Не надо разводиться!

Галина Радциг
Женщина производила впечатление типичной клуши. Не хранительницы семейного очага, не  увлеченной бытом домохозяйки, а именно -  клуши. Да простит меня читатель за этот термин! Но другого слова, столь емко отражающего  определенную женскую суть, я подобрать не могу.
Кто такие эти самые клуши? Это  особи женского пола, которые не просто вечно что-то варят, чистят, стирают, гладят, а еще и квохчут по каждому поводу. Это у них называется - переживают. Или волнуются.

Это такая особая порода женщин, которые до старости не взрослеют. Не умеют принимать решений,вначале не понимают своих мужей, а потом и детей. Вообще плохо понимают все, что происходит за порогом слова под названием «быт». Дома чисто? Чисто! Все накормлены? Да! В Турцию летом всей семьей съездили? Съездили!  Чего еще надо-то?!

Такие женщины редко ходят к психологам. Им все ясно и понятно. И в своей правоте они железобетоны. Честно, мне редко удается сталкиваться с такими клиентами: приворотов и отворотов я не делаю, порчу на соперниц не навожу, Не интересна я для этой категории страждущих.
Эти женщины могут выглядеть внешне по-разному: и в норковой шубе, и в дешевом пуховике.  Но их объединяет одно: суетливые жесты, тревожный взгляд, сбивчивая речь. И стойкое нежелание видеть ситуацию такой, какая она есть. И полное незнание и непонимание себя.

Сегодняшняя клиентка была в дорогом спортивном костюме. Она испуганно озиралась по сторонам и крепко прижимала к груди элегантную сумку. Пока я наливала чай и безмятежно анализировала декабрьскую погоду, женщина, назовем ее Мариной, немножко успокоилась. По крайней мере, сумку положила рядом.
- Мне моя подруга дала Ваш телефон, - отпив чай,  произнесла Марина.- Она говорит, что Вы можете помочь.
- В чем же Вам нужна моя помощь?
- Мой муж стал вести себя совершенно недопустимо. Его поведение меня обижает и оскорбляет.
- А конкретнее?
- Ну…. Мне кажется, что у него появилась другая женщина…
- Почему Вы сделали такой вывод?
- Ему постоянно приходят какие-то СМС-ки, иногда даже ночью. Когда ему звонят, он уходит разговаривать в другую комнату. Когда я спрашиваю, кто звонил, он  отмалчивается. Никогда так раньше не было.

- И чем же я могу Вам помочь в создавшейся ситуации?
- Ну откуда я знаю? Подруга сказала, что Вы все сами поймете!
- Ситуация мне понятна. Мне  пока не ясно, что в данной ситуации хотите Вы.
- Я хочу, чтобы все было, как раньше! Чтобы не было этих звонков и СМС! Сможете?
- Нет. Я не смогу запретить Вашему мужу пользоваться  телефоном.
- А…. зачем тогда я к Вам пришла?!
- Вы полагаете, что на этот вопрос должна ответить я?

В комнате повисло молчание. Марина  смотрела на меня обиженно, как на человека, обманувшего ее ожидания.  Она опять вцепилась в сумку.
- А, может быть, и нет никакой женщины?- с надеждой произнесла Марина.
- Может и нет, - согласно кивнула я головой.- А кто тогда пишет Вашему мужу СМС-ки по ночам?
- Ну мало ли… Может, она его добивается, а он не хочет? Разве так не бывает?
- Бывает.
- Вот! И я говорю, что все хорошо!- лицо Марины покрылось от волнения красными пятнами.

- Марина, раз уж Вы пришли, давайте все же попробуем разобраться в Вашей проблеме. Допустим, всего лишь допустим, что у Вашего мужа есть другая женщина. И Вы это точно знаете. Что дальше?
- Дальше?! Только развод!
- То есть, Вы готовы с мужем расстаться?
- Конечно! Я не буду терпеть унижения! Пусть собирает свои вещи и уматывает! Без него проживем!
- Вы проживаете в Вашей квартире? Или это общая собственность с мужем?
- А какое это имеет значение?
-Большое. Возможно, он не захочет « уматывать» из своей квартиры.
- Ну вообще-то эта квартира в собственности его мамы… А я и дети прописаны в квартире моих родителей.
- Именно об этом я и говорила. У Вашего мужа нет никаких оснований « уматывать». Скорей всего, если Вы решите с ним расстаться, «уматывать» должны будете Вы с детьми. Вы к этому готовы?

- Еще чего! Мне некуда уходить! В маминой двушке живут мои родители и  брат с семьей.
- Но юридически Вы не имеете права на квартиру, в которой проживаете. Это факт.
- И что же мне теперь делать? Терпеть его измены всю жизнь?!
- Ну почему же? Вы можете развестись. Но должны понимать, что  после развода именно Вы должны покинуть вашу общую жилплощадь. Тем более, что инициировать развод собираетесь Вы.
- Ничего себе! Еще скажите, что и алиментов он не должен платить?
- Должен. Но будет ли, я не могу Вам сказать. Вы готовы содержать двоих детей-школьников? Вы говорили, что уже более десяти лет не работаете.
- На мне весь дом! А дети?! Всевозможные кружки, спортивная школа, музыкальная школа! Разве это не труд?!
- Это труд. И очень тяжелый труд. Но данное признание не решает Вашу ситуацию. За этот труд государство не платит денег. Этот труд оплачивает Ваш муж. Вы и Ваши дети ни в чем не нуждаетесь. Правильно?
- Да, это так. Врать не буду. Олег вкалывает с утра до вечера, чтобы « мы были в порядке». Это он так говорит.

