147. Эгоизм

Анатолий Шуклецов
Человек, объятый сильной страстью, – страшный эгоист.
Александр Герцен.

147.1 – 147.14: Эгоист? Безусловно. – Жизнь коммерческая сделка. – Центр мироздания творчество. – Буду служить ему. – Всего меньше эгоизма у раба. – Выработать качества эгоиста. – Оправдание моё в том. – Уважаю слово «нет». – Не было тех недостатков. – Занятия налагают печать. – Создай себе цену. – Холодное себялюбие. – Мир нечеловеков. – Спаси нас от них!


147.1. Эгоист? Безусловно…

Выдержан и усерден. Учёбу предпочитает развлечениям, читает хороших авторов. Крайне самолюбив, честолюбив беспредельно, эгоистичен. Далеко пойдёт, готов на всё. Из аттестаций Наполеона. // Где бы я ни был, казалось, стою в центре вселенского мира. Александр Твардовский. // Куда бы я ни взобрался, повсюду за мной следует пёс по имени «эго». Фридрих Ницше. // Земной рай там, где я нахожусь. Франсуа Вольтер. // Я самому себе всех ближе. Терентий. // Ничто не больше для меня, чем я сам. Макс Стирнер. // Я часто спрашивала: «Кого ты больше всего любишь?» И ожидаю: «Тебя, тебя, тебя…» Нет, со всей серьёзностью: «Больше всего на свете я люблю мою литературу!» Вера Зощенко-Кербиц. // Милая моя, не думай, что ты – центр бытия, в центре бытия нахожусь я. Мне достаёт заботы об одной своей душе. О, если б меня достало хоть на это. Франческо Петрарка. // Два дня думала, теперь знаю: ты злостный эгоист. Говоришь о народе, об искусстве, а думаешь о себе. Никто тебе не нужен. Зачем меня звал? Поддакивать тебе, да? Поищи другую дуру! Юрий Казаков. // Ты как будто обижаешься, что я всё время думаю об искусстве. Да как же не думать? Вычеркни из меня искусство, и ничего не останется. Николай Рерих. // Береги себя, не ради себя, но ради меня. Я большой эгоист. Чарльз Диккенс – своей невесте. // Я жестокий негодяй, который кроме живописи ничего знать не желает. Валентин Серов. // Я вообще существо, видимо, экстремально-эгоистическое. Эдуард Лимонов. // Мои главные недостатки – грубость и эгоизм. Владимир Обручев. // Я знаю – я скверен, я гадкий, дурной эгоист. Владимир Вернадский. // Хемингуэй был страшный эгоист; из хороших качеств – умение писать. Марта Геллхорн, третья бывшая жена. // Вы правы, я очень эгоистичен, капризен – отвратительный характер. Илья Репин. // Имея в виду наиболее известный роман Джорджа Мередита «Эгоист» (1879), Роберт Стивенсон однажды в шутку сказал, что главный персонаж, кажется, списан прямо с него. «Нет, – воскликнул Мередит, – я сам в данном случае был моделью». // Эгоист? Безусловно; моя собственная жизнь интересует меня больше, чем жизнь Юлия Цезаря. Когда я не думаю о себе, я вообще не думаю. Жюль Ренар. // Чувство Я – наиболее сильное, живое и влиятельное из всех чувств. Вильгельм Виндельбанд. // Я всегда считал и теперь считаю, что эгоизм – это альфа и омега современного искусства, но, чтобы быть эгоистом, надобно иметь эго. Отнюдь не всякому, кто громко кричит: «Я! Я!», позволено войти в Царство Искусства. Оскар Уайльд.


147.2. Жизнь – коммерческая сделка…

Это неискренний человек, безмерно влюблённый в себя, Лев Толстой ничего, кроме себя, не видит, не знает. Бунин людей любит умом, к себе до смешного бережлив. Капризен в отношении к близким, умеет жестоко пользоваться ими. Максим Горький. // Он был не из тех, кто мог посвятить свою жизнь другому. Вера Муромцева-Бунина. // Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно. Нам чувство дико и смешно. Александр Пушкин. // …для Наполеона существует только он сам, все прочие не более чем номера. Анна Сталь. // …служат мне отличными «дровами» для моей творческой домны. Сергеев-Ценский. // Как только группа перестанет быть полезной, я отброшу её как помеху. Я – для себя, и они об этом знают. Стинг. // Если хочешь достичь успеха, сначала переступи через себя, а потом – через других. Мадонна. // Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело, тем более тут эгоизма. Люби самого себя – вот одно правило, которое я признаю. Жизнь – коммерческая сделка. Плюй на всё и торжествуй! Фёдор Достоевский. // Превыше всего не забывай свой долг любить себя. Сёрен Киркегор. // Если себя не любишь, тебя никто не будет любить. Самовлюблённость писателю необходима. Прежде чем стать другом всем, полюби себя. Любовь к самому себе – единственный роман, который продлится всю жизнь. Оскар Уайльд. // Главная и основная пружина в человеке, как и в животном, есть эгоизм. Артур Шопенгауэр. // Береги себя прежде всего для себя, тогда и людям много останется. Лев Толстой. // Хорошо понятая любовь к ближнему начинается с самого себя. Виктор Гюго. // Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие, как деятельное стремление к  совершенству, есть источник всего великого. Иван Тургенев. // Наша любовь к самим себе помогает любви к другим. Франсуа Вольтер. // Хочешь жить для себя, живи для других. Сенека. // Каждый тешится на свой лад и только себя ублажает. Но одни обращают свою деятельность на себя самих, другие приглашают на пиршество своей души всех. Гюстав Флобер. // Люби только себя и живи настоящим. Кто хочет жить для других, не должен пренебрегать собственной жизнью. Жан Гюйо. // Самая великая вещь на свете – уметь принадлежать себе. Мишель Монтень. // «Как он смеет! Да кто он такой? Почему не считается с нами?» Это зависть скрежещет зубами, это злоба и морок людской. Юрий Кузнецов. // Нельзя быть эгоистом!.. Растрезвоненное заблуждение. Навесь на себя желания других и твой подвиг не оценят. Он многое не успел, посетуют на похоронах. Пока человек не вредит другим, он вправе вести наиболее естественную для себя жизнь. Ганс Селье. // Грех эгоизма не так ужасен как грех пренебрежения собой. Уильям Шекспир. // Постыдно, занимаясь много чужими делами, забрасывать свои собственные. Демокрит.


