Кто сделал родителей заложниками своих детей?

Виталий Глухов
 Актуальный архив 2005г.

       Все хлопоты родителей по подготовке детей к школе в основном уже в прошлом, но неприятный осадок у многих остался до сих пор. Начало второго полугодия, новые предметы, новые требования, уж очень накладно стало отправлять детей в школу. И самые большие расходы связаны с приобретением учебников. К примеру, учебник для 4 класса «Мы и окружающий мир», Н.Я.Дмитриевой и А. Н. Казакова, обошелся мне в 243 рубля. Это две части по 110 страниц. То есть одна книга стоит 121 рубль 50 копеек. Учебник для 4 класса «Литературное чтение», две части по 175 страниц, Н.А. Чураковой - в 211рублей50 копеек. Вот такие, непонятно откуда взявшиеся цены?

      Здесь нет необходимости приводить цены на многие другие учебники, но и они весьма чувствительно бьют по карману родителей. При этом здесь же продается художественная литература, выпуск которой, в отличие от учебной литературы не датируется государством, по вполне приемлемым ценам. Книгу рассказов В. М. Шукшина, в твердой обложке, объемом в 700 страниц, можно приобрести за 108,50 рублей, а Харуки Мураками «Норвежский лес», так же в твердой обложке и объемом на 550 страниц - за 153 рубля. Не зря приведен пример с Х. Мураками, так как, в отличие от учебников, в цене выпущенной книги, помимо всех остальных издержек заложен гонорар автору и гонорар переводчику, но при этом она все равно оказывается дешевле многих учебников.

 Если вы попробуете посчитать и понять, откуда появились такие цены на учебники, то, скорее всего, окажется, что данную задачку не разрешить простыми арифметическими действиями. Никак не получается заявленная цена. Но из продажной цены учебника, по крайней мере, можно вычленить размер необходимых затрат. Затраты на издание книги    объемом в 300 страниц, в твердой обложке, обойдется в 40 – 60 рублей за экземпляр, в зависимости от тиража, это вам скажут в любом издательстве. Отсюда можно предположить, что затраты на издание учебника «Мы и окружающий мир», в твердой обложке на 110 страниц, тиражом в 60 000 экземпляров, составят не более 30 рублей. Прибавим к этим 30 рублям гонорар авторам в размере 10 рублей с экземпляра, что составит по 300 000 рублей каждому из авторов, 10% оптовой фирме и 20% магазину, и соответственно получим 52 рубля 80 копеек. Но мы покупаем этот учебник по цене 121 рубль 50 копеек, который реально стоит порядка 53 рублей. А кто получает оставшиеся 68 рублей 70 копеек, мы можем только догадываться. Этот кто-то, используя свое особое положение, вынул из кармана родителей российских школьников 8 244 000 рублей, только от продажи двух частей одного учебника. И конечно это не издатель, не продавец, не авторы, получили 68 рублей 70 копеек, которые не могут установить монополию, а именно   способный «рекомендовать», «утверждать», «человек похожий на чиновника» , собрал дань с родителей российских школьников.

 Может быть, кто-то посчитает, что данный учебник является шедевром, в котором сконцентрировалась вся самая передовая научно педагогическая мысль, и эти 8 244 000 рублей пошли на гонорары авторам, то, познакомившись с содержанием данного учебника, вполне можно убедиться в его посредственности. Для примера могу привести небольшую выдержку из учебника. «Человек захотел есть. Подходит к холодильнику. Достает кусочек сырого мяса, овощи – лук, картофель, морковь. Садится и начинает есть. Нет-нет. Сначала надо все это приготовить – сварить. Так будет вкуснее, зубам меньше работы и желудку легче переварить.» стр. 81.

 И это пишется для одиннадцатилетнего ребенка!

    Мы не раз наблюдали, как государственные деятели различных уровней декларировали, в СМИ, о всемерной поддержке школьного образования, а в действительной жизни видим нечто иное. Наши дети стали источником обогащения некоторых деятелей от образования и не видеть этого нельзя.

Хотелось бы, чтобы это увидели и наши правители… да это им надо?

 

Виталий Глухов