Журнал Наше слово2

Ольга Розыева
                ЧЕЛОВЕК, ВООРУЖЕННЫЙ ЗНАНИЯМИ – НЕ ПОБЕДИМ.

                КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ
               
                НАШЕ СЛОВО



                ЕСЛИ Я ГОРЕТЬ НЕ БУДУ, ЕСЛИ ТЫ ГОРЕТЬ НЕ БУДЕШЬ,               
                ЕСЛИ ОН ГОРЕТЬ НЕ БУДЕТ, ЕСЛИ МЫ ГОРЕТЬ НЕ БУДЕМ,               
                КТО ТОГДА РАССЕЕТ ТЬМУ.
                (Алишер  Навои)

                Подарочно-новогодний  номер
               

                Ашхабад    декабрь 2009


                ПОЗДРАВЛЯЕМ  ТУРКМЕНИСТАН               
                И   ГЛУБОКОУВАЖАЕМОГО ПРЕЗИДЕНТА
               
С ПРАЗДНИКОМ – ДНЕМ ПРИНЯТИЯ ПОСТОЯННОГО НЕИТРАЛИТЕТА               
                И  НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ               


ТУРКМЕНИСТАН СО СЛАВОЮ ВСТРЕЧАЕТ НОВЫЙ ГОД,
УВЕРЕННОЮ ПОСТУПЬЮ СТРАНА ИДЕТ ВПЕРЕД,
СВОИМИ ДОСТИЖЕНЬЯМИ ОТКРЫТО –
ТУРКМЕНИСТАН,   ГОРДИТСЯ ТВОЙ НАРОД.

НАС НЕ СМУЩАЕТ УДИВЛЕНЬЕ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
ВЕДЬ ОПЫТ МНОГОВЕКОВОЙ СБЕРЕЧЬ И СОХРАНИТЬ 
                УМЕЕТ НАШ НАРОД,
МЫ ИСКРЕННЕ БЛАГОДАРИМ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ,
НЕВЕРЯЩИМ В УСПЕХ ТУРКМЕНИСТАНА – НЕ ВЕЗЕТ.

НАШ ПРЕЗИДЕНТ ПОСТАВИЛ ЦЕЛЬ ТУРКМЕНИСТАНУ –
БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПРОЦВЕТАНИЕ ЛЮДЕЙ,
УСЕРДНО ТРУДИТСЯ ОН САМ И НАС ВООДУШЕВЛЯЕТ –
УВЕРЕННО ТВОРИТЬ ИСТОРИЮ СТРАНЫ СВОЕЙ.

ВСЕ ЧАЩЕ НА ФЛАГШТОКАХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ,
ВЕТЕР, БРАТ ТУРКМЕНСКОГО СКАКУНА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ               
                НАШ  РАЗВИВАЕТ ФЛАГ,
АЛЛАХ БЛАГОВОЛИТ СТРАНЕ, А ЗНАЧИТ СКОРО –
ВАЛЮТАМ МИРА ВЕСКО СВОЕ ИМЯ НАЗОВЕТ МАНАТ.



                А  нашим читателям напоминаем: очень часто в жизни
                исполнение желаний – дело рук самих желающих                СТАТЬЯ НОМЕРА

                В Туркменистане «золотого века» создаются все условия           для благополучия и процветания гармонично развитого общества людей,         
            равнозначно наделенных духовным  и   физическим   совершенством.