- Вот поэтому я Вас и спрашиваю: что Вы хотите? Хотите расстаться с мужем- пожалуйста! Но после этого Ваша жизнь в бытовом и материальном плане сильно изменится. И не в лучшую сторону. Соответственно, и психологически, и эмоционально Вам тоже не станет легче.
- Да… Но все же! Если я сделаю вид, что ничего не происходит так он всю жизнь так и будет по бабам бегать!
- На данный момент Вы даже не уверены, что у Вашего мужа есть другая женщина. Вы просто это предполагаете. Ваш муж ни в чем не признается. Значит , он не готов что-то в своей жизни поменять. Очевидно, у него «семья» и « личная жизнь»- это разные понятия.
- Да плевать мне на его понятия! У меня они другие!
- Возможно, что у Вас они другие.  Но поскольку Вы полностью зависимы от мужа, Вы не можете не считаться с его понятиями.
А уж если Вы хотите жить в соответствии со своими понятиями, тогда нужно всю ответственность брать на себя: учиться зарабатывать деньги, обеспечить себя и детей жильем. Да много еще всего!
- Интересно, когда я все это успею?! У меня и так нет ни одной свободной минуты! Я кручусь с утра до вечера. Раньше всех встаю, позже всех ложусь: дом, дети, капризная свекровь с вечными претензиями! Когда мне зарабатывать деньги?!

- Но это Ваш выбор! Вы же хотели развестись. Я полагаю, что у Вашего мужа тоже есть к Вам претензии. Но он не бежит разводиться. Он продолжает выполнять взятые на себя обязательства. Когда-то вы с ним договорились, что его обязанности- зарабатывать средства для достойной жизни, а Ваши- заботиться о детях и вести дом. Так?
- Так! Но мы не договаривались, что можно изменять!
- Вы что-то можете сделать с этим?
- А что я могу?
- Да многое можете! Скандалы каждый день устраивать! Телефон мужа проверять. Контролировать каждый его шаг! Можете довести мужа до дикого желания расстаться с Вами немедленно. А можете просто выполнять, как и прежде, взятые на себя обязательства.

- Я вот Вас послушала, так можно подумать, что вы оправдываете супружеские измены! Пусть все мужья гуляют направо и налево. Ничего страшного, да?! Не стОит обращать внимания? А вот интересно, как бы Вы сами поступили в подобной ситуации?
- Я бы ушла.
- Вот видите! Сами бы Вы ушли, а мне советуете не обращать внимания! Нет, все же вы, психологи, дурацкие советы даете!
- Марина, я- это я, а Вы- это Вы, а еще кто-то третий- это третий! Каждый делает свой выбор в схожей ситуации. И выбор этот зависит от многих факторов. Я Вам не советовала непременно оставаться в браке. Я пыталась Вам объяснить, что принимая решение нужно быть готовым нести за него ответственность.
 Хотите развестись- разводитесь, но вИдьте, что Вас дальше ждет.
Хотите сохранить семью- сохраняйте, но понимайте, что Вам во многом придется пойти на компромисс. Вы не можете запретить мужу получать СМС-ки. Но Вы можете, допустим, попросить его на ночь отключать звук на телефоне, чтобы это не мешало Вам спать.
Да, когда-то с мужем вы договорились об определенном устройстве вашей совместной жизни. Тогда тема измен не стояла. Сейчас она возникла. Вы не можете от нее отмахнуться, как от осенней мухи, и вернуться в прежнее состояние. Вы  можете ее только принять и решить, как будете жить дальше.  Эта тема уже есть, понимаете? Вы можете поговорить с мужем по этому поводу. Возможно, Вам удастся договориться, что каждый из Вас будет оберегать семейный уклад от подобных вещей. Муж будет вести себя корректнее и попросит об этом свою даму. А Вы не будете задавать лишних вопросов. Я не знаю, как вы умеете с мужем договариваться и до чего сможете договориться…

Мы еще около получаса ходили по одному и тому же кругу в сто сорок пятый раз. Собственно, все желания Марины укладывались в одно коротенькое предложение: хочу, чтобы не пил, не курил, не гулял и обеспечивал по полной программе. Хочу и все тут! Сделайте, чтобы было так, как раньше! Подруга же сказала, что Вы точно поможете.

Я ни слова не сказала о Карме. Я ни слова не сказала о том, что мы рождаемся не  только для того, чтобы сытно есть, выходить замуж и  рожать детей. Я ни слова не сказала о том, что брак- это не пожизненная рента на счастье. И даже о том, что мужчина- тоже человек, я тоже ничего не сказала! Я давно научилась определять, когда меня услышат, а когда –нет.

И впервые за время консультирования я почти позволила себе  дать клиентке совет: не надо разводиться…