Журнал Наше слово

Ольга Розыева
                ЧЕЛОВЕК, ВООРУЖЕННЫЙ ЗНАНИЯМИ - НЕПОБЕДИМ

                КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ 

                НАШЕ СЛОВО



                Смелость города берет,
                а знание и опыт позволяют не только удержать их, но и благоустроить.

                ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ВЫПУСК


                Ашхабад октябрь2009


ПОЗДРАВЛЕНИЕ   ТУРКМЕНИСТАНУ

С 18-ЛЕТИЕМ  НЕЗАВИСИМОСТИ СТРАНЫ
               


                Родине нашей – Независимому Туркменистану, который, благодаря, мудрой и дальновидной политике нашего Глубокоуважаемого Президента Гурбанкули Бердымухаммедова, возраждается, самоутверждается и уже прочно занял свое достойное место в мировом сообществе – желаем верных, надежных друзей, благополучия и процветания.
                Пусть благодарные молитвы к Господу граждан твоих за то, что они живут в это удивительное время, в этой благодатной стране, оборачиваются ясным мирным небом над тобой – Туркменистан – Отчизна великая наша.
                Пусть мудрость, которой тебя одарили века, помогает тебе оставаться вечно юным, мечтать о недостижимо прекрасном будущем и, на удивление  мира, превращать его в сказочно-реальное настоящее.
                И счастья желаем тебе.




ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ.


                Уважа¬емые наши читатели! Так совпало, что первый выпуск нашего нового журнала напечатан в преддверии большого и радостного события для нашей страны. Независимому Туркменистану – 18 лет. Мы ровесники – наша независимая Родина и мы, молодежь – те, кто родился в год ее самоопределения.
                18 лет – по человеческим меркам – возраст совершеннолетия, когда государство и общество  в праве ожидать от нового гражданина грамотных, хорошо продуманных, полезных и нужных действий, направленных на благо и процветание страны и соотечественников, и в то же время ожидать - свойственный юным полет фантазии и новых революционных научных идей и открытий.
                18 лет – миг для истории страны с богатыми и самобытными национальными обычаями и традициями, с ее непростым, иногда печальным, но чаще – героическим прошлым, удивительным, величественным и устремленным к прекрасному будущему – настоящим. Туркменистан – Отчизна любимая наша.
                Под руководством нашего Глубокоуважаемого Президента Гурбанкули Бердымухаммедова идет грандиозное преображение страны. Именно сейчас, в эпоху Возрождения стране нужны молодые специалисты, уровень знаний, которых соответствовал бы международным мировым стандартам в области науки и культуры. Государство и лично Глубокоуважаемый Президент Гурбанкули Бердымухаммедов создают в стране все условия для этого.
                Мы изучаем персидский язык  в Культурном центре ;;;;;; при посольстве ИРИ в Туркменистане. Когда приходишь в первый раз на начальный курс обучения, все в Центре ;;;;;; для тебя новое – твой первый учитель и твои первые одноклассники, которые со временем из чужих и незнакомых превращаются в хороших друзей.
                Дорога, которая ведет нас к доскональному изучению, пониманию и любви персидского языка, довольно продолжительна и трудна. За время обучения Культурный центр ;;;;;;  становится близким для нас, ведь именно школа при нем сближает нас в нашей общей заинтересованности получить хорошие знания.
                Естественно, что для  всех учащихся очень интересно все, чем «живет и дышит» Центр ;;;;;;. И мы, небольшая группа учащихся – единомышленников, взяли на себя смелость и труд объединиться для создания печатного органа – нового журнала, на страницах которого можно было бы поговорить обо всем, что для нас и вас может быть интересен.
                Мы – редакционная коллегия журнала, еще очень молоды, но чувствуем в себе силы и возможности для культурно-просветительской деятельности. Нам есть что сказать в этой области и чем заинтересовать наших ровесников и, возможно, что-то напомнить и чем-то удивить людей более старшего поколения.
                Мы создали журнал, в котором дерзнули бы поговорить о передовых достижениях в науке, о современных вопросах литературы, искусства, истории – обо всем, что является культурными ценностями нашей страны, дружественной нам страны – ИРИ и других стран и народов мира. Уважаемые наши читатели, мы всегда будем рады добрым пожеланиям и конструктивной критике.
                Благодарим за помощь и поддержку Культурный центр при посольстве ИРИ в Туркменистане и лично                за проявленное понимание и содействие.
                И так, мы – молодежь Туркменистана вынесли на Ваш строгий суд высказанное нами «НАШЕ СЛОВО».
                С уважением ко всем нашим дорогим читателям ред.коллегия журнала.
               