                В ЗОЛОТОЙ ВЕК – С ЗОЛОТЫМ ЗДОРОВЬЕМ


Построение современного, высокоразвитого государства с сильной экономикой будет более успешным, когда руководитель, целеустремленный и уверенный в правоте своих принципов и идеалов, пользуется доверием и поддержкой нравственно и физически здорового общества своей страны.
В Туркменистане, благодаря неустанной заботе Глубокоуважаемого Президента ведется широкомасштабная пропаганда здорового образа жизни. Президент не только личным примером отношения к спорту, физической культуре и своему здоровью, но и своей постоянной заинтересованностью вопросами развития и модернизации медицинской отрасли, строительством современных оздоровительных, спортивных, культурно-просветительских учреждений в стране, воплощает в жизнь один из главных лозунгов Туркменистана: «Здоровье нации – богатство страны».
Мы от всего сердца благодарим Глубокоуважаемого Президента за постоянную заботу о нашем благосостоянии и здоровье на очередном спортивном мероприятии, на открытии и вводе в строй того или иного медицинского, спортивного или культурно-просветительского объекта. Но часто ли мы задумываемся о том, насколько правильно мы сами относимся к своему здоровью. И насколько здоровье личное дело каждого, если мы живем в обществе.
Здоровье – одно из самых больших  жизненных ценностей. Но в отличие от других ценностей мы не привыкли его сохранять, разумно и бережливо расходовать – не осознаем необходимости в этом. Нельзя, конечно, сказать, что люди совсем не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но по-настоящему ценность здоровья большинство из нас осознает, когда оно под серьезной угрозой или в какой-то степени уже утрачено. Тогда и возникает стремление вылечиться, вернуть утраченное.
Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали, соответствуя природе. Вставали с утренней зарей и засыпали с вечерней. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим. В современном мире люди живут в ритме производственного цикла, одинаковом в любое время года. И не смотря на два выходных в неделю, многие с трудом выдерживают этот недельный ритм в ожидании отпуска.
Еще не так давно все необходимое человеку для жизни было конечно: догорала свеча, заканчивались вода, топливо и запасы пищи. И все это человек должен был возобновлять сам. Теперь же все непрерывно: вода льется из кранов, в нужное время начинает работу центральное отопление, всегда к услугам электроэнергия и газ. Если раньше человек был одновременно и производителем и потребителем, то современем эти функции четко разделились.
Так же, по-видимому, и со здоровьем. Человек, потребляя свое здоровье в тяжелом физическом труде, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться об его восстановлении. Современный человек считает что здоровье также постоянно, как электоро- и водоснабжение, что оно будет всегда. Забота о нем переложена на плечи государства, медицины, которые, как вероятно думают многие, должны поставлять здоровье так же, как продукты, товары, услуги. И человек становится только потребителем своего здоровья, но не его производителем.
Прогресс в науке и технике во многом изменил жизнь на Земле, а люди не успели приспособить свой менталитет, культуру, образ жизни к тем изменениям, которые сами же вносят в современный мир. Вот и возникает глубокое несоответствие между мышлением, знаниями, поведением человека и постоянно изменяющимся реальным миром. Зачатую человек просто не знает как себя вести, что значит правильно жить, чтобы быть по-настоящему современным и … расплачивается своим здоровьем. Вряд ли в будущем это несоответствие уменьшится. Чем выше будет степень автоматизации производства и более благоприятнее условия среды обитания, тем менее тренированными окажутся защитные силы организма. Человеку не останется ничего другого, как позаботиться о них самому. Каждому из нас надо понять, что в современных условиях здоровье само собой не сохранится – для этого надо очень хорошо потрудиться.
К сожалению, забота о здоровье не воспитана в нас, не превращена еще в традицию, обычай. Человек не ощущает своего здоровья, не осознает величины его резервов, поэтому и не заботится о нем. «Деды-прадеды не болели, жили долго. Бог даст и мы не пропадем». Но ведь и болели и умирали молодыми. А почему жили подолгу и почему не болели об этом как-то и не задумываемся или считаем, что кому как повезет. Отсюда, наверное, и наше равнодушие.
Общественное мнение у нас сердобольно. Оно на стороне больных и не отдает должного здоровым людям. Более того, до недавнего времени, заботящиеся о своем  здоровье считались себялюбцами, самовлюбленными эгоистами, потому, что отличались от большинства, безразлично относящегося к своему здоровью. Художественная литература и другие виды искусства раньше нередко писали о людях, которые героически, чрезмерно много  работали, преодолевая болезни и несмотря на болезни. Но может быть пора уже вводить и образы людей, которые правильным образом жизни сохранили здоровье до преклонных лет и благодаря этому совершили большие и полезные для общества и страны дела.
Человек от природы получает великолепный в своем совершенстве, хорошо сбалансированный устойчивый организм. И очень часто, на протяжении всей жизни некоторые люди упорно испытывают его стойкость перееданием, алкоголем, никотином, но пагубные последствия сказываются на организме не сразу. Иногда должны пройти многие годы, прежде чем человек ударится лбом о свою болезнь. А предвидеть трагедию мешает недостаток знаний, общей культуры. Казалось бы, какая здесь связь?  Здоровыми и больными могут быть люди различного уровня культуры. Но важно понимать, что физическое здоровье, как и духовный уровень человека, является результатом его собственной жизнедеятельности. Культуру, с этой точки зрения, можно определить как самосозидание и проявляется она не только в конкретных накопленных знаниях, но и в бытие человека.
Многие плохо представляют себе, что полезно, а что вредно для организма, как предупредить те или иные заболевания – вообще роль профилактики. И, наконец, большинство людей не знает какими огромными резервами физического и психического здоровья обладает организм, как их сохранить, развить и использовать, чтобы на многие годы продлить активную и счастливую жизнь.
А возьмем отдых. Природа сделала так, что напряжение организма должно сменяться расслаблением, бодрствование – сном, работа – отдыхом. Одни люди отдыхают умело, со вкусом, другие же отдыхать не любят, стремятся до предела загружать себя любой работой, и быстрее растрачивают свое здоровье, чаще болеют. Некоторые отдыхать не умеют, больше вредят себе, потому, что забывают, что отдых должен быть не только                регулярным и достаточным по времени, но и полезным для здоровья. Праздники и семейные торжества чаще сводятся к застольям с перееданием и обильной выпивкой. Выезды на природу нередко грешат тем же. Такой отдых просто вреден для здоровья. Как правило, это следствие неумения интересно и с пользой организовать праздник.
  В Туркменистане в настоящее время отношение к медицине и спортивно-оздоровительным мероприятиям  очень сильно изменилось к лучшему. Печать, радио и телевидение резко активизировали пропаганду здорового образа жизни, профилактику болезней и физической культуры и спорта. Большое внимание воспитанию и обучению физической культуре и спорту уделяется в школах и дошкольных учреждениях, ВУЗах страны, на многих предприятиях и организациях. Издается много  научно-популярной  медицинской и спортивной литературы, уделяющих большое внимание новым современным подходам и методам в решении проблем со здоровьем людей.
Однако, многие люди ждут когда их «организуют», придет кто-то и займется ими. Некоторые жалуются, что им «не по карману» физкультурно-оздоровительные комплексы  и спортивные залы. Но зачем же ждать пока расшевелятся физкультурные организаторы, пока  кто-то займется усердной организацией массовых занятий. Конечно, очень хорошо иметь для занятий стадион, спортплощадку, плавательный бассейн, ФОК и т.д. Но вот в одной телепередаче, в интервью, женщина преклонного возраста сказала: «Мне давно за 60, а у меня все в порядке со здоровьем», она считает, что механические средства (спортивные снаряды) любого типа – это те же костыли. «Никакой техники – только Ваши тело и дух» - задорно заявляет она.
Для утренней зарядки, бега, ходьбы ничего не нужно – кроме осознанной необходимости, а это и есть свобода. Свобода от глубоко спрятанных горестных мыслей о собственном несовершенстве, свобода от недомоганий и болезней, вперед и вверх    (например «Тропою здоровья» - куда до нее  знаменитым  туренкурам в Кисловодске), дерзать и совершать, открывать самому себе – себя, нового и такого счастливого.
Кто-то из великих  и знаменитых сказал: « Я должен долго жить, я так хочу много успеть сделать, моя преждевременная смерть будет бедствием для общества, я так много ему должен». Но, даже если нет желания думать обо всем человечестве, задумайтесь о себе любимом. Сейчас так интересно жить. Жизнь преподносит столько нового, особенно на примере нашей страны, столько удивительного, все изменяется и движется к лучшему. И неужели не хочется жить радостно долго, благодаря и себе, сохранившему свое здоровье, чтобы увидеть «Прекрасное далеко».


