Попытка 2

Лёна Хмоленко
Зарисовка из жизни



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Сергей, мужчина, выглядит старше 45 лет. Лицо, изрезанное морщинами. Короткие тёмные волосы. Одет небрежно.
Ника, молодая женщина, невысокая, стройная, волосы русые. Одета в летний белый брючный костюм, на голове шляпа с большими полями.

Обычная квадратная комната. Явно нежилая. Обои, которые когда-то были розового цвета. На стене напротив входа – пейзажные фотографии приблизительно десятилетней давности. По центру – журнальный стол с пепельницей, полной окурков, в окружении дивана и двух кресел. Справа, у окна – два компьютерных стола с аппаратурой  и мягкими креслами. У самой двери – холодильник и большое зеркало. В комнате накурено. Окно зашторено. На диване дремлет Сергей, повернувшись спиной ко входу и лицом к спинке дивана. В комнату заходит женщина лет тридцати – это Ника.


Ника (с улыбкой на лице; входит решительным шагом). А я опять без приглашения! (Ступор. В два раза тише.) Ой, здравствуйте. (Начинает торопливо оправдываться.) Извините, я наверное не вовремя… Просто я приняла Вас за другого человека. Я пойду. Передавать ничего не надо. Извините ещё раз, пожалуйста.
Сергей (пытаясь прогнать сон). Ника? (Изумление на лице сменяется радостью.) Ника! … (Садится на диване.) Подожди, не уходи. А я тебя сразу узнал, только глазам своим не поверил. Ты всё такая же. Не припоминаешь?
Ника (не на шутку удивлена). А разве мы с Вами знакомы?
Сергей (опомнившись, приглашает жестом сесть и открывает окно). Да ты проходи, проходи, в конце концов, я тоже здесь хозяин. Что, даже не догадываешься?
Ника (принимает приглашение, но держится настороженно; садится в кресло; снимает шляпу и кладет её на стол). Пока нет. Можно на «ты»?
Сергей (без стеснения рассматривая её). Конечно.
Ника (с улыбкой). Что ж, попробую порассуждать.
Сергей. Попробуй.
Ника. Похоже, что ты здесь тоже работаешь. (Задумчиво.) Его напарником раньше был Макс, но ты не Макс, это очевидно.
Сергей. Подсказку?
Ника (оживившись). Не откажусь. А мы с тобой раньше общались? Были представлены друг другу? Или просто когда-то где-то пересекались?
Сергей (качает головой из стороны в сторону, не сводит с неё глаз). Хех, пересекались. Мы даже пытались встречаться.
Ника (после небольшой паузы, максимально удивленным голосом). Сергей???
Сергей (вздохнув). Ну наконец-то.
Ника (поднеся одну руку ко лбу, смотря в никуда). Боже мой, это невозможно. Я в это не верю.
Сергей (придвинувшись к ней). Отчего же? Я настолько плох?
Ника (с грустью и даже горечью). Серёжа, ты сам на себя не похож. Господи, как же ты изменился.
Сергей (с грустной улыбкой). Жизнь изменила.
Ника (рассматривает его). Ни за что бы тебя не узнала. Даже эти стены не натолкнули меня на воспоминания…
Сергей (словно утешая). Тебя можно понять. Столько лет уже прошло.
Ника (смущаясь, только ради того, чтобы поддержать беседу). Как ты живёшь сейчас? Чем занимаешься? Семья, дети?..
Сергей (пожав плечами). Живу всё так же, по-холостяцки, и даже не верю в то, что это когда-нибудь изменится. Занимаюсь фотографией, как и раньше. Помимо того, что работаю по старой памяти с ребятами, у меня ещё и своя студия.
Ника (с грустной улыбкой). Любимое дело – это хорошо. Но вечные поиски идеала в твоём возрасте… Прости за откровенность, но ты же сам себя гробишь… (Во взгляде читается сочувствие.)
Сергей (не выдерживает её взгляда, опускает голову). А разве кому-то до этого есть дело? Даже тебе на это было наплевать.
Ника (отвернувшись от него, смотря в открытое окно). Зачем ты так. Ты не прав. Да, у нас ничего не вышло, но на то были свои причины. Вспомни, ведь мне было всего 18 лет… Я тогда не могла ничего тебе дать. А ты уже был ожесточенным, озлобившимся. Ты вызывал у меня всего одно чувство – страх.