КОГДА ГУМАНИЗМ НЕ ПРОСТО ДЕКЛАРАЦИЯ,
НО ОБРАЗ ЖИЗНИ.

   
              Гуманизм (от лат. человечный) – совокупность взглядов, выражающих
        уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.(Философский словарь).
            
                «Все люди хотят жить счастливо…, но они смутно представляют себе в чем заключается счастливая жизнь» - писал философ Сенека. Нам, жителям Туркменистана, очень повезло. Лидер нашей страны «в чем заключается счастливая жизнь» представляет себе четко и ясно. Счастливая жизнь не только для самого себя, но в стране счастливых людей. Ведь невозможно счастье одиночки посреди людского моря бед - это давно доказано философами, психологами и даже политиками всех времен и народов. Счастье для всего народа Туркменистана – вот основной критерий оценки титанического труда нашего  Президента, вложенного в процветание своей страны и созидание  благополучия сограждан.
Да, Глубокоуважаемый Президент великий труженик, ведь даже недолгие часы своего свободного времени он предпочитает проводить активно. Занятия спортом и посещения культурно-просветительских мероприятий помогают поддерживать в хорошей форме не только здоровье тела, но и силу духа. Именно сильный характер, бойцовские качества, умение ставить перед собой цель, избирать правильный путь, реально оценивать свои возможности, принимать единственно верное решение и одерживать победу – слагаемые успеха нашего Президента.         
А победы – они на виду не только у жителей Туркменистана, у всего мира. Прекрасный «Белый город» Ашхабад. Он каждый раз по-новому удивляет не только своих жителей, но и, повидавших мир, гостей столицы – «сказочным»  строительством и планомерной работой по благоустройству. Жители других городов и поселков страны, сельские труженики тоже не оставлены заботой  Президента. Новостройки жилищно-коммунальной, культурно-просветительской и спортивной  направленности – повсюду.                Четкое понимание целей и пути развития страны проявляются в постоянной помощи и поддержке государством сельского хозяйства, образования, модернизации и преобразования   промышленности;  усилия по стабилизации экономики страны отмечены специалистами  МВФ.
Программа «Саглык» и размах ее реализации - гордость Туркменистана и восхищение мировой общественности, свидетельство мудрости и дальновидности Президента. Новое  молодое поколение Туркменистанцев для которых, в конечном счете разработана эта программа долгосрочного развития, будучи взрослыми людьми, просто не смогут себе представить – а как же было, когда не было всех этих детских и взрослых физкультурно-оздоровительных комплексов в самых живописных уголках страны. Всех этих обычных, но так необходимых поликлиник, больниц, медицинских центров, так предусмотрительно выстроенных и так, с перспективой на будущее, укомплектованных и оснащенных самым современным медицинским оборудованием.
И, конечно, «Аваза» - удивляющая, поражающая своим великолепием. Словно редкостная жемчужина на гребне пенной волны, вынесенная морем на берег. Гимн мечте, ставшей реальностью.
Главное условие деятельности нашего Глубокоуважаемого Президента – бережное отношение к традициям, корням и истокам туркменского народа, сложившегося за много веков национального менталитета и удивительной  самобытности.
Технологический прогресс диктует новые, жесткие условия жизни, иногда, практически, несовместимые с устоявшимся укладом жизнедеятельности той или иной страны. Учитывая эту проблему, наш Президент, перед принятием важнейших для страны решений, особенно кардинальных, которые могут повлечь за собой широкомасштабные изменения, обязательно держит совет со старейшинами. Опираясь на их опыт жизни, знание национальных ценностей и безграничную любовь к Отчизне, при горячей поддержке всего народа страны наш Президент уверенно воплощает в жизнь лозунг   «ХХ! Век – золотой век Туркменистана».
Очередное подтверждение  стремления Уважаемого Президента к счастью и процветанию нашей страны – предложение мировому сообществу неконфронтационной модели мира. Ход мировой истории постоянно напоминает о том, что не может один народ быть счастлив за счет другого, одна страна процветать за счет других. Нынешний мировой экономический кризис очень жестко указал на этот факт. И военные действия не решают всех проблем, но очень сильно могут навредить, ухудшить ситуацию в зоне конфликта, оттянуть скорейшее принятие нужного решения. Очень хорошо все это понимая, наш Президент в своем выступлении на 64-й Генеральной Ассамблее ООН в очередной раз призвал все страны и народы к партнерству во имя мира, с обязательным уважением каждой страной суверенитета и независимости другой страны, признание каждой стираной права на выбор пути развития другой страны, при условии мирного и взаимовыгодного сосуществования, невзирая на вероисповедание и уровень экономики в той или иной стране.
Наши пожелания Уважаемому Президенту здоровья и новых трудовых и творческих успехов во всех его начинаниях – это и желание счастье себе и своей стране. Туркменистан идет уверенно вперед по пути прогресса и процветания, с неограниченным доверием, глубоким почтением и искренним уважением к своему Президенту.      


