Из жизни балетмейстеров Азербайджана и Украины

Валентина Эфендиева
ЭТА СТАТЬЯ ВЫШЛА В БАКУ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЕ "ВЫШКА" 22-ГО ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА

                ПОЛВЕКА  В  БАЛЕТЕ

       Истоки хореографического искусства Азербайджана берут начало в  глубокой древности. Народные танцы сопровождали празднества и обряды, массовые игры и представления. В средние века хореографическое искусство Азербайджана обогатилось пантомимой, музыкальным и хоровым сопровождением. С начала XIX века после присоединения Азербайджана к России расширилось взаимодействие национальной хореографии с танцевальным искусством разных народов, и в первую очередь с русским. В Баку часто гастролировали балетные труппы из Петербурга, Москвы, а так же иностранные мастера хореографического искусства. На сцене Азербайджанского Театра оперы и балета, который был основан в 1920 году, ставились "Лебединое озеро" П.И.Чайковского,  "Жизель" А.Адана, "Шехеризада" Н.А. Римского-Корсака, "Болеро" М.Равеля и другие произведения композиторов.
     Излишне утверждать, что для развития любого национального искусства необходимы не только теоретическая и материальная, но и "человеческая" база, то есть кузница кадров. Для азербайджанского балета такой кузницей стала самостоятельная балетная студия, открыта в 1923 году. Через 10 лет она перешла под покровительство Театра оперы и балета, а в 1936-м стала именоваться Бакинским хореографическим училищем. Первой азербайджанской балериной "высокого полета" стала  народная артистка СССР Гамар Алмасзаде. В становлении национального искусства значительную роль сыграл балет "Семь красавиц"(1952г.). Открывались  новые имена исполнителей, полный зал собирали и новые постановки.   Всё это не могло не  повлиять на молодёжь, которые  в 60-70 гг., прошлого столетия увлекалась балетным искусством. Среди них оказалась и моя младшая сестра Ирина. Как раз в период её обучения в студии и в хореографическом училище наблюдается подъём творческой активности молодых артистов балета.  На сцене театра ставились "Шур" и "Тысяча и одна ночь" Фикрета  Амирова, "Каспийская баллада" Ахмеда Бакиханова, "Лейли и Меджнун"  Кара Караева и др.
      Ирине было пять лет, когда она стала посещать хореографическую студию Дама офицеров. Преподавала детям навыки балетного искусства Людмила Зайцева. Водили Ирину на занятия те, кто был на это время свободен. Я научилась шить Иринушке тапочки для занятий и наряды к праздничным концертам. И она от радости танцевала где придётся: на ровном асфальте улицы, и в гостях, но больше всего дома, показывая нам всё то, чему она научилась в студии. Среди множества малышей, посещавших Дом офицеров, она выделялась спокойствием и выдержкой. Волосы собирала по требованию педагога - в пучок  на макушке и закручивала жгутом. В раздевалке вместе с другими детьми переодевалась в чёрное трико с  белым поясом. Тапочки и носочки будущие балерины носили обязательно белые. Они могли  перед занятием пошушукаться, но как только входила в класс учительница, всё внимание было обращено на неё.  Это надо было видеть, как внимательно они следили за движением её руки, взглядом, как прислушивались к замечаниям. А учительница, произнося под ритмическую фортепианную музыку ставшие для неё волшебными слова;  плие
(приседание), гран плие (глубокое приседание), гран батман жжете (поднятие ноги на возможно большую высоту), "па де труда" и т.д, подходила к каждой малышке и поправляла осанку, чтобы укрепилась спина, регулировала нужный для данной позиции наклон головы, следила за взмахом и движением рук своих учеников. У станка они старательно вытягивали носок, отрабатывали повороты тела и прогибали спинку. Особенное внимание уделялось приседанию.
   День за днём, благодаря терпеливому усердию и таланту педагога дети обретали навыки великого искусства балета. На улице, в школе  они уже  отличались  осанкой, умением держать себя в форме, быть всегда грациозными и точно юные птенцы, были готовы расправить свои крылья и выпорхнуть из студии.   
В Бакинское хореографическое училище Ирину приняли после тщательного отбора. Комиссия проверяла здоровье, внимательно наблюдала за подъёмом ноги, лёгкостью прыжка, гибкостью спины. Их интересовало всё: и  пропорциональность телосложения, и музыкальность юной воспитанницы. На  последнем, третьем этапе Ирина  должна была  показать, как она усвоила законы танцевального искусства. Моя сестра терпеливо выдержала все отборочные испытания и из средней общеобразовательной школы
№46, где она закончила четвёртый класс, была переведена в хореографическое училище.
    Преподавали здесь  в 1978 году такие педагоги, как  народные артисты СССР  Гамар Алмасзаде, Лейла Векилова, Константин  Баташов,  народные артисты Азербайджанской ССР Амина Дильбази, Рафига Ахундова, Владимир Плетнёв, Тамилла Ширалиева и др.
    Директором училища в те годы была  Аля Азизовна Таирова. Попала Ирина в класс Розы Алиевны Гаджиевой. Замечательного, требовательного педагога. Уроки Мастер-класса вела известная заслуженная артистка,  педагоги Г. Алмасзаде и  Л. Векилова. Дуэтный танец  вёл  известный К.Баташов.