                Духовное наследие

Встреча Нового Года это обычно семейный праздник. И чем дружнее, счастливее семья, тем веселее отмечают они праздник. А ведь за счастье и благополучие семьи ответственны не только высшие небесные силы, но и каждый член семьи. Наши далекие, далекие общечеловеческие предки уделяли семье очень большое значение.  И роль женщины, жены, хозяйки, хранительницы семейного очага, матери была очень часто  важнейшей.
Представляем Вашему вниманию притчу о мудрости праотца человечества Ибрахима (библейского Авраама). Мы не  хотим здесь разбирать проблемы, из-за которых Ибрахим должен был изгнать своего столь долгожданного первого сына и его мать из своего дома, главное, что он никогда не бросал его и не забывал о нем.
Ибрахим навещал своего  изгнанного первенца - сына Исмаила, хотя для этого ему приходилось совершать немалое путешествие, так как сам он жил в Сирии и наставлял своего сына как в вопросах религиозных, так и  житейских.
В одно из таких посещений Ибрахим не застал своего сына, навстречу ему из шатра Исмаила, вокруг которого из стволов низкорослой пальмы был устроен загон для скота, вышла незнакомая женщина – она назвалась женой Исмаила и объяснила Ибрахиму, которого она до этого никогда не видела, что Исмаил ушел на охоту. Она не предложила  гостю войти в дом и не оказала ему никакого уважения. В ответ на расспросы Ибрахима об их жизни женщина стала жаловаться ему, совершенно незнакомому ей человеку, на бедность. Выслушав ее жалобы, Ибрахим сказал:
- Когда вернется твой муж, опиши ему меня и передай, чтобы он переменил порог своего шатра, - После чего попрощался и уехал.
Когда Исмаил вернулся домой и выслушал рассказ о незнакомом госте и его ответе, он сразу понял, что приезжал Ибрахим, что отец не одобряет его брака и рекомендует ему развестись. Исмаил вернул жену ее родственникам и женился вторично на дочери джухурмита Мадада, вождя этого племени.
В следующий раз, когда Ибрахим вновь посетил сына, Исмаила опять не было дома, но на этот раз Ибрахиму был оказан совсем другой прием. Новая жена сына приветливо пригласила его в дом, и так как Ибрахим не мог воспользоваться ее приглашением, она сама вышла к нему, почтительно омыла ему бороду и предложила отведать всего, что было в доме, - молока, варенного мяса и фиников, хлеба к сожалению, у них нет. В ответ на его расспросы она не стала позорить своего мужа жалобами на плохую жизнь – все это понравилось Ибрахиму, и, уезжая, он попросил передать Исмаилу, что теперь у его шатра хороший порог. И действительно, эта жена, которая продемонстрировала  в назидание потомкам, как должна вести себя арабская женщина по отношению к гостю и к мужу, оказалась благословенной – он родила Исмаилу 12 сыновей, ставших родоначальниками североарабских племен.

Народные сказки не всегда о героях,   джигитах, драконах, купцах и разбойниках, а пери, зачастую,  мудрая женщина, которая умеет и дом в завидном порядке держать и детей правильно воспитывать и внешне выглядеть, так что –
«Порой такая встретится красавица,
  Что ей служить простым рабом захочется.
  Столь милая, столь нежная, - столь нравится,
  Что с ней до смерти быть вдвоем захочется». (Махтумкули)
И даже счастье, отдавая дань ее мудрости - не желает покидать ее.
               
                СЧАСТЬЕ  И  ГЕЛИН      
                (туркменская сказка)

В одной семье было три гелин – невестки. Жили они зажиточно и дружно.
Но вот однажды их общее счастье пришло к старшей  гелин и сказало:
- Моя дорогая, проси у меня все, что пожелаешь, а то я ухожу отсюда.
- Хорошо, согласилась старшая гелин, - дай мне побольше богатства, а тогда уж иди куда хочешь.
      Счастье наградило ее всем, что та просила, и отправилось к средней гелин.
- Милая моя, - сказало оно ей, - я должна перебраться на новое место, поэтому на прощанье проси у меня всего, чего пожелаешь.
- Ладно, - согласилась та, - коль уходишь, подари мне побольше денег.
-  Хорошо, - сказало счастье, полностью удовлетворило желание средней и пошло к младшей невестке.
- Моя добрая,  мне нужно покинуть вашу страну, - сообщило оно ей. – Перед разлукой я дам тебе все, чего захочешь.
- Жаль, что ты покидаешь нас, - искренне огорчилась младшая гелин. – Но ни золота, ни богатства мне не надо. Если можешь, дай нам здоровье и дружбу в моей семье, а остальное мы сами найдем.
- Если ты просишь только это, - сказало счастье, - то куда же мне уходить? Я, пожалуй, останусь навсегда в твоей кибитке.
      Старшие невестки прожили свое богатство и вынуждены были часто обращаться за помощью к младшей. И  счастливая гелин им никогда не отказывала.

Благополучия Вам и семейного счастья в Новом году наши дорогие читатели.

               
          
                ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ


Будда – имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы, прозванного после «просветления» (получения истинного знания) Буддой Шакья-Муни.
Иисус Христос – согласно христианскому вероучению, основатель христианства.
Мухаммед – арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама.
               