147.3. Центр мироздания – творчество…

Кто оставляет след, тот оставляет шрам. Анри Мишо. // В тени всякого знаменитого человека всегда есть женщина, которая страдает. Жюль Ренар. // Читала биографию Бетховена. Один из тех, для кого центр мироздания творчество, остальное принадлежность к гению. Через Бетховена я лучше поняла эгоизм и равнодушие ко всему супруга. Он берёт от окружающего только то, что нужно для работы, всё остальное отбрасывает. Труд переписывания рукописей, заботу о физической стороне его жизни, моё тело. Когда отживёт любовную жизнь со мной, цинично и безжалостно отринет. Духовная сторона моей жизни ему неинтересна, он никогда не вникал в неё. Дочери ему тоже служили, и тогда он ими интересовался; а сыновья ему чужды. Народив тринадцать детей, не имеет в семье ни радости, ни обязанностей. Это нам больно, а мир преклоняется перед такими людьми. Софья Толстая. // Мой дед никогда не интересовался судьбой своих близких. Его волновало лишь творчество, которым он жил. Марина Пикассо, внучка художника. // Всё, что окружает эгоиста, представляется ему лишь рамкой для его портрета. Жан Пети-Сан. // Когда Джон окружён с севера Джоном, с юга – Джоном, с востока – Джоном и с запада – Джоном, тогда у Джона не может быть хорошего брака, и жалко ту женщину, которая выйдет замуж за него. Самуэль Тиненбом. // Большое дерево иссушает почву вокруг себя, высасывает все соки, чтобы цвести и плодоносить. Оноре Бальзак. // Человеку, целиком посвящающему себя литературному творчеству, не нужны чувства, женщины, дети, у него не должно быть сердца, только мозг. Эдмон Гонкур. // Сердце у эгоиста находится в голове. Пьер Буаст. // Как мучает меня этот великий человек, сам не зная того. Жёнам-сподвижницам не завидуй!.. Гения надо накормить, одеть, создать комфортную обстановку, переписать бессмертные опусы множество раз. Надо его нежно любить, ревностью не беспокоя. Нужно вскормить и воспитать детей, гению самому недосуг. Ему надо общаться с Эпиктетом, Сократом, Буддой, и самому стать таким. Когда отдашь на служение гению всё, тогда и упрекнут, не понимала его. Софья Толстая. // Но если женщина не живёт честолюбием и другими приятными сторонами творческого человека и хочет отклика на свою внутреннюю жизнь, хочет внимания к своей личности, то от творческого человека она никогда этого не получит. Такой человек жаден, ему всё мало, он любит брать от всех, а даёт себя только в творчестве, а не в жизни. Вера Муромцева-Бунина. // Польский поэт Чеслав Милош художников определил как «людей, которые совершенство произведений ставили выше своих обязанностей супругов, отцов, братьев, сограждан». // Человек должен либо отказаться от своего призвания, либо пренебречь покоем других людей. Генрик Ибсен.


147.4. Буду служить ему…

Долгое ревностное служение своему делу возможно только при постоянном пренебрежении многими другими вещами. Роберт Стивенсон. // Одна большая страсть, занявши раз нашу душу, жестоко измещает всё остальное. Двум страстям нет места в нас. Александр Солженицын. // Искусство требует, чтобы ему отдавались целиком. Ради искусства своего народа нужно и необходимо жертвовать всем. Только так является у мира новый художник. Василий Качалов. // Если мы хотим помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом. Фридрих Энгельс. // Надо понять: если у человека нет эгоистической заинтересованности, то не будет и полной отдачи. Так уж человек устроен, и бороться с этим бесполезно. В.Леонтьев, американский экономист. // Не обманывайтесь, – всякое живое существо ни к чему так не привязано, как к своей собственной пользе. Эпиктет. // Ведь я только всего и хочу, чтобы всё всегда было по-моему. Бернард Шоу. // Эгоизм и преобладание умственных интересов благоприятствуют деятельности в различных областях искусства. Теодор Драйзер. // Это удивительный человек гигантской воли и силы, непреклонно строящий свою жизнь, как он хочет. Этим, разумеется, неудобный для окружающих. Восхищаешься им, завидуешь – но я не могу не заметить, что Солженицын, осуществляя свою великую миссию, не глядит на людей, стоящих рядом, не хочет видеть их миссий, их бед, потому что живёт по расписанию. Когда всё расписано в дне до минуты – не до соседа. Из-за его героической фигуры, мужественного лица глядят на меня другие лица – люди, не успевшие осуществить себя в искусстве, потому что всегда готовы были расслышать другого, отозваться на его боль. Да будет он благословен. Буду служить ему, чем могу – он этого стоит, он вообще стоит всего. Лидия Чуковская. // Не забудем при этом, что он точно также пренебрегает и собою и лишает себя тех семейных радостей, к которым немногие чувствуют столько симпатии, сколько он. Ему как бы и некогда принимать участие в делах и интересах семьи или удовлетворять собственному желанию развлечений, потому что он связан своим главным трудом. Исаак Дизраэли. // Аскетизм – это предельный эгоизм, искупаемый предельным самоотречением. Виктор Гюго. // Лев Николаевич берёг себя, не хотел тратить энергию и время на семью. Как художник и мыслитель был прав, но для младших детей не сделал ничего. Он прав перед человечеством: он великий писатель. Но мне от этого не легче, он мне не муж, в смысле помощи, он, главное, не отец своих воспитывающихся детей, и это ужасно для матери. Хочется личной жизни, своего труда, а не труда над чужими трудами. Софья Толстая. // Мы вовсе не ставим тебе, неисправимый эгоист, сверхчеловеческих требований, мы даже признаём твой эгоизм, но признай и наш эгоизм. Людвиг Фейербах.


