделяется из общей массы. Правильные цели должны удовлетворять двум требованиям: представлять собой определенное достижение для общества; способствовать развитию личности.

17.12.10
Никузькин