Представляем небольшой отрывок из книги И. Можейко  писателя, публициста, который сухие и скучные факты и события истории превращает в интересное и доступное чтение. Возможно, мнение автора, высказанное  в этом отрывке очень субъективно, но предполагаем, что для получения общего понятия о религиях вообще, эта краткая характеристика трех основных мировых религий, их основателей и последователей – будет полезна для всех наших читателей. 
- У Будды не было детей. Если в бурной молодости от него кто-то и родился, Будда никогда об этом не говорил. Его учение отрицало мирскую суету, он звал к отказу от желаний, которые ведут к страданиям. Он не стремился к организации царства на Земле. Смысл его учения был в отрицании смысла любых царств.
У Иисуса Христа тоже не было детей. Родственники его мало интересовали первых отцов церкви. Религия, возвещенная Христом, была религией угнетенных. Христос был великим утешителем. Он показывал путь спасения личности, но не обществу.
Учения Будды и Христа затем стали идеологией воинственных царств, земных и хищных. Но эти последствия никак нельзя связывать с самими пророками. Они к этому не стремились и не призывали.
Мухаммед был пророком иным.
Он был окружен родственниками, имена которых нам известны. Его прозелиты* не были угнетенными. Он выковал религию для земных хозяев мира. Религиозная система, разработанная им, была отлично приспособлена для создания земного, сплоченного и агрессивного государства. То, что было сделано в христианстве и буддизме спустя много лет после смерти пророков, Мухаммед сделал сам. Он был воинственным, суровым вождем – армии уходили в походы уже при жизни пророка.               
              Будда и Христос оставляли ученикам свои слова, надежды и сомнения. Мухаммед учил не сомневаться. Нищие апостолы, тайком проповедующие учение, - это не ислам. Ислам – это молодая феодальная империя. Слова Мухаммеда были обращены к полководцам и купцам, которые спешили мечом утвердить святую веру и получить торговые монополии.
Был бы сын у Будды, вернее всего он стал бы таким же бездомным мудрецом, как отец. Был бы сын у Христа – стал бы мучеником, погиб бы, как многие из ранних христиан. Родственники Мухаммеда – это феодалы, это знать духовной империи. Они реальны, они борются за место у трона пророка точно так же, как сыновья, братья и сестры светского феодала.
Секты и расколы в буддизме и христианстве возникают, как правило, в связи с разными толкованиями учения. В мусульманстве же их появление часто определялось политическими причинами. Порой между сектами не было разногласий в обрядах или вероучении – под слоем зеленой краски ислама кипели политические страсти. Центрами притяжения враждующих толков в исламе оказывались не идеи, а люди – нередко родственники Мухаммеда и последнего «праведного» халифа Али. И потому столкновения и даже войны между приверженцами разных толков ислама велись не столько потому, что одни были еретиками*, а вторые – нет, сколько потому, что вожди сектантов были выразителями центростремительных* процессов в созданной силой оружия мусульманской империи.
• Прозелит ( из греческого) – человек, принявший к.-л. новую веру.
• Еретик – последователь ереси(отклонение от норм господствующей религии)
• Центростремительный – направляющийся в движении от периферии к центру.
Здесь: стремление к власти.   (Прим. ред.)

               
                ХХХ

Вторым по величине и стоимости Алмазного фонда бывшего СССР                считается знаменитый «Шах» - крупный, почти необработанный алмаз, напоминающий ромбическую призму. Часть его граней сохранилась в естественном виде, а три пришлифованные грани  украшены выгравированными надписями на персидском языке:
«Бурхан Низамшах Второй», «Сын Джахангиршаха Джаханшах», «Каджар Фатх Алишах султан». У утонченного конца камня сделана тонкая круговая бороздка глубиною полмиллиметра для шнура, с помощью которого бриллиант подвешивался перед троном, обозначая черту, за которую никому переходить не разрешалось.
Академик  А.Е. Ферсман, который в 1922году участвовал в работе комиссии, описывавшей коронные драгоценности свергнутой династии Романовых, составил перечень основных дат из истории этого камня. Нашли его в 1591году и нанесли на него первую надпись. В 1595году он переходит во владение Великих Моголов (Индия), в 1651году наносят вторую надпись, в 1739 поступает в Персию, во владение Надиршаха, в 1824году наносится третья надпись, в 1829году «Шах» преподносится в дар русскому двору, в 1914году его под угрозой германского нашествия перевозят  из Петербурга в Москву и в 1922году включают в Российский Алмазный фонд.
С легкой руки Ю.В. Тынянова, написавшего повесть  «Смерть Вазир-Мухтара», укоренилось мнение, будто бриллиант «Шах» был «ценой крови», платой, принятой царским правительством за убийство А.С. Грибоедова*, который был назначен послом в Персию. Но это не более, чем широко распространенное заблуждение.
Как установил еще в 1923году видный русский востоковед В.Ф. Минорский, «цены за кровь» царское правительство и не думало требовать. Оно настаивало на двух пунктах: на присылке посольства с извинением и на наказании виновных. Персидское же правительство, посылая в Петербург извинительную миссию во главе с принцем Хосров-мирзой, преследовало и другие цели, среди которых не последнюю роль играло желание добиться снижения контрибуции*. По Туркманчайскому договору 1828года Персия обязана была выплатить России 10 кураров (20 млн.рублей). Контрибуция оказалась весьма тяжелой для Персии – женам и придворным шаха пришлось сдать бриллиантовые пуговицы, в переплавку пошли золотые дворцовые конделябры(подсвечники), заложили даже шахский золотой трон… Такой ценой удалось  уплатить 8 кураров, но возможности Персии были на исходе. Слезные просьбы Хосров-мирзы, а также дары, среди которых, кроме «Шаха», были 20 старинных ценнейших манускриптов, два кашмирских ковра, жемчужное ожерелье, сабли и другие ценные предметы, должны были смягчить требовательность северного соседа.
Миссия преуспела в этом намерении: царь принял дары, отказался от одного курара контрибуции и отсрочил на пять лет выплату другого. Более того, он тут же «одарил» Хосров-мирзу и его свиту бриллиантовым орлом, перстнями с бриллиантами и изумрудами, золотыми часами, редкими мехами, сервизами, изделиями из фарфора и несколькими тысячами червонцев. Но главной причиной царских милостей были, конечно, не персидские дары и даже не бриллиант «Шах», а нейтралитет Персии во время войны 1828-1829годов.
• Грибоедов Александр Сергеевич род.4\15января 1795года в Москве, разносторонне развитый, образованнейший человек своего времени.
Гениальность Грибоедова заключается в том, что  единственная написанная им пьеса «Горе от ума» обессмертила его имя как писателя, а единственное музыкальное произведение знаменитый «Вальс Грибоедова» прославил его как композитора и музыканта. А вот представленный правительству проект обустройства Кавказа, по мнению многих исследователей жизни и творчества этого незаурядного человека, и послужил причиной для «вежливой ссылки» - назначение послом в Персию, где так трагично оборвалась его жизнь.
• Контрибуция – послевоенные принудительные платежи, взимаемые с побежденного государства в пользу победителя.

