За кого выходят замуж ненецкие девушки?

Нина Ядне
Среди кочевого тундрового населения этот вопрос даже не обсуждается. В основном ненецкие девушки выходят замуж за представителей своей нации. Браки между ненцами являются крепкими, хотя многих девушек родители выдают замуж за того мужчину, которого выбрали сами.

Случается так, что молодого парня женят на той девушке или женщине, которая, по понятиям его родителей, может быть искусной мастерицей и хорошей хозяйкой. Почти никогда не возникает вопроса о красоте и возрасте.

Разводы или измены бывают, но очень редко.
В настоящее время молодёжь в основном женится по обоюдному желанию, по любви. Бывают свадьбы, но чаще всего молодой человек привозит в свой чум девушку и ставит родителей перед фактом.

Официальная регистрация почти не имеет значения, зачастую молодые получают свидетельство о браке тогда, когда запишут первого ребёнка в сельсовете. Ведение общего хозяйства – это самый главный критерий для того, чтобы назвать молодую пару мужем и женой.

Если муж и жена – ненцы, то никому из них не нужно объяснять те или иные понятия, явления. Многие ненки, которые вышли замуж за русских, жалуются на то, что мужьям из других регионов приходится объяснять элементарные вещи, образ жизни нашего народа, традиции, обычаи, особенности быта тундровых людей и так далее. С парнями своей нации намного легче жить, но некоторые женщины-ненки, особенно из интеллигенции, стараются найти себе русских мужей.

В сельских районах, особенно в небольших посёлках, молодёжь тоже предпочитает жениться или выходить замуж только за своих, поселковых.

Некоторые изменения произошли в семидесятые и восьмидесятые годы двадцатого столетия в связи с геологоразведочными работами, когда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа появились геологические экспедиции, сейсмические партии, буровые, конторы строителей, газопромысловые установки, трассовые посёлки газовиков. Приезжали в основном мужчины. Они были разных возрастов, национальностей, профессий, взглядов на жизнь.

В те годы у сельских девчат был самый настоящий переполох: на танцах в сельских клубах толпились безусые или бородатые геологи, буровики, дизелисты, трактористы, механики, строители, демобилизованные воины. Многие мужчины на Севере завели по второй семье, и молодые хорошенькие ненецкие девушки стали рожать белобрысых ребятишек с голубыми глазами. Но мало кого из этих девчат увезли с Севера.

Многие мужчины, накопив энную сумму денег, уезжали к себе на родину, как они выражаются, на «большую землю», оставив своих детей на просторах бескрайней тундры. Но были такие, кто всё же остался жить со своими ненецкими жёнами и детьми, изредка выезжая в отпуск на историческую родину.

Разные истории происходили с ненецкими девушками и женщинами за последние четыре десятилетия. Лет тридцать пять назад многие жители нашего посёлка наблюдали, как русский парень Вася (мы всех приезжих называем русскими, независимо от национальности) каждое воскресенье сопровождает ненецкую девушку Олю в чум её родителей, который находился недалеко от посёлка, за небольшим озером, что слева от Хукэ-сопки. Мы в ту пору ежегодно приезжали к родителям, которые тоже жили в чуме недалеко от высокой сопки.

Первое лето эта молодая пара часто ходила к старикам, родителям девушки, которые сначала с опаской воспринимали ухажёра своей дочери, а потом привыкли. На следующее лето они ходили туда уже с большим свёртком в руках – родился первенец. Позже родились ещё два сына. Иногда семья выезжала в отпуск на родину мужа. Дети считают себя ненцами, говорят на ненецком и на русском языках. А их отца Василия в посёлке считают своим, потому что он уже давно говорит на ненецком языке, знает каждую семью. Так тихо и естественно влился в жизнь этого народа парень из марийской деревни и никуда не собирается уезжать из этих мест, которые стали для него родными.

В другом небольшом посёлке молодой зоотехник с Украины в первую же весну влюбился в молодую женщину-ненку с двумя детьми. Роман был бурным, и осенью, когда зоотехник прибыл из тундры в посёлок, решил жениться на своей возлюбленной. За полгода Сергей, общаясь ежедневно с тундровиками, легко усвоил ненецкий язык и сыграл зимой свадьбу на широкую ногу по меркам того времени. Вскоре родился совместный ребёнок. Жизнь шла своим чередом: он работал в тундре, часто приезжал к семье в посёлок, а Люся работала учительницей в школе.

Однажды весной Сергей получил телеграмму от матери из украинской деревни под Житомиром, мать заболела и вызывала его к себе. Сергей собрался и улетел один на свою родину, пообещав жене, что больше трёх недель не пробудет там и вернётся...

Но прошло время, жена писала телеграммы, письма, а ответа не было. Вскоре в посёлке узнали о том, что Сергей у себя на родине... женился, скоро у его украинской жены родится ребёнок. Люся сначала не поверила и решила ехать на далёкую Украину. Взяла сына, предстала перед матерью своего мужа, а та сказала: «Не знаем мы никакой жены Сергея на Севере. Тут находится его семья. Просим не беспокоить нас».

Сергей был в отъезде, и Люся его не видела. Так ни с чем вернулась в свой посёлок. Она была женщиной видной, и время от времени у неё стали появляться кавалеры. Иногда она устраивала пьяные оргии и драки, забывая про детей и работу, кричала о том, что уедет к мужу на Украину.

Через три с половиной года, в жаркий летний день, Сергей прилетел в северный посёлок и вырос на пороге дома своей бывшей жены, которая без всяких объяснений приняла его снова.

Они прожили несколько лет, но постоянно ссорились и упустили тот момент, когда дети узнали вкус спиртного и стали курить.

Продолжение см. http://www.proza.ru/2010/12/18/349