147.5. Всего меньше эгоизма у раба…

Эгоизм умерщвляет великодушие. Фёдор Достоевский. // Какую власть имеет человек, который даже нежности не просит! Анна Ахматова. // Выдающиеся характеры обычно суровы, неуживчивы, иногда жестоки. Если даже масса признает их превосходство и невольно воздаст им должное, редко случается, чтобы их любили и покровительствовали им. Шарль Голль. // Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя. Фридрих Ницше. // Интеллект и доброта связаны обратной зависимостью. Ум предполагает эгоизм, а святая простота – бескорыстную преданность. Фазиль Искандер. // Чем человек душевнее, тем он бездуховнее. Джонатан Свифт. // Сентиментальные люди – самые бессмысленные из смертных. Томас Карлейль. // Люди по закону природы разделяются на два разряда: низший (обыкновенный), так сказать, материал для зарождения себе подобных, и собственно на людей, имеющих дар сказать «новое слово». Фёдор Достоевский. // Одни люди созданы со шпорами на ногах, а другие – с седлом на спине. Чтобы тем, кто со шпорами, удобнее сидеть было. Известная восточная мудрость. // Есть люди, быть другом которых значит быть их жертвой. Возможны потому, что другие в дружбе видят только обязанность приносить жертвы. Василий Ключевский. // Всего меньше эгоизма у раба. Александр Герцен. // Стадный инстинкт очень силён. Человек безумно страшится осуждения собратьев. Однажды уверовав, что интересы общества превыше всего, он становится рабом данного убеждения. В самом малом отклонении от одинаковости усматривается страшная опасность для всего стада одинаково мыслящих и одинаково действующих людей. Джон Стейнбек. // Чем более мы холодны, расчётливы, осмотрительны, тем менее подвергаемся нападениям насмешки. Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо отменно благоразумен. Александр Пушкин. // Должен быть эгоизмом разумным, который сам на себя налагает известные ограничения, чтобы прочнее укрепиться в своих позициях. Фридрих Ницше. // Не становись богат умом настолько, чтобы ты стал беден душой. Отто Людвиг.  // Слишком большое развитие тоже вредно – души не остаётся. Эрнест Хемингуэй. // Талант – страшный недуг. Каждый писатель носит в своём сердце тлетворного паразита, подобного солитёру в кишечнике. Он пожирает все чувства, по мере того как они расцветают. Воистину надобно быть великим мужем, чтобы хранить равновесие между гениальностью и характером. Талант расцветает, сердце черствеет. Оноре Бальзак. // Если бы какой-нибудь по-настоящему проницательный исследователь построил вокруг эгоизма такую же систему, какую построил Фрейд вокруг либидо, то люди бы про секс и не вспоминали, а объяснения для всего находили в эгоизме. Уоллес Стивенс. // Недостаток эгоизма есть недостаток таланта. Если вдуматься, отсутствие эгоцентризма, возможно, лучшая защита тела. Иосиф Бродский.


147.6. Выработать качества эгоиста…

Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви. Аристотель. // Самолюбивым бывают, не думая об этом, эгоистом – после зрелого размышления. Пьер Буаст. // Судьба жестоко испытывает и ожесточает против всего. Николай Добролюбов. // Чтоб добрым быть, нужна мне беспощадность. Уильям Шекспир. // Прежде всего, желаю начинающим литераторам выработать в себе все качества эгоиста – настоящего, стопроцентного эгоиста, для которого не существует ничего, кроме своих личных притязаний. Генрик Ибсен. // Эгоизм не в том, что человек живёт как хочет, он заставляет других жить по своим принципам. Оскар Уайльд. // Истинный эгоист согласен даже, чтобы другие были счастливы, если только он принесёт им это счастье. Жюль Ренар. // Умственное спокойствие покупается ценой нравственного достоинства. Дмитрий Писарев. // Гений, стремящийся к звёздам, может в случае необходимости и шагать по людям, может пренебрегать мелкими, преходящими явлениями, чтобы следовать более глубокому смыслу, тайному велению истории. Стефан Цвейг. // Благоразумие должно быть чем-то средним между распущенностью и бесчувствием. Аристотель. // Чувствительность вовсе не качество великого гения. Дени Дидро. // Истинный художник скорее допустит, чтобы жена голодала, дети ходили босые, престарелая мать трудилась ради его пропитания, нежели займётся чем-нибудь кроме своего искусства. Был я здоровый малый, и моя помощь была нужна семье, нуждавшейся в те годы. Я предпочёл быть всем в обузу и решился на чудовищный поступок без всякого смущения. В борьбу за существование вовлёк матушку, не стал и отцу опорой в старости. Бернард Шоу. // Когда мы живём слишком напряжённой жизнью, мы, без сомнения, отбираем какую-то её часть у других и тем самым урезаем их жизнь. Жозеф Ренан. // В награду отец успел прочесть в журнальчике рецензию на один из моих дурацких романов. Отзыв написал мой друг, проча мне немалую будущность. То было единственное, что отец получил за вспомоществование, посылаемое нам из Ирландии. Мать гнула старую спину на поприще музыки, которой прежде отдавалась бескорыстно. Люди поражались моему бессердечию: я участвовал только в расходах. Одной романтичной леди достало мужества высказать мне своё возмущение в лицо. Но я был неуязвим для болтовни горе-моралистов. Я писал свои пять страниц в день и на горбу матери выезжал в люди, а не в рабы. Бернард Шоу. // Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь всё то, что должно. Лев Толстой. // Человек должен быть твёрдым, а то злые люди любят мягких и добрых и делают их своими костылями. Михаил Пришвин. // Мораль есть глубоко личная и дорого обходящаяся владельцу роскошь. Генри Адамс. // Твои манеры и эстетика всегда должны торжествовать над моральными предрассудками и общественными правилами. Амедео Модильяни. // Будь самим собой и не обращай внимания на остальных. Всё подчиняй цели, ненужное отбрасывай! Ив Сен-Лоран. // Первоочередное – в первую очередь, второочередное никогда. Ширли Конран. // Майс, вы наверняка станете чертовски хорошим писателем, поскольку ни на что другое не способны. Эрнест Хемингуэй.