          Для некоторых наших читателей напоминаем, что бриллиант - вид огранки, а камень – алмаз и ближайшие его родственники – уголь и графит (стержень карандаша).    Одними из крупнейших   обработанных   алмазов являются: Кох-и-Нор (гора света) и Дерья-и-Нор (море света) – ослепительные в своей красоте (и стоимости, конечно).


               
ХХХ

Просто уверены, что во многих домах под Новый год на праздничном  столе обязательно будет любимый, практически, всеми  - зимний салат «Оливье». А знаете ли Вы, что знаменитый кулинар Оливье, который жил и творил (создание многих блюд приравнивается очень часто к шедеврам творчества) в России в начале прошлого  века в рецептуре салата использовал следующие ингридиенды: лук, морковь, картофель, яйца, горошек зеленый, соленые огурцы и отварное мясо рябчиков, все это приправленное майонезом.
 После революции 1917-го года в России в ресторанах продолжали подавать столь полюбившееся блюдо, однако, рассказывают, что  стихи  Вл. Маяковского
“– Ешь ананасы, рябчиков жуй               
День твой последний приходит, буржуй!”
сослужили плохую службу для салата «Оливье», ведь буржуем тогда никто не хотел быть, мало того, прослыть буржуем было опасно. И что же, не готовить и не есть любимый салат? Нет, конечно. Находчивые повара  заменили  мясо рябчиков на обыкновенное  куриное. Со временем салат «Оливье» стал обязательным  блюдом в любом праздничном меню советских граждан. Но в «лихие 90-е», во времена дифицита многих продуктов, находчивые повара, чтобы не расставаться с любимым салатам, в очередной раз произвели подмену – заменили   куриное мясо, которое было трудно достать, на более доступную варенную колбасу.    
               


  Пусть  обилие блюд и продуктов на праздничном столе, который Вы накроете для встречи Нового Года для своих родных и близких будут не редкостью в Новом году, наши дорогие читатели. Благополучия Вам и изобилия в Ваши дома!

                В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО

               

                Недаром имя, данное мне, значит  «Желание».   
                (ШекспирСонет 135)

«Вся  жизнь – театр и люди в нем актеры» - этот известный многим и часто цитируемый  афоризм принадлежит  поэту, драматургу, величайшему представителю эпохи английского Возрождения Вильяму Шекспиру (1564-1616).
Вторая половина ХУ! в. – так называемый «век Елизаветы*», для Англии – время расцвета гуманистического театрального искусства, которое наиболее ярко воплотило в себе общественный подъем эпохи Возрождения, всколыхнувший  в то  время всю Европу.
Взятая в эпиграф первая строка  одного из сонетов построена на игре слов. Сокращенное имя поэта «Will» (от «William» - «Вильям») пишется и звучит так же, как слово, означающее волю или желание.             
Театр, сценическое искусство – наиболее яркая особенность английского возрождения. В ХУ! театр был в Англии местом, где собирались представители всего населения страны. Его посещали аристократы и джентльмены, купцы и чиновники; в театр заходили крестьяне, приезжавшие в город на рынок, ремесленники, матросы и портовые рабочие. Все зрители обычно бурно реагировали на пьесу, игру актеров, отдельные реплики, спектакль шел то под одобрительные возгласы публики, то под крики возмущения, а то и в глубоком молчании.
Во второй половине ХУ! в. в Лондоне появился целый ряд театров, как публичных, так и частных. Большой популярностью пользовался театр «Глобус», где Шекспир был драматургом и пайщиком. Он находился на окраине Лондона, около Темзы, и представлял собою огромный сарай без крыши, где могло помещаться до 2000 зрителей. Представления шли только днем, искусственного освещения не было. В партере* находились самые  дешевые места, вокруг партера были крытые ложи в 2-3 яруса для состоятельной публики. Знаменитая «шекспировская» сцена представляла собой помост, поднятый над уровнем партера, занавеса не было, бутафория* была примитивной.
В репертуаре театра было обилие постановок из истории средневековой Англии, а также драмы и трагедии, в которых зрители видели конфликты, взятые из окружающей жизни. Пьесы для своего театра Шекспир в основном писал сам. Многие из них известны практически всем, они хрестоматийны, но мы с удовольствием  о них напомним нашим читателям.
Комедии Шекспира «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь» и другие рассказывают о людях, освободившихся от средневекового религиозно-мистического мировоззрения, в них ярко выражены чувства и переживания людей, утверждающих свое право на житейские радости, любовь и наслаждение.
В трагедиях «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Кориолан» и других Шекспир, исходя из сложной и противоречивой обстановки в Англии того времени, показал столкновение гуманистических идеалов человека с этикой и моралью грядущего капиталистического общества: эгоизмом, жаждой обогащения любой ценой, разлагающей силой денег, предпочтение личных  собственнических интересов всему остальному, ханжеству и лицемерию.
В пьесах из «Исторических хроник Англии»: «Генрих Х!»,  « Ричард Ш», «Король Джон», «Генрих У» Шекспир показывает прошлое Англии и глубоко анализирует политическую борьбу того времени, ее движущие силы. Шекспир – убежденный сторонник твердой королевской власти, абсолютизма; он решительный враг феодальной анархии, узкой олигархической политики феодально-аристократической верхушки.
И все же -  вот уже сколько столетий в дни своей первой любви юные влюбленные обращаются   к самой  трогательной и пронзительной пьесе Шекспира, очень часто они сравнивают себя с героями этой пьесы, свои муки любви и ревности со страстями из пьесы, а  каждое критическое замечание  со стороны взрослых по поводу поступков молодых людей  относят чуть ли не к воинственным монологам двух враждующих семей Монтекки и Капулетти, хотя всему миру давно известно, что «…повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…».(пер. Пастернака)
Мы предлагаем нашим читателям еще один жанр в котором талант  Шекспира как поэта-лирика блестяще реализовался – Сонеты. Лирика в них, зачастую, соседствует с философией и грустью, но от этого они не стали менее прекрасными.

