Новатор в школе

Борис Гуляев-Бегом
     Нет, чёрт возьми, не везде был застой в так называемый период застоя!
Билась творческая мысль, искала! И подтверждением тому – выход в послед-
ние  годы  целой  серии  телевизионных  встреч  с  педагогами-новаторами в
Останкине. Каждая  встреча  для  меня  была  событием,  чудесным  открове-
нием, я  радовался  и  повторял  себе: ну наконец-то, наконец школа пробуж-
дается. И сколько  возникало  надежд, радужных  мечтаний, вот  бы  поболь-
ше таких Ильиных, Шаталовых, Амонашвили. Никакая  государственая офи-
циальная  реформа  школы не идёт в сравнение  с  теми  изменениями,  кото-
рые  принесли  эти  истинные реформаторы. Представьте  себе  школу, в  ко-
торой  каждый  из  учителей обладал  шаталовским  мастерством  преподава-
ния,  темпераментом  Ильина, глубоким  проникновением в психику ребёнка
Амонашвили. Вот  это была бы  школа! Но увы, увы, всё не так просто. Даже
сегодня  педагог-новатор в школе – большая  редкость,  и  это вполне  понят-
но. Новатора  нельзя  создать  циркулярным  распоряжением сверху, новатор 
должен созреть.
      В чём секрет новаторства? А секрет очень прост: отличное знание своего
предмета, виртуозное владение им, плюс  творческий  подход  к его препода-
ванию, плюс  хорошее  знание  детской  психики. Всё это  достигается  года-
ми  и  годами  труда  в  школе,  труда  упорного,  вдумчивого, со  страстью, с
желанием облегчить задачу обучения  для  ребят, сделать учёбу  интересной,
увлекательной. Попав  на  урок  к  Шаталову, ни  один из учеников  не уйдёт
из класса, не усвоив по-настоящему  темы  занятия, и  всё в  рамках отведён-
ного времени, и  даже со  значительной  экономией.  Эффект  солёного огур-
ца – так  однажды  определил  свой  метод  этот  педагог. Хочет  огурец  того
или  не  хочет, но,  попав в банку с рассолом, он обречён  на соление. Желает
ученик  того  или  не  желает, но, попав  на урок  к Шаталову, он обречён всё
усвоить, и  усваивает  с  большим  удовольствием.
      И всё же тысячи и тысячи  учителей, проработав в школе не одно десяти-
летие, так  и  не смогли  переступить  через  ненужные,  пустые циркуляры и
инструкции  по методике  преподавания,  так  и  не  решились  выбраться  из
пресловутого футляра. Сколько  же  человеческих судеб они могли изменить
к  лучшему,  пробудить  в  человеке  творческое  начало,  зажечь  его!..  Ведь
давно сказано: ученик - не сосуд,  который  нужно  наполнить, а факел, кото-
рый  нужно… Вот  именно, зажечь. А  разве  может учитель «Как бы чего не
вышло» зажечь  ученика, если  сам  еле  тлеет?
      Самое страшное,  что в школу приходят работать порой люди случайные,
равнодушные  к  своему  делу и детям учителя. Да, они  могут учить и  им не
откажешь  в  знании  предмета,  но  этого для  школы  всё-таки  мало. Мысль
звучит   уже  довольно  банально,  но –  школе  нужна  личность.  Личность –
это  прежде  всего  человек-творец,  а  не  слепой  исполнитель,  человек   со-
вести, а  не  лукавый  приспособленец.
      Новатору  в  современной школе  нелегко,  и тем более – если он в одино-
честве. В работу педколлектива такой человек вносит диссонанс, создаёт рез-
кий  контраст,  что особенно замечают  дети  и  что  большинством учителей
принимается  недоброжелательно,  а  то  и  агрессивно. Новатора «клюют» и
шпыняют  как  изменника,  разрушителя  покоя  и  благоденствия,   руковод-
ствуясь  одним  из  перлов  унтер-офицерской  премудрости – лучше  (учить)
безобразно,  но однообразно. В  большинстве  случаев  он  сдаётся  и  прини-
мается  работать  по-старому  или  покидает  школу. А  мораль  отсюда тако-
ва: новаторы, объединяйтесь, создавайте  коллективы  единомышленников и
вытесняйте  старую  школу  со  всеми  её  гнилыми  потрохами, с  её  скукой,
формализмом  и  рутиной.