147.7. Оправдание моё в том…

Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя. Франсуа Вольтер. // Жить только для себя есть злоупотребление. Уильям Шекспир. // Не путай необходимого эгоизма с паразитическим, во зло другим. Высокий эгоизм развитого мыслящего человека благороден и есть его любовь к искусству, независимости. Александр Герцен. // Живущим для будущего неизбежно приходится выглядеть эгоистами в глазах живущих одним настоящим. Ральф Эмерсон. // Кто отказывается от многого, может немало себе позволить. Обыватель обязан быть добрым, иначе он хуже гиены. Художник обязан быть жестоким, мучимым сомнением, иначе он перестанет быть художником. Это основы писательской гигиены. Юрий Нагибин. // Люди не равны – так говорит справедливость. И чего я хочу, они не имели бы права хотеть. Фридрих Ницше. // Живя и творя, гениальный человек жертвует личными интересами на благо человечества. Поэтому не обязан жертвовать собою в частности, интересам отдельных лиц, и вправе отказаться от некоторых, обязательных для всех требований. Ведь он страдает, а между тем даёт гораздо больше других. Артур Шопенгауэр. // …нравственность разумного эгоизма. Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. Альбер Камю. // Для пользы всех мне можно всё. Александр Радищев. // Тот, кому дорого дело, должен уметь вступаться за него, иначе он недостоин проявлять себя ни в чём. Иоганн Гёте. // У кого нет эгоизма, тот не приносит пользы ни себе самому, ни другим. Жорж Санд. // Занимая время и тратя силы человека на пустяки, не следует рассчитывать, что он ухитрится употребить их на серьёзное дело. Александр Блок. // Добродетель не является гарантией шедевра. Иосиф Бродский. // Наши добрые качества вредят нам в жизни больше, чем дурные. Оправдание моё в том, что для того, чтобы работать с таким напряжением, с каким я работал, и сделать что-нибудь, нужно забыть всё. Лев Толстой. // Не грызи свою душу. Пифагор. // Невозможно стать святым, работая по шестнадцать часов в сутки. Жан-Поль Сартр. // Провидение создало нас слишком великими, чтоб быть эгоистами. Пётр Чаадаев. // Гению необходима моральная изоляция. Разумеется, она тяготит, но спасти гения может только эгоизм. Превозносимые семейные и социальные добродетели могут его лишь погубить. Вынудить, как примерного семьянина, пожертвовать божественной Идеей ради дорогих ему земных созданий. Ромен Роллан. // Сам не представляю, как Кейн может покинуть такую девушку как Этта, и всё же он должен. Теодор Драйзер. // При исполнении профессионального долга не должно быть места жалости, как бы ни была благородна профессия. Анатоль Франс. // Горячий фанатизм всегда сочетается с холодной жестокостью. Рефат Шакир-Алиев. // Я не могу жертвовать моими стихами. Не выучившись пренебрегать всем в борьбе за право писать, ты не создашь великого произведения. Марина Цветаева. // Конечно, надо бы быть святым, но тогда не напишешь романа. Ален Роб-Грийе.


