Аксиомы Игоря Иосиса

Анастасия Павленко
Рок-движение в Узбекистане сегодня получило  “второе дыхание”. Регулярно  проводимый в Ташкенте рок-фестиваль IOSIS FEST собирает под  свое крыло музыкальную молодежь со всей республики, давая ей возможность выразить себя через захватывающие ритмы и электродрайвную гармонию. Конечно, все  это далеко от западного шоу-бизнеса  с миллионными прибылями,  поэтому кому-то подобная инициатива  может показаться блажью. Но вдохновитель и организатор этого интелектуального музыкального форума - ИГОРЬ ЗИНОВЬЕВИЧ ИОСИС думает иначе.

Хотя со стороны может показаться именно так. Три мощные звукозаписывающие студии, профессиональная, не имеющая аналогов в Узбекистане, звуковая и световая аппаратура, команда высококлассных специалистов в области звукозаписи – вот что сегодня из себя представляет компания IOSIS, генеральным директором которой является Игорь Зиновьевич. Ни одно крупное зрелищное мероприятие в стране – начиная от грандиозного празднования Дня Независимости или Навруза  и заканчивая концертами мировых звезд   - не обходится без участия команды Иосиса, которая устанавливает, налаживает, записывает, озвучивает, освещает, причем все качественно, на высоком международном уровне. И вот, с 2007 года эта процветающая компания начинает организовывать рок-фестивали. Прибыли это абсолютно никакой не приносит – рок на свадьбах не сыграешь, для организации концерта требуется мощная дорогостоящая аппаратура, на продаже дисков из-за активности “пиратов” не заработаешь. Но тогда зачем все это? Кто хорошо знаком с  Игорем Иосисом, таких вопросов не задает, потому что  знает – ответ у него будет один – надо. Это как аксиома, которую не нужно доказывать, как сам Игорь Зиновьевич, который давно, еще в 1981 года, когда он стал звукорежиссером  Дворца Дружбы народов (ныне “Истиклол”), всем доказал, что сможет “потянуть” и не такое. 


- Рок называют музыкой протеста, и отношение людей к нему неоднозначное. Как вы относитесь к мнению, что рок-музыка может  стать причиной антисоциального поведения у молодежи?


- Знаете, рок-музыка очень разная, исполнителей много и они тоже все разные. Просто однажды кто-то сказал, что рок – это алкоголь, наркотики,  сатанисты, - и сложился стереотип. Но на самом деле это не так. Это всего лишь музыка, которая отражает время, настроение людей, создает некий фон для жизни. И как ее используют некоторые индивидуумы – их проблемы. Делать из рока какого-то идола было бы по меньшей мере глупо.

- Но ведь были и есть среди музыкантов и те, кто потребляет наркотики и алкоголь, и те, кто прпагандирует сатанизм и анархию.

- Конечно, и это мне не нравится. Я считаю, что если ты музыкант, то надо петь, играть, приносить людям радость, удовольствие. Но ведь как бывает – появятся у иных артистов деньги и слава, возможность влиять на чьи-то умы, и начинается мания величия, возникают мысли, что им все можно, все подвластно. Хотя всего-навсего он или она поет песенки. Есть, безусловно, и великие музыканты с твердыми жизненными позициями, но они как раз-таки занимаются исключительно своим делом. Сама по себе музыка не может призывать к насилию, чему-то учить и так далее. Все зависит от людей.  Например, мы свои рок-фестивали объявили территорией без алкоголя и наркотиков. Во время проведения фестиваля не допускаются хулиганские, провокационные действия и другие негативные проявления. Несовершеннолетние участники  проходят на концерт только в сопровождении взрослых.  Если заметим, что сами выступающие в нетрезвом состоянии, то разговор будет суровым. Сцена – это святое место.

- И все-таки почему из всего обилия всевозможных течений в музыке вы в свое время выбрали именно рок? Или это было модным течением?