91                141
Кто хвалится родством своим со знатью         Мои глаза в тебя не влюблены, -
Кто силой, кто блестящим галуном,                Они твои пороки видят ясно.
Кто кошельком, кто пряжками на платье,        А сердце ни одной твоей вины
Кто соколом, собакой, скакуном.                Не видит и с глазами не согласно.

Есть у людей различные пристрастья,              Ушей твоя не услаждает речь.
Но каждому милей всего одно.                Твой голос, взор и рук твоих касанье,
А у меня особенное счастье, -                Прельщая, не могли меня увлечь.
В нем остальное все заключено.                На праздник слуха, зренья, осязанья.

Твоя любовь, мой друг, дороже клада,              И все же внешним чувствам не дано –
Почетнее короны королей,                Ни всем пяти, ни каждому отдельно –
Наряднее богатого наряда,                Уверить сердце бедное одно,
Охоты соколиной веселей.                Что это рабство для него смертельно.

Ты можешь все отнять, чем я владею,                В своем несчастье одному я рад,
И в этот миг я сразу обеднею.                Что ты – мой грех и ты – мой вечный ад.      



147                46       
Любовь -  недуг. Моя душа больна                Мой глаз и сердце – издавна в борьбе:               
Томительной, неутолимой жаждой.                Они тебя не могут поделить.               
Того же яда требует она,                Мой глаз твой образ требует  себе               
Который отравил ее однажды.                А сердце в сердце хочет утаить.               

Мой разум-врач любовь мою лечил.                Клянется сердце верное, что ты
Она отвергла травы и коренья,                Невидимо для глаз хранишься в нем.
И бедный лекарь выбился из сил                А глаз уверен, что твои черты
И нас покинул, потеряв терпенье.                Хранит он в чистом зеркале своем.

Отныне мой недуг  неизлечим.                Чтоб рассудить междоусобный спор,
Душа ни в чем покоя не находит.                Собрались мысли за столом суда
Покинутые разумом моим,                И помирить решили ясный взор 
И чувства и слова по воле бродят.                И дорогое сердце навсегда.

И долго мне, лишенному ума,                Они на части разделили клад,
Казался раем ад - а светом – тьма.                Доверив сердце сердцу, взгляду – взгляд.   
(Пер.С.Маршака)


      
• Елизавета Тюдор (1558-1603) – королева Англии. Ее правление названо «Золотым веком» для Англии, т.к. экономическая политика правительства того времени обеспечила расцвет  хозяйственной жизни страны, Англия закрепила за собой позиции великой морской державы и вступила на путь колониального господства;  началось накопление национального богатства.
• Партер – места в зрительном зале, расположенные ниже сцены.
• Бутафория – предметы сценической обстановки, подделанные под настоящие.

               
                Полцарства за мозги

  Продолжаем  знакомить наших читателей с Альфредом Нобелем и историей создания фонда его имени.