147.8. Уважаю слово «нет»…

Он прекрасный человек, но как адмирал имеет существенный недостаток – не может быть неподатливым. Уинстон Черчилль. // Большая беда многих – неумение отказывать, привычка отвечать согласием на все просьбы. Приятно слыть добрым и отзывчивым, но время отнято безвозвратно у творчества. Будь разборчивее, умей сказать «нет». Юрген Вольф. // Чрезмерная учтивость влечёт просьбу. Китайская пословица. // Отличительной чертой Николая Ге была любовь к людям: «Человек дороже холста». Если во время работы отвлекали, он сразу переключал внимание на посетителя, сколь бесполезен тот ни был. Татьяна Сухотина-Толстая. // Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. Ральф Эмерсон. // Житейские мелочи изматывают людей больше, чем жизненные катастрофы. Александр Солженицын. // Если ограничивать свои действия и поступки таким образом, чтобы никто и никогда тебя ни в чём не упрекнул, мало чего ты достигнешь в искусстве. Льюис Кэрролл. // Ты добр до тряпичности. Антон Чехов – старшему брату. // Кому спину ни подставишь, каждый на тебя камень взвалит. Грузинская пословица. // Умение хорошо держаться неопровержимый признак бездарности. Только второстепенный писатель может быть идеальным джентльменом, крупный талант всегда в некотором роде хам. Уистен Оден. // Отчего это все великие люди плохо воспитаны? Венедикт Ерофеев. // Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают. Лев Толстой. // Учись говорить «нет». Почти все люди – рабы, и это объяснимо той же причиной, какой спартанцы истолковывали приниженность персов: они не в силах произнести слово «нет». Умение отказывать и жить уединённо лучший способ отстоять свою независимость. Никола Шамфор. // Поступить «эгоистично» и прожить жизнь по-своему. Многие наши беды объяснимы тем, что мы слишком быстро говорим «да» и медлим, не решаемся сказать «нет». Генри Шоу. // Лично для меня мои дела имеют более значения, нежели все мировые вопросы. Николай Чернышевский. // Как я был прав, замуровывая себя в равнодушии. Если бы можно было только понимать, а не чувствовать и не отдавать себя по частям другим существам! Ги Мопассан. // В юные годы я изнемогал от необходимости выполнять все просьбы. Наплевать надо было, но ведь человек просит, это обязывало. Ныне те самые люди удивляются, отчего не кидаюсь выполнять их поручения. Замечательно быть свободным от всяческих обязательств. Андрей Яхонтов. // Уважаю слово «нет», помогает дистанцироваться и отвадить паразитов. Социальные привязанности у человека, который желает познать и выразить истину, должны быть доведены до минимума. Герберт Спенсер. // С древности человек замечает, что независимость зиждется более всего на умении сказать «нет». Антони Шефтсбери. // Умей отказывать… Не надо отказывать наотрез, это значит рвать узы преданности. Пусть остаются крохи надежды, они умерят горечь отказа. Бальтасар Грасиан. // Илья Репин может поддакивать каждому вашему слову, но если он скажет «нет», тут уж вы ничего не поделаете. Наталья Нордман-Северова.


147.9. Не было тех недостатков…

Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. Авраам Линкольн. // Всё лучшее в человеке может проявиться только вместе со значительными недостатками. Джон Рёскин. // Хороший человек чемпионом мира никогда не станет. Михаил Ботвинник. // С добрым сердцем нельзя выиграть и шахматной партии. Никола Шамфор. // Не будь у него крупных недостатков, не было бы и больших достоинств. Порою из дурных качеств складываются великие таланты. Франсуа Ларошфуко. // Ты пойми: как писать, когда изо дня в день я должна идти за едой на рынок. Закупив, чистить, варить, зная, что день потерян. Когда все накормлены и всё убрано, я лежу пустая, ни одной строки, а с утра так рвалась к столу. Марина Цветаева. // Пытаясь жить в ладу со всеми, кончаешь разладом с самим собой. Не обмануть ожиданий одного, второго, третьего и в результате обманешь ожидания Господа Бога. Жильбер Сесброн. // Я себя не люблю, прожил жизнь понарошку, всем подай, принеси, и убраться изволь. А талантов-то было, как фигурок в матрёшке, почему же под старость чудовищный ноль? Виктор Широков. // Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейной жизни. Антон Чехов. // С признанием серьёзности и подлинности окружающих людей утрачивается ценность собственного существования, а это конец для художника. Любовь к людям есть утрата любви к себе. Прежде они скользили по моей душе, не проникая, а сейчас топчутся внутри меня как в трамвае. Юрий Нагибин. // Кто должен жить для других, не вправе пренебрегать собственной жизнью. Франсуа Гизо. // Своими недостатками следует гордиться. Это их превращает в достоинства. Николай Гумилёв. // Лев Толстой даже сознательно работал над избавлением себя от исключительных привязанностей. Это входило в его теории: ровное благодушие ко всем, и в особенности к врагам. // Будь верен себе, и ты будешь неверен другим. Френсис Бэкон. // Помогай себе, и Господь тебе поможет. Гюстав Флобер. // Гаршин писал мало, хотя у него были все задатки, кроме главного. Не было тщеславия, его не интересовало, что о нём думают люди. Тургенев говорил про него очень верно: он имел все способности писателя, но у него не было нужных недостатков, делающих большим писателем. Лев Толстой. // Только у великих людей бывают великие пороки. Франсуа Ларошфуко. // Таланты наши как-то связаны с пороками, а добродетели – с бесцветностью. Василий Розанов. // Только бездарные художники являются обаятельными людьми. Они вносят в жизнь ту поэзию, которую не способны внести в произведения. Талантливые живут своим творчеством, и поэтому сами по себе совсем неинтересны. Оскар Уайльд. // Сердце может прибавить ума, но ум не может прибавить сердца. Анатоль Франс. // Прекрасный ум редко совпадает с прекрасной душой. Жан Поль. // Добро и доброта – разные понятия. Гений не может быть добрым человеком, ибо он служит Богу, добрый человек не может быть гением, ибо он служит человеку. Фридрих Горенштейн. // Осуждать хорошего писателя за то, что он нехороший человек всё равно, что порицать завод за то, что тот дымит и лязгает. Михаил Гаспаров. // Юноша бледный со взором горящим, ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущённым! Если ты примешь моих три завета, молча паду я бойцом побеждённым, зная, что в мире оставлю поэта! Валерий Брюсов.