- В то время о моде никто не думал. Получилось так, что в году 64-м я впервые услышал “Битлз”. Я занимался боксом, был на каких-то сборах, и вот неожиданно мне в руки попалась пластинка с записью их  альбома Please  Please Me. Тогда это походило на чудо, ведь информация из зарубежа к нам практически не поступала. Музыка меня ошеломила, дух захватывало от каждой песни. Захотелось научиться так же играть на гитаре. Потом услышал Элтона Джона и “Роллинг стоунз”. Каждый исполнитель оставил в моей душе неизгладимый след и, наверное, в какой-то степени повлиял на выбор того, чему я потом посвятил жизнь.

- И теперь сами общаетесь, работаете со звездами: Стинг, Томас Андерс, Алла Пугачева, Филип Киркоров... Список можно продолжать очень долго. Кстати, как  работается с “небожителями”?

- Вы знаете, чем больше звезда, тем проще с ней работать, общаться. Когда сюда приехал Стинг, мы с ним сразу нашли общий язык, никакого высокомерия, даже в его одежде чувствовалась простота – сразу друг, сразу брат. А с большинством российских звезд я был знаком еще со времен бывшего СССР, когда мы с Сергеем Крючковым, моим другом, бессменным звукорежиссером легендарной группы “Ялла”, начинали большую прокатную программу. Поэтому и они меня знают хорошо, и  я их. Ведь звезды тоже разные бывают. Есть те, кого, как говорится, Бог поцеловал, талантища неимоверные. А есть и другие, которые все карабкаются наверх, но в результате теряются среди себе подобных.

- У вас интересная биография. Начинали токарем на ламповом заводе несмотря на музыкальное образование...

- Да, после окончания школы, все думали, что я пойду в какой-нибудь гуманитарный вуз, а я взял и выбрал техническую специальность, хотя с математикой никогда не дружил.  Ламповый же завод (ныне ОАО “Фотон” – прим. автора) был одним из крпных предприятий в городе, который находился в центре города и имел прекрасно оснащенный клуб самодеятельности. По тем временам аппаратура там была одна из лучших в городе. Вот ради доступа к этим “богатствам” я освоил профессию токаря, а потом стал наладчиком технологического оборудования. В свободное время занимался в клубе, играл в вокально-инструментальном ансамбле. Там же на заводе познакомился и со своей будущей супругой. Со временем клубная деятельность взяла верх, что вполне естественно. Теперь я там был художественным руководителем, одновременно следил за исправностью техники, пел, играл, выступал, осваивал профессисю звукорежиссера. У нас была своя группа, которая выступала в парках отдыха, мы ездили в области, играли на свадьбах...

- И как родители относились к вашему увлечению? Спрашиваю, потому что проблема детей и отцов вечна, и сегодня не все папы и мамы, глядя на зеленый цвет волос и серьгу в ухе у своего ребенка, могут понять, что творится с их чадом.

- Мама у меня была домохозяйкой, отец – военным, очень суровым человеком, с твердым моральным кодексом, о таких обычно говорили – настоящий коммунист. Папа был сторонником классического подхода к воспитанию, чтобы все дети имели высшее образование, а тут их младший сын “вцепился в гитару, ходит весь в джинсе, бегает туда-сюда непонятно зачем, лохмы отрастил”. Меня, кстати, и в милицию за длинные волосы и некомсомольский вид забирали, но я ко всем своим недостаткам еще и не пью и не курю, законы знаю. Спокойно объяснял, что у нас в советских законах нет статьи, что с длинными волосами ходить запрещается. Отпускали. Ну а родители... Помню такой эпизод. Как-то после очередного выступления на свадьбе принес домой и положил на стол перед папой сторублевую купюру. К тому времени он был заслуженный пенсионер и получал неплохую по тем временам пенсию – в 140 рублей. Отец спросил, за сколько времени я заработал эти деньги. Когда узнал, что за пару часов на свадьбе, то заплакал, ему это было непонятно... Мне очень хотелось бы, чтоб родители были сейчас живы, но нынешнее время они бы переносили тяжело... Однако тот эпизод породил интерес к моей персоне остальных домочадцев – матери, сестры, брата и племянников. И вот однажды всю свою семью я “вытащил” на концерт нашей группы, чтобы они наконец услышали и увидели меня на сцене.  И после этого родня поменяла ко мне отношение.