РУБРИКА:  ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ
                ВСЕ, ЧТО ЗНАЮ, РАССКАЖУ
               

                «Аш-шейх ур Раис» - глава ученных – так величали на Востоке Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха ибн Хасана ибн Али ибн Сину, которого мир узнал – и знает – под именем Авиценна.
Еще в юности Авиценна  увлекся наукой врачевания, он овладел медициной в короткий срок, но  так глубоко и настолько полно, что «даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня». (Авиценна «Жизнеописание» автобиография)
  Вера людей в его знания и умение, граничащие с волшебством была настолько сильна, что в народе родилась легенда «что в последний свой час он решил победить смерть  и остаться в живых навсегда. Авиценна приготовил 40 различных лекарств, которые в определенном порядке должен был применить его ученик. Этот ученик точно исполнил все наставления Авиценны – и его изумление росло по мере того, как безжизненное тело учителя превращалось в гибкий юношеский стан. Вот уже зарозовели щеки и появилось дыхание – надо скорее давать последнее лекарство, оно должно укрепить ту жизнь, которую вдохнули в учителя все предыдущие лекарства. Пораженный тем, что учитель действительно оживает, ученик от радости вдруг уронил флакон, лекарство пролилось на землю и ушло в ее глубину…»
Но Авиценна навсегда остался бессмертным в благодарной памяти человечества. 


                ;;;;;  Зубная щетка -  привычная и не вызывающая вопросов.               
Но, знаете  ли Вы какие глубокие исторические корни у этой скромной  труженицы?
Пророк Мухаммед настаивал, что очищение есть одно из условий познания истиной веры. Обязательное духовное очищение – посредством молитвы. Но перед началом совершения молитвы Мухаммед требовал, чтобы верующие обязательно умылись  и «не забыли промыть нос водой и вычистить зубы. Он считал, что чистить зубы лучше всего палочкой из дерева акации – мисуаком, так, как мисуак обладает следующими полезными качествами:  удовлетворяет Господа, радует ангелов, чистит рот, просветляет глаза, придает блеск зубам, укрепляет их и отгоняет зубную боль, способствует пищеварению, удаляет мокроту и усиливает действие молитвы». После еды, по утверждению Мухаммеда, мисуак лучше двух служанок, и ангел Джибрил велел ему употреблять  для очищения  рта именно мисуак.
         