147.10. Занятия налагают печать…

В глубине души каждый человек твёрдо убеждён в своей исключительности. Потому считает для себя простительным то, что не всякому дозволено. Сомерсет Моэм. // Есть тайные кельи отшельника, которые все огулом относят к искушению «дьявола». Такие тайны есть и у всякого настоящего писателя. Одна из них – я лучше всех. Михаил Пришвин. // Гениальность обрекает людей на себялюбие. Анатоль Франс. // Мы не ценим того, что надо бы ценить в жизни. Почти безучастны к бедам родных, нам некогда, мы торопимся, очень занятые собой. Не пишем писем, которые должны были написать, даже не приходим на похороны, а потом ужасаемся своему равнодушию и в дневниках, в стихах и прозе изливаем свою тоску, вымаливаем прощение. Борис Ямпольский. // То ли мы сердцами остываем, то ль забита прозой голова, только мы всё реже вспоминаем светлые и нежные слова. Эдуард Асадов. // Любовь к искусству губит подлинную любовь. Занятия налагают печать на характер. Овидий. // Эгоизм писателя безграничен, и это норма. При любых обстоятельствах он бессердечный наблюдатель. Сомерсет Моэм. // Удивительно отсутствие у Золя душевного целомудрия. В «Радости жизни» он со всей точностью описал агонию своей матери. Я понимаю, если о подобном личном горе рассказывается в дневниках, в посмертных изданиях; но включать это в счёт строк, за которые платит газета, – нет, это выше моего понимания. Эдмон Гонкур. // О некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого: слёзы ближних не пробивают их, а только скользят по ним. Пётр Вяземский. // Согласно Ницше, в процессе превращения в сверхчеловека в человеке погибает всё человеческое. Жан Лабрюйер прекрасно сказал о гениальных людях: «у них нет ни предков, ни потомства; они одни составляют всё своё поколение». // Писатель – это, в конце концов, только машина, поглощающая опыт окружающей жизни и дающая ему определённое словесное выражение. Джон Дос Пассос. // Я мало чувствителен к всеобщим бедствиям. Гюстав Флобер. // Мне за тридцать, и я уже обледенел на треть. Мэтью Арнольд. // Я нашёл мою работу и утратил всё остальное, из чего состоит жизнь. Сделался нечувствительной машиной, невосприимчивой к внешнему. Ван Гог. // Кажется странным и безнравственным, что писатель, художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным – если оно благое – воздействием, которое произведёт художественное произведение. Лев Толстой. // Маленькая Вера сорвалась с трапеции. Переполох! Мать спешит с водой и полотенцем, отец умоляет подождать. Изучает сочащуюся из носа кровь, запоминает цвет, характер и направление струек. Над родительским чувством возобладал художник, узревший нужную натуру. Реальный эпизод из дней работы Ильи Репина над картиной «Иван Грозный и сын его Иван». // Смерть в двое суток от скарлатины младшего сына Ванички. Запись Льва Толстого в дневнике: «Ужасное – нет, не ужасное, а великое душевное событие». // Гениальность меняет свойства душевного склада. Блок был вроде как не человек. Алексей Ремизов. // Что такое литературная душа? Это Гамлет, это холод и пустота. Василий Розанов. // Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух. Да, таким я и буду с тобой. Не для ласковых слов я выковывал дух, не для дружб я боролся с судьбой. Александр Блок. // Джойс достиг уровня гениальности, подумал я. Но было в его гении нечто столь же холодное, как его длинные, гладкие, влажно-мраморные пальцы, которыми он коснулся моей руки в момент прощания. Малькольм Каули. // Каждая положительная ценность имеет свою стоимость в отрицательном выражении. Пабло Пикассо. // Когда человек отдаёт лучшее, что у него есть, это всегда много стоит. Марк Твен. // Будьте человечны к творящим: они бедны любовью к ближнему по самому существу своему. Фридрих Ницше.


147.11. Создай себе цену…

Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает. Если ты ценишь себя невысоко, мир не предложит тебе ни на грош больше. Франсуа Рабле. // Хочешь успеха, создай себе цену, развивай личные качества. Потакая чужим желаниям, не достичь генеральной цели. Отвлекись от стереотипов и ожиданий окружающих, слушайся себя. Воплощай в реальность свои идеи, неотступно двигайся избранным путём, и успех снизойдёт к тебе. Будь мудрее окружающих, избудь дурную привычку объяснять каждому своё поведение. Глупо разъяснять детям тонкости ядерной физики. Станислав Хохель. // Кто принадлежит всем, не принадлежит себе. Ограничивай себя даже в друзьях. Бальтасар Грасиан. // Человек существует, когда выбирает себя. Артур Шопенгауэр. // Быть может самое ценное в нашей жизни – это наше собственное «я». Фредерик Стендаль. // Можно ли любить всех, всех людей? Конечно, нет, и даже неестественно. В отвлечённой любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. Фёдор Достоевский. // Человек должен любоваться самим собой. Лишь понравившись самому себе, сумеет он понравиться и другим. Эразм Роттердамский. // Стереотипы повседневной жизни довлеют над нами. Замени либо сперва расшатай, следуя ему реже, и высвободится больше энергии на творчество. Не стесняйся быть плохим для других, бойся не осуществить желаемое. Станислав Хохель. // Эгоизм, который таится и краснеет от стыда за себя, есть мелочный и пошлый эгоизм. Жорж Санд. // Будь вежлив и великодушен, но недооценивать себя не следует. Оливер Холмс. // Благородный муж распространяет уважение на всех людей, но более всего уважает себя. Конфуций. // То, что важно для меня, гораздо важнее того, что важно для других. Норвежский афоризм. // Я верю, что в жизни люди видят тебя таким, каким ты сам себя считаешь. Айзек Азимов. // Делай вид, что уважаешь себя, и тебя будут уважать. Александр Дюма. // Кто сам себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Николай Карамзин. // Насколько кто сам себя ценит, настолько и друзья его ценят. Цицерон. // Научись говорить «нет» и «не хочу», и скрывай информацию о своём образе жизни от опасных тебе людей. Ими часто становятся те, кто нам ближе и уже проявил склонность помыкать нами. Действуй по ситуации, умалчивай правду либо лги. Станислав Хохель. // Вместо того чтобы разумом освещать и направлять свою жизнь, мы наваливаем на себя множество посторонних забот. Эпиктет. // Стремись ко благу ближних, но не будь рабом их прихотей или притворства. Френсис Бэкон. // Если не я для себя, то кто для меня? Но если я только для себя, то кто я? И если не сейчас, то когда? Гиллель. // Каждый сам вычеканивает цену своей личности, бывает велик либо мал по собственной воле. Самуэль Смайлс. // Кто уважает себя – внушает почтение другим. Люк Вовенарг. // Кто допускает мысль, что он червяк, не должен жаловаться, когда на него наступают. Элберт Хаббард.