Имя Нобеля, которое для многих поколений людей связано с известными премиями и открытием динамита, в Х!Х в. было довольно популярным в кругах промышленников и финансистов. Несколько крупных фирм, созданных братьями Нобель и их отцом, занималось производством взрывчатых веществ и машиностроением; им принадлежало также нефтепромышленное предприятие в Баку.
Историю этой семьи можно проследить начиная с ХУП в., когда студентом Упсальского университета стал молодой человек по имени Пер родом из области Сконе в Южной Швеции. Его отец Олаф был крестьянином. Попав в среду ученых, Пер Олафсон в духе того времени латинизировал свое имя, назвавшись Петрусом Олави. Тогда среди шведов начала распространяться мода на фамилии, и молодой человек, бывший родом из общины Нобелев, выбрал себе в качестве фамилии название места  своего рождения, превратив его в Нобелиус. В дальнейшем один из его внуков, военный врач, отбросил латинское окончание – и возникла фамилия Нобель.
Сын этого военного врача, Эммануэль Нобель, закончил университет в Упсале, работал архитектором в Стокгольме. Однако в 1837 г. уехал в Финляндию, входившую тогда в состав Российской империи. В 1842 г. он вместе с женой и тремя сыновьями – Робертом, Людвигом и Альфредом – обосновался в Петербурге.
В то время Российская империя, преимущественно аграрная страна, нуждалась в сильной армии, а для армии были необходимы военные заводы, которые  производили бы оружие и боеприпасы.  В этой области и развернул свою деятельность Эммануэль Нобель, а затем и его сын Альфред. Предприятия отца процветали до середины 50-х годов прошлого века; тогда, в период Крымской войны, Россия практически прекратила свои торговые отношения с западными странами. Однако после заключения мира царская администрация вернулась к старой практике закупок нужной техники на Западе, оставив
Заводы Эммануэля Нобеля без заказов. И в 1859 г. он вынужден был уехать в Швецию. В России остались его сыновья.
В 60-е года Х!Х века Роберт и Людвиг строят оружейные заводы в Петербурге и Перми. Разъезжая по Кавказу в поисках лесоматериалов, Роберт побывал на нефтяных месторождениях в районе Баку. О месторождениях нефти там было известно еще с древних времен, но до 70-х годов  Х!Х в. ее добыча велась очень примитивным способом. Роберт Нобель увидел возможность усовершенствовать и расширить ее добычу и убедил заняться этой деятельностью своего брата Людвига.
Братья создают акционерное общество, которое начинает добывать нефть в больших масштабах, используя современную технику. Бурится большое количество скважин, прокладываются нефтепроводы. Людвиг Нобель заказывает в Швеции первые в мире танкеры для перевозки нефти, которые совершают регулярные рейсы. Строятся нефтеперегонные заводы в Баку, нефтепродукты транспортируются и по Волге, и по железной дороге до портов Черного моря, откуда отправляются в соседние и дальние страны. Из импортеров нефти Россия превращается в крупнейшего ее экспортера.
Вернувшись в Швецию, старый Эммануэль Нобель не отказывается от своей идеи производства боеприпасов для русской армии. Он начинает эксперименты с различными взрывчатыми веществами и приглашает в Стокгольм для совместной работы сына Альфреда, который после завершения учебы путешествовал по разным странам. Набравшись опыта у крупнейших специалистов Европы и Америки, Альфред Нобель в 1863 г. приезжает в Швецию вместе с младшим братом Эмилем, родившимся в России.
К тому времени Альфред уже стал квалифицированным  химиком и инженером, имеющим несколько патентов. В Петербурге, работая у профессора Н.Н. Зинина, он познакомился с новым веществом – нитроглицерином, синтезированным в 1846 г. итальянским химиком Асканио Собреро. Это относительно дешевое и эффективное взрывчатое вещество считали весьма перспективным для использования в горнодобывающей промышленности и других областях. Начинаются эксперименты, и даже создается предприятие по производству нитроглицерина. Но 3 октября 1864г. на заводе происходит взрыв, при котором погибают несколько человек, в том числе молодой Эмиль Нобель.
Это было страшным ударом для старика Нобеля, после которого он долго не мог оправиться. Руководство деятельностью предприятия переходит в руки Альфреда. Несчастные случаи при работе с нитроглицерином, однако, происходят все чаще, и в ряде стран его применение запрещают. Альфред ищет способы сделать более безопасным это столь нужное для промышленности взрывчатое вещество. В 1866 г.  он смешивает нитроглицерин с кизельгуром, получая таким образом динамит. Кизельгур – это немецкое название инфузорной земли, или диатомита – тонкопористой осадочной породы, состоящей из кремниевых скелетов одноклеточных морских организмов, водорослей-диатомей. В 1867 г.  Альфред Нобель получает патент на свое открытие и начинает производство динамита.
Новое взрывчатое вещество оказалось очень удобным и безопасным при употреблении и хранении. Некоторые специалисты даже считают, что получение его – это крупнейшее открытие в пиротехнике после создания пороха.
В этот период шведский инженер и изобретатель проявляет себя как выдающийся предприниматель и хороший финансист. Его состояние быстро растет. Вместе с тем Нобель продолжает свои исследования в области химии и создает новые, еще более эффективные взрывчатые вещества. В 1887 г. после многочисленных экспериментов он получает бездымный нитроглицериновый порох – баллистит.
Нобель из Франции переезжает на место жительство в Италии, где в Сан-Ремо покупает виллу «Мио нидо» (Мое гнездо). Врачи установили, что Альфред страдает серьезным  заболеванием сердца. Несмотря на это, он продолжает свои эксперименты, планируя, в частности, разработку аппаратуры для физиологических исследований.
В 1895 г. прикованный на несколько месяцев к постели, Нобель, пытаясь как-то скрасить свою жизнь, возвращается к одному из увлечений молодости – начинает писать драму. В юности он действительно серьезно колебался, решая, стать ему изобретателем или поэтом.
В совершенстве владея пятью языками, Нобель всегда внимательно следил за развитием европейской литературы, поражая своих знакомых завидной эрудицией.
Богатство и авторитет Нобеля обеспечивают ему доступ в высшие политические круги. Может показаться странным, но этот создатель динамита по своим убеждениям был ярым пацифистом (борец за мир) и поддерживал связи с общественными деятелями  конца  Х!Х в., которые занимались подготовкой конгресса в защиту мира.   
В кругу знакомых Альфред Нобель был известен как молчаливый и замкнутый человек, порой язвительный и саркастичный. Но за этой внешностью скрывалась совсем иная личность. Проживая в Париже, Нобель не раз помогал своим соотечественникам, попавшим в затруднительное положение. Когда в 1889 г. умерла его мать, Нобель отдал
все свое состояние Каролинскому медико-хирургическому институту, оставив себе только медаль Летерстеда Шведской академии наук, присужденную 1868 г. его отцу и ему за открытие динамита.
Чуткость и отзывчивость Альфреда Нобеля становятся широкоизвестными, и его буквально засыпают письмами и просьбами о финансовой помощи. Нобель особенно старается помочь талантливой молодежи, которая, как и он сам в свое время, пытается пробить себе дорогу.
Вероятно, все эти письма-просьбы о помощи и оказали сильное влияние на составление  Нобелем завещания, главная идея которого: оставить свое состояние на образование фонда, доходы от которого должны  использоваться для вознаграждения перспективных ученых и других деятелей интеллектуальной сферы, внесших большой вклад в прогресс человечества.


               

УЧИТЬСЯ С ИНТЕРЕСОМ
          
               

                ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО РУССОВЕДА

               Продолжаем публикацию рассказов из книги Ф. Кривина, посвященной грамматике русского языка.

               ПОЛУГЛАСНЫЙ (Й -йот)