                Рассказывают так же: что однажды к великому Джами на Гератском базаре подошел один начинающий поэт, считающий  себя самым остроумным среди «людей пера и знания» и обратился с вопросом: - Учитель, как понять Ваше двустишие о сущности бога: «И так как ты и явен и сокрыт, то, что бы не узрели мои глаза и сердце, все это – ты.»Как же так? А если Вам попадется осел, Вы тоже скажете: «Господи, это – ты?»
«- Нет, я скажу, это ты» - ответил Джами. И весь Гератский базар долго смеялся над ответом их любимца.
Абдурахман Джами родился в Герате 7 ноября 1414г. в семье чиновника, выходца из г. Джама, поэтому он и стал называться Джами.
           Нет памятника на путях земных
           Прочней, чем  слово прозы или  стих. (Джами)               


В 64км. от Шираза на вершине каменного холма Рахмат в долине Мервдашт сохранились развалины величественного сооружения Тахт-е Джамшид. Для европейца это сооружение известно как Персеполис (город Персов), разрушенный в 330году до н.э. войсками Александра Македонского (Искандера). Существует легенда о том, что Персеполис подожгла царица Амазонок, которые пришли вместе с войсками Александра. И по версии европейцев мудрецы Персеполиса не только не прокляли ее, но наоборот, посчитали этот пожар как очищение, угодное богам, ведь основное население персии тогда исповедовало зороастризм (поклонение огню).               
               

                РУБРИКА: ПОЛЦАРСТВА ЗА МОЗГИ
                Один известный литературный или исторический герой воскликнул: «полцарства за коня!»
Для роскошных ахалтекинцев это достойная цена, но в этой рубрике мы бы хотели поговорить о другой ценности – людях науки. И поэтому мы назвали эту рубрику: «Полцарства за мозги»
Наука интернациональна – взаимосвязи и научное сотрудничество ученых различных государств и разных научных школ объективны и глубоко обоснованы. Наука дифференцирована (т.е. разделена на много областей), но ученых в служении миру и прогрессу объединяют общие принципы познания законов природы. Ныне все крупнейшие достижения человеческого разума обусловлены обменом научной информацией, переносам результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Небывалое значение приобрели контакты между учеными. От сотрудничества ученых различных стран и научных школ сегодня зависит прогресс не только науки и техники, но и человеческой культуры и цивилизации в целом.
В этой рубрике мы бы хотели поговорить и о всемирно известных ученых и о наградах самых знаменитых и уважаемых – медалях, премиях, почетных званий.
К числу самых авторитетных научных наград относится премия, утвержденная 29 июня 1900г. в соответствии завещания Альфреда Нобеля «…..Все отставшееся после меня реализуемое имущество необходимо распределить следующим образом: капитал… перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премий тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты следует разделить на 5 частей:
  Первую часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики.
Вторую – тому, кто совершил крупное открытие или усовершенствие в области химии.
  Третью – тому, кто добился выдающихся успехов в области физиологии или медицины.
Четвертую – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражаюшее человеческие идеалы.
  Пятую – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существуюших армий и содействий мирной договоренности….
   ….Мое особое желание заключается в том, чтобы на присуждении премии не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные….
                Париж 27 ноября 1895 года.          Альфред Бернхард Нобель

Сумма вознаграждения колеблется в зависимости от прибылей Нобелевского фонда.  В 1901г. размер каждой премии составлял 150тыс. шведских крон, примерно - 42 тыс.дол.
Сообщения  Нобелевских  комитетов  Шведской академии  наук  и Каролинского медико-хирургического института  о лауреатах - победителях публикуются  21 октября в день рождения Нобеля.
Вручение премий проводятся 10 декабря в Швеции.
В следующих номерах мы бы хотели продолжить рассказ и об Альфреде Нобеле знаменитом  ученном и удачливом промышленнике  и о премии его имени.
            
