Под страхом смерти

Гленн Гунде
Ужесточающиеся и умножающиеся катастрофы, будь то природные катаклизмы, массовые беспорядки или зверские убийства и т.д., рано или поздно заставляют каждого задуматься. Тревога за собственное будущее, возрастающая опасность жизни, помноженная на повседневный стресс, приводит нас к вопросу: "Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию? Дальше так продолжаться не может!"

;Если исходить из старого как мир принципа "Измени себя...", вероятно, решение лежит в коррекции собственного образа действий. Или мыслей. Наверняка решение есть, наверняка оно даже несложное. Но я его не знаю, а если кто-то предлагает мне методику и говорит, что решение в ней, я не доверяю. Как же мне прийти к методике самостоятельно, если я не доверяю чужим разработкам?

;Всё гениальное просто. Если решение действительно простое, а я его не вижу, это означает, что решение скрыто от меня моими же собственными свойствами. Оно в чём-то противоположно моей природе, поэтому я не желаю его воспринимать, хотя оно постоянно витает где-то в эфире. Я просто не обращаю на него внимания. Допустим, всё бы было просто замечательно, если бы я не рассматривал мир разделённым на Я и ОНИ, а считал всю реальность своей и заботился бы о каждом, как о себе самом. Если решение в этом, то прекрасно понятно, почему я это решение не замечаю: мой природный эгоизм никогда не позволит мне заботиться о других, даже ближних, наравне с собой. Если решение иное, то оно скрыто от меня каким-то другим моим свойством, но в любом случае корень этого свойства - в моей природе.

;Что же может заставить меня обратить внимание на это решение и применить его? Предположим, меня ставят перед выбором: либо в следующую секунду я мёртв, либо я отменяю своё упрямство и остаюсь в живых. При этом алгоритм действий, если я соглашусь на последнее, мне даётся. Скорее всего, я выберу этот алгоритм, каким бы он ни был. Спрашивается: кто же мне его даст? Ответ: мы предположили, что решение уже готово и "витает в эфире", нужна только достаточная мотивация, чтобы найти его. Если это предположение неверно, можно прекратить читать здесь и ничего не предпринимать.

Сегодня мы находимся в ситуации углубляющегося мультикризиса. Он включает такие кризисы как: экономический, национальный, культурный, экологический, семейный, личностный и пр. ;Внимательно оценив ситуацию в мире, можно заметить, что всё идёт к тому, что каждый житель планеты в итоге либо окажется перед описанным выбором, либо умрёт без выбора. Последний вариант нас не интересует: мы хотим выбирать и решать, каким будет наше будущее.

Если решение скрыто от меня моим природным свойством, то найти это решение я не смогу, пока на карту не будет поставлено абсолютно всё. Итак, если ничего не предпринимать, то с определённой вероятностью можно рассчитывать, что рано или поздно я окажусь в такой решающей ситуации: в следующую секунду меня может не быть, но есть и другой вариант. Какой - я узнаю тогда же. Очевидно, что если ничего не предпринимать, то путь к этому решающему моменту будет долгим, болезненным для меня и окружающих, а угроза в конце этого пути будет настолько страшной, что дожидаться этой счастливой минуты выбора не очень-то хочется. Ведь должны создаться такие условия, в которых у меня нет пути к отступлению. Т.е. до момента выбора я уже успею потерять (в разных комбинациях): всю собственность, все заслуги, почти всё здоровье, всех родственников, психическую адекватность. Терять я это буду постепенно, каждый раз страдая. ;К моменту выбора я подойду глубоко несчастным человеком. Сделать выбор в пользу обслуживания всего мира ради спасения своей жизни будет несложно.

;Логика подсказывает, что есть более гуманный вариант. Если процесс развития, ведущий меня к выбору, необратим (а мы видим, как кризис только разрастается), то он вполне природный. А природа, меня создавшая, вряд ли создавала меня, чтобы я корчился в муках. По крайней мере, не хочется так думать. В противном случае можно закончить читать здесь.
;Мне нужно как-то устроить так, чтобы встать перед выбором, подобным описанному. Только миновать страшные испытания на пути к нему. Не оказавшись перед этим выбором, я не найду решения. Либо я меняюсь, либо наступает конец.

;Напрашивающийся вариант - научиться считать своим концом что-то иное, нежели свою полную физическую гибель. Тогда, встав перед угрозой этого условного конца, ещё когда моей жизни ничто не угрожает, я уже смогу найти решение и изменить всю свою реальность, сделать её доброй, а жизнь - полной смысла.

