Грустный клоун

Гавраева Светлана
Я не любила цирк.
И не понимала детей, которые визжат от восторга на представлениях.

В школе нас часто водили в цирк, и учительница наша - Клавдия Николаевна, и дети от души хохотали, видя как стараются артисты для них. Мне же всегда казалось, что у медведя, например, на самокате кружится голова, а тигр откровенно ненавидит толпу, в которую, будь его воля, он вгрызся бы непременно. Жалко было попугаев и обезьян, я почти физически ощущала их состояние, и это состояние отражалось в их мудрых глазах.
Выбегали и клоуны. Их репризы мне казались надуманными, искусственными и мне было не смешно. Вся остальная публика кричала, заливисто смеялась и галдела.

Мне казалось, что артисты видят во мне своего врага, так как я оставалась безучастной к тому, что делалось на арене.
Так я и выросла с нелюбовью к цирку. И может быть, никогда больше уже не пошла бы на представление, если бы не один случай...

В то время я работала в театре.
Цирковая труппа арендовала нашу сцену, и гастроли проходили в здании театра.
Я шла по коридору и буквально столкнулась с невысоким, атлетически сложенным человеком.
Хотела обойти его, но он мне не дал это сделать.
Атлет смотрел на меня с улыбкой и его серые глаза пронзили меня насквозь. Удивили его руки, очень сильные. Симпатичен, мужественен, харизматичен.

Я знала этот тип мужчин.
-Вы из цирка?- спросила я.
-Да,- ответил он. Я клоун.
-Очень приятно,-отпарировала я. Только клоунов мне хватает и в жизни. Дайте пройти!
-Нет, - сказал он просто.- Ни за что.
Каким –то неуловимым жестом он вдруг выбросил руку из-за спины, в которой был букет алых роз.
-Это вам. Впрочем, не вам, а тебе.
-Розы изумительные,-ответила я,- но это не значит...
-Это ничего не значит,- быстро сказал он.-Только то, что ты мне нравишься. Я уже два дня наблюдаю за тобой. (Два дня- это целая жизнь) Я вижу тебя везде и это как наваждение. Я говорю тебе «ты», потому что хочу, чтобы ты была моей.
Я оттолкнула его со словами:- А вы - наглец! Не подходите ко мне больше!(сцена из мексиканского сериала!)

Вечером он пришел ко мне в кабинет дабы извиниться, и принес мне билеты на представление.
Я простила его и сказала, что я замужем и прошу не приставать ко мне с подобными предложениями.
Он ответил: - Всё. Забыто.


На представление я не захотела идти и отправила свою дочь с подружкой. Дети были счастливы. Я же заглянула на минутку.
Но...то, что он , клоун, вытворял на сцене, то, как он зажигал зал, как его держал- в этом было что-то мистическое. Он был Профессионал. Позже я узнала, что учился он мастерству у Енгибарова.Ничего подобного я не видела больше ни в одном цирке мира. Его репризы были блистательны. Он знал, что делал.
Хотелось его смотреть без конца. Всё остальное тоже было неплохо. Но клоунада...Я осталась до конца спектакля.
И вышла под впечатлением от увиденного.
Мой клоун стоял тут же, возле входа. Уже без грима. Он ждал меня.

В жизни он был гораздо серьёзнее. И в его глазах, умных ироничных жила какая-то печаль. Всегда. Его родной город был разбомблен в начале 90-х. И он рассказывал мне что-то ужасное.
-Никогда не верь,-говорил он,-тому, что ты слышишь по ящику.Там нет и сотой доли правды...

Он пошел нас провожать.И говорил, говорил.Человек - праздник.Я никогда так не смеялась больше, как с ним. Шел снег и мы зашли в какое-то кафе. Заказали мороженое и кофе.И нам было хорошо.
Я открыла его для себя.
И не думала, что он станет моей музой и моим другом, моей любовью на долгие годы.
У нас никогда(!) не было интимных отношений.
Он мне просто сказал: -Я тебя боготворю, как ни одну женщину на Земле...