И вопрос:  лауреат – откуда в современный язык пришло это слово и что оно означает,  дословно?


РУБРИКА: ПО СЛОВАМ ЛОШАДИ

                О лошадях в наше время говорят все чаще, как это ни парадоксально. Время фантастической техники, эра крупнейших космических исследований, а все – таки, стремясь все глубже в космос, человек не забывает первозданного транспорта. Пожалуй, чем ближе к Луне, тем дороже становится лошадь.
Мы хотели бы рассказать о знаменитых лошадях, имеющих национальную и мировую славу. Всякий англичанин знает, кто такой Экклипс, любой австралиец расскажет о  Фар-Лепе. В царской России гремела слава легендарного Крепыша, в советское время  у всех знатоков  на слуху были клички Анилин и Абсент.
«Мне известно это со слов самой лошади» - говорит любой англичанин, если он заядлый лошадник. Вот и мы назвали свою рубрику «По словам лошади», чтобы с удовольствием поговорить  об этих удивительных животных.
В героическом эпосе туркменского народа «Гер – оглы» есть такой момент: Шах Нишапура подсылает к Гер–оглы старуху с тем, чтобы она хитростью увела у него знаменитого Гыр–ата. И когда старухе при помощи колдоства все – таки удается похитить коня, Гер–оглы тоскует по нему и воспевает его достоинства:               
          Я поведаю каков он  был на вид:
          Грива, точно шелк крученый, у него,
          Легконог он, а под каждым из копыт
          Круг подковы золоченой у него
          А спина его покойна, как диван,
          На ходу же он, весельем обуян,
          Весь играет и танцует, ну, а стан,
          Круторебрый и точеный у него
          В громе битвы белой пеной опенен,
          Он помчиться, удила закусит он,
          Как овец, врагов он гонит, разъярен:
          Буйный нрав и непреклонный у него.               
                ( пер. Шенгели )
                А известно ли Вам, что свою широкую славу чудесных крылатых коней знаменитые ахалтекинцы приобрели «с легкой руки» Российской  Императрицы Анны Иоанновны (1693 – 1740, императрица с 1730).
Однажды на большом приеме кто-то из иностранных гостей уж очень расхваливал арабских скакунов. В России тогда конезаводов не было и настоящие породистые кони были редкостью и роскошью. Императрица внимательно слушала, но, каково, же было ее удивление, когда гость сказал: «Арабские скакуны действительно достойны восхищения, но есть народ, который владеет настоящим чудом – у их прекрасных коней крылья и летят они быстрее ветра».
Гнев Императрицы был ужасен, когда она узнала, что туркмены живут  в пределах ее империи. Как положено взбаломошным самодержцам она, наверное, топала ногами и кричала: «Да что же это такое, народ моей империи владеет чудесными конями, а я ничего про это не знаю! Привезти немедленно! Пусть лопнут от зависти другие государи, увидев, что потомки греческого Пегаса (конь с крыльями в греческой мифологии) живут в моем дворце».¬
Снарядили экспедицию, на край империи. Нашли туркмен. Туркмены были очень рады угодить Белой царице. Выбрали наилучших скакунов и джигитов для сопровождения, собрали в дорогу все необходимое и повезли подарки Императрице. Путь был очень долгим и очень трудным. Рассказывают, что во время пути туркмены смотрели и заботились  о конях, как мать заботилась бы о своем младенце.
 Когда коней привезли в Петербург, выяснилось, что крыльев у них просто нет по природе,  да и быть не может. Но, даже после столь тяжелого перехода из туркменских жарких степей в сумрачный холодный Петербург, кони были так прекрасны, их поступь была так грациозна, а резвость не оставляла сомнений в соперничестве с ветром.   И такая избалованная красотой и роскошью женщина, как Императрица Анна Иоанновна,  была в восхищении и все-таки хвасталась иностранным гостям о чудесных конях в ее конюшнях.
Туркменские кони - народное достояние. Забота государства и лично Президента о развитии конного спорта и коневодчества  в стране выводит на более высокий качественный уровень отношения туркменистанцев к национальной гордости – чудесным крылатым коням.
Возможно, среди наших читателей найдется не мало истинных ценителей и знатоков истории мировых конезаводов и нашей страны, поделитесь своей страстью к лошадям с нами, ждем ваших предложений .
         