А было это вот как.
Собрались гласные буквы и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий открытый звук; букве И – тонкий, короткий; букве У – трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку.
Один Йот стоял в стороне. «Для чего мне звуки? – размышлял он, слушая, как гласные совещаются. – Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее».
Спохватились гласные, что Йоту никакого звука не досталось. А ведь он тоже имеет какой-то голос. Что делать?
- Знаешь, что – говорят ему. – Сходи-ка ты к согласным. У них звуков больше, может, и на твою долю хватит.
Подумал Йот, зевнул. Потом еще зевнул и еще подумал.
-А мне, - говорит,- эти звуки вроде и не к чему. У меня своих нагрузок хватает.
Как же ты будешь жить без звука? – недоумевают гласные.
- А что, разве нельзя?
- Может и можно, да  неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется.
Поколебался Йот, поколебался, а потом смекнул, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не требуется и говорит: - Я согласный!
- Какой тебе звук? – спрашивают у него согласные.- Заднеязычный, переднеязычный или, может шипящий?
Стоит Йот, раздумывает.
Взять заднеязычный – так кому охота быть сзади? Переднеязычный взять – тоже хорошего мало: передним всегда больше всего попадает. А шипящий взять – будешь шипеть, наживешь врагов. Нет, уж лучше ничего не брать.
Так Йот решил и сказал: - Все эти звуки мне не к чему. Я не согласный.
Ну, не согласный, так не согласный, решили согласные буквы. Насильно быть согласным не заставишь. – Ищи себе работу по душе.
Без работы в алфавите не проживешь. Время ятей и ижиц*, которые за счет чужих звуков жили, давно прошло. Ходит Йот, ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет? Он и не гласный, и не согласный, нет у Йота определенной профессии.
С трудом перебивается Йот на подсобных работах. Там слог замкнет, там гласному А поможет в Я превратиться, а чтобы постоянное что-нибудь, самостоятельное – этого нет.
Трудно Йоту, хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голосок у Полугласного…

• Буквы ять и ижица  в дореволюционном русском алфавите не имели своего звука и служили для смягчения или придания твердости  стоящей впереди букве; упразднены в послереволюционной реформе.


                ИНФИНИТИВ

            Слово берет Инфинитив.
- Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени! - Время мы найдем. Какое тебе – настоящее или прошедшее?
- Лучше будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный глагол!
Дали ему Вспомогательный глагол.
Спрягается Вспомогательный глагол – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – инфинитив, у него нет времени…

Маленький пример: Я буду делать ч.л.                Мы будем делать
                Ты будешь делать       Вы будете делать
                Он будет делать                Они будут делать 
         Здесь: делать – Инфинитив, а глагол буду и т.д. – Вспомогательный.               


               
                ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ   НАУКА - ИСТОРИЯ

  Продолжаем публикацию исторических сведений и фактов
 М. Зощенко собранных им  и распределенных по важнейшим (с точки зрения автора) критериям: Деньги, Коварство, Неудачи, Любовь и Удивительные события, являющиеся основными двигателями Истории человечества во все времена.   Судите сами.
- Вот, например, извольте послушать рассказ о силе денег, рассказ о том, как однажды с публичного торга продавался царский трон. Причем, не самый, конечно, трон, не мебель, а целое царствование. И каждый желающий богатый субъект, любитель поцарствовать, мог преспокойно стать царем. И мог, так сказать, всем на удивленье, создать свою собственную, какую ни на есть, худородную династию. И это случилось не в какой-нибудь там захудалой стране, а в самом величественном Риме.
Бесстрастная история рассказывает, что в Риме в 193году н.э. преторианцы*, нуждаясь в деньгах, пустили императорский трон с публичного торга.
Желающих быть императорами оказалось предостаточно.
Мы представляем себе, как при этом горячились жены претендентов на престол. И какие были крики, стоны и вопли и, может быть, даже, извините, драки и побоища. Было, конечно весьма соблазнительно из полного ничтожества стать вдруг императрицей. Однако два человека вскоре обскакали всех.
Один богатый человек, городской префект Сульпициан, предложил около восьми миллионов рублей за престол. Однако другой претендент, сенатор Дидий Юлиан, придурковатый и немолодой субъект, жена, которого, по-видимому, нервно стояла рядом, хриплым голосом, унимая сердцебиение рукой, сказал, что он дает каждому солдату ровно по шесть тысяч двести пятьдесят динариев, что составляло в общей сложности тринадцать миллионов рублей. Сумма эта вызвала великий энтузиазм в массах, и сенатор Дидий Юлиан, шатающийся от слабости и волнений, получил заманчивый престол.
- Ты просто дурак! – вероятно, сказала супруга императору. – Брякнуть тринадцать миллионов! Они бы нам и за  девять уступили…
- Ну уж, матушка, почем я знал. Ты бы меня со свету сжила, ежели бы кто другой перебил.
Однако со свету сжила его не супруга.  А. кое-как процарствовав шестьдесят дней, этот любитель императорской власти неожиданно закончил свое земное существование, те же преторианцы его умертвили, заколов кинжалами.
- Мерзавцы, - наверно, кричал бедняга император,- что вы, ей-богу, делаете, я же вам, кажется, заплатил сполна.
Но доблестные воины, надеясь, вероятно, вовлечь в подобную сделку следующего богатого дурака, безжалостно прикололи горе-императора, невинная и многострадальная душа которого поспешно взвилась к небу, горько жалуясь Господу Богу на величайшее свинство и вопиющую людскую непорядочность.
          Книга М.Зощенко была написана в 30-х годах прошлого века, в то время в СССР после революции в русском языке, культуре, литературе было много всяких влияний и новомодных веяний, не всегда соответствовавших правилам русского языка и литературы.
Язык, которым пользуется автор, является пародией на, так называемый,  «рабоче-крестьянский, тех, кто университетов не кончали, но грамоту кое-какую разумеют». Это не официальный русский язык, приближенный к, так называемому, разговорному, но в приличном обществе использовать  такие слова,  выражения и постановку фраз не рекомендуется.
* Преторианцы – отборные войска, стража римских императоров.



                Поздравляем Вас с Новым годом дорогие наши читатели!
Желаем Вам всего самого наилучшего, здоровья и благополучия Вам и всем членам Ваших семей! И всем - удачи в Новом году!



             ***                ***
Ветрено механика превратности                Успех человеческий – старый кочевник –
Колесу судьбы диктует ход.                Приходит к достойным.               
Кто творит другому неприятности,                И в этом, брат, суть.                Сам в капкан однажды попадет.                Когда тебя честно обходит соперник,
                Подножку не ставь ему.  Рыцарем будь! 
Род ведут, неся свое тавро,
Зло от зла и от добра добро.                А станешь завидовать –
                Жить не захочешь, 
                Сам свое бедное сердце источишь. 

                (Берды Кербабаев)