147.12. Холодное себялюбие…

Первую потребность Ивана Крылова составляло внешнее и внутреннее спокойствие, доходившее до неподвижности. Пётр Плетнёв. // Эгоизм – самая надёжная основа счастья. Виктор Гюго. // Счастлив тот, кто доставляет счастье многим людям. Бертель Торвальдсен. // Нельзя привязываться к людям всем сердцем, это непостоянное и сомнительное счастье. Ещё хуже – отдать своё сердце одному единственному человеку, ибо что останется, если он уйдёт? А он всегда уходит. Эрих Ремарк. // Мы несчастны, когда к чему-то привязываемся, забывая, что всё может быть отнято в любой час. Если вдуматься, мы и сами себе не принадлежим. Так к чему можно привязываться в быстротекучем потоке явлений? Это всё равно, что любить пролетающих мимо птиц. Марк Аврелий. // Вероятно, есть только один путь к неуязвимости: убить в себе все привязанности и отказаться от всех желаний. Александр Солженицын. // Совершай надлежащее дело без привязанности, и ты достигнешь наивысшего. Древнеиндийское изречение. // Я никогда ни о чём не жалел. Сожаления, равно как и чувство вины, – всего лишь пустая трата времени. Генри Миллер. // Тот истинно свободен и мудр, кто порвал привязь духа к внешнему, навсегда удалил корень привязанностей, ни о чём в мире не заботится, живёт только разумом. Будда. // У мудреца, живущего согласно доводам разума, жалость – дурное и бесполезное свойство. Бенедикт Спиноза. // У занятой пчелы нет времени для скорби. Вильям Блейк. // На меня смерть близких никогда не действует очень больно. Лев Толстой. // Можно закалиться против несчастья. Александр Радищев. // И чтоб от боли сердце уберечь, ты холоду велел по жилам течь. Самуэль Кольридж. // Цель требует некоторой жестокости и поглощённости собой, которые оскорбительны другим. Многих, сталкивающихся с Гёте, возмущало его холодное себялюбие. Именитый поэт не уважал тех, чья жизнь отдана мимолётным прихотям и несдерживаемым инстинктам. Прожить наилучшим образом, значит добиться самовыражения, до абсолюта довести заложенные в тебе способности. Сомерсет Моэм. // Что до тех пустых слов, которые говорят о нас люди, то мы должны обращать на них внимание не больше, чем купол старой церкви обращает внимание на кружащееся вокруг него вороньё. Джордж Элиот. // В этом мире счастлив лишь тот автор, который не печётся о своей репутации. Вашингтон Ирвинг. // Но ведь мы, великие люди, и не нуждаемся в счастье, верно? Дела – вот что нас волнует. Бернард Шоу. // Моральное равнодушие – болезнь слишком образованных людей. Анри Амиель. // Живому не улыбнётся, по умершему не заплачет. Азербайджанская пословица.