     Прошли годы в 1973 году  группа,  в котором училась Ирина, закончила училище.  Многие остались работать при театре, а наша Ирина в том же 1973 году поехала  в город Краснодар поступать в Институт культуры. Сыграв сцену из "Барышни и хулигана"  вместе  со Станиславом Тригуб, она достойно выдержала экзамен и вошла в новую студенческую стихию.    По окончании института молодая пара решила создать семью и поехала в Ставропольский край работать преподавателями. В 1979 году Ирина вместе с мужем переехали в г. Шостка, где они стали покорять своими творческими успехами работников культуры.  Сначала они вели  детскую студию "Деснянка". В это время у них родился сын Денис, а в 1982 году семья переехала в город Сумы. Здесь они и создали  хореографический ансамбль "Радость", которому посвятили 30 лет своей жизни. За период их работы  детский ансамбль был удостоен звания "Народный художественный коллектив Украины".  В 1999 году, продемонстрировав своё мастерство на больших украинских фестивалях, весь состав ансамбля был приглашён  в США, Болгарию, Германию, во Францию. В областном конкурсе "Веночек дружбы"и "Черевичный ключик" получили премию имени М. Островского.  Каждый год в ансамбле прибавлялись дети. Семь тысяч выпускников получили путёвки в Жизнь. За высокопрофессиональную работу Ирине Васильевне Тригуб было  присвоено звание заслуженного  работника просвещения и науки Украины с вручением Знака почёта Министерства культуры Украины, грамоты и знаки Министерства науки областного управления Украины.  В 2004 и в 2007гг. Ирина и Станислав Тригуб были отмечены Сумской городской властью наградами "За высокий профессионализм, значимый личный вклад  в дело обучения и воспитания подрастающего поколения. В 2009 году Ирина была награждена почётной грамотой Сумского городского Совета "За заслуги перед городом III степени", что является большой оценкой её работы.
   В 2001 году Ирина и Станислав Тригуб стали доцентами кафедры хореографии Сумского государственного  педагогического Университета имени А.С.Макаренко и создали  ещё один коллектив "Натхнення".
Впереди у четы Тригуб была большая  дорога и новые  коллективы танцоров, которым предстояло прославлять Сумщину и всю Украину.
       21 сентября нынешнего года я и моя сестра Георгина  вместе  с мужьями приехали в Сумы, чтобы поздравить  нашу сестру Ирину с юбилейным днём рождения. Жаль, что наш брат, Михаил, преподаватель математики в школе, не дожил до этой минуты, чтобы порадоваться за младшую сестру, которую он очень любил. День рождения отметили в кругу семьи Тригуб.
     А  24-го сентября в17 часов, в театре им. Щепкина состоялся юбилейный вечер, посвящённый 55-лет со дня рождения  Ирины Васильевны и 50 -лет её творческого труда в балете.
     Зал был переполнен. Программа была насыщенной и прошла успешно. Вначале был показан документальный  фильм. Зрители увидели на экране кадры из жизни балерины, начиная с  того момента как она стала заниматься хореографией и город Баку, в котором она родилась - крепостные стены Ичери Шехер, наш бульвар произвели на сумчан больше впечатление. Синхронно на сцене воспитанники нашей сестры демонстрировали азербайджанский танец. Выступления на сцене танцоров от младшего поколения до квалифицированных артистов, которые показали как балетные композиции, так и задорные украинские танцы, потрясли зрителей. Между выступлениями Ирина Васильевна приняла почётные дипломы, цветы и сувениры. От Министерства образования Украины вручала диплом Алиса Тараканова из Киева. Администрация города и области Сумы наградили Ирину Васильевну памятными подарками и грамотой. Проявлением огромного внимания к заслугам Ирины был большой портрет нашей сестры, написанный известным художником Украины.
     Вела вечер, приглашая на сцену почётных гостей и участников концерта,  режиссёр национального телевидения Наталья Черкасенко. Песни исполняла Евгения Быстрицкая.
    Супруг Ирины Станислав выступал со сложным танцевальным номером, показав, что  возраст настоящему артисту не помеха.  Зал оценив его выступление, громко аплодировал артисту. К концу программы показали своё мастерство малыши, одетые в одинаковые костюмчики с рыжими париками.  Исполняя ритмичный танец, они спели песенку про бабушку. После чего на сцену поднялась  с букетом цветов для бабушки. внучка Ирины Васильевны Станислава (Стася).
     В заключение вечера была исполнена песня, посвящённая нашей маме, которая вырастила четверых детей и сделала всё, для того, что Ирина добилась успехов в балетном искусстве (в этот день мы, три сестры и три зятя, посетили её могилу). Овации и море цветов стали самой лучшей оценкой труда и высокого мастерства преподавателей Тригуб. Плакали от счастья и взрослые и дети,   и никто не хотел покидать театр. Зрители провожали со сцены участников выступления стоя.
На работе им преподнесли цветы и статуэтку "Учительский Оскар" с Дипломом как лучшим преподавателям - балетмейстерам, победителям республиканского конкурса среди университетов и преподавателей. Вручал приз начальник отдела  образования области.
Поистине нашей Ириной может гордиться не только наша семья, но и Родина - Азербайджан, где она родилась, выросла и училась балетному искусству, и вторая Родина - Украина, где она добилась своего призвания.                Валентина Эфендиева
                член Союза писателей Азербайджана,
                руководитель литобъединения "Родник"
                при общественно-политической газете "Вышка".