    И вопрос: Назовите знаменитых коней современного Туркменистана, представляющих славу и гордость страны.


      РУБРИКА:  ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ, ТЫ  - ПРЕКРАСНО!

                Эта  рубрика о тех, кто увидев прекрасное,  смог остановить действие времени, чтобы  передать окружающим и донести через миры и века увиденное - потомкам.  О художниках, запечатлевших  прекрасное на полотнах, поэтах – воспевших чудесные мгновения в стихах, музыкантах – создавших волнующую музыку, о мастерах и мастерицах народного творчества.
Ковровщица, обиженная, озлобленная или просто бездушная никогда, даже не смотря на опыт и умение, не подберет к ковру такого сюжета, таких ниток, окраска которых бы радовала глаз и облагораживала бы душу своим великолепием  многие года. Молоточек зергара не сможет исполнить серебряную песню бубенчиков, если нет красоты в душе мастера, а в голове  тяжелые горькие мысли, и выйдет у него не шедевр ювелирного  искусства,  а черствая поделка. 
Красота спасает мир и доброта движет человечество к прекрасному далеко.

                Великий русский поэт С. Есенин в 20 годах прошлого столетья побывал в Иране. Очарованный сказочной красотой страны и людей, он привез оттуда стихотворный цикл « Персидские мотивы ». Они так хороши, что стали близкими и любимыми для многих россиян, их часто и с удовольствием читают и цитируют.
                * * *
Я спросил сегодня у менялы,                И ответил мне меняла кратко:
Что дает за полтумана по рублю,                О любви в словах не говорят,               
Как сказать мне для прекрасной Лалы         О любви вздыхают лишь украдкой
По-персидски нежное «люблю»?                Да глаза, как яхонты, горят.

Я спросил сегодня у менялы                Поцелуй названья не имеет,
Легче ветра, тише Ванских струй,                Поцелуй не надпись на гробах.
Как сказать мне для прекрасной Лалы           Красной розой поцелуи веют,
Слово ласковое «поцелуй»?                Лепестками тая на губах.

И еще спросил я у менялы,                От любви не требуют поруки,
В сердце робость глубже  притая,                С нею знают радость и беду.
Как сказать мне для прекрасной Лалы,    «Ты – моя» сказать лишь могут руки               
Как сказать ей, что она «моя»:                Что срывали черную чадру.
               

   Примечание:    Лавка менялы – современный обменный пункт валюты


РУБРИКА:   ДУХОВНОЕ  НАСЛЕДИЕ.