- Но образование вы все-таки получили...

- Да, правда, намного позже, чем ожидали родители. Причем получилось все как-то само собой. В стране вышел указ, чтобы все, кто поет в ресторанах, имели специальное музыкальное образование, то есть должен быть диплом. И вот взрослые люди, которые по 10-20 лет только и занимались, что играли и пели в различных виа по ресторанам, стали учиться в училищах и вузах на эстрадных отделениях. И я  в 1981 году закончил Республиканское музыкальное училище им. Хамзы по классу вокала, потом, намного позже, и отделение звукорежиссуры Ташкентской Государственной консерватории.

- Не смущало то обстоятельство, что поете  и играете не на сцене, а перед жующей публикой?

- Нисколько. На сегодняшний день все мировые звезды, кого бы мы ни взяли – Мадонну, Иглесиаса, Селин Дион, Тома Джонса и других –  пели и до сих пор поют в ресторанах. Другое дело – уровень этих заведений. Это какие-то огромные отели, с великолепной сценой, оркестром и так далее. Так что, в целом, это нормальное явление.

- Вы очень легко относитесь к жизни, поэтому молодежь и тянется к вам.

- Я никогда не рвался быть лидером, авторитетом. Почему я  вожусь с молодежью? Не знаю, такое ощущение, что кто-то там, на самом верху, мне сказал – ты этим должен заниматься. Вот я и занимаюсь, потому что, если не я, то кто? Мне вот  Бог дает, я могу зарабатывать, но не складывать же все деньги в мешок.

- Многие предпочитают именно второе…

- Это их личное дело. Я устроен по-другому. У меня и сомнений никогда не было, что “на фиг все это нужно!” или “сколько можно?”. И ждать благодарности от людей – неблагодарное занятие. Как правило, бывает наоборот. Ты думаешь, что делаешь хорошо, премию какую-нибудь организовал, люди не ждали, а тут – ах! И одновременно слышишь краем уха от тех же: “Это знаете, сколько у него было, раз он нам такое устроил!” Но я никогда никаких выводов не делаю. Я продолжаю заниматься своим делом. Не надо все усложнять и заморачиваться, иначе в один день может крыша поехать. Это не говорит о том, что я каких-то вещей не вижу или не понимаю. Нет. Это просто мое отношение к жизни, как в притче о стакане с водой, про который  говорят: наполовину полон он или пустой. В моем случае стакан всегда будет наполовину полон.

- Но ведь есть и завистники. Как с ними-то быть?

- Никогда об этом не задумывался. Считаю, что если огладываться на всех, то можно и невроз заработать. Не знаю, мне с людьми, с которыми жил и работал, всегда везло - 99 процентов из них были порядочными. Я и  сам никогда не завидовал. Когда не имел машины – ездил на велосипеде и был счастлив. Дом я только лет десять назад построил, а до этого жили всей семьей в домике, где окна располагались на ровне дороги, откуда можно было запрыгнуть сразу к нам на крышу.

- Кстати, о доме. Вы с супругой уже 30 лет вместе, у вас красавица дочь. Не поделитесь секретом удачного брака?

- Вообще, люди, которые решили создать семью, должны быть единомышленниками, чтобы было, о чем поговорить друг с другом не только первые полгода, но и через пять, десять, двадцать лет. Потому что семья – это надежный тыл, иначе и быть не может. Я знаю, что могу расчитывать на своих девочек. Жена у меня сама в прошлом замечательная вокалистка, работает сегодня со мной, дочь тоже талантливая ведущая. Что угодно может произойти, но семья – это база, куда всегда возвращаешься. И об этом не следует никогда забывать.