Сергей (поднимает голову; в глазах боль). Страх? Неожиданно. И чего же ты боялась?
Ника (выдерживает его взгляд; говорит более уверенным тоном). Всего, Серёжа, всего. Я боялась тебя, я боялась твоих проблем. Я боялась попасть под твоё влияние и начать жить такой же жизнью, как и ты. Мне было даже сложно смотреть тебе в глаза, чувствовать, что ты рядом. Твой испепеляющий взгляд как бы говорил «жизни не было, нет и не будет!», а мне тогда больше всего на свете хотелось жить. Я хотела простоты и легкости. Тепла, а не огня. Мне нечем было ответить на твою страсть. (Отодвигает от себя шляпу, чтобы чем-нибудь занять руки.)
Сергей (теперь уже он смотрит в окно). А ты? В твоей жизни что изменилось?
Ника (размеренно, словно заученный урок). А в моей жизни всё изменилось. От той Ники, которую ты когда-то знал, не осталось уже и следа. У меня наоборот – и муж, и дети. Две дочки. (С ухмылкой.) Хотя я всегда мечтала о сыне. Работаю, как ни странно по профессии, не ради денег, а как и хотела – в своё удовольствие и для души. Иногда мне даже кажется, что я счастливый человек, и это прекрасно.
Сергей (читается, что он не верит ни в одно её слово, но не переубеждает). А ведь мне было больно, когда ты исчезла. Ты была не такой, как все. (Рассматривает, пытаясь отпечатать в памяти малейшие детали её облика.) У тебя глаза очень сильно изменились, но в фигуре, в манерах есть ещё что-то девчоночье. Сейчас смотрю на тебя, как будто в тот самый первый раз, когда ты меня в его лучах даже и не заметила, а я, почему-то, постеснялся узнать номер телефона.
Ника (отводя взгляд). Его вины во всём этом нет никакой. Если кто в чём-то и виноват – то только я. К тому же, судьба всё равно потом свела нас вновь…
Сергей (перебивая). Защищаешь… (Сам боясь своих слов.) Неужели до сих пор любишь? (С отчаянием.) За что?
Ника (отрицательно качая головой; голос ровный, спокойный). Нет, не люблю. Первая любовь проходит, хоть и не сразу. Просто он для меня не чужой человек, и я им всё так же дорожу… (Меняет тон, пытаясь убедить.) Оставь всё это, ведь вы же друзья.
Сергей (с металлическими нотками в голосе). Коллеги. Мы никогда не были друзьями. Судя по тому, как ты сегодня здесь появилась, ваши отношения длятся до сих пор… (С долей сарказма.) И часто ты заходишь?
Ника (морщится; всем своим видом показывает, насколько ей неприятен этот вопрос). Серёж, ну что за детский сад? Какие отношения? Мы же взрослые люди и должны понимать, что прошлое не вернуть. За последние 15 лет я появляюсь здесь во второй раз. Без повода, без предупреждения, просто чтобы повидаться. И он это прекрасно понимает. Да и я уже давно живу сегодняшним днём.
Сергей (будто соглашаясь). Ну, пускай будет так. (С бесконечной злостью в голосе.) Чёрт, опять он неотступно рядом. Вечный третий лишний.
Ника (не замечает смены его настроения; доверительным тоном). Я приехала в город своего детства, чтобы оживить в памяти самые яркие и счастливые моменты. Чтобы прочувствовать это всё вновь. После прошлогодней встречи я обрела вдохновение… (Переводит взгляд на него.) А ты, творишь?
Сергей (Встаёт с дивана). Нет, я теперь как все – просто живу. (Опять переводит взгляд на неё.) Хотя, правильнее сказать существую.
Ника (тихо, но с осуждением). Серёж, ты… снова  пьёшь?
Сергей (пожимая плечами, несколько нервно). По-моему, это очевидно. И неизбежно. Это мой выбор.
Ника (пытаясь достучаться). Это слабость…
Сергей (перебивая). Нет, Ника, это безысходность. А в моём случае – даже необходимость. Если хочешь – дождись, минут через пятнадцать он должен прийти. А я ухожу. (С ухмылкой.) Встреча бывших влюблённых – не для моей расшатанной психики. (Смотря ей в глаза, уже серьёзно.) Можно я тебе как-нибудь напишу?
Ника (безвольно пожимая плечами). Пиши…
Сергей (кивая напоследок). Ну, тогда я не прощаюсь.



Занавес