         
                Недавно в Культурном центре ;;;;;; была представлена великолепная экспозиция изданий «священной книги всех мусульман» – Корана. Организаторы выставки предоставили вниманию посетителей  всевозможные издания, как на языке оригинала – арабском, так и на других языках мира.
Были выставлены книжные издания - от внушительных фолиантов,  до маленьких, карманных. Хорошо выполненные подарочные издания соседствовали рядом с простыми, так называемыми рабочими, предназначенными для ежедневных нужд верующих (знающие люди обращаются к «Корану»  в  трудных ситуациях за советом). Кроме книжных изданий были представлены и роскошные поделки, сувениры с выгравированными или выточенными божественными изречениями на них, в красивых футлярах и специальных чехлах.
Коран - замечательный памятник мировой культуры. О Коране написано немало, но он поистине не исчерпаем, да и многие первостепенные вопросы и проблемы, к которым относятся коранические сказания и легенды, остаются и по сей день мало исследованы, особенно для широкого круга читателей и почитателей этой удивительной книги.
  «Все части и элементы Корана многократно, на разных уровнях переплетены друг с другом, составляя то одни, то другие его части. Да и весь Коран является как бы частью большего, более объемного целого, когда-то и где-то существовавшего, но нам известного только в мелких  деталях. Это общее целое – и вторая часть диалога между Аллахом и неверующими, и жизнь Мухаммеда, о которой мы слишком мало знаем, и духовная жизнь и «массовая культура» среды, которая окружала Мухаммеда и в которой родился Коран. Коранические сказания помогают нам реконструировать и некоторые детали этого целого – мира, в котором сложились условия для возникновения новой религии – ислама…» - писал доктор исторических наук исламовед М.Б.Пиотровский.
Люди снова и снова обращаются к «Корану», чтобы соприкоснуться с великим историческим и духовным наследием, что-то понять и прояснить вечные истины для себя. Выставка, посвященная этой книге, возможно, заставит многих задуматься о сущности бытия, о своей жизни, окружающем нас мире, и может быть – обратиться к  Корану.
Большое спасибо организаторам за столь нужную и всегда востребованную по теме выставку.

               РУБРИКА:     НАЧИНАЮЩИЙ РУССОВЕД 

                Многие учащиеся нашей школы при Культурном центре                очень хотели бы хорошо владеть русским языком.
Обращаться к толстым и тяжелым учебникам для многих кажется скучным занятием. И мы решили помочь всем  желающим.
Влюбленный в красоту русского языка писатель Ф.Кривин написал о его грамматике веселую книжку, в которой он легко и с юмором объясняет сложные правила орфографии, лексики, пунктуации и т.д.
Представляем вашему вниманию несколько маленьких рассказов из этой книги. Возможно, они помогут вам лучше понимать некоторые грамматические правила русского языка и правильно пользоваться ими.
               
                УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ (гласные)
        Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и О Безударным.
  - А, здравствуйте!
  - Извините, я не А, я О.
  - О, значит, тезка! А голос у тебя – совсем, как у А.
  - Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.
  - Что же у тебя за место такое?
  - Периферия. Ты вот в центре, тебе – все внимание, а обо мне – кто помнит? -  жалуется Безударный, - конечно, слог у меня не тот. В твоем положении легче звучать. Я бы на твоем месте еще не так зазвучал!
  - Но ведь я – под ударением, - напоминает Ударный. – Стань под ударение – и звучи. Кто тебе мешает?
   Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.
  - Так договорились? – не унимается Ударный. – Ты станешь ударным, я – безударным…
   Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется отвечать. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар?

                ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ (согласные).
          Буква Б – далеко не последняя буква в алфавите. Прислушайтесь, как она звучит. Не правда ли звонко? Это потому, что буква Б хорошо знает свое место.
       Но не всегда она так звучит. И опять-таки все зависит от места.
       Когда позади нее вдруг окажется какая-нибудь тихая, глуховатая буква – Б сразу преображается. Куда девалась ее бодрость, ее звонкая радость! Буква Б становится серьезной и задумчивой, и в голову ей приходят грустные, почти философские мысли.
       Вдруг ей начинает казаться, что буквы в алфавите все равны, и место еще ничего не решает. Что с такими же успехом она сама могла бы прозябать где-то в конце алфавита. И букве Б становится как-то совестно, что вот эта стоящая за ней глухая буква и в алфавите оттиснута в конец, и здесь, в тексте, не смогла получить ничего лучшего.
        Эти мысли так угнетают  букву Б, что ей уже совсем не до звучания. Она окончательно теряет свою силу и сама начинает звучать глухо, -  что по голосу ее и не  узнать. В таких случаях букву Б часто путают с ее дальней родственницей – буквой П.
      Буква П – действительно дальняя родственница. Родственница, потому что у нее с буквой Б одинаковое губное происхождение, а дальняя – потому, что, в отличие от Б, стоит П где-то на задворках алфавита.
      Не очень-то зазвучишь в таком положении! Буква П стоит, согнувшись в три погибели, и никак не поймешь, кому она кланяется: то ли гласной О, что слева стоит, то ли согласной Т, стоящей справа.
      Но попробуйте поставить букву П перед звонкой. Уж тут-то она зазвучит! Ни дать, ни взять –буква Б, вторая буква алфавита!
     И это тоже можно понять.
     Буква П пошла на выдвижение.
     Буква П обрела, наконец, право голоса.
     Буква П может свободно звучать – в ее положении это позволено.