Что выберем в качестве условного конца? Потеря статуса? Провал на защите диплома? Уголовное преследование? Такие события вынуждают некоторых людей кончать с собой. То есть для некоторых они эквивалентны физической смерти. Почему эти люди не встают перед заветным выбором и не принимают правильное решение? Очевидно потому, что неприемлемость этих событий находится в пределах понимания нашей обычной природы. Они не подводят человека к необходимости изменить свою природу, а всего лишь вынуждают куда-то бежать, пусть даже в "мир иной".

;Условный конец должен быть выше моей обычной природы, иначе я либо отнесусь к нему слишком спокойно, либо просто сведу счёты с жизнью. Условный конец должен быть за рамками моего обычного эгоизма, но при этом хотя бы интуитивно-логически мне понятен. Моя логика абсолютно эгоистична, так как же я смогу выдумать себе условный конец, хотя бы каким-то углом выходящий за границу моего эгоизма?!

;Спасительная догадка лежит опять же в природе человека, а точнее, человечества. Я воспринимаю себя как отдельный организм (суперсистему, включаюшую в себя тело, разум и, возможно, что-то ещё), а всё остальное - как НЕ-Я. В то же время я знаю, что есть такая суперсистема как человечество, включающая в себя народы, культуры, идеологии. А есть ещё более крупная суперсистема, распространяющаяся за пределы человеческого мира. Хоть весь космос. Остановимся на человечестве.

Сегодня наука свидетельствует о том, что человечество представляет собой живой организм, в котором каждый человек - как клетка. Этот организм растёт и развивается по своим законам, заложенным в нём природой. Взаимодействие между клетками обусловлено их свойствами, а результат этого взаимодействия - свойствами всего организма.

Жизнь суперсистемы по имени человечество, безусловно, выше моего эгоизма. Заинтересованность в его выживании выше моей природы. Но эта находка кажется бесполезной, поскольку возможный конец человечества наверняка наступит не раньше, чем мой личный. И всё же, могу ли я как-то использовать эту находку?

Допустим, я возьму небольшую группу людей (тоже суперсистема, только меньше, чем человечество); и постараюсь представить себя с ними одним организмом. Мы постараемся функционировать между собой как клетки этого организма. Условный конец для меня - это падение сетки связей между нами. Нарушение функционирования нашего общего организма. Искренне поверив в это и идентифицировав себя с этим организмом, я буду как смерти бояться нарушения его функционирования. Любая угроза нарушения приведёт меня к искомой точке выбора.

Возможное возражение: есть такие группы как клан мафии, рота солдат, футбольная команда. Почему они не достигают результата, который я ищу? Ответ: потому что они преследуют цель, не совпадающую с целью природы.

Итак, мне необходима группа людей (они даже необязательно должны знать о моих намерениях), в которой я поставлю цель привести этот организм к гармонии с природой, добиться совершенной структуры, настоящего живого организма, в котором каждая клетка работает на всё тело. Вспомните, говоря о человеке как суперсистеме, я написал, что она "включает в себя тело, разум и, возможно, что-то ещё". Что-то ещё - это система связей с другими людьми или свободных валентностей. Если вы ожидали увидеть слово "душа", пусть оно стоит именно здесь.

Какими должны быть связи между клетками в организме? У каждой своя функция, каждая работает на всех, каждая получает необходимые ресурсы без излишков. Эврика! Относительно этой организованной мной самим системы - группы людей - я уже нахожусь в состоянии условного конца, потому что я ещё не построил необходимую сеть связей! Осталось только по-настоящему заставить себя воспринимать это состояние как условный конец. Ужаснуться тому, что я нахожусь в некой духовной смерти и страстно захотеть выйти к жизни. Тогда я встану перед выбором и приму решение изменить свою природу.

И тогда катастрофы не понадобятся. Весь процесс произойдёт внутри моего осознания.;

Отдельный вопрос - откуда взять эту группу людей и что выбрать критерием гармонии с природой, так, чтобы он был понятен / определим в моём эгоистическом разуме. Понятно, что речь не идёт о распределении материальных благ, потому что их распределение никогда не будет удовлетворительным без заранее построенной системы отношений.

Критерий выбора людей предлагается такой: люди, ищущие решения в той же области, что я. Осознающие, что необходимо меняться / связываться.

Критерий гармонии с природой: наша способность почувствовать себя полностью зависимыми друг от друга и при этом не впадающими в клинч / конфликты.;