      В школу приходит  молодой учитель. Опыт  преподавания  у  него ничто-
жен. Но школе нужны учителя новой  формации сегодня, сейчас. Что же ему
делать? Копить десятилетиями опыт  и  созревать  в  новатора? Нет  и  нет. В
школу он должен  прийти уже подготовленным, со своей системой взглядов,
со своим  методом. Благо  что  первые  новаторы  оставили  большое наслед-
ство. Пожалуйста, обогащайся, черпай, но не принимай  как  догму, творчес-
ки  переосмыливай,  привноси  своё, личное,  и  дерзай. Однако подобное не-
мыслимо без  перестройки  работы в самих  педагогических  училищах и ин-
ститутах, без  безошибочного  отбора  кандидатов  в  студенты, без  новатор-
ства в преподавании  в  этих  заведениях. Самый  большой   интерес  к  нова-
торству  должны  проявить  именно  они,  вбирать  всё  лучшее,  развивать  и
распространять со своими выпускниками.
      Хотелось бы обратить внимание вот  на  какое обстоятельство. Чем силь-
на негласная  оппозиция  среди  некоторых учитилей старой формации нова-
торству, в  чём  видят  они оправдание себе? Да-да, можно, считают они, вы-
учить, сделать хорошо  успевающим  даже  самого трудного ученика,  но  за-
чем же  лезть  из  кожи,  что-то  придумывать,  пусть  будут  и  двоечники,  и
троечники,  не всем  же  преуспевать, и  в  конце  концов, если  у  нас все бу-
дут отличники  и  захотят  в  вузы ,  то  кто  же станет  работать на производ-
стве, строить  дома, убирать  урожай,  заниматься  тяжелой  и  грязной  рабо-
той; мы, можно сказать, защищаем  интересы  государства, а новаторы, глуп-
цы, не понимают этого. Право же, и смех и грех.
      У людей, далёких от школы, порой складывается представление о педаго-
ге-новаторе  как о каком-то  несерьёзном  человеке, который  чуть  ли  не  на
голове  ходит  перед  классом,  бегает,  кипит,  без  меры  жестикулирует,  не
учитель, а  шут  гороховый. Такое превратное  представление о новаторе вы-
годно его  противникам. На самом  же деле  настоящий  педагог-новатор мо-
жет  при  надобности  так  построить  урок, что за всё время ему не придётся
даже  раскрыть  рта, а  положительный  эффект  будет во много  раз  больше,
чем если  бы  другой учитель, не закрывая рта, весь урок «вдалбливал» мате-
риал. Приведу пример  из  своей  жизни. В детстве я  долго не мог научиться
ездить  на велосипеде. Однажды  один  хороший  человек, видя,  как я  муча-
юсь и как без толку мой  приятель  объясняет  мне, что  нужно делать, подо-
шел  и  сказал  только одну  фразу: куда  падаешь, туда  и  руль поворачивай.
Уже через две  минуты я ехал свободно сам, без всякой помощи. Сегодня по-
нимаю, почему мы с  приятелем  так  много  потратили  времени  и  сил  нап-
расно. Всё  дело в  руле. Руль  не  для  того, чтобы  за  него держаться,  а  для
того, чтобы  им  работать. Это, однако,  нужно  было  знать. Вот  такой урок.
Метод  новатора  аналогичен: минимум  средст – максимум  эффекта. Сила и
мастерство новатора  в его глубоких  знаниях,  помноженных  на  творческое
начало, в его высокой  интеллектуальной  культуре, в  широком  кругозоре, в
любви  к  своему  делу.


      Октябрь 1988 г.