О течении времени

Александр Ревцов
Если взглянуть на людей, очень долго пробывших в тюрьме, удивляешься - они молодо выглядят. Двадцатилетний, с виду совсем молодой человек, по-настоящему - сорокалетний, а тем, кто уверенно смотрится тридцатилетним - по паспорту под пятьдесят.

Смысл не в том, что тюрьма сохраняет здоровье - напротив, эти люди больны, очень часто серьёзно больны, но при этом достаточно молодо выглядят.

Парадокс? - Вероятно.

Полагаю, возможны два варианта: во-первых, скупость, редкость событий в тюрьме служит своеобразным "эликсиром молодости". То есть, скорость старения человека может зависеть от частоты значимых уникальных событий. Я замечал, что в тюрьме день бесконечен, так медленно тянется время - но пролетают недели и месяцы быстро, ты просто не помнишь о них.

В зоне событий чуть больше, но, всё же, месяц за месяцем пролетают бесследно. Безвременье зоны, возможно, приводит к эффекту "медленного времени", и человек не стареет, если события - редкость. На воле люди стареют быстрее - темп жизни и задает ритм "часов" человека.

В пользу этой теории свидетельствует и тот факт, что на воле бывшие арестанты почти мгновенно стареют - и на них наваливаются многочисленные болезни, которые ничем себя не проявляли в тюрьме.

Второй вариант: возможно, что имеются два генотипа людей, назовем их условно долгоживущими (ДЖИ) или короткоживущими индивидуумами (КЖИ). Эти термины принадлежат фантасту Ивану Ефремову, но я позволю себе использовать их в ином смысле, нежели автор.

Итак, вероятно, что ДЖИ в чём-то отличны от КЖИ, и потому нормы обычных людей неприемлемы (или отнюдь не являются нормой) для ДЖИ. Мир людей - это масса короткоживущих - и потому ДЖИ в меньшинстве. Подчиняясь законам, созданным КЖИ, они вынуждены изменять своей собственной сущности.

Не случайно "сбой" в поведении ДЖИ - преступление. Очевидно, что ДЖИ будут чаще других попадать под тяжёлую руку Системы, структуры, созданной большинством из людей для безопасности их же самих. Вероятно, что долгоживущих людей будет больше в тюрьме, чем на воле - и с более длинными сроками, чем у осужденных КЖИ.

Действительно, "долгоживущих" я встречал очень часто среди арестантов с большими (огромными!) сроками - восемь, двенадцать, шестнадцать лет, двадцать девять... Так долго и не живут :)

Может быть, есть и другие способы объяснить этот факт, но я вижу лишь два из них. Какой из них правильней - Бог его знает... Возможно, справедливы обе теории одновременно - ни одна из них не исключает другой.