В тот раз цирк не уезжал долго из города. Поскольку он был администратором, то решил, что никуда не поедет дальше.
Труппа возмущалась, труппа теряла контракты и деньги. Всё летело в тартарары.
А он кричал :-НЕТ! И всё.

И каждое утро он приходил ко мне с цветами. И мы говорили-говорили.
Ко мне в кабинет приходили коллеги и визитеры, а я отправляла их подальше.В другую жизнь, в другое пространство.Всё – потом...Работа, контракты, гастроли. Жизнь - потом!
Животные хотели кушать, бензин заканчивался в грузовиках, артисты все репетировали и репетировали, а он не уезжал.
Я понимала, что это сумасшествие надо прекратить.

Однажды я была приглашена в гости к друзьям.
Хозяйка дома работала со мной. А муж ее был генералом внутренних дел.
Я пожаловалась на моего ухажера. И сказала, что это болезнь.Что его надо оторвать от меня и отправить домой. Генерал пообещал. И утром (уж не знаю, какой способ применил генерал), но моему другу пришлось уезжать из нашего города. Он всю ночь писал мне стихи, которые не писал никогда: ни до, ни после.
Из каждого города я получала подарки и цветы. Как только он оказывался где-то рядом, он заключал контракты и летел в мой город.
Как-то раз, я осталась ужинать с труппой. Отмечали окончание гастролей.

Я удивилась, что цирковые кушают вместе со своими животными и птицами. Даже спят вместе. И относятся к ним как ко своим детям.
Это меня тронуло до слёз.
-Ты нас не знаешь,- говорил он.- Люби цирк, хоть чуть-чуть.Ведь это моя Жизнь.

Один раз мы договорились встретиться в парке, чтобы погулять. Стояла осень, падали листья. Он читал мне стихи Тарковского. Читал он хорошо. Как и всё, что делал.
-Давай увидимся вечером, -предложил он.-Ну хоть на полчаса.Я ведь уезжаю завтра.

Вечером я пришла в парк.Села на скамейку и стала ждать.
Подъехало такси.
И из него буквально вынесли моего приятеля два дюжих атлета.
Он был пьян. Но твердил, что ДОЛЖЕН БЫТЬ В ПАРКЕ В СЕМЬ ВЕЧЕРА.
И был.
-Он не пьет много,- оправдывал его атлет. - Но перебрал, поскольку было много работы, закрытие гастролей, с утра ничего не ел. Но к вам он попросил вызвать такси и отвезти, даже в таком состоянии.

Я смотрела, как листья падают ему на лицо, а он морщился, пытаясь во сне сбить их.
Он махал руками во сне, бормотал что-то, а я сидела и ждала, когда проснется это "чудо".
На холоде он спал недолго,и протрезвев, увидел меня.Рядом. Он ничего не говорил, просто целовал пальцы моих рук. Мои ладони. ..

В последний раз он прилетел неожиданно.
Просто сказал:- Зима. Я в ночном клубе «Морозко» на открытии.Не один, с одним известным певцом. Мы как два идиота. Стоим на морозе.На улице -30.Розы для тебя везли издалека.Они мерзнут, приезжай быстрее. У меня гастроли здесь...
- А кто с тобой?- спросила я.
-Ты - сказал он. Ты будешь всегда со мной. А хриплоголосая певица и певец-любитель погонять велосипед пойдут спать. Я тебя люблю...
Я ответила, что не могу выйти из дому так поздно. И что это надо прекратить. Это не могло длиться вечно.


Так получилось, что нам не суждено было увидеться. Ни тогда, ни после. Так бывает. Людей разводит жизнь навсегда.

Если не поймаешь момент, не оценишь поступка, не решишься на ...
С тех пор я очень люблю цирк. И особенно, клоунаду. И хожу на представления во всех странах, где только удаётся побывать...