                МЯГКИЙ ЗНАК (Ь).
       Мягкий Знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слова, - но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука.
       А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем.
      Другим буквам, которыми приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.
      Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш – в глаголе второго лица или в существительном третьего склонения. (слышишь, видишь, знаешь, мышь)
       Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается  всем, что написано на бумаге, -  от  маленькой Запятой до самого Твердого Знака.
      
Эту тему мы бы хотели развить и продолжить в следующих номерах.
               

    

                - В помощь желающим изучать всемирную историю легко и с юмором мы бы хотели предложить маленькие исторические рассказы из книги  писателя М. Зощенко, который разложил все известные исторические события и случаи из истории и жизни знаменитых исторических личностей на 5 частей: Деньги, Любовь, Коварство, Неудачи, Удивительные события.
Предлагаем вашему вниманию рассказ из раздела «Любовь»
              Персидский царь Камбиз (сын знаменитого Кира) сделал предложение дочери египетского фараона Амазиса П (529г. до н.э.). Это предложение Камбиз сделал, не видя невесты. В это время разъезды и переезды были весьма сложным делом. И на поездку в Египет надо было затратить несколько месяцев. А по слухам стало известно, что дочь египетского фараона отличается выдающейся красотой и миловидностью. И во могущественный персидский царь, отец в которого завоевал почти весь мир, взял и послал предложение дочери египетского царя.
                Фараон, чрезвычайно любивший свою единственную дочь, не захотел отпустить ее в неведомые края. Но вместе с тем он боялся оскорбить отказом владыку мира. М вот он тогда выбрал наиболее красивую девушку из рабынь и послал ее в Персию вместо своей дочери. Причем он послал ее как свою дочь, и для этой цели ей дали соответствующее указание.
                История рассказывает, что Камбиз, женившись на ней, чрезвычайно полюбил ее, но когда случайно обман раскрылся, он безжалостно умертвил ее и, оскорбленный в лучших чувствах, пошел войной на Египет.
                Это была, пожалуй, одна из сильнейших любовных драм, из которой можно увидеть, как иной раз возникает любовь и как она заканчивеатся. А так же какие интересные причины для начала войны возникают иногда.



  Уважаемые наши читатели первый номер нашего журнала – экспериментальный. Возможно у Вас появится интерес к нашим рубрикам и статьям. Быть может, что-то вызовет недоумение или недовольство, не стесняйтесь, пожалуйста, со всеми пожеланиями и критикой обращайтесь к ред.коллегии журнала. Журнал потому и имеет название «Наше слово», чтобы высказаться мог каждый, кто захочет поделиться своими знаниями в той или иной области. Мы сделали первый шаг – первый номер. Заранее благодарим всех, кто захочет помочь нам сделать второй, а может быть идти с нами и далее. Ваши заметки, статьи, размышления, сочинения, вопросы или ответы мы с нетерпением ждем. Пишите как мы – пишите лучше нас, для Вас, для всех, для нас.
                Ред.коллегия журнала.



                И сказал ему я: «Для радости тех, что живут со мной на земле, я напишу книгу, - пусть на ее листы не дуют холодные ветры времени, пусть светлая весна моих стихов никогда не сменяется унылой осенью забвенья!...» И - посмотри! - еще розы в саду не осыпались, и я еще хожу без клюки, а книга «Гюлистан», что значит «Цветник роз», уже написана мною, и ты читаешь ее...
                Саади