147.13. Мир нечеловеков…

Мораль – выдумка и защита слабых, жалобный стон неудачников. Эрих Ремарк. // Я давно твёрдо верю в то, что мораль для художника заменена эстетикой. Герман Гессе. // Вне этикета сердце поэта! Пьер Беранже. // Морали нет. Есть только красота. Константин Бальмонт. // Мужчина олицетворяет собой торжество мысли над моралью. Оскар Уайльд. // Он великий, я это сразу понял. Есть цель, есть ум, и абсолютно нет предрассудков, именуемых этикой. Олег Куваев. // Сила – мораль людей, отличающихся от остальных, она и моя мораль. Людвиг Бетховен. // Гений выше всего, ибо он уже высший плод. Фёдор Достоевский. // Низшие и высшие сходны в одном: у них нет предрассудков, нет моральных устоев. Низшие не возвышаются до морали, высшие до неё не снисходят. Бернард Шоу. // Там, где довлеет всепоглощающая цель, не остаётся места для общих правил и этических норм. Творчество – это последняя стадия человеческого эгоизма. Генри Миллер. // Ты спрашиваешь, кого я любила. Никого. Бог отнял у меня способность любить живых людей. Я любила создания своего воображения. Вирджиния Вулф. // Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив. Пабло Пикассо. // Мой лучший друг, моя святая! Не осуждай больных затей: ведь я рыдаю не рыдая,  я человек не из людей!.. Игорь Северянин. // Я продал свою душу чёрту, – и всё за талант. Сергей Есенин. // Я на единой мысли сужен, смотрю в сверкающую тьму, и мне давно никто не нужен, как я не нужен никому. Зинаида Гиппиус. // Горячка фраз иссушила тебе сердце. Мать – Гюставу Флоберу. // Хотел бы я любить людей и есть во мне любовь к человеку, но в отдельности я мало кого люблю. Иван Бунин. // Опасность жизни притупляет, как у фронтовиков, чувство жалости и сострадания; оттачивая ум, душу холодит и сушит. Право, тебя нельзя судить как человека. Никогда не пойму, как можно проехать мимо матери на поезде, мимо двенадцатилетнего ожидания. Но теперь ваше оправдание – только такие создают шедевры. Ваш был и Гёте, не пошедший проститься с Шиллером, и десять лет не приезжавший во Франкфурт повидаться с матерью, бережась для второго Фауста или чего там. Ибо вы от этой ужасной жути: нечеловеческого, божественного в себе, ещё не боги, но уже не люди. Я сама выбрала мир нечеловеков, что же мне роптать. Марина Цветаева. // К чему загораживать душевностью пути к духовности? Александр Блок. // Жизнь так прекрасна, что безразлично, кому ты ею обязан. Иоганн Гёте. // И потом, одаривая человека одним, Бог забирает у него другое. Но я не в претензии к Господу. Не достигнуть ничего великого, если не ощущаешь в себе силы и решимости причинять великие страдания. Фридрих Ницше. // О стыд, ты в тягость мне! Я создан Богом мучить себя, родных и тех, которых мучить грех. Борис Пастернак. // Я внешне человек, но – видит Бог, как я от человечности далёк. Алишер Навои. // Для гениальных людей не существует ни братьев, ни сестёр, ни отца, ни матери. Великие творения, которые они призваны созидать, требуют от них известного себялюбия, обязывая приносить всё в жертву их величию. Великие люди принадлежат своим творениям. Преданность делу, отрешённость от всего сущего делают их эгоистами в глазах невежд. Оноре Бальзак. // Но если есть Страшный суд слова, – на нём я чиста. Есть лучший мир, где наши умыслы зачтутся, а поступки отпадут. Тогда вы увидите, что я лучше, чем мне дано было здесь быть. Марина Цветаева. // Само время, упрочивая за людьми почётную славу, в конце концов освящает их недостатки. Франсуа Вольтер. // И знаем, что в оценке поздней оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. Анна Ахматова. // Художников нельзя судить, как обыкновенных смертных. Бенвенуто Челлини. // Ибо прилагать к Розанову общечеловеческие мерки и обычные требования по меньшей степени неразумно. Он есть редкая ценность, но, чтобы увидеть это, надо переменить точку зрения. Зинаида Гиппиус. // Считаю, что как бы ни складывались судьбы людей великих, значительных, судить их нужно только по наследию. Граф Щербатов.


147.14. Спаси нас от них!..

Художник – индивидуалист, которому нельзя предъявлять требования извне. Александр Фадеев. // Я не знаю, любил ли кто-нибудь Гоголя как человека. Да это и невозможно! Всякому было очевидно, что ему ни до кого нет дела. Два состояния: творчество и отдохновение. Сергей Аксаков. // Я тот, кого никто не любит. Михаил Лермонтов. // Я принадлежу к миру художников, и очень часто мир вымышленный мне бывает дороже мира реального. Юрий Олеша. // Я ничего по-настоящему не люблю, не умею любить, кроме своей души, то есть тоски. Ты – добрее меня, наверное. Ты ещё любишь людей?.. А я уже давно ничего не люблю, кроме животных, деревьев. Марина Цветаева – сестре. // Я не люблю родных моих, друзья мне чужды, брак тяжёлая обуза. В томительной пустыне бытия гонимая отверженная Муза единственная спутница моя. Дмитрий Мережковский. // Мы – каждый за себя! Нет ничего святого! Шарль Бодлер. // Мы должны вынести над собой один и тот же приговор: мы злы, были злыми и будем злыми. Сенека. // Мы не человеческие существа, а духовные, пытающиеся оставаться людьми. Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии. Максим Горький. // В моём брате Винсенте как будто уживаются двое: один изумительно деликатный и нежный; второй – талантливый, эгоистичный и жестокосердый. Тео Ван Гог. // Настолько же несносный в жизни, насколько великолепный в творчестве. Шарль Бодлер – о Бальзаке. // Каждый художник – великий лицедей, которому необходимо, и он это знает, подняться над обычными эмоциями, чтобы его замысел превратился в необыкновенное и драгоценное создание. Андре Моруа. // Всё, что мешает работе, не имеет права на существование. Я посвятила своим детям ровно девять месяцев – то время, что носила их в себе. Маргарет Тэтчер. // Нет, те люди не так сделаны. Видно, на этаких не тело, а бронза!.. Несносными нас делает суровость. Фёдор Достоевский. // Кровь моя холодна, холод её лютей реки, промёрзшей до дна. Я не люблю людей. Иосиф Бродский. // Я ненавижу человечество, я от него бегу, спеша. Моё единое отечество – моя пустынная душа. Константин Бальмонт. // С человеком происходит то же, что и с деревом: чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину – ко злу. Фридрих Ницше. // Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего. Эмиль Золя. // Где высокомерие интеллекта сочетается с душевной косностью и несвободой, там появляется чёрт. Томас Манн. // Какой голый холодный айсберг – чисто интеллектуальное величие! Марк Твен. // Мне великие люди опостыли, предпочла бы видеть всех у Плутарха. Пусть их высекают из мрамора, отливают в бронзе, а меня оставят в покое. Живые они злы, капризны, деспотичны, хуже относятся к друзьям, чем к недругам. Боже, спаси нас от них! Жорж Санд. // Великаны хороши, если на них смотреть издали. Из великих людей уютного гарнитура не составишь. Белла